Профессиональная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63

Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................

Работа состоит из  1 файл

Диплом инвалиды.docx

— 162.45 Кб (Скачать документ)

     5.  Необходимо создавать условия для самовыражения и признания результатов творчества инвалидов (организация выставок работ, концертов, фестивалей, спортивных соревнований, презентаций авторов, отдельных исполнителей и коллективов, конкурсы изделий, поделок, творческих работ; выделение в СМИ соответствующих рубрик по освещению деятельности, способностей и творчества инвалидов; стимулирование создания актуальных проектов, их защиты и реализация), что способствовало бы формированию адекватного отношения в обществе к инвалидам, признания их равноправными и полноценными гражданами социума.

       6.  Наиболее  неблагополучна в социально-психологическом  смысле группа людей с ограниченными  возможностями, где наблюдается  сочетание низкой самооценки, настороженность  к окружающим и неудовлетворенность  жизнью. Поэтому именно эту группу  в первую очередь необходимо  привлекать к различным видам  социокультурной творческой деятельности, профессиональному обучению, посильному  труду, психологическому сопровождению.

  

       Суммируя всё вышеизложенное, следует отметить: процесс развития той или иной личности остается всегда глубоко индивидуальным и неповторимым. Необходимо создавать такие условия, так формировать сознание общества в целом и инвалидов в частности, чтобы в личности происходило накопление и развитие духовного потенциала, стремление к самореализации, а не обеднение и деградация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральные законы Российской Федерации. «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года №178-ФЗ.
  3. Федеральные законы Российской Федерации. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа1995 года №122-ФЗ.
  4. Федеральные законы Российской Федерации. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года №195- ФЗ.
  5. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. - М.:Форум, 2005.- 352 с.
  6. Ивлева В.В.Семейная психология.-Мн.:Современ.шк., 2006.- 352 с.
  7. Клюев А.В., Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология: Учеб. пособие/ под ред. Клюева А.В. – СПб.: СЗАГС, 2007.- 576 с.
  8. Кочюнас Р.Основы психологического консультирования и групповой психотрапии.-2-е изд., - М.: Академический Проект; ОППЛ,2003.-464с.
  9. Никишкина. В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 208 с.
  10. Райгородский Д.Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. -Самара: Изд.дом «Бахрах-М», 2000.- 672 с.
  11. Храпылина Л.П.  Реабилитация инвалидов. – М.: Экзамен, 2006. -415 с.
  12. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПб.: Питер, 2004.- 316 с.
  13. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями/ Блинков Ю.А., Ткаченко В.С, Клушина Н.П. Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 320 с.
  14. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. пособие / Б. А. Маршинин; М.В.Голубев; Н.Н.Ямщикова и др./ под ред. Б.А.Маршина - М.: 2002. – 224 с.
  15. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие/ под ред. Т. В. Зозули. – М.: Академия, 2005 . – 304с.
  16. Психология менеджмента: Учебник / под ред. Г.С.Никифорова.-2-е изд.,- СПб.: Питер,2004.-634с.
  17. Психология социальной работы/О.А.Александрова; О.Н.Боголюбова; Н.Л.Васильева и др. /под ред. М.А. Гулиной. - СПб.:Питер,2002.-352с.
  18. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: «Бахрах-М»,2006.-656с.
  19. Справочное пособие. «Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге». Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. 2009.
  20. Улучшение качества жизни инвалидов: доступность, эффективность, новые подходы: Тезисы докладов. - СПб.: «Человек и его здоровье», 2007.- 146 с.
  21. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге. Безбарьерная среда жизнедеятельности: Материалы научно-практической конференции - СПб.: «Человек и его здоровье», 2008.- 56 с.
  22. Вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации: Материалы научно-практической конференции -СПб.: «Человек и его здоровье», 2008.- 86 с.
  23. Обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов: Правовые аспекты - СПб.: «Человек и его здоровье», 2008.- 24 с.
  24. Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество.Материалы научно-практической конференции/Отв.ред. С.С.Лебедев- СПбГИПСР,  - «Человек и его здоровье», 2009.- 288 с.
  25. Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, проффесиональной реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий/Отв.ред. С.С.Лебедев- СПбГИПСР,  СПб. 2010.- 200 с.
  26. Почебут Л.Г., Чикер В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика «Дифферинциально-диагностический опросник (ДДО).

Методика предназначена  для отбора на различные типы профессий  в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно  использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид «а» или «б» и обвести.

Инструкция:  Предположим,  что  после  соответствующего обучения  Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей (а или б), что бы Вы предпочли? Сделайте выбор по каждой строке, обведя кружком соответствующий номер.

Обработка результатов. На каждый из 5 типов направлены 8 вопросов.

Ч-П - 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а;

Ч-Т - 16, 4а, 76, 9а, 11б, 14а, 17б,19а;

Ч-З - 26, 5а, 96,10б ,12б, 15а, 19б, 20б;

Ч-Ч - 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а;

Ч-Х - За, 5б, 7а ,8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

О преимущественной склонности к тому или иному типу профессий судят по суммарным  оценкам.

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин.

Возможно использование  методики индивидуально в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Название типов  профессий:

1.«Человек - Природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством:

Предмет труда- растения, животные, биологические и микробиологические процессы

-    изучение, исследование, анализ состояния и условий жизни растений и животных (микробиолог, агрохимик, гидробиолог)

-    уход за растениями и животными (лесовод, овощевод, птицевод, зоотехник, садовод)

-    профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их вредителями и возбудителями болезней (агроном по защите растений, ветеринар) ;

Требования:

Нужно быть готовым к работе в трудных подобных условиях. Особенность  деятельности в том, что все результаты выявляются по прошествии довольно длительного  времени. Необходимо обладать своеобразным оперативным мышлением, необходимым  для решения конкретных задач  при значительной изменчивости целей  и условий работы.

2. «Человек - Техника» - все технические профессии.

Предмет труда - машины, механизмы, технические системы

-  создание, монтаж, сборка технических устройств (монтажник конструкций, инженер-конструктор)

-   эксплуатация технических средств (крановщик, токарь, швея-мотористка)

- ремонт технических устройств (слесарь-ремонтник, электромонтер по ремонту электрооборудования);

Требования:

Необходимы развитые представления  о технических системах, техническое  мышление, комплекс двигательных навыков, сенсомоторная координация.

3.  «Человек-Человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

Предмет труда- люди, группы, коллективы.

-    медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка)

-    воспитание и обучение (воспитатель, преподаватель, тренер)

-    бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант)

-    информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод)

-    защита общества и государства (юрист, следователь) ;

Требования:

-   Необходимо быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми и при этом сохранять выдержку,

-    быть спокойным, доброжелательным,

-    уметь общаться, устанавливать контакты с людьми,

-    быть чутким к состоянию других людей;

4.  «Человек - Знаковая система» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

Предмет труда - тексты, цифры, чертежи, условные знаки, шифры, коды.

-    тексты на русском и иностранных языках (корректор, машинистка, делопроизводитель, технический корректор);

-    цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, кассир);

-    чертежи, карты, схемы (чертежник, закройщик, штурман);

-    звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист).

Требования:

-   Необходимо обладать усидчивостью, терпением, устойчивым вниманием, умением видеть то, что стоит за условными знаками, способностью к длительному сосредоточению внимания,

-    обладать быстротой и точностью движений,

-    склонность к работе в одиночку (без частых контактов с людьми) ;

5. «Человек - Художественный образ» - все творческие специальности.

Предмет труда - литература, живопись, искусствоведение.

- Создание, проектирование, моделирование художественных произведений (художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор);

-Изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре (ювелир, музыкальный актер, гравер, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор);

-Воспроизведение, копирование и размножение художественных произведений в массовом производстве (живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню);

Требования:

-Необходимо иметь развитый художественный вкус, художественные способности, понимание художественных эффектов, образное мышление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, повышенную чувствительность при оценке произведений искусства 42.

 

 

 

Тест ДИФФЕРИНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО)

Предположим, что  после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей (а или б), что бы Вы предпочли? Сделайте выбор по каждой строке, обведя кружком соответствующий номер, в предложенной Вам таблице.

Ухаживать за животными

или

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

Помогать больным людям, лечить их

или

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

За

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток.

или

Следить за состоянием, развитием растений.

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

Обсуждать

художественные книги (или пьесы, концерты)

Выращивать молодняк (животных какой либо породы).

или

Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и т.д.

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

или

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

Искать и исправлять ошибки в  текстах, таблицах, рисунках.

10а

Лечить животных

или

10б

Выполнять вычисления, расчеты.

11а

Выводить новые сорта растений

или

11б

Конструировать, проектировать новые  виды промышленных изделий (машины или  одежду, продукты питания и т.п.)

12а

Разбирать споры, ссоры между людьми, разъяснять, поощрять, наказывать.

или

12б

Разбираться в чертежах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в  порядок)

13а

Наблюдать, изучать работу кружков  художественной самостоятельности

или

13б

Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а

Обслуживать, налаживать медицинские  приборы, аппараты

или

14б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а

Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях измеряемых объектах и др.

или

15б

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а

Делать лабораторные анализы в  больнице

или

16б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечения.

17а

Красить или расписывать стены  помещений, поверхность изделий.

или

17б

Осуществлять монтаж здания или  сборку машин, приборов.

18а

Организовывать культпоходы сверстников  или младших (в театры, музеи)

или

18б

Играть на сцене, принимать участие  в концертах.

19а

Изготовлять по чертежам детали изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе. наборной машине и т.п.)


 

Приложение 2

Методика теста  Голланда.         

Обработка: подсчитать число выбранных «единиц», «двоек», «троек», «четверок», «пятерок», «шестерок» - по обоим столбцам вместе, записывая результаты в оставленные ниже места. Буквы - это первые буквы названий типов профессий. Тип, по которому набрано наибольшее число выборов, характеризует профессиональную направленность личности данного индивида.

Реалистический  тип /Р/

Мужской, несоциальный тип. Обладает высокой эмоциональной  стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными  объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости (постоянного движения). Отдает предпочтение профессиям с конкретными  задачами (механик, водитель, инженер, агроном и др.) Реалистический тип  ищем рациональную среду. По данным психологов, для этого типа характерны невербальные способности, хорошие моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежа). По данным Тартуского университета, наибольший % людей реалистического  типа встречается среди студентов - физиков, кибернетиков, экономистов, химиков, физкультурников.

Интеллектуальный  тип /И/

Для данного типа характерны аналитический ум, независимость  суждений, преобладает теоретические  и эстетические ценности. Ориентируется  на решение интеллектуальных творческих задач, чаще выбирают научные профессии. Структура интеллекта гармоничная: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой  активностью, но в деятельности на общение  не настроен. В беседах чаще всего  является передатчиком информации, в  основном интроверт. По данным ученых, этот тип чаще встречается среди  студентов - математиков, географов, геологов, медиков, а также среди людей  творческих профессий.

 

Социальный тип /С/

Цели и задачи людей  этого типа - установить контакт  с окружающей средой. Они обладают социальными умениями (общаться, потребность  в лидерстве) и нуждаются в  социальных контактах. Выбирают работу, связанную с постоянным личным общением. Основными чертами характера  является: стремление поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию, женственность. Предпочитаемые занятия: обучение и лечение - врачи, педагоги, психологи. Этот тип активен, но зависим  от окружающих и общественного мнения. Характерно «подделывание» под других, приспособление. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. По данным ученых, среди студентов - психологов, учителей, медиков и  лиц социального типа.

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов