Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа
Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.
Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63
Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................
Наконец, поскольку отсутствие доступа и средовые барьеры сами по себе являются инвалидизирующими факторами, обеспечение доступной среды позволяет эффективно снижать степень ограничений жизнедеятельности. Термин «доступная среда» или «безбарьерная среда» в зависимости от контекста может употребляться как в широком смысле, так и в более узких значениях. В соответствии с Международной классификацией функционирования (МКФ), ограничений жизнедеятельности и здоровья, доступная среда- это среда, дооборудованная с учетом особых потребностей, возникающих у индивида или группы людей. Доступность может рассматриваться в контексте, микро- (дом и семья), мезо- (сообщество) и макромасштаба (общество в целом) окружающей среды. Таким образом, понятие доступности можно рассматривать, как достигнутая степень социальной интеграции, качество жизни и обеспечение прав человека.
Ратификация Россией конвенции является гарантией создания и развития служб, помогающих инвалидам. Важен для России сдвиг фокуса в понимании проблем инвалидности с вопросов социального благополучия на вопросы прав человека. «Международное сотрудничество является важным фактором обмена знаниями и опытом российских специалистов и специалистов из других стран в сферах здравоохранения, реабилитации, а так же развитие товаров и услуг, которые необходимы людям с ограниченными возможностями» 4.
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге.
В решении этих проблем в России и Санкт-Петербурге сделано немало, как со стороны законодательных, исполнительных органов государственной власти, так со стороны социальных государственных учреждений и общественных организаций. Создать для человека с ограниченными возможностями равные условия для реализации своих прав и основных жизненных потребностей - наша приоритетная задача (В.И.Матвиенко. Губернатор Санкт-Петербурга).
Одним из приоритетов социальной политики Правительства нашего города является создание достойных условий жизни для всех граждан. Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных с другими возможностей для участия в жизни общества стало формирование безбарьерной среды жизнедеятельности. ( Л.А. Косткина Вице-губернатор Санкт-Петербурга).
Одной из стратегических задач государственной политики Правительства Санкт-Петербурга является комплексная реабилитация инвалидов. Основные направления этой политики нашли отражение в мероприятиях целевых социальных программ Санкт-Петербурга «Создание системы комплексной реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы» в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов на 2006- 2010 годы» (А.Н. Ржаненков Председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга).
Санкт-Петербург - один из немногих субъектов Российской Федерации, где государственная политика в области реабилитации инвалидов поднята на законодательный уровень. Отличительной особенностью законодательных актов Санкт-Петербурга, регламентирующих отношения в указанной области, является их программно – целевой характер (Л.Н. Евдокимова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Председатель комиссии по социальной политике).
К ним относятся:
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, с 1 января 2010 года вместо скидки по оплате предоставляется денежная выплата. Размер денежной выплаты определяется в зависимости от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в Санкт-Петербурге и количества членов семьи.
Для каждой льготной категории граждан, имеющей право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, разработана своя формула расчета размера денежной выплаты, соответствующая нормативам предоставления льготы, установленным соответствующим Федеральным законом либо Законом Санкт-Петербурга. Замена существующей системы скидок на денежные выплаты будет осуществлена автоматизировано, по той льготной категории, по которой гражданин в настоящее время получает меры социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги, без обращения в органы социальной защиты населения.
Закон Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» устанавливает бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: инвалидам по зрению (II или III степени ОСТ) и лицам их сопровождающим, инвалидам без обеих ног, без обеих рук или с параличом двух конечностей, или не имеющим руки и ноги.
Закон Санкт-Петербурга от 02.05.2005 № 222-26 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» устанавливает бесплатный проезд городским транспортом для детей-инвалидов и одного лица, сопровождающего ребенка-инвалида.
Закон Санкт-Петербурга от 05.07.2006 № 397-60 «О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге». Законом предусмотрено предоставление специального транспортного обслуживания в виде разового проезда к социально значимым объектам на льготных условиях (оплата стоимости проезда в размере 10% стоимости совершенной поездки) следующим категориям граждан: инвалидам и детям-инвалидам, имеющим медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации (TCP), инвалидам по зрению 1 группы или III степени ОСТ, детям-инвалидам по зрению, ИОВ, участникам Великой Отечественной войны, имеющим группу инвалидности, инвалидам 1 группы или III степени ОСТ, лицам старше 80 лет, имеющим 1 группу или III степень ОСТ; 2 группу или II степень ОСТ, детям в возрасте до 7 лет.
Закон Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 445-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге» устанавливает право инвалидов на бесплатное обеспечение дополнительными TCP в соответствии с региональным перечнем.
Закон Санкт-Петербурга от 12.01.2007 № 629-1 «Об обеспечении техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» принят в целях предупреждения инвалидности среди граждан, нуждающихся по медицинским показаниям в TCP.
Закон Санкт-Петербурга от 15.11.2006 №530-86 «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге» устанавливает меры социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления, в том числе детей-инвалидов и лиц их сопровождающих в случае нуждаемости по медицинским показаниям в постоянном уходе и помощи.
Закон Санкт-Петербурга от 14.11.2008 № 659-120 «О дополнительных мерах социальной защиты отдельных категорий инвалидов» С 2009 года ежемесячное пособие увеличено в размере и выплачивается на каждого инвалида с детства, либо на одинокого неработающего инвалида с детства I и (или) II групп.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 №1269 «О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом». Всего до 2010 года предполагается выполнить работы по обеспечению доступности в отношении более 1200 государственных объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга на общую сумму более 3,75 миллиардов рублей. За период 2008 года на 344 государственных объектах социальной инфраструктуры проведены мероприятия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов; закуплено 294 единицы городского транспорта с пониженным уровнем пола.
Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга в целях обеспечения координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации подготовлено и принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 № 639 «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации нормативных требований, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, средствам информации и связи». В соответствии с этим при Правительстве Санкт-Петербурга создана Комиссия по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В целях повышения качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения путем создания безбарьерной среды жизнедеятельности, выявления образцовых объектов "универсального дизайна", а также поощрения предприятий, организаций и учреждений, выполняющих нормативные требования по комплексной доступности объектов, разрабатывается проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О проведении в Санкт-Петербурге ежегодного городского смотра-конкурса «Доступный город» (далее - Конкурс), который впервые будет проведен во 2 квартале 2010 года.
Одним из важнейших направлений
социальной политики Санкт-Петербурга,
без которого невозможно достигнуть
целей комплексной реабилитации
инвалидов, является создание доступной
среды жизнедеятельности
За последние годы в социальной политике Санкт - Петербурга под влиянием концепции социальной интеграции и обеспечения равных возможностей для всех граждан произошли серьезные изменения. Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Как показывает практика, все, что делается доступным для инвалидов, удобно и комфортно и для остального населения, в частности, для пожилых людей, детей, беременных женщин. Залогом успешной деятельности в социальной политике государства в отношении людей с ограниченными возможностями является комплексный системный подход, в том числе в направлении создания условий для их беспрепятственного доступа к объектам городской инфраструктуры.
Результатом усилий по повышению доступности должно стать более активное и заметное участия инвалидов во всех областях общественной жизни. По данным обследования (Общественной организации инвалидов «Доступная среда») наш город на 90% недоступен для инвалидов, а половина объектов, считающихся доступными, оборудована не в соответствие с нормативными требованиями, ттакие объекты приводят к травмам5.
Тема доступности среды
для инвалидов в Санкт-
1. Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.2000 года №1282р «О неотложных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи», обязательность координировать эту деятельность в Санкт-Петербурге закреплена за Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.
2. Основным документом по организации деятельности по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов является распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 07.07.2003 года №1672-ра «Об утверждении положения о порядке реализации в Санкт-Петербурге нормативных требований, обеспечивающих доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствами информации и связи». В нем определенны участники процесса создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на этапах их проектирования, строительства и эксплуатации.
3. Распоряжение КУГИ от 12.04.2007 года №124-р « О внесении изменений и дополнений в распоряжение КУГИ от 27.12.2000 года №2357-р» (этим распоряжение внесены в типовой договор аренды объекта недвижимости дополнения о необходимости проведения работ арендаторами по обеспечению доступности для инвалидов арендуемых помещений, относящихся к объектам социальной инфраструктуры).
Основой преобразования среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов являются адресные программы мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Санкт-Петербург – общепризнанный центр мировой культуры, обладающий сетью уникальных учреждений: театров, концертных организаций, музей, библиотек, культурно- образовательных и культурно- досуговых учреждений. Культурные ценности и потенциал творческих коллективов, которыми обладает Санкт-Петербург, должны быть не только доступны лицам с ограниченными возможностями, а еще может проводиться работа по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.?? При этом только 14 из 127 объектов учреждений культуры полностью соответствуют требованиям оборудованности для инвалидов.
Существует План