Профессиональная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63

Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................

Работа состоит из  1 файл

Диплом инвалиды.docx

— 162.45 Кб (Скачать документ)

      Профессиональное образование предоставляет инвалидам следующие возможности: приобрести квалифицированную профессию/специальность, повысить имеющуюся квалификацию, приобрести другую профессию/ специальность, переобучиться (с учетом уже имеющихся знаний, навыков, связанных со старой  профессией и личных интересов).

      Можно отметить три пути получения новой профессии в Санкт-Петербургском государственном специальном реабилитационном образовательном учреждении среднего профессионального образования (техникум для инвалидов) – «Профессионально-реабилитационном центре» (ПРЦ):

- самостоятельное переобучение (инвалид платит сам);

      - переобучение через службу занятости (бесплатное);

      - обучение на рабочем месте (или поиск работы, не требующей переобучения).

     Сегодня возможна организация надомного обучения, в том числе заочного, с развитием дистанционного обучения.

     Заключительный этап профессиональной реабилитации – трудовое устройство. Оно представляет собой оценку обоснованности экспертного заключения о трудоспособности, профориентационного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.

При трудоустройстве инвалида важно помочь ему в социально-психологической адаптации к новым условиям работы и коллективу, но также важно предусмотреть и адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям. Может потребоваться наставник (помощник, сопровождающий) для инвалида (из числа родственников, либо социальный работник) или помощь в доставке инвалидов специальным транспортом. Трудовое место для инвалида должно соответствовать необходимым санитарно-гигиеническим нормам и учитывать специфику заболевания и те нарушения, которые привели к ограничению жизнедеятельности инвалида. Также важны и социальные факторы – пол, возраст, уровень образования, основная профессия, наличие дополнительных знаний и умений; особенности личности и трудовая установка.

Вопрос трудоустройства  инвалидов является комплексным, зависит  от согласованных действий разных специалистов и служб: врачей-экспертов, реабилитологов, психологов, специалистов по социальной работе, профконсультантов, юристов и работодателей.39 Рациональное трудовое устройство инвалида – устройство на рабочее место, реально пригодное для инвалида по состоянию его здоровья, соответствующее мотивам личности, профессиональной подготовке в рамках общественно необходимой профессии. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение престижным профессиям, основам предпринимательства, что послужит обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости. 40

Появление новых законов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, решение проблем профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов становится актуальным и приоритетным. А успешность социальной реабилитации определяется гарантией доступности качественного образования (общего и профессионального) с учетом расширения круга специальностей на всех уровнях и изменения общественного отношения к данной группе лиц с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Организация  профессионального обучения трудоустройства  инвалидов в Санкт-Петербурге.

Одним из наиболее перспективных  и действенных направлений реабилитации инвалидов является профессиональная реабилитация, направленная на возвращение или включение инвалида в общественно полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Профессиональная реабилитация обеспечивается как подбором соответствующей профессии и возможностью получения профессионального образования, так и обеспечением занятости инвалида - его трудоустройством в соответствии с имеющейся или приобретенной профессией.

Из общего числа инвалидов (786 тысяч), проживающих в Санкт-Петербурге, около 15% составляют граждане трудоспособного возраста (124 тысячи человек), из них треть, или немногим более 5% от общей численности инвалидов, составляют граждане молодого возраста (до 45 лет), которые потенциально могут нуждаться в профессиональном обучении и активном содействии в трудоустройстве (более 45 тысяч человек).

Весь комплекс необходимых  инвалиду реабилитационных мероприятий, в том числе профессиональной реабилитации, предоставляется в  соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разрабатываемой учреждениями МСЭ. В настоящее время ИПР имеют треть инвалидов всех возрастных групп (33,2%, или более 258600 человек), в том числе более половины (53,4%, или более 65700 человек) среди инвалидов трудоспособного возраста. При этом рекомендации по профессиональной реабилитации указаны в 10,5% от всех ИПР (более 27000 тысяч случаев), а количество рекомендаций по профессиональной реабилитации составляет почти 60% по отношению ко всем инвалидам молодого трудоспособного возраста.

При этом среди всех (более 27000) общих рекомендаций по профессиональной ориентации более 16% составляют рекомендации по профессиональной ориентации (4,6 тыс.), более 22% (6,1 тыс.) - рекомендации по профессиональному обучению и более 60% (16,5 тыс.) - по содействию в трудовом устройстве.

По данным Автоматизированной Информационной Системы («Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга») в части, касающейся реабилитации инвалидов (по результатам освидетельствования инвалидов во МСЭ и полученных ими ИПР), немногим более 6 тысяч человек нуждаются в профессиональном обучении и 16,5 тысяч - в содействии в трудоустройстве.

В Санкт-Петербурге существует широкие возможности для получения инвалидами квалифицированного профессионального образования: 1) граждане, которым установлена инвалидность, могут обучаться в обычных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования наравне с другими гражданами; граждане, имеющие более выраженные нарушения и нуждающиеся в специальной организации учебного процесса, дополнительных ограничениях и дополнительных мерах поддержки в процессе обучения и последующей трудовой деятельности, могут обучаться в специализированных учреждениях профессионального образования; 3) профессиональное обучение (переобучение) может быть также предоставлено по направлению службы занятости гражданам, являющимся инвалидами и состоящим на учете в качестве безработных.

Конкретные рекомендации об уровне образования, форме обучения, типе учебного учреждения, профессии  или специальности указываются  учреждением МСЭ в ИПР. В ней же могут быть определены особые условия: по форме обучения (заочно, на дому и пр.), по организации учебного процесса или оснащению учебного места (в частности, обеспечение специальной литературой, тифлотехническими средствами и др.).

 В общей системе  профессионального образования  в настоящее время обучаются  около 1000 граждан с ограниченными  возможностями в 48 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и более 650 человек - в 85 образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Продолжают действовать  социальные гарантии, закрепленные федеральным законодательством для получения инвалидами соответствующего профессионального образования.

В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 13.01.1996 №12-ФЗ (с изменениями 6 июля 2006 года) «Об  образовании» вне конкурса при условии  успешной сдачи вступительных экзаменов  в государственные образовательные  учреждения среднего профессионального  образования и в государственные  образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения МСЭ не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, а также граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

Согласно ст.16 Закона Российской Федерации от 22.08.2006 №125-ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании» студентам-инвалидам I и II групп федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, выплачивается стипендия, размер которой выше стипендии, установленной для студентов очной формы обучения, на 50%.

 Специализированные учебные  заведения профессионального образования для обучения инвалидов с различной патологией в Санкт-Петербурге находятся в ведении Комитета по труду и социальной защите населения: «Профессиональный реабилитационный лицей» (ПРЛ); «Профессионально-реабилитационный центр» (ПРЦ). В этих учреждениях подростки с ограниченными возможностями и молодые инвалиды могут получить конкурентоспособную профессию и помощь в трудовом устройстве по окончании обучения, а также комплекс реабилитационных мероприятий в процессе обучения.

Так, «Профессиональный реабилитационный лицей» осуществляет обучение инвалидов II и III группы в возрасте от 16 до 40 лет. Срок обучения - от 1 года до 2 лет. Обучение ведется по 11 специальностям и профессиям по программам начального профессионального образования ( в том числе швея, обувщик, машинопись, машинное вязание).

Общее количество обучающихся  в лицее - более 300 человек, из них более 100 человек обучаются на базе филиала лицея в федеральном Научно-практическом центре МСЭ, протезирования и реабилитации им. Г.А. Альбрехта. Выпуск 2009 года составил 263 человека, из них трудоустроено по приобретенной специальности более 42,9%; кроме того, 10-15% выпускников работают на дому.

 «Профессионально-реабилитационный центр» (далее - ПРЦ), создан в феврале 1996 года в рамках международного российско-немецкого проекта.

В ПРЦ ведется обучение инвалидов в возрасте от 18 до 45 лет; реализуются программы начального и среднего профессионального, а также дополнительного образования. На 01.04.2010 в ПРЦ обучается 378 человек; ежегодный выпуск составляет 130-190 человек; процент трудоустройства выпускников составляет 60-77%, а по отдельным специальностям - значительно выше: так, выпускники отделения «коммерция» трудоустраиваются в 80% случаев, медицинские лабораторные техники - в 95% случаев. Высоким показателям трудоустройства выпускников способствует активное сотрудничество ПРЦ со службой занятости населения, в частности, проводимые в ПРЦ ярмарки вакансий рабочих мест для инвалидов города и то, что на территории ПРЦ работает специализированное подразделение службы занятости по трудоустройству инвалидов.

Граждане с ограниченными  возможностями могут трудиться:

1.   В обычных производственных условиях, на обычных предприятиях наравне со здоровыми гражданами.Так трудоустраиваются инвалиды, которым либо не установлено во МСЭ ограничение способности к трудовой деятельности (например, установлена III группа инвалидности, а ограничения способности к трудовой деятельности нет), либо установлена 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности. Таких инвалидов в Санкт-Петербурге  в настоящее время более 105 тысяч, а среди граждан трудоспособного возраста - менее 50 тысяч. Они либо продолжают работать в своей профессии без ограничений (если ОСТ - 0), либо нуждаются в ограничениях по объему, продолжительности работы или иных ограничениях, установленных учреждением МСЭ в ИПР. Рекомендации, записанные в ИПР, являются обязательными для работодателя-предприятия любой формы собственности.

2.   В специально созданных условиях (на специально организованном рабочем месте, в специальном цехе или на специальном предприятии, в том числе созданных общественными организациями инвалидов; а также на дому).

В таком трудоустройстве  нуждаются инвалиды со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности (таких в городе более 460 тысяч человек, из них в трудоспособном возрасте почти 54 тысячи).

Граждане с ограниченными  возможностями, имеющие трудовую рекомендацию, записанную в ИПР (это все инвалиды с 1 и 2 степенью ограничения способности к трудовой деятельности), желающие работать и испытывающие трудности самостоятельного поиска работы, могут обращаться для ее поиска в учреждения службы занятости населения по месту жительства - районные центры занятости, где они могут получить следующую информацию:

-    о состоянии  рынка труда на соответствующей  территории;

-    о наличии вакантных  мест;

-    о возможности  профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

-    о порядке регистрации  в целях поиска подходящей  работы и регистрации в качестве  безработного с получением пособия  по безработице.

Непосредственную помощь инвалидам в трудоустройстве  оказывают Центры занятости населения  по месту жительства инвалидов, а  также специализированные подразделения службы занятости населения по оказанию услуг в трудоустройстве инвалидов, где имеется полная информация о рабочих местах и предприятиях для трудового устройства инвалидов.

За последнее пятилетие  почти вдвое увеличилась численность  граждан, имеющих инвалидность, обратившихся в службу занятости населения; из них более 600 человек ежегодно обращаются в специализированные подразделения. Увеличился и банк вакансий городской службы занятости: в настоящее время он составляет около 80 тысяч рабочих мест, из которых около 20 тысяч могут быть заняты гражданами, имеющими ограничения к труду. В 2009 году на предприятиях города трудилось 26,2 тыс. инвалидов, из них 17 тыс. на квотируемых рабочих местах. 41

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов