Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа
Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.
Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63
Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................
Ведомственной структурой расходов, предусмотренных для Комитета по занятости населения на 2009-2010 годы, законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга» предусмотрены «Субсидии на возмещение расходов по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов», которые в 2009 году составили почти 42 млн. руб. (41895,3 тыс. руб.).
По данным Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга, в течение 2009 года 17 организаций получили субсидии на создание, модернизацию рабочих мест для инвалидов и на образование инвалидов, создано более 100 рабочих мест, 243 рабочих места модернизировано, обеспечен доступ к 20 рабочим местам и объектам инфраструктуры, 40 инвалидов прошли обучение для расширения возможности трудоустройства. В 2009 году Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга подготовлен и издан в качестве пособия «Рекомендуемый перечень профессий и должностей для трудоустройства и профориентации граждан с ограниченными физическими возможностями».
Дополнительные возможности в поиске работы и обеспечении занятости инвалидов дают такие формы работы, как: проведение ярмарок вакансий, привлечение инвалидов к общественным работам, трудоустройство на специализированные рабочие места. 8 апреля 2010 была проведена ярмарка вакантных рабочих и учебных мест для инвалидов на базе ПРЦ, в которой приняли участие 63 предприятия и организации, 5 учебных заведений; ее посетили 1420 инвалидов, 623 человека получили направления на трудоустройство.
Для достижения реальных результатов профессиональной реабилитации инвалидов, среди основных проблем, требующих соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, необходимо в первую очередь отметить следующие:
- создание для граждан с ограниченными возможностями мотивации (в том числе материальной) к профессиональной реабилитации на основе изменения порядка установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и, соответственно, их пенсионного обеспечения;
- обеспечение системного комплексного подхода к решению проблем профессиональной реабилитации инвалидов, межведомственной координации действий на всех ее этапах;
- формирование позитивного общественного мнения в отношении трудовой деятельности инвалидов и развитие эффективной системы стимулирования работодателей к решению вопросов трудоустройства и обеспечения соответствующих условий для трудовой деятельности инвалидов.
3.3. Опыт профессионально -диагностического обследования инвалидов.
Методика проведения профотбора в ПРЦ.
Весь комплекс мероприятий по профотбору направлен на выявление имеющихся у человека профессионально важных качеств, потенциальных возможностей, компенсаторных механизмов, знаний, умений и навыков.
Основные
этапы по профессиональному
1. На этапе первичного собеседования решаются вопросы организационного характера, выясняется и определяется необходимый объем и ход проведения мероприятий по профориентации. По результатам данного этапа выявляется возможность прохождения инвалидом профессионального тестирования в ПРЦ, либо ему рекомендуются другие учебные заведения.
II. Медицинское обследование включает в себя изучение медицинских документов и медосмотр с целью выявления противопоказаний для обучения по выбранной специальности. Врач отслеживает динамику изменения состояния здоровья в ходе тестирования для определения способности переносить нагрузки, связанные с учебным процессом, а также осуществляет медицинское сопровождение инвалидов в процессе профотбора.
III. Беседа социального педагога с инвалидом ставит целью изучение социального статуса поступающего, его жизненного и профессионального пути, особенности социального окружения и условий жизни, уровень его социальной адаптации, мотивацию к обучению и трудоустройству. Полученные данные фиксируются в социальной анкете (Приложение 3). Социальный педагог определяет меры медицинского, психологического, педагогического и социального характера, необходимые для успешного достижения целей профессиональной реабилитации.
IV. Базовый этап включает профориентационное, психологическое и первый этап профессионального тестирования.
Тестирование включает в себя ряд этапов:
1. Проводится первичная профконсультация, в ходе которой выявляется информированность инвалида о существующих профессиях, о классификации профессий по типам и классам (по Е.А.Климову. Приложение 1), заполняется анкета, позволяющая выяснить сферу профессиональных интересов, отношение к тому или иному объекту труда, профессиональный путь. В результате выясняется необходимость расширения знаний в этой области, проводится беседа о классификации профессий. Инвалиду предлагается назвать несколько профессий по каждому разделу и выбрать желаемую специальность, классифицировать ее и перечислить требования, которые предъявляет эта профессия к работнику. Затем инвалиду предлагается сравнить его высказывания с данными профессиограмм.
2. Изучается профессиональная
направленность личности инвалида. Ему
предлагается известная методика для
определения его интересов и склонностей
- дифференциально-
3. Предлагается вариант методики, опубликованной А.Е. Голомштоком. Из нее выявляется преобладающая склонность инвалида к различным сферам деятельности (медицина, биология, техника и т. д. всего 24 сферы.)
4. Инвалиды заполняют опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда (ОПП), в результате обработки которого определяется психологический тип личности поступающего. На основании чего определяется круг профессий, которыми может наиболее успешно овладеть инвалид.
5. В заключение проводится тест Йовайши, который помогает определить склонность человека к работе в различных областях деятельности (к умственной, планово-экономической деятельности, к искусству и эстетике, к технике и производству, к работе с людьми, к подвижной деятельности).
Целью психологического тестирования является определение имеющихся профессионально важных качеств (ПВК), индивидуальных особенностей и свойств личности.
Выявление ПВК осуществляется с помощью комплексного психологического обследования, включающего диагностику интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных особенностей инвалидаа, и проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Наблюдение в деятельности
позволяет получить особо важную
диагностическую информацию, такую
как дисциплинированность, мотивация
к обучению и к избранной профессии,
организаторские способности, умение
работать самостоятельно и в группе,
эмоционально-волевые
Выявление индивидуально-психологических особенностей инвалида также является одной из важных задач психологического тестирования. Знание этих особенностей позволяет осуществлять индивидуальный подход к инвалиду как во время профессионального тестирования, так и в процессе дальнейшего обучения. Поступающие учиться в ПРЦ - это, как правило, люди с нарушением социально-психологической адаптации, что обусловлено причинами как физиологического, так и социального характера. Индивидуальный подход позволяет инвалидам быстрее адаптироваться к процессу обучения. На основе исследования индивидуально-психологических особенностей инвалида даются рекомендации для специалистов службы реабилитации и преподавателей, использование которых способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала и овладению выбранной специальностью.
В психологическом тестировании применяются различные тесты, в том числе:
По результатам исследование проводится индивидуальное собеседование, в ходе которого сообщаются результаты психологического тестирования. Во время собеседования уточняются и дополняются данные, полученные в результате тестирования, обсуждаются встретившиеся трудности, происходит осуществление принципа обратной связи.
Завершающим этапом психологического тестирования является вынесение заключения о профпригодности инвалида к обучению по выбранной им профессии.
6. Собеседование по пройденным этапам, на котором сообщаются и обсуждаются результаты тестирования, осуществляется принцип обратной связи. Целью данного этапа является осознание инвалидом своих реальных возможностей, формирование адекватной самооценки, а также происходит обоснование профессионального выбора и оптимального пути получения профессии, что несет в себе элемент психокоррекции.
Итоговое заключение.
На основании результатов профориентационного, психологического и профессионального тестирования с использованием методов наблюдения, анализа продуктов деятельности, открытого интервью, данных медицинского и социального обследований проводится обсуждение каждого инвалида специалистами отдела профотбора и профпробы, и принимается решение о профессиональной пригодности инвалида к тому или иному виду деятельности, определяется наиболее оптимальный путь его профессиональной реабилитации.
Заключение
Правительство Российской Федерации, законодательные органы нашей страны считают вопросы, связанные с заботой об инвалидах, одним из приоритетных направлений своей деятельности. Основополагающим фактором развития любой государственной системы является действующее законодательство. В вопросах социальной и профессиональной реабилитации российское законодательство раздробленно, страдает от отсутствия единой терминологии и государственной концепции, возращения гражданина в общественную жизнедеятельность при установлении инвалидности.
В представленной работе рассмотрены факторы, которые влияют на развитие активности, творчества и самореализации лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, а именно:
1. Нормативно-правовая база;
Реальный учет вышеназванных факторов, систематизация результатов исследований открывают перспективы для научного обоснования и реализации практических инициатив в области создания условий для творческого развития социальной группы инвалидов.
На основе изучения современных нормативно-правовых и теоретико-прикладных научных исследований, проведенных в рамках определения возможностей социально-профессиональной адаптации инвалидов, были сформулированы следующие выводы и основные предложения по возможной оптимизации процесса социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями (инвалидов):
1. Концептуально, не пенсия, а доход от трудовой деятельности должен стать основным источником средств к существованию человека с ограниченными возможностями, что позволит ему адекватно социализироваться и реализовываться в рамках своих особенностей, способностей и возможностей.
2. Государству необходимо направить необходимые средства и усилия на развитие и поддержку реабилитационных учреждений.
3. Необходимо рассмотреть способы и возможности заинтересовать инвалидов в профессиональной реабилитации, например, назначив специальную «стипендию» обучающимся инвалидам на весь период их обучения. В случае успешного трудоустройства по новой профессии необходимо изыскать возможность первые полгода-год выплачивать дополнительное пособие с целью закрепления инвалида на данном рабочем месте. Одновременно трудовая деятельность повлечет за собой налогообложение физического лица, что позволит вернуть государству средства, затраченные на реабилитацию.
4. Взаимоотношение
инвалидов и здоровых людей
- это мощный фактор адаптационного
процесса. Как показывает опыт, инвалиды,
имея все потенциальные