Профессиональная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63

Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................

Работа состоит из  1 файл

Диплом инвалиды.docx

— 162.45 Кб (Скачать документ)

Необходимо признать, что  формирование доступной среды жизнедеятельности  является чрезвычайно сложной и  важной задачей, как Санкт-Петербурга, так и Российской Федерации. Работа по совершенствованию мер социальной поддержки населения Санкт-Петербурга в целом и инвалидов, в частности, продолжается. При этом учитывается, (в соответствии  «Концепция развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы».

Ежегодно в Санкт-Петербурге проводятся конгрессы по тематике связанной с социальной реабилитацией и интеграцией инвалидов в общество, семинары, научно-практические конференции профессионального образования инвалидов с использованием инновационных технологий; повышение квалификации специалистов учреждений работающих с инвалидами; осуществляется (вставить) нормативно- правовое регулирование деятельности реабилитационных учреждений в контексте социальной политики Российской Федерации.

Губернатором Санкт-Петербурга ежегодно подписывается (утверждается) «План проведения в Санкт-Петербурге мероприятий, посвященных Международному Дню инвалидов», в исполнении которого принимают участие Комитет по здравоохранению, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, районные администрации и другие структуры исполнительной власти Санкт-Петербурга, а также общественные организации инвалидов.

 

Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.

2.1 Инвалидность как медицинская и социальная проблема.

В XIX столетии  с развитием технической промышленности и появлением социального страхования под инвалидностью стали понимать нарушение трудоспособности.

Трудоспособность — важный показатель социальной адаптации, но не единственный. Деятельность или поведение индивида могут измениться в результате развития болезни и возникновения нарушений, и Тогда появляются ограничения жизнедеятельности (в том числе и трудоспособности) 7.  Сам индивид осознает проявление болезни. Это проявление отражает социальную недостаточность (иными словами — социальную дезадаптацию), вытекающую из нарушения и ограничения жизненных функций.

Социальный уровень развития болезни отражает реакцию общества на состояние индивида и проявляется во взаимоотношениях индивида с обществом, которые могут включать и такой специфический инструмент, как законодательство. (убрать)

Все вышесказанное может  быть графически представлено следующей схемой.

Болезнь, травма, дефект




 

 

 

Функциональные нарушения




 


Ограничения жизнедеятельности




 

Социальная недостаточность





 

Схема социализации болезни.

Ограничение жизнедеятельности (disability) — это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые считают нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограничение жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятельности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельностью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограничения в выполнении действий.

Социальная  недостаточность (handicap или disadvantage)— это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения).

Таким образом, это определение  вытекает из современной концепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инвалидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологической или анатомической структуры либо функций, приводящих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности (социальной дезадаптации).

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 января 1996 г. инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности  понимается полная или частичная  утрата лицом способности или  возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Представленные подходы  к пониманию инвалидности нельзя считать удовлетворительными, так  как в них в большей степени  отражена медицинская сторона проблемы. Особое неудовольствие таким определением высказывают сами инвалиды. Они полагают, что каждый человек может иметь те или иные ограничения в социальной жизни, даже не будучи инвалидом. Что касается инвалидов, то многие препятствия к осуществлению активной жизнедеятельности, реализации возможности учиться и работать возникают по вине общества. В медицинской модели инвалидности все внимание концентрируется на физической или психической патологии, и, следовательно, инвалид нуждается в лечении, реабилитации и приспособлении к жизни в обществе.

В социальной модели (так изменить, ибо соц. Модель не может «Рассматривать»), авторами которой являются сами люди с инвалидностью, или, как часто говорят, с ограниченными возможностями, рассматривается проблема инвалидности не с точки зрения патологии и физических недостатков, а во взаимосвязи отдельного человека с окружающей его средой и обществом. С этой точки зрения ограниченные возможности не вызваны недугом, а обусловлены дискриминацией и неготовностью психологически принять инвалидов как полноправных членов, а также барьерами, существующими в окружающей среде.

По мнению российского  ученого  А.В. Клюева «Социальный институт – установление, устройство (учреждение) – устойчивая форма организации совместной деятельности людей; выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе. История человеческой цивилизации - это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых  как общепринятые образцы поведения и привычки мышления» 8. По мере развития и усложнения общества система социальных институтов умножаются. Современное общество высоко институционализированно. : Возникли институты семьи, образования, охраны и здоровья, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие.

Система социальных институтов – это, по сути  дела, общество. Вместе с тем институт и социальная группа (например, инвалидов по определенному  виду заболевания) неотделимы друг от друга: люди с помощью институциональных норм организуют себя в группы, общества, ассоциации (например, Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ)).

«Процесс определения и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей, верований и ценностей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности - называется институционализацией»9. Поэтому важно,  как в нашем обществе возникла совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни (по отношению к инвалидам). В ходе общественной практики сложились некоторые приемлемые образцы поведения, передаваясь из поколения в поколение, становятся коллективной привычкой, обычаем, традицией. В результате институционализации согласовываются и направляются в определенное русло, стремления людей, устанавливаются способы удовлетворения потребностей инвалидов, развиваются социальные нормы и регуляторы поведения на основе ценностных ожиданий и ориентаций индивида. Важны установки и образцы поведения, привитые еще в семье и развитые и приобретенные в процессе социализации. Среди функций социальных институтов (значимых для инвалидов) можно назвать следующие:

  • интегративная функция;
  • коммуникативная функция;
  • функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

Когда функции институтов понятны, очевидны и неизменны, мы можем говорить о стабильном обществе, без возникновения дисфункций (убрать).

«Дисфункция - нарушение нормального воздействия социального института с социальной средой» 10 (например, обществом инвалидов). Сегодня в условиях социального кризиса, быстрых социальных изменений возникают ситуации, когда изменившиеся потребности инвалида в силу ограниченных возможностей, не находят одинокого (адекватного) отражения в структуре соответствующего социального института (в комитетах защиты, науки, искусства, образования и так далее). Например, функция института образования - подготовка высококлассных специалистов, но если этот институт не справляется со своей задачей (не соответствует нормам и требованиям доступности для инвалидов), - функция превращается в дисфункцию. И таких примеров много, когда вместо принесения пользы обществу наносится вред.

Человеческая личность не исчерпывается системой постоянных институциональных ценностей, норм и ролей: под влиянием изменяющихся условий существования (из-за потери здоровья) изменяются ценностные ориентации личности инвалида. Создаются новые правила и нормы, возникает новая система статусов и ценностей.11 (ВставитьJСледует отметить, что несмотря на отмеченные недостатки по достойной социальной адаптации инвалидов,( убрать! -Вместе с тем, )современный уровень работы с инвалидами предполагает их социальную адаптацию, социальную поддержку, стимулируя интегрирование в общество через самореализацию.

Действующий с 1996 года Федеральный  закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» базируется на приоритетах реабилитации и интеграции инвалидов в общество. То есть «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации» 12. Принцип равных прав инвалидов и не инвалидов предполагает, что потребности всех без исключения людей имеют одинаково важное значение. Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений, или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а так же из-за предрассудков общества по отношению к себе.

Инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями, травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты».    Социальная защита- «система гарантированных государством экономических социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».13

Благодаря- убрать В! Федеральном закону № 181-ФЗ (ст. 9) понятие «инвалид» наполнилось новым содержанием, что привело к изменению методологических подходов установления инвалидности, формированию новых общих принципов и частных положений медико-социальной экспертизы и реабилитации.

Новая государственная социальная политика провозгласила социальную справедливость и равноправие в  качестве нравственных основ общества. Инвалидом не должен приписываться  статус больных, отклоняющихся (девиантов от лат. deviatio-«отклонение», которое не влечет за собой уголовного наказания, иначе говоря, не является противоправным)14, которых необходимо исправлять или изолировать. Современная социальная работа с инвалидами основывается на понимании инвалидности как процесса ограничения возможностей и затруднения социальной деятельности. Причиной ограниченных возможностей может стать недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному человеку. И (В этом случае)тогда система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма - это реабилитация инвалидов. Восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптации - цель реабилитации.

Реабилитация(пробел!_- основа интеграции инвалидов в общество. Реализация потенциальных способностей и возможностей личности по достижению оптимального уровня жизнедеятельности инвалида/- это интеграция.

Реабилитация  инвалидов включает в себяLубрать курсор!

  • медицинскую реабилитацию – состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии; протезирования  и ортезирования;
  • профессиональную реабилитацию - состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
  • социальную реабилитацию - состоит из социально/- средовой ориентации и социально/- бытовой адаптации. 15

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов