Проблемы социализации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:59, реферат

Описание

Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи
& 2. Методологические подходы к определению понятия "молодежь"
& 3. Молодежь и время
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Социализация как социальная и научная проблема
& 2. Проблема социализации человека в западной философии
& 3. Формы социализации
ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема самоидентификации молодежи
& 2. Взаимосвязь поколений
& 3. Духовные факторы социализации
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
& 2. Общество, традиции и социализация молодежи
& 3. Инновации и социализация молодежи
ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
& 1 Кризис традиционных форм социализации молодежи
& 2. Становление государственной молодежной политики
& 3. Методологические проблемы современной социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

У нас, наоборот, сегодня телевидение сформировало политически слепоглухонемую молодежь. Но здесь сыграла свою роль не столько устраненность нашего телевидения от политического влияния на умы молодежи (хотя отрицать и этот факт невозможно), но и объективная ситуация невключенности политических факторов и институтов в жизнедеятельность молодежи, ввиду их неразвитости, невостребованности, незначимости. Добавим сюда, что за последние годы наша реальность, в том числе и СМИ, преуспели в пропаганде нормы жизни, в которой социальная справедливость либо вообще приобрела некий одиозный оттенок, либо в лучшем случае является производной от индивида, его личных качеств, а не является задачей общества или государства.

Учитывая, какие из этой позиции  возможны следствия, придется провозгласить необходимость контроля и ограничений в отношении деятельности СМИ, как выше было сказано в отношении науки и познания. Сама молодежь сейчас так оценивает свое отношение к СМИ. Вопрос социологического опроса (Оренбургская область, 1997 г.) "Должна ли свобода слова быть ограниченной?" получил 30,7% утвердительных ответов, подавляющее же большинство респондентов высказалось против ее ограничения (29,0% категорически не согласны, 26,3% - не согласны).

Однако в этих позициях сказываются  демагогия и политические спекуляции последних лет. Ибо не бывает абсолютно неограниченной свободы слова, поскольку слова имеют организующую и формирующую силу, способны материализовать любую идею, поднимая и завоевывая массы. Всегда есть ограниченная свобода слова для тех или иных классов, позиций, взглядов, идей и т.п. Вопрос только о поиске таких форм ограничения, при которых не был бы ущемлен позитивный интерес одной группы в отличие от возможностей "зеленой улицы" позитивному интересу другой группы. Но ограничение обязательно должно касаться обеспечения общественного позитива и перекрывания негатива, несущего деструктивные общественные тенденции.

Ограничение обязательно должно касаться попыток одной группы быть единственным субъектом общественного развития, ибо здоровый плюрализм - это фактор устойчивости и расширения ресурса развития социума. И ограничение обязательно должно выполнять социально-защитную роль, не давая свободе слова вылиться в антиобщественный произвол мнений. А чем, как не ограничением свободы слова, можно назвать целенаправленное использование средств массовой информации в организации, консолидации, сплочении противостоящих социальных сил?

При приведенном раскладе мнений и  общественных позиций по отношению  к "свободе слова" можно прогнозировать возможность различных антигосударственных акций со стороны населения (молодежи), стоит только любой попытке государственного или общественного регулирования этой сферы приклеить ярлык ограничения свободы слова. Мы уже сегодня под маркой свободы слова сделали нормой многие деморализующие и духовно-разлагающие издания, фильмы и прочие продукты духовного производства, по отношению к которым нормальная государственно-общественная политика цивилизованных стран не боится взять на себя функции ограничителя, встречая при этом благосклонное понимание и поддержку самых широких слоев населения.

Под вывеской свободы слова мы стесняемся положить конец произволу политических скандалов, поливания грязью всех и  вся, включая правительство, парламент, президента, партии, движения и конкретных лиц, выступающих на общественной арене в том или ином качестве. Когда наша цивилизованность (а только в ее русле имеет право на существование свобода слова, т.е. свобода цивилизованного, культурного, социально-положительного, благого слова) научится отличать свободу слова от произвола брани? Это вопрос большой культурно-воспитательной работы, неотъемлемым образом связанный с социализацией молодежи, а также с теми проблемами, с которыми приходится сегодня иметь дело в нашей стране.

ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

& 1. Кризис традиционных  форм социализации молодежи 

ХХ век отмечен кризисными явлениями  во многих направлениях социальной жизни. Не остались в стороне от них и  процессы социализации. Технизация жизни, разрушение прежней социальности и межпоколенных связей, невыстроенность новых социальных институтов и недостаточность социальных связей, ненаполненность социального пространства, затрудняющая социальное движение в избираемом направлении, внесли существенные изменения в прежние механизмы социализации. Усложнение социального организма, разрушение множества границ и перегородок, размывание и текучесть социальных процессов, рост динамики социальных групп, вытеснение кровно-родственных связей социальными и национально-этническими - эти и ряд других объективных процессов истории сломали веками эффективно работавшую громоздкую, но простую машину воспитания.

В патриархальном обществе, где главной  социализующей ячейкой была семья, а низкая производительность труда  определяла основное содержание жизни в виде постоянной трудовой деятельности, дети рано приобщались к труду, рано взрослели. Неразвитость социальных институтов предопределяла простоту социальных связей вне семьи, которые лишь в малозначительной степени дополняли семейный процесс воспитания.

Со временем ситуация изменилась. Ныне семья как социализующий  институт испытывает объективное давление со стороны новых социальных реалий, к которым она оказалась почти  не готова. Кроме того, как своеобразная ячейка общества, она сама когда-то возникла как некое ограждение от родоплеменных связей и влияний. Она сама, отгородившись через "мое" и "чужое" внутри родоплеменного строя, перенесла на собственную территорию проблему воспитания и образования. А теперь оказалась не в состоянии обеспечить полноту даже тех социализующих связей, которые оставались в ее ведении уже после того, как возникли институты вторичной социализации.

Со временем все большее влияние  на становление личности и поколения  приобретают школа, производство, армия, общественные организации и неформальные объединения. Но передав функции социализации обществу и государству, с одной стороны, семья не смогла передать им собственную функцию сопереживания ценностей, а с другой стороны, сегодня своим образом жизнедеятельности, она не подводит и к переживанию ценностей. Эта пропасть - одна из сложнейших проблем современного воспитания. Частью, где это возможно, этот пробел восполняет религия, но религиозные традиции не имеют достаточной силы в современности.

Вместе с тем, позиции семьи как института социализации пока еще достаточно сильны. Их сила и слабость могут колебаться в зависимости от социально-исторических условий жизни общества. Но наступление новых реалий конца ХХ века объективно несет в себе потенциал разрушительных тенденций. И это касается не только нестабильных и неблагополучных семей, но угрожает институту семьи в целом.

Ведущим институтом вторичной социализации в ХХ веке стало образование. Оно  превратилось ныне в мировую систему  гигантских масштабов. Это огромная социальная машина, в которой над миллионными контингентами людей на протяжении десятилетий идет образовательная работа. В образование сейчас человек включается чаще всего с 3-х лет, а большинство не покидает его практически всю жизнь.

Высокий уровень производственного потенциала, высокая техническая и социальная оснащенность современной жизни, задачи модернизации или конкуренции многих стран задают сегодня высокие образовательные стандарты. Но их требования все чаще не согласуются с наличными возможностями обществ. Это выражается то в ограниченности материально-технических, финансовых, кадровых и прочих ресурсов для обеспечения стремлений широких слоев населения к высшим уровням образования. То, наоборот, в неприятии частью населения насаждаемых норм и требований.

Тогда общество стремится снизить  притязания к образовательному уровню отдельных групп населения, ввиду  роста негативной реакции на эти  требования. В первом случае мы имеем, например, современные дебаты о недостатке финансирования в США, Великобритании или сложности обеспечения образования в Италии и Греции. Во втором - статистику детских самоубийств в Японии или рост асоциальности и насилия среди школьников в ФРГ. Возможен и вариант неспособности общества обеспечить должное применение достигнутому уровню общей образовательной культуры и профессиональной квалификации населения ("перепроизводство кадров").

Многие страны озабочены сейчас проблемой низкого качества образования. Стало уже привычной нормой признание  несоответствия уровня общеобразовательной подготовки значительной части молодежи возросшим требованиям научно-технического прогресса. Растет численность функционально безграмотных, только в США и некоторых европейских странах составляющее, по оценкам, более 40 млн. человек. В мировом масштабе возрастает число просто неграмотных, достигшее уже 1 млрд. Неуклонный рост мирового населения, имеющего непозволительный - недостаточный или практически отсутствующий - по сегодняшним меркам, уровень образованности, свидетельствует о том, что образование не поспевает за скоростью и требованиями современной жизни, и это отставание приобретает все более масштабный, кризисный, характер. (См.78)

Неуклонно растут затраты на образование, оно становится все более дорогим. Нехватка общественного ресурса - финансового, материально-технического, кадрового, организационно-управленческого - тоже нередко оценивается обществом как кризис. Быстро растет потребность в современной технике, остро стоит проблема нехватки учителей, разрешить которую невозможно без повышения их зарплаты и без постоянного повышения их квалификации. Дефицит средств носит уже хронический и все углубляющийся характер.

Рост необходимых затрат на образование  увеличивает расслоение общества, делает образование все менее доступным  для большого числа населения, превращает его в фактор социальной дискриминации. Отмечается падение социального престижа образования, рост недовольства по поводу его неэффективности, развенчание надежд на его способность разрешить многие социальные проблемы.

Кризис школы свидетельствует о потере ею ориентиров и ценностей образования. Об этом говорят ее неспособность ответить на главные вопросы жизни и собственной деятельности, безуспешное стремление угнаться за темпами изменения производства и социальной жизни, за информационным и деятельностным бумом. Отсюда - неподдающийся разумной коррекции рост объемов содержания образовательных программ, осознание безнадежного отставания и невозможности решения этих проблем актуально имеющимися средствами.

В связи со всеми указанными обстоятельствами современное образование стало предметом повсеместных дискуссий в политических и научных кругах во всем мире. Наиболее ожесточенные споры разгораются вокруг вопросов о роли государства в развитии образования, объемах государственного финансирования, о соотношении и приоритетах между государственным и частным секторами систем образования, о степенях и формах самодеятельности учебных заведений и государственных гарантиях качества, а соответственно - контроля образования, о роли частной инициативы и методах ее стимулирования, о способах кооперации образования с бизнесом и интеграции в производство, о новых принципах управления национальными и региональными системами образования и т.д. Но ключевыми вопросами по-прежнему остаются - кого, чему и как учить.

Некоторые ученые считают, что нужно  полностью менять технологию обучения, чтобы приспособить дидактику к  личностным особенностям учеников. Другие - что образование сегодня является средством государственного насилия  над людьми, насильственного влияния и манипуляции, в чем усматривают прецедент нарушения прав человека.

Для спасения мировой системы образования  ныне предпринимаются колоссальные усилия, но пока все меры оказываются  недостаточными и не дают желаемого  эффекта. У такого результата есть свои причины. Во-первых, объективные, на которые система образования, будучи фактором инфраструктурным, средственным, не может повлиять в нужном для себя направлении. Она обеспечивает и развивает их, но сама при этом становится заложницей современных процессов развития техногенной цивилизации. Это ускорение темпов индустриального развития, расширение его масштабов, усложнение технологических параметров современных производств, сокращение периодов устойчивости действующих моделей производства, быстрая смена технологий, невиданный ранее рост информатизации, усложнение форм и оснащенности труда и других видов социальной деятельности. В результате чего возрастает затратность производства ( в материально-техническом, сырьевом, деятельностном, информационном, профессионально-кадровом, финансовом и др.аспектах).

В десятки раз выросли информационные потоки, соответственно, возникают  принципиальные трудности соизмеримости  информационных возможностей человека и необходимого информационного  оснащения его труда и жизни. При этом попытки образования угнаться за социальным заказом в тех формах, которые сложились в прошлом веке, обрекаются на провал. Отсюда в образовании возникают неразрешимые проблемы: несоизмеримость темпов экономического развития с рамками имеющихся образовательных циклов, их информационным и деятельностным пространством; проблемы экологизации образования, информационный бум и границы его ассимиляции, недостаточность базы (технологической, материально-технической, финансовой, кадровой и др.) для решения возникающих в связи с этим задач. Эти особенности современной жизни показали принципиальную несостоятельность попыток образования угнаться за новыми реалиями, обрекли образование, основанное на потребностях и возможностях 19 века, на безнадежное отставание, загнали его в тупик.

Кроме того, антиобразовательный эффект имеет и специфика других социальных процессов. Таких, как расширение масштабов  мирового производства, современная  геополитическая борьба стран, разрушение традиций в ходе современных модернизаций, урбанизация городов, социально-профессиональная мобильность групп и слоев общества, кризис техницизма и сциентизма и многое другое. Каждый из этих факторов имеет целый спектр негативных для образования следствий. Например, борьба за геополитические интересы порождает политические противоречия, рост милитаризации и военных расходов, развитие военных производств. А эти, в свою очередь, не только усугубляют экономические проблемы, но порождают противоречия между национальными и общечеловеческими интересами, трансформируют общекультурное содержание и установки образования. Оно, вопреки провозглашаемым целям, превращается в машину по обеспечению национальных противостояний человеческим ресурсом.

Недостаточность ресурсов для обеспечения  бесконфликтной социальной политики в обществе находит в образовании свое отражение в факте превращения его в средство социальной дискриминации. Рост социального расслоения и социальной напряженности, обострение проблемы социальной справедливости и борьбы различных социальных групп за свои интересы не только сказываются на успешности образования, но и поддерживаются и углубляются в нем. Но это - характеристики и причины системного кризиса образования в мировом масштабе.

Но оставив на этом высокие материи, посмотрим на наше российское образование без масштабных линеек и увеличительных стекол. Социологические исследования свидетельствуют: почти половина представителей молодежной среды (46,7%) считает активным формирующим фактором своего мировоззрения семью, еще треть - что семья даже пассивно сыграла значимую роль в этом процессе (Соц.исследования 1991г.) Тогда как влияние школы на ее жизненные позиции, по ее мнению, гораздо скромнее. Так,

Информация о работе Проблемы социализации современной молодежи