Принятие решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:49, автореферат

Описание

Современная реальность, перманентная трансформация российского общества (в том числе и противоречивая), реализация возможностей его ресурсного обеспечения с особой остротой поставили вопросы качества профессионализации кадрового обеспечения государственного управления, востребованности профессионально-личностных способностей человека.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ профессионализации кадрового обеспечения государственной гражданской службы как управленческого процесса.

Работа состоит из  1 файл

ОБУХОВА Лариса Александровна.docx КАДРЫ.doc

— 499.00 Кб (Скачать документ)

 

5. Выявлены и обоснованы психолого-акмеологические условия продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих, выражающиеся: в актуализации мотивационно - смысловой сферы личности; в соответствии избранной профессии перспективе жизненной стратегии; в уровне сформированности профессионально необходимых качеств; в осознании необходимости развития у себя психологических новообразований - метаспособностей: самоконтроля, саморазвития, самосовершенствования, самопроектирования, действующие на общем, особенном и единичном уровнях.

 

6. Определена направленность психолого-акмеологического сопровождения профессионализации государственных и муниципальных служащих на актуализацию мотивационно-смысловой сферы, осознание личностью профессионального выбора, включение мотивов обучения в жизненный план личности, реализацию имеющегося жизненного и служебного опыта в подготовке к будущей профессиональной деятельности.

 

7. Разработана и адаптирована на основе выявленных психологических условий методика психолого-акмеологического сопровождения профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.

 

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диссертационного исследования, обобщения и выводы о психолого-акмеологических условиях продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования могут быть использованы для совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров госслужбы при разработке учебных программ, при планировании и организации учебно-воспитательного процесса и его психолого-акмеологического сопровождения, при выборе и реализации методов и форм психолого-педагогического воздействия, повышения эффективности планирования и организации деятельности профессорско-преподавательского состава, специалистов профессионального психологического отбора, кадровых органов.

 

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальных работ на базе Сибирской академии государственной службы, при разработке нормативных документов 14 субъектов Сибирского Федерального округа, в процессе выполнения НИР "ПРОФЕССИОНАЛ" в 1999-2000 годах,. при чтении курса "Социально-психологические и правовые основы управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих" в СибАГС, Новосибирском государственном университете, в Московском государственном социальном университете. Результаты исследования обсуждались на Всероссийском социальном конгрессе «Концепция отечественного социального образования» (5-7 июня 2002 г.), Межвузовской конференции "Гуманитаризация высшего профессионального образования как задача реформирования системы образования в современных условиях" (Москва, 1998 год), на научной сессии СибАГС в 2000 и 2001 гг., межкафедральных учебно-методических семинарах в Московском государственном социальном университете и в Новосибирском госуниверситете.

 

По результатам исследования разработано учебно-методическое пособие "Психологические условия продуктивной профессионализации руководителей", в котором изложены теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию процесса профессионализации государственных и муниципальных служащих.

 

Положения, выносимые на защиту:

 

1. Профессионализация государственных и муниципальных служащих представляет собой процесс взаимосогласования требований профессии к личности и личности к профессии, результатом которого выступает общественное одобрение деятельности человека и его личная удовлетворенность процессом труда на основе соответствия его психологических новообразований требованиям профессиональной деятельности. В системе дополнительного образования государственных и муниципальных служащих доминирующей тенденцией профессионализации становится профессионально-личностный рост государственных и муниципальных служащих, обеспечивающий им продуктивное выполнение функциональных обязанностей.

 

2. Акмеологические модель, алгоритм и технология продуктивной профессионализации, выражая сущность многопланового процесса профессионально-личностного роста государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования, представляет собой системную архитектонику развития творческого потенциала в соответствии с принятой стратегией и практикой.

 

Модель продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих отражает требования государственной службы в условиях Сибирского Федерального округа, представленные в дидактическом материале, а также структурно-функциональный состав системы профессионализации, ее внутренние и внешние взаимосвязи, объединенные общей целью - продуктивного профессионально-личностного развития кадров госслужбы.

 

Алгоритм профессионализации государственных и муниципальных служащих устанавливает системную регламентацию процесса обучения, воспитания и саморазвития, в котором продуктивно используются возможности профессиональной деятельности, образования и самосовершенствования, обеспечивая обучаемым продуктивный профессионально-личностный рост.

 

Технология продуктивной профессионализации кадров госслужбы определяет подбор, конструирование и системное использование дидактического инструментария и педагогически обоснованных способов их профессионально-личностного развития в соответствии с научными организационно-методическими рекомендациями.

 

3. В контексте профессионализации кадров госслужбы стратегия и практика профессионализации наряду с парадигмальным компонентом включает инновационные составляющие - стратегии профессионально-личностной адекватности, деформации и индифферентности. Психолого-акмеологическое содержание и динамика данных стратегий у государственных и муниципальных служащих проявляется через активное участие в учебно-воспитательном процессе и самосовершенствовании, позволяя эффективно использовать ресурсы всех компонентов профессионализации, максимально увязывая ее с профессиональной деятельностью и потребностями обучаемых.

 

Социально и личностно одобряемой является активная реализация инновационной стратегии профессионально-личностной адекватности для совершенствования профессионально важных качеств. Эта стратегия реализуется на всех этапах профессионализации, определяя динамику актуализации мотив ационно-смысловой сферы обучаемых и их взаимодействие с обучающими. Принятие обучаемыми стратегий профессионально-личностной деформации и индифферентности, несмотря на неоднозначное восприятие их социальным окружением, повышает психическую устойчивость, дает эффект самосохранения и при психолого-педагогической коррекции приводит к переходу от социально неодобряемой стратегии (ПЛД) к одобряемым (ПЛА, ПЛИ).

 

4. Продуктивная профессионализация государственных и муниципальных служащих обеспечивается на основе создания профессионально-личностных, деятельностно-средовых и образовательно-целевых психолого-акмеологических условий, которые действуют на общем, особенном и единичном уровнях. Они выражаются в актуализации мотивационно-смысловой сферы личности, прохождении при обучении стратегии профессионально-личностной адекватности - как одобряемых социально и принимаемых личностно согласованных показателей учебной деятельности и адекватных новообразований у обучаемых, формировании в процессе профессионализации необходимых для профессиональной деятельности профессионально-важных качеств в виде новых психологических образований - знаний, умений, навыков, профессиональных позиций, акмеологических инвариант, креативной активности в виде самопроектирования, саморазвития, самосовершенствования, саморегуляции, самоконтроля.

 

5. Основными путями оптимизации профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования являются: формирование и реализация стратегии продуктивной профессионализации, способствующей профессионально-личностному развитию, формированию профессионально-важных качеств (ПВК) и основных профессиональных новообразований;

 

- создание психолого-акмеологической системы профессионализации, включающей: психолого-педагогическое моделирование труда кадров госслужбы, развитие их творческого потенциала в процессе обучения и в процессе последующей профессиональной деятельности, социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования, организация и совершенствование взаимодействия различных служб (педагогов, кадровых работников, психологов, специалистов профотбора) в целях психолого-акмеологического сопровождения (мониторинга) профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования;

 

- создание и учёт психолого-акмеологических условий продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих, выражающихся: в актуализации мотивационно - смысловой сферы личности, в уровне сформированности профессионально необходимых качеств, в осознании необходимости развития у себя психологических новообразований -метаспособностей - самоконтроля, саморазвития, самосовершенствования, самопроектирования, действующие на общем, особенном и единичном уровнях;

 

- организация психолого-акмеологического сопровождения, включающего исследовательско-диагностическую, аналитико-прогностйческую, проекгировочно-конструкторскую, организационнопедагогическую, тренингово-развивающую, коррекционно-консультативную деятельность профессорско-преподавательского состава, психологов и представителей кадровых органов. 6. Психолого-акмеологическое сопровождение профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования направлено на: а) актуализацию их личностно-профессиональных смыслов в профессиональном развитии; б) совершенствование приемов и способов самоопределения, саморазвития, творческой деятельности, самооценки обучаемых в ходе учебы; в) включение тренинга новых психологических образований, как приращений к знаниям, навыкам и умениям, так и в формировании профессиональных позиций, акмеологических инвариант, овладения конструктивной стратегией в учебно-воспитательный процесс.

 

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Заключение:

 

8. Выводы из проведенного исследования легли в основу предложений по разработке системы психолого-акмеологического сопровождения (мониторинга) профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования. Эти рекомендации реализованы в процессе адаптации методики профессионального психологического отбора, проведения в рамках мониторинга психологического консультирования, коррекции, использование профессионально-рефлексивного практикума.

 

Эта работа должна проводиться как непосредственно организаторами учебно-воспитательного процесса, так и специалистами профотбора, профессиологами.

 

Для повышения эффективности такой работы необходима модернизация системы комплексной оценки государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования, включение в ее программу элементов самооценки, самоконтроля, самопроектирования.

 

Для всестороннего и полного учета в процессе профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования выявленных психолого-акмеологических условий необходимо решить ряд организационных вопросов, реализовать в практике психолого-акмеолоического сопровождения (мониторинга) ряд аспектов В этой связи целесообразно.

 

1 Провести профессиографию специальностей государственных и муниципальных служащих. Результатом такой работы должны стать Методические рекомендации по проведению профессионального отбора госслужащих, дополнить этот документ задачами психологоакмеологического сопровождения (мониторинга) профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.

 

2 Включить в систему дополнительного образования адекватные методики изучения профессионализации, адаптированные в данном исследовании и других исследованиях по этой проблеме. Предусмотреть дальнейшую адаптацию этих методик к конкретным условиям профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих.

 

3 В процессе подготовки государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования активнее использовать предлагаемые психологической наукой методики отбора, сопровождения, коррекции профессионализации, обеспечить достаточный уровень профессиологических и акмеологических знаний профессорско-преподавательского состава.

 

4. В интересах интенсификации процесса профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования разработать банк психологического содержания стратегий профессионализации (профессионально-личностных адекватности, деформации, индифферентности). Собранные таким образом данные должны стать материалом для проведения дальнейшей профессиологической и акмеологической работы с целью выработки основ единых профессиональных квалификационных критериев для подготовки государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования.

 

В рамках проведенной теоретической и практической работы предпринята попытка осветить наиболее общие профессиологические и акмеологические условия продуктивной профессионализации государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного образования, реализация которых возможна с оптимальными затратами ресурсов и направлена прежде всего на использование организационных и психолого-акмеологических аспектов.

 

Профессиологическая и акмеологическая работа в системе дополнительного образования в частности требует более полного изучения проблемы взаимодействия психологических механизмов, обеспечивающих профессионализацию личности в зрелом возрасте, на различных этапах профессионального развития. Есть необходимость дальнейшего повышения надежности и валидности использованных методик, а также проведение процедуры валидизации других эффективных психологических средств.

 

Мы надеемся, что материал данного диссертационного исследования внесет определенный вклад в разработку проблем психологии и психологии труда и будет содействовать повышению эффективности профессиональной подготовки кадров государственной службы.

Информация о работе Принятие решений