Профессиональная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63

Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................

Работа состоит из  1 файл

Диплом инвалиды.docx

— 162.45 Кб (Скачать документ)

Ведомственной структурой расходов, предусмотренных для Комитета по занятости населения на 2009-2010 годы, законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга» предусмотрены «Субсидии на возмещение расходов по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов», которые в 2009 году составили почти 42 млн. руб. (41895,3 тыс. руб.).

По данным Комитета по занятости  населения Санкт-Петербурга, в течение 2009 года 17 организаций получили субсидии на создание, модернизацию рабочих мест для инвалидов и на образование инвалидов, создано более 100 рабочих мест, 243 рабочих места модернизировано, обеспечен доступ к 20 рабочим местам и объектам инфраструктуры, 40 инвалидов прошли обучение для расширения возможности трудоустройства. В 2009 году Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга подготовлен и издан в качестве пособия «Рекомендуемый перечень профессий и должностей для трудоустройства и профориентации граждан с ограниченными физическими возможностями».

Дополнительные возможности  в поиске работы и обеспечении  занятости инвалидов дают такие  формы работы, как: проведение ярмарок  вакансий, привлечение инвалидов  к общественным работам, трудоустройство  на специализированные рабочие места. 8 апреля 2010 была проведена ярмарка вакантных рабочих и учебных мест для инвалидов на базе ПРЦ, в которой приняли участие 63 предприятия и организации, 5 учебных заведений; ее посетили 1420 инвалидов, 623 человека получили направления на трудоустройство.

Для достижения реальных результатов  профессиональной реабилитации инвалидов, среди основных проблем, требующих  соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, необходимо в первую очередь отметить следующие:

-  создание для граждан с ограниченными возможностями мотивации (в том числе материальной) к профессиональной реабилитации на основе изменения порядка установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и, соответственно, их пенсионного обеспечения;

- обеспечение системного комплексного подхода к решению проблем профессиональной реабилитации инвалидов, межведомственной координации действий на всех ее этапах;

-  формирование позитивного общественного мнения в отношении трудовой деятельности инвалидов и развитие эффективной системы стимулирования работодателей к решению вопросов трудоустройства и обеспечения соответствующих условий для трудовой деятельности инвалидов.

 

 

 

3.3. Опыт профессионально -диагностического обследования инвалидов.

Методика  проведения профотбора в ПРЦ.

        Весь комплекс мероприятий по профотбору направлен на выявление имеющихся у человека профессионально важных качеств, потенциальных возможностей, компенсаторных механизмов, знаний, умений и навыков.

       Основные  этапы по профессиональному отбору:

    1. На этапе первичного собеседования решаются вопросы организационного характера, выясняется и определяется необходимый объем и ход проведения мероприятий по профориентации. По результатам данного этапа выявляется возможность прохождения инвалидом профессионального тестирования в ПРЦ, либо ему рекомендуются другие учебные заведения.

II. Медицинское обследование включает в себя изучение медицинских документов и медосмотр с целью выявления противопоказаний для обучения по выбранной специальности. Врач отслеживает динамику изменения состояния здоровья в ходе тестирования для определения способности переносить нагрузки, связанные с учебным процессом, а также осуществляет медицинское сопровождение инвалидов в процессе профотбора.

III. Беседа социального педагога с инвалидом ставит целью изучение социального статуса поступающего, его жизненного и профессионального пути, особенности социального окружения и условий жизни, уровень его социальной адаптации, мотивацию к обучению и трудоустройству. Полученные данные фиксируются в социальной анкете (Приложение 3).     Социальный педагог определяет меры медицинского, психологического, педагогического и социального характера, необходимые для успешного достижения целей профессиональной реабилитации.

IV. Базовый этап включает профориентационное, психологическое и первый этап профессионального тестирования.

    Тестирование  включает в себя ряд этапов:

1. Проводится первичная профконсультация, в ходе которой выявляется информированность инвалида о существующих профессиях, о классификации профессий по типам и классам (по Е.А.Климову. Приложение 1), заполняется анкета, позволяющая выяснить сферу профессиональных интересов, отношение к тому или иному объекту труда, профессиональный путь. В результате выясняется необходимость расширения знаний в этой области, проводится беседа о классификации профессий. Инвалиду предлагается назвать несколько профессий по каждому разделу и выбрать желаемую специальность, классифицировать ее и перечислить требования, которые предъявляет эта профессия к работнику. Затем инвалиду  предлагается сравнить его высказывания с данными профессиограмм.

2. Изучается профессиональная направленность личности инвалида. Ему предлагается известная методика для определения его интересов и склонностей - дифференциально-диагностический опросник (ДДО. Приложение 1). Из данных этого опросника извлекают сведения на преобладание интересов и склонностей абитуриента к тому или иному типу профессий (классификация по предмету труда: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система, человек-художественный образ).

3. Предлагается вариант методики, опубликованной А.Е. Голомштоком. Из нее выявляется преобладающая склонность инвалида к различным сферам деятельности (медицина, биология, техника и т. д. всего 24 сферы.)

4. Инвалиды заполняют опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда (ОПП), в результате обработки которого определяется психологический тип личности поступающего. На основании чего определяется круг профессий, которыми может наиболее успешно овладеть инвалид.

5. В заключение проводится тест Йовайши, который помогает определить склонность человека к работе в различных областях деятельности (к умственной, планово-экономической деятельности, к искусству и эстетике, к технике и производству, к работе с людьми, к подвижной деятельности).

Целью психологического тестирования является определение имеющихся профессионально важных качеств (ПВК), индивидуальных  особенностей и свойств личности.

Выявление ПВК осуществляется с помощью комплексного психологического обследования, включающего диагностику интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных особенностей инвалидаа, и проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Наблюдение в деятельности позволяет получить особо важную диагностическую информацию, такую  как дисциплинированность, мотивация  к обучению и к избранной профессии, организаторские способности, умение работать самостоятельно и в группе, эмоционально-волевые особенности. Одной из важнейших функций наблюдения является также подтверждение данных, полученных с помощью тестовых методик.

Выявление индивидуально-психологических  особенностей инвалида также является одной из важных задач психологического тестирования. Знание этих особенностей позволяет осуществлять индивидуальный подход к инвалиду как во время профессионального тестирования, так и в процессе дальнейшего обучения. Поступающие учиться в ПРЦ - это, как правило, люди с нарушением социально-психологической адаптации, что обусловлено причинами как физиологического, так и социального характера. Индивидуальный подход позволяет инвалидам быстрее адаптироваться к процессу обучения. На основе исследования индивидуально-психологических особенностей инвалида даются рекомендации для специалистов службы реабилитации и преподавателей,  использование которых способствует  более эффективному усвоению учащимися учебного материала  и овладению выбранной специальностью.

В психологическом тестировании  применяются различные тесты, в  том числе:

  • Исследование особенностей интеллектуальной сферы с помощью методики Р. Амтхауэра “Тест структуры интеллекта” (ТСИ), а также методики “Интеллектуальная лабильность”.
  • Исследование особенностей личности: “Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела” в сочетании с тестом Мини-мульт.
  • Исследование основных психических функций (Корректурная проба, таблицы Горбова-Шульте, тест Мюнстенберга, метод Джекобса).

        По результатам исследование проводится индивидуальное собеседование, в ходе которого сообщаются результаты психологического тестирования. Во время собеседования уточняются и дополняются данные, полученные в результате  тестирования, обсуждаются встретившиеся трудности, происходит осуществление принципа обратной связи.

Завершающим этапом психологического тестирования является вынесение заключения о профпригодности инвалида к  обучению по выбранной им профессии.

6. Собеседование по пройденным этапам, на котором сообщаются и обсуждаются результаты тестирования, осуществляется принцип обратной связи. Целью данного этапа является осознание инвалидом своих реальных возможностей, формирование адекватной самооценки, а также происходит обоснование профессионального выбора и оптимального пути получения профессии, что несет в себе элемент психокоррекции.

 

 

       Итоговое заключение.

         На основании результатов профориентационного, психологического и профессионального тестирования с использованием методов наблюдения, анализа продуктов деятельности, открытого интервью, данных медицинского и социального обследований проводится обсуждение каждого инвалида специалистами отдела профотбора и профпробы, и принимается решение о профессиональной пригодности инвалида к тому или иному виду деятельности, определяется наиболее оптимальный путь его профессиональной реабилитации.

 

Заключение

Правительство Российской Федерации, законодательные органы нашей страны считают вопросы, связанные с заботой об инвалидах, одним из приоритетных направлений своей деятельности. Основополагающим фактором развития любой государственной системы является действующее законодательство. В вопросах социальной и профессиональной реабилитации российское законодательство раздробленно, страдает от отсутствия единой терминологии и государственной концепции, возращения гражданина в общественную жизнедеятельность при установлении инвалидности.

В представленной работе рассмотрены факторы, которые влияют на развитие активности, творчества и самореализации лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, а именно:

1.  Нормативно-правовая база;

  1. Социально- психологические факторы;
  2. Социокультурные факторы;
  3. Система профессиональной подготовки;
  4. Организационно - управленческие факторы;
  5. Педагогические факторы.
  6. Отношения здоровы

Реальный учет вышеназванных  факторов, систематизация результатов исследований открывают перспективы для научного обоснования и реализации практических инициатив в области создания условий для творческого развития социальной группы инвалидов.

На основе изучения современных нормативно-правовых и теоретико-прикладных научных исследований, проведенных в рамках определения возможностей социально-профессиональной адаптации инвалидов, были сформулированы следующие выводы и основные предложения по возможной оптимизации процесса социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями (инвалидов):

       1. Концептуально, не пенсия, а доход от трудовой деятельности должен стать основным источником средств к существованию человека с ограниченными возможностями,  что позволит ему адекватно социализироваться и реализовываться в рамках своих особенностей, способностей и возможностей.

        2. Государству необходимо направить необходимые средства и усилия на развитие и поддержку реабилитационных  учреждений.

3. Необходимо рассмотреть способы и возможности заинтересовать инвалидов в профессиональной реабилитации, например, назначив специальную «стипендию» обучающимся инвалидам на весь период  их обучения. В случае успешного трудоустройства по новой профессии необходимо изыскать возможность первые полгода-год выплачивать дополнительное пособие с целью закрепления инвалида на данном рабочем месте. Одновременно трудовая деятельность повлечет за собой налогообложение физического лица, что позволит вернуть государству средства, затраченные на реабилитацию.

      4. Взаимоотношение  инвалидов и здоровых людей  - это мощный фактор  адаптационного  процесса. Как показывает опыт, инвалиды, имея все потенциальные возможности   активного участия в жизни  общества, не могут их реализовать  потому,  что остальные сограждане  неохотно общаются с ними, не  включают их в круг общения,  предприниматели опасаются принимать  на работу. Поэтому организационные  меры по социальной адаптации  должны быть изучены и апробированы  в социальном плане, в противном  случае они могут оказаться  неэффективными.

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов