Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:59, реферат
Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи
& 2. Методологические подходы к определению понятия "молодежь"
& 3. Молодежь и время
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Социализация как социальная и научная проблема
& 2. Проблема социализации человека в западной философии
& 3. Формы социализации
ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема самоидентификации молодежи
& 2. Взаимосвязь поколений
& 3. Духовные факторы социализации
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
& 2. Общество, традиции и социализация молодежи
& 3. Инновации и социализация молодежи
ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
& 1 Кризис традиционных форм социализации молодежи
& 2. Становление государственной молодежной политики
& 3. Методологические проблемы современной социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Итак, согласно статистическим оценкам ООН, количество молодых людей в мире составляет около 1 млрд. человек, или примерно одну пятую часть человечества (в 1984 году оно включало 922 млн. человек, или 19,4 % всего мирового населения. Это значит, что по сравнению с 515 млн. человек в 1960 году оно возросло на 79%, а по сравнению с 661 млн. человек в 1970 году - на 39%. Тот прогноз и определил, что к 1990 году численность этой категории населения превысит один миллиард человек.
В настоящее время приблизительно 187 млн. молодых людей (16,1% всего населения) проживают в более развитых регионах и 734 млн. (20,4 %) - в менее развитых регионах мира. Таким образом, четверо из каждых пяти молодых людей проживают в менее развитых странах, что отражает более молодую возрастную структуру населения менее развитых регионов. Разрыв между более развитыми и менее развитыми регионами в относительной численности молодого населения увеличивается, вследствие различных темпов роста этой возрастной группы в этих регионах. Доля молодежи в составе населения менее развитых регионов возросла с 69% всего молодежного населения земного шара в 1950 году до 74% в 1970 году и до 80% в 1984 году, а в 2000 году она составит 84 %.
44 % молодежи (или 410 млн. человек, по статистике 1984 года) проживает в городских районах, 56 % (или 512 млн.) - в сельских. Таким образом, примерно 9 из каждых 20 молодых людей являются горожанами. То есть, молодые люди более склонны жить в городах, чем остальное население. Отметим, что доля всего городского населения в мире, включая все возрастные группы в совокупности составляет 41%, т.е. вполне сопоставима и почти равна доле молодежного населения (составившей 44 %). Эта тенденция прослеживается как в более развитых районах (78 % молодых людей - по сравнению с 72 % всего населения), так и в менее развитых регионах (36 % молодых людей - по сравнению с 31 % всего населения). Считается, что эти тенденции отражают процесс миграции молодежи из сельской местности в города в поисках работы, образования и других возможностей своего развития.
Как объект пристального внимания молодежь для ООН возникла относительно недавно - в начале 80-х годов. Мировое сообщество, в силу своей чрезвычайной разнородности, довольно медленно и долго естественно-эволюционным путем доходит до осознания общности и всеобщности некоторых проблем. В этом отношении проблемы молодежи как раз напротив, относительно быстро стали одной из приоритетных тем для обсуждения на мировых форумах. Это оказалось связано не только с сугубо демографическими проблемами, но и с осознанием того реального места в историческом процессе, которое стало принадлежать молодежи. Действительно, 80-е годы стали периодом своеобразного штурма молодежных проблем, что нашло свое отражение и закрепление, прежде всего, в документе ООН под названием "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи".
Это связано с тем, что оценка
глобальной экономической ситуации
и ее региональных проявлений все
более свидетельствует о
Вот под эти задачи, в свое время,
и была разработана и принята
ООН "Стратегия руководящих
Структура документа "Руководящих принципов" является инвариантной схемой для анализа ситуации с молодежью в любой стране, а принципы руководства реализацией на практике дают фактически всегда положительный результат. Этот документ предполагает характеристику положения молодежи в демографической структуре, выделение групп и проблем, требующих особого внимания, условий для улучшения положения молодежи. Руководящие принципы призваны обеспечить концептуальную основу для национальных программ и определить общие факторы, которые получили всеобщее признание и имеют отношение к решению конкретных проблем. Они призваны подкрепить местные и национальные инициативы, сконцентрировав и ориентировав на соответствующие виды деятельности опыт и помощь системы Организации Объединенных Наций и других межправительственных, а также неправительственных организаций.
Раз уж мы занялись "следствием", то надо ответить и на конкретно-исторические вопросы (древнего римского права): Кто? Где? Когда? Как? При каких обстоятельствах? С какой целью? - принимал те или иные законы и постановления, а также насколько те действия были адекватны возникшим проблемам и носили реально инновационный характер?
С высоты сегодняшних дней легко увидеть некоторые недостатки того документа. Но этот исторический документ надо оценивать по тому действию, которое он имел в свое время. И одна из программных задач - расширение участия молодежи и молодежных организаций в жизни общества, в том числе в обеспечении и достижении мира и развития, а также пропаганда среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и понимания между людьми - остается актуальной и сегодня.
Со временем практика реализации стратегии
руководящих принципов
Вместе с тем, очень важным для понимания сути происходившего в мире осмысления подхода к решению проблемы явился и второй вывод - это пошаговость. Она выражается в том, что признавая за проблематикой молодежи статус глобальной, ООН, тем не менее, видит главный ресурс ее разрешения в решении задач одновременно на национальном и региональном уровнях, что, в свою очередь, должно привести по крайней мере к правильной проблематизации ситуации относительно молодежных проблем в мире в целом.
В июне 1990 года в г.Толедо проходит Международный симпозиум ООН по проблемам молодежи, в итоге появляется документ под названием "Проблема вовлечения молодых людей в жизнь общества" (Записка Генерального секретаря). В процессе работы симпозиума выявилась возможность разных подходов и концепций вовлечения молодых людей в жизнь общества - в зависимости от конкретной ситуации конкретной страны. Вместе с тем, обнаружилось и нечто общее, что позволило углубить представления мирового сообщества о реальных проблемах молодежи мира и способах их разрешения.
Во-первых, говоря о субъектности молодежи в общественных процессах, оказалось, необходимо учитывать, что молодежь нужно вовлекать не просто в общество, а в общество взрослых, т.е. она изначально попадает в ситуацию готовых форм жизнедеятельности, которые если и предполагают некую нишу "для молодых", однако весьма приблизительно учитывают потребности именно этой молодежи. И главная проблема здесь в том, что молодые люди сами, в силу их уникальных качеств, самостоятельно не могут осознать свои первоочередные потребности. Это обстоятельство предполагает со стороны общества, заинтересованного в стабильном существовании и в будущем, создание специальных механизмов осознания их первоочередных потребностей и достижения экономической и индивидуальной независимости как личностей (Выделено мной - И.С.) (91, с.143) .
Во-вторых, с учетом вышесказанного, механизм вовлечения, с одной стороны, не может носить формальный (механический) характер, но с другой стороны, не должен иметь явно выраженного "отеческого" уклона, что может привести к нежелательным последствиям для общества в целом. Вместе с тем, вовлечение должно быть всесторонним, для чего подразумевается наличие в нем таких параметров, как активная взаимосвязь молодежи и взрослого общества; активное участие на равной основе юношей и девушек в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества; обязанность взрослого общества обеспечить равные возможности для различных категорий молодежи и т.п. То есть, с какой позиции ни посмотри - красной нитью проходит принцип активности самой молодежи в ее вовлечении в жизнь общества.
Однако при этом почему-то предполагается, что эта активность заведомо будет носить социально-приемлемую направленность, и даже более того - созидательную. Откуда она возьмется у каждой из возможных групп молодежи - пока остается за скобками. Но логично предположить, что таковая должна сформироваться в системе национального образования.
Кроме того, выяснилось также, что выработать политику по работе с молодежью невозможно без определения понятия "молодежь", и при этом особо важно отметить, что это понятие, оказывается, нужно определять с учетом соответствующих национальных условий. Естественно, что это определение молодежи в соответствии с национальной спецификой различных стран - задача не ООН, а тех правительств, которые хотят осуществлять молодежную политику. Для этого правительству предстоит четко определить место и роль молодежи в жизни конкретного общества и одновременно определить ответственность общества и правительства перед молодежью. Для такой процедуры у правительств есть испытанное средство - национальная наука, а в случае острой необходимости можно прибегнуть к помощи научного сообщества в мировом масштабе. К чему ООН и призывает.
Уже здесь хочется обратить взгляд на нашу собственную страну, как бывшую, так и настоящую, но время этому еще не пришло. Сначала очертим проблемность ситуации для всех стран, чтобы потом, имея перед глазами различные типы возможных ситуаций, отквалифицировать свое место на мировой шкале.
Итак, мы имеем следующий инвариантный набор проблем, с которыми сталкивается любое общество, пытающееся вовлечь молодежь своей страны в полноценную жизнь (в чьем понимании - пока оставляем за скобками):
a) отсутствие достаточной
b) тенденция не рассматривать понятие "молодежь" комплексно, т.е. в рамках политической, социально-экономической и культурной жизни страны;
c) недостаточная поддержка
d) неадекватный доступ к
Пока мы излагаем только абстрактный каркас обсуждения, изучения и постановки проблем молодежной политики, и лишь в незначительной степени - путей и способов ее реализации. Но уже здесь четко просматривается мировоззренческое и методологическое основание данной позиции: активный субъект может реализовать себя в качестве субъекта только имея явно выраженный интерес и будучи всесторонне включенным в базисные процессы жизнедеятельности общества. Никакие частные или частичные подходы не способны обеспечить молодежи процесс ее интеграции в жизненно-важные для нее, да и для общества и государства, сферы.
Отсюда совершенно логично следует, что как проблема молодежная политика может быть осмыслена и правильно поставлена только в контексте широкомасштабных программ и стратегий, "в рамках планирования национального развития с уделением особого внимания способам вовлечения в жизнь общества различных подгрупп молодежи" (Выделено мной - И.С.) (91, с.144) А в рекомендациях правительствам пунктом первым следует: "содействовать принятию целостной политики в отношении молодежи в рамках всеобъемлющих планов национального развития и совершенствовать ее" (91, с.144). Хотелось бы отметить последние слова - не просто раз и навсегда спроектировать, создать и т.д. политику в отношении собственной молодежи, но постоянно ее совершенствовать. И можно уже сказать, что появились первые прецеденты построения принципиально новых моделей отношения общества с молодежью. Признанным лидером в реализации именно государственной молодежной политики в ее целостности, комплексности, системности и тотальности сегодня является ФРГ.
Когда сегодня у нас в России боятся даже мельком упомянуть слово "планирование", то приходится диагностировать полный паралич не только научно-обоснованного подхода к постановке и решению проблем молодежи, но даже полное отсутствие здравого смысла. Ибо буквально все международные материалы - и это понятно - полностью построены на таких понятиях, как планирование, координация, организация, контроль и т.д.
Совершенно ясно, что без систематического отслеживания программно-управляющего воздействия на молодежь, можно "прозевать" критическую точку концентрации социального недовольства именно молодежи. А оно - как это неоднократно отмечали исследователи, стоящие на самых разных политических позициях, - не есть просто конфликт поколений, это - социальный барометр благополучия в жизнедеятельности каждого конкретного общества. Потому ООН и предлагает, как минимум, ввести дифференцированное отношение к проблемам молодежи, в зависимости от уровня развития общества, и прежде всего - от его экономического благополучия.
Между тем, надо понимать, что не все
в решении молодежных проблем
сводится к уровню экономического развития,
здесь нет автоматического
Тем любопытнее проанализировать рабочие формулировки обсуждения проблем молодежи в развитых и развивающихся странах. Так, для развитых стран процесс вовлечения молодежи в жизнь общества - это прежде всего динамический процесс, который не прекращается с вступлением ее во взрослость, а "включает в себя не только необходимость адаптации молодых людей к жизни в обществе, но также необходимость постоянного изменения общества." (91, с.148)
Информация о работе Проблемы социализации современной молодежи