Профессиональная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63

Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................

Работа состоит из  1 файл

Диплом инвалиды.docx

— 162.45 Кб (Скачать документ)

(курсор!Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве инвалидов, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Развитие традиционных и нетрадиционных инструментов милосердия, социальной поддержки и благотворительности всегда имело место в России.

Трудности, переживаемые в  процессе экономических и социальных реформ, в первую очередь оказывают  негативное воздействие на социально-незащищенные группы населения26. Социально-культурная сфера существенно расширяет возможности для самоопределения, социальной активности этой части населения в сфере культуры и досуга.

Возрастает роль креативной педагогики, формирования у людей  с социальной недостаточностью желания  и готовности участвовать в социально  развивающих акциях, образовательных, художественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и других досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. Как свидетельствует практика, достойный образ жизни людей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, - такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих людей с ограниченными возможностями.

Накопленный опыт социально-культурной реабилитации и поддержки лиц  с ограниченными возможностями  позволяет сформулировать целый  ряд существенных общих и частных  принципов, которых придерживаются в своей деятельности специалисты, занятые в этой сфере: врачи, психологи, социальные педагоги, специалисты социально-культурной сферы.

(Курсор)К общим, универсальным принципам относится, прежде всего, принцип системного подхода к социально-культурной реабилитации инвалидов. Он предполагает всестороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специалистов различного профиля, оценку возможных последствий осуществляемых культурно-терапевтических, реабилитационных технологий. В соответствии с принципом системности каждая из таких технологий должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса реабилитации, взаимосвязью составляющих его элементов, целостностью.

(Курсор!Другим общим принципом является принцип средового подхода. Он предполагает создание педагогически организованной среды для инвалидов, которая служила бы местом отдыха и общения с предметами искусства, сверстниками и интересными людьми, проведения занятий и репетиций, личных наблюдений и исследований, творческих встреч и экскурсий.

(Курсор!Содержание социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями во многом базируется на организации для инвалида благоприятных в духовном отношении референтных сред их досуга и общения.

Создание и многократное использование притягательных досуговых  средств и ситуаций, ориентированных  на потребности этих людей в познавательной, игровой и творческой деятельности, объективно требуют применения в  практике социальной реабилитации не только традиционных медико-социальных, социально-психологических или педагогических методик, но и методик социально-культурных. Их эффективность неизмеримо возрастает, если досуговая деятельность лиц  с ограниченными возможностями: а)(курсор!носит более длительный и поэтапный характер - от достижения коллективных задач к личностному росту (фактор самоактуализации); б) Ориентирована на проявление и развитие творческого потенциала того или иного человека, его коммуникативных и социальных связей (фактор социально-творческий). Обеспечивая условия общения и познания, (социальная!) среда способствует формированию позитивного мышления, развивает воображение, стимулирует творческое начало, дает возможность любому человеку познавать мир не только по фильмам, книгам, учебникам и рассказам, но и, самое главное, путем личного наблюдения и участия.

(курсор!)К общим принципам относится и принцип дифференцированного подхода к отдельным лицам и социальным группам как объектам социально-культурной реабилитации и поддержки. )курсор!)Дифференциация подходов к разрешению социокультурных проблем различных групп инвалидов проводится на основе учета целого ряда факторов. Это факторы социального риска, влияющие на положение этих групп; выявление индивидуальных культурных потребностей и интересов этих категорий населения; адресность при предоставлении образовательных, развлекательных, оздоровительных и других услуг с приоритетом содействия инвалидам; ориентация на развитие самопомощи и взаимной поддержки данной группе населения в социокультурной сфере.

Соблюдение этих принципов  способствует предупреждению причин, порождающих проблемы инвалидов  в социокультурной сфере, содействует  практической реализации их прав и законных интересов, обеспечению возможности для их творческого самовыражения и самоутверждения.(запятая!) Предупреждает возможное устранение их от участия в активной социокультурной деятельности, а также обеспечивает соблюдение равенства прав и возможностей инвалидов при получении социально-культурных благ и услуг 27.

(курсор!Реабилитация должна обеспечивать восстановление или уменьшение ограничений у инвалида, приводящих к социальному ущербу его самого, семьи и общества. При этом значение имеет целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, индивидуальные потребности, надежды и интересы, социальный фон. Инвалид из объекта превращается в полноправного субъекта, стоящего в центре процесса реабилитации и активно участвующего в нем.

При рассмотрении процесса социально-культурной реабилитации и  поддержки людей с ограниченными  возможностями следует иметь  в виду, что инвалид, как любой  человек в обществе, является частью его культурной системы, понимаемой широко: как быт и нравы, семейный уклад, этика производственных отношений, досуг и традиции, приверженность определенным видам искусства и формы праздничного общения.

(курсор! Поэтому, определяя пути социальной реабилитации инвалида, необходимо иметь ввиду возможность обеспечения основных форм жизнедеятельности через социокультурную интеграцию личности.

Оценивая накопленный  опыт и возможности средств культуры, способной путем использования  различных технологий помочь лицам  с ограниченными возможностями  наладить социальные связи, выявить  и развить творческие способности  и удовлетворить эстетические интересы, самоутвердиться в новой сложной  ситуации, можно утверждать, что  есть все основания представлять (Курсор!социокультурную реабилитацию как часть социальной реабилитации.

Целесообразность включения  ее в систему комплексной реабилитации инвалидов продиктована как основополагающей ролью культуры в развитии и самореализации личности, так и практическим опытом социокультурной деятельности учреждений культуры и учебных учреждений, убедительно  подтверждающим благотворное влияние  средств культуры, искусства, творчества на образ жизни инвалидов. Эффективное  использование этих средств в  процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства  уверенности в жизни, которые  обеспечивают корректирующее и восстанавливающее  воздействие на здоровье, и мотивацию  независимости в различных сферах жизнедеятельности.

Решению реабилитационных задач  способствует совместная деятельность образовательных учреждений (убрать:для инвалидов), музеев и библиотек, ориетированная на инвалидов. Условия ихореализации могут быть оптимизированы средствами клубных учреждений, общественными организациями, учреждениями социального обслуживания населения; рекреационные задачи решаются с участием концертных и театрально-зрелищных учреждений. При этом основой разработки и реализации программ социокультурной реабилитации должен стать деятельный подход, предполагающий активное участие самого инвалида во всех акциях и мероприятиях.

 

 

 

Поднять текст!

 

 

2.4. Цели, задачи  социально-психологической реабилитации.

     Стратегической задачей государственной политики в отношении инвалидов, целью всех реабилитационных мероприятий, является успешное включение инвалидов в систему социальных отношений, т.е. их социальная интеграция в общество. Для достижения этой цели необходима комплексная программа реабилитации инвалидов, в которой должны быть отражены медицинский, профориентационный, профобучающий и профпереобучающий, психологический и социально-бытовой аспекты. В качестве элемента, объединяющего эти аспекты, может являться социально-психологическая реабилитация, которая представляет собой системный процесс восстановления или формирования способностей инвалида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные) и иметь возможность быть реально включенным в разные сферы жизни.

(курсор!)Социально-психологическая реабилитация является неотъемлемым элементом (скрытым или явным) любых видов реабилитационных мероприятий. Это связано с наличием того или иного социального эффекта каждого реабилитационного воздействия, с тем или иным субъективным отношением к последнему со стороны инвалида. Объективная потребность инвалидов в целенаправленной социально-психологической реабилитации обусловлена рядом факторов, среди которых можно выделить:

1. Наличие у значительного числа инвалидов разнообразных расстройств, нарушений и дисгармоний психической сферы, выступающих в роли своеобразных барьеров в отношении возможности их полноценной социальной интеграции, т.е. у них страдают собственно психологические механизмы социализации.

2.   Реальное изменение социального статуса, обусловленное инвалидностью, предполагает повышение требований к механизмам гибкости, пластичности, психологической адаптации. В данном случае оказывается необходимая своеобразная ревизия (перестройка, модификация) системы отношений личности, ценностных ориентаций, установок, сложившихся ранее поведенческих стереотипов. Собственными силами инвалида решить эту задачу практически невозможно 28.

      При этом следует считать, что эффективность социально-психологической реабилитации позволяет говорить об успешности реабилитационных мероприятий в целом (медицинских, профессиональных, семейных). Так, например, даже в тех случаях, когда ограничения в такой области жизнедеятельности, как передвижение, может быть успешно компенсировано за счет соответствующих мероприятий (восстановительное лечение, протезирование, обеспечение специальными техническими средствами и т.п.) при отсутствии адекватной мотивации, формирование которой входит в прерогативу социально-психологической реабилитации, снятие данного ограничения фактически не произойдет 29.

(Убрать единицу! Отформатировать!      Основной целью социально-психологической реабилитации (СПР) является “снятие” психологических барьеров, ограничивающих возможность полноценного включения инвалида в разнообразные области социальных отношений. (Кр строка!Достижению этой цели способствует, как работа с инвалидами, направленная на сглаживание расстройств и дисгармоний психической сферы, так и взаимодействие с общественными институтами и средствами массовой информации, которое обеспечивает подготовку общественного сознания к восприятию проблем инвалидов. До настоящего времени проблемам инвалидов уделяется недостаточно внимания в средствах массовой информации. Поэтому общество зачастую бывает неготовым к принятию инвалидов. Это отражается на эффективности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Например, результаты мероприятий по профессиональной реабилитации (профориентация, профессиональное переобучение) оказываются часто неудовлетворительными в силу нежелания работодателей принимать на работу инвалидов. Поэтому работа со средствами массовой информации должна быть включена в систему СПР.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи социально-психологической реабилитации:

1. Развитие психологических  свойств и особенностей, необходимых  для успешной социальной адаптации  инвалида в обществе.

2. Формирование адекватных  установок и ожиданий к результатам  реабилитации.

3. Снятие невротических  расстройств, препятствующих проведению  реабилитационных мероприятий, а  также освоению социальных и  профессиональных ролей в обществе.

4. Развитие навыков, необходимых  для деятельности и повседневного  общения.

5. Сглаживание эмоциональных  и интеллектуальных расстройств  30.

    Решение задач  СПР обеспечивается посредством  использования, как специфических методических средств, к которым можно отнести психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, так и неспецифических средств, которые могут быть использованы в работе с инвалидами в рамках медицинской, социально-бытовой и профессиональной реабилитации.

Каждое реабилитационное мероприятие имеет тот или  иной социальный эффект, поэтому о  СПР можно говорить, как о неотъемлемом элементе любого вида реабилитации. Основополагающий принцип, позволяющий определить суть СПР, как таковой, и выделить ее роль в общем комплексе реабилитационных мероприятий, определяется положением о том, что важным является восстановление настолько каких-либо функций организма (физиологических, психологических и пр.). (здесь – запятая) Каких-либо профессиональных или бытовых навыков инвалида, насколько возможность(О) использования(е) их в плане самореализации, развития личностных отношений, то есть в трансформации их в действующий механизм социальной интеграции.

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов