Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:49, автореферат
Современная реальность, перманентная трансформация российского общества (в том числе и противоречивая), реализация возможностей его ресурсного обеспечения с особой остротой поставили вопросы качества профессионализации кадрового обеспечения государственного управления, востребованности профессионально-личностных способностей человека.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ профессионализации кадрового обеспечения государственной гражданской службы как управленческого процесса.
Государственная служба, как и всякая иная, состоит в обеспечении и осуществлении чужого права. В отличие от государственной власти государственная служба не обладает правотворческими полномочиями. Государственная служба имеет регулятивные функции лишь в отношении порядка и процедур реализации, обеспечения, контроля законности и защиты права.
Особенностью функций государственной службы в отличие от функций государственной власти является непрерывность их исполнения. Политические функции, в отличие от административных, не требуют непрерывного постоянного и систематического процесса государственной деятельности. Политика – это мир поиска и определения направлений, общего руководства, программ, отдельных мер и действий, это – искусство возможного, но не практика необходимого.
Государственная служба автоматична, этот автоматизм принятия административных мер, например, пресечения правонарушения, создает возможность постоянного и объективного бытия права в обществе, а не только появления в гражданском обществе права по праздникам или по благоволению власти. Автоматизм государственной службы – весьма существенное его качество, так как оно обеспечивает правовой характер государства, публичноправовой режим функционирования демократии. Вопрос в том, как, каким способом должна быть регулируема государственная служба для того, чтобы обеспечить автоматический характер исполнения ею законов и иных нормативных актов. Здесь ставится вопрос о правовой природе и форме отношения государственной службы как правоотношения. Будет ли это отношение работы, труда, урочного или внеурочного задания, то есть трудовое правоотношение или это будет отношение иного рода, административноправовое отношение публичного долга и службы закону, для которого не существует каких либо трудовых периодов исполнения задания и периодов ожидания задания, как это имеет место на производстве или в сфере торговли, торгового обслуживания, когда продавец ждет покупателя, клиента?
Так или иначе, по соотношению между составом политических функций государства и составом административных служб выражает тип публичноправового режима государства. В его крайних проявлениях имеем, с одной стороны, низкую степень публичноправовой юридизации, когда все или подавляющее число административных функций государства политизированы, профессиональные административные службы не сформированы, зависят всякий раз от усмотрения политического руководства страны и реорганизуются при каждой новой легислатуре главы государства, либо парламента, при реорганизации правительства действующим главой государства или представительной властью. В этом случае имеется либо авторитарнополитическое (при президентской системе), либо партийное государство. В противоположном случае – другая крайность, когда публичноправовой режим имеет высокоюридизированную форму, сугубо политические прерогативы высшей власти незначительны, а система профессиональных административных служб исполняет функции администрирования законов по всем без исключения прерогативам государства. Государственная политика подчинена всецело административной системе и для какихлибо политических новаций законодателя, возможности реформирующего нормотворчества весьма ограничены. Такую форму публичноправового режима следует называть полицейским, соответствующим полицейскому государству.
Сравнительно высокой устойчивостью, защищенностью от революционных ожиданий населения и способностью стабилизировать государственнополитическую практику посредством развитой системы профессиональных административных служб, объединенных в единую государственную службу, обладает публичноправовой режим, сочетающий в себе юридизацию исполнения политических функций, ограниченных законом с политическим контролем общества за административными службами страны
Цели государственной службы
Государственнополитические выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы
реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей
обеспечение благосостояния общества
Экономические повышение эффективности государственного управления экономикой
осуществление от имени государства управления государственной собственностью
поддержка предпринимательства
обеспечение финансирования затрат на государственную службу
снижение затрат на содержание государственного аппарата
Социальные исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов
решение общегосударственных задач управления
выполнение публичных дел
практическое осуществление функций государства
создание условий для связи государственного аппарата с народом
Правовые обеспечение соблюдения законодательства государства
создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата
Организационные организационнотехническое обеспечение органов государственной власти
профессионализация государственного аппарата
совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе
приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы
1.1.2. Понятия государственной службы и государственного служащего: зарубежный и отечественный подходы
Государственная служба по самому своему названию производна от понятия «государство» и от доступной народу государственной идеи, воплощаемой им в определенном типе государственности. Почему труд на государство должен осуществляться в виде службы? Служба есть деятельность в интересах других людей, определенное обязательство, которое берет на себя человек, действуя в общественном, публичном интересе.
«Под службой в русском языке традиционно понимается «польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело» . То есть служить – это значит не только «состоять при службе, при должности, занимать месть с определенными обязанностями», но и «быть полезным, нужным, надобным».
С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Так, А.П. Алехин государственную службу в широком смысле понимает как выполнение служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах. Относить ли службу во всех государственных организациях к государственной службе зависит от государства. В условиях централизованного государства, когда все хозяйственные и социальные сферы были государственными, безусловно, такая служба относилась к государственной.
Существует и другой подход, который представлен в рассуждениях А.Д. Градовского: «Под именем государственной службой мы разумеем известное юридическое отношение, возникающее для данного лица, вследствие принятия им определенной государственной должности». При этом «государственная должность.есть постоянное установление, предназначенное к непрерывному осуществлению определенных целей государства»
В современных трактовках отечественных ученых можно встретить такие толкования государственной службы, как:
.Государственная служба как социальная категория – это профессиональное осуществление по поручению государства общественнополезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях.
.Публичная служба в общем виде.есть выполнениями чиновниками на профессиональной основе функций и задач юридических лиц публичного права.
Государственная служба – это система нормативно установленных отношений между обществом и государством, государственным служащим и государством для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти.
В зарубежных странах термин «государственная служба» иногда заменяется термином «гражданская служба» (Великобритания, США), «публичная служба» (Франция, Германия, Япония).
В Великобритании понятия «государственная служба» и «гражданская служба» используются как равнозначные. Гражданскими (государственными) служащими являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом.
В Германии, как и в ряде других стран, государственная служба называется в буквальном переводе на русский язык «общественной» (или «публичной»). Это понятие охватывает всех работников государственных учреждений. К ним относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, министры, члены дирекции Федерального банка, а также полицейские, военнослужащие, служащие железных дорог, почтовых учреждений и т.д.
Во Франции государственная служба традиционно рассматривается как общественнополезная деятельность, осуществляемая од руководством политической власти от имени и в интересах граждан. Она требует от своих сотрудников определенной квалификации и соответствующих моральных качеств. Государственный служащий, то есть гражданин, выполняющий государственные функции, прежде всего служит своим согражданам, но при этом он является представителем государства и в этом качестве является, пусть даже в весьма скромных масштабах, носителем могущества и величия государственной власти.
Общепринятого определения понятия «государственная служба» в научной юридической литературе нет. Некое обобщение мнений теоретиков сделал профессор Ноздрачев А.Ф. (учебник «Государственная служба») , указав наиболее характерные определения:
- как формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства;
как формы реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина;
как механизма формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;
как системы государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;
как особого вида управленческой деятельности.
Ученые Российской академии государственной службы предлагают следующее понятие государственной службы: «Государственная служба – это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических и социальных задач; публичноправовые отношения между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу». Это громоздко. Профессор Атаманчук Г.В.дает более короткое определение: «Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах».
Можно проследить определенную эволюцию понятия «государственной службы» в законодательстве России. Так, федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995г. трактовал ее как «профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». При этом согласно статье 2 к «государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающих государственные должности категории «Б» и «В».
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» №58ФЗ от 27.05.2003 устанавливает систему государственной службы. Она включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба
При этом надо знать, что государственная гражданская служба подразделяется на - федеральную государственную гражданскую службу и – государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная и правоохранительная служба является видами только федеральной государственной службой. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон №58ФЗ.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» содержит более развернутое толкование данного понятия.
В ст. 1 Федерального закона №58ФЗ установлено:
«1. Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Анализируя ст.1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие признаки государственной службы:
вопервых, это профессиональная деятельность, то есть осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая от гражданина, ее осуществляющую, их наличия, а также соответствующего профессионального образования по направлению деятельности, в отдельных случаях – опыта профессиональной деятельности и государственной службы;
вовторых, это служебная деятельность, то есть направленная на обеспечение функционирования государственных органов, лиц, замещающих, государственные должности, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и имеющая обязательственный характер;
вотретьих, в процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов Российской Федерации и ее субъектов,
вчетвертых, такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими штатные государственные должности.
И, наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.