Профессиональная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63

Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................

Работа состоит из  1 файл

Диплом инвалиды.docx

— 162.45 Кб (Скачать документ)

В данном случае позитивные эффекты восстановительного лечения, психологической и профессиональной реабилитации должны рассматриваться  с точки зрения личной позиции  инвалида в отношении их соответствия или несоответствия для решения  тех жизненных задач, в которых  он заинтересован. Иными словами, о  социально-психологической реабилитации можно говорить практически во всех случаях, когда соблюдается принцип  личностной апелляции при проведении различных реабилитационных мероприятий 31.

Показания к проведению мероприятий  по СПР определяются на основании  диагностики, которая выявляет: нарушения в эмоциональной и интеллектуальной сфере; нарушения в сфере усвоения социальных ролей, вызванные различными расстройствами психической деятельности; проблемы, возникшие в социальной адаптации, связанные с необходимостью освоения новых ролей; необходимость изменения схемы реабилитационных воздействий (оперативное вмешательство).

В рамках различных форм реабилитации с помощью СПР осуществляется решение конкретных задач, направленных на усиление эффективности тех или  иных видов реабилитационных мероприятий.

Сначала – ЗАДАЧИ: в след абзаце!(Курсор!Решение  задач СПР в рамках профессиональной реабилитации обеспечивает:

1. Формирование адекватных  установок на показанную для  инвалида профессиональную деятельность.

2. Развитие мотивации  к трудовой деятельности, активизацию  его позиции в отношении трудоустройства.

3. Сглаживание эмоциональных  и интеллектуальных расстройств,  препятствующих обучению и профессиональной  деятельности инвалида.

4. Коррекция невротических расстройств (личностных отношений, ценностных ориентаций), непозволяющих инвалиду освоить социальные роли, необходимые для включения в трудовую деятельность.

ЗАДАЧИ!Решение задач СПР в рамках социальной реабилитации:

1. Восстановление психических  функций, обеспечивающих самообслуживание (например, психомоторных навыков,  функций памяти, внимания).

2. Снятие эмоциональных  и невротических расстройств,  препятствующих развитию навыков  бытовой деятельности (приготовление  пищи, посещение магазинов).

3. Развитие навыков бытового  общения, позволяющих оптимизировать  выполнение социальных ролей.

4. Формирование адекватных  представлений о перспективах  семейной жизни, выполнению семейных  ролей 32.

Наиболее полно с задачами СПР совпадают задачи психологической  реабилитации. Однако следует учитывать, что психологическая реабилитация становится в полном смысле социально-психологической, т.е. носит системный характер тогда, когда при решении задачи по восстановлению психических функций путем специальных  методов учитываются целеобразующие особенности личности (интересы, ценностные ориентации), которые позволяют использовать эти функции в социальном плане.

 Таким образом, мы видим, что СПР является составной частью любого вида реабилитации, если она апеллирует к личности, ее социальным

ролям, интеграции в обществе.

Решение задач СПР наиболее полно обеспечивается посредством  использования специфических (КУРсор!методических средств и приемов, которые включают в себя, в основном, различные методы и техники психотерапии, психокоррекции, психологических и  социально-психологических тренингов,

Перенести к предыдцщему  предложению!Арсенал которых в настоящее время достаточно обширен и разнообразен, что позволяет в случаях их рационального использования достигнуть необходимого результата - восстановить, сформировать психологические механизмы социальной интеграции (Убрать! Тире) при реабилитации различных контингентов инвалидов. При этом возникает возможность строго индивидуального подхода к решению данной проблемы, что достигается путем дифференцированной диагностики и психологического патронирования инвалидов на протяжении всего реабилитационного процесса.

Убрать абзац!Относительно неспецифичной в рамках СПР является организация работы с ближайшим окружением инвалида. Здесь необходимо использовать семейное консультирование.

Целенаправленное проведение мероприятий по СПР возможно лишь на основании результатов дифференцированной психодиагностики. При проведении психодиагностического обследования инвалидов целесообразно уделять внимание состоянию базовых психических функций (вниманию, памяти, динамике умственной деятельности), оценивать эмоционально-мотивационную сферу, а также личностные особенности и определять структуру интеллекта.

Психодиагностические исследования можно подразделить на первичные  (ориентировочные) и углубленные.

Первичная психодиагностика направлена на выявление “проблемных” областей в психической деятельности инвалида. Методы, используемые!которые используются в ходе ее проведения: наблюдение, структурированное интервью, (психодиагностические?патопсихологические методы, определяющие нарушения функций внимания и памяти, динамики умственной деятельности, тесты, с помощью которых можно оценить актуальное состояние эмоционально-мотивационной сферы и так далее. Углубленная психодиагностика предполагает использование методов, направленных на дифференцированное исследование нарушений, выделенных при первичной психодиагностике.

(Курсор!Показаниями к проведению таких исследований могут быть:

1. Необходимость определения  возможности переобучения инвалида, которое целесообразно проводить  при наличии (вставить!)соответствующего профплана;

2. Профориентация, которая  проводится в случаях отсутствия  четкого профплана, когда инвалид  не знает, где бы он хотел  обучаться или работать.

3. Составление индивидуальной  программы по психологической  реабилитации в случаях выраженных  нарушений в психической сфере,  значительно затрудняющих адаптацию  инвалида в обществе (психологическое консультирование может осуществляться как в форме индивидуальной работы с инвалидом, (запятая!)так и в форме групповой работы с семьей инвалида).

Цель психологического консультирования - формирование культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и способной анализировать ситуацию с различных сторон. Главная задача психолога состоит в том, чтобы обеспечить для инвалида условия для создания им осознанных, нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями  действительности  (вставить!)и верить в возможность самореализации.

 

 

 

 

 

Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.

3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов.

Одним из стратегических направлений  обеспечения равных условий полного  участия инвалидов в социальной жизни общества является образование, профессиональная подготовка и трудоустройство.

Право на труд – неотъемлемое право инвалида, несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности. Кроме того,  инвалиды имеют право пройти профессиональную подготовку, повысить квалификацию, получить услуги по профессиональной ориентации и переподготовке в приоритетном порядке.33

Существующая в России сеть учебных учреждений для инвалидов  Федерального агентства  по здравоохранению  и социальному развитию состоит  из 26 образовательных учреждений начального  профессионального образования  и 11 образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, называется профессиональной реабилитацией инвалида.

Основная цель профессиональной реабилитации – обеспечить инвалиду возможность получить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости, повышению доходов и возможности самообеспечения. Профессиональная реабилитация с последующим трудоустройством инвалидов выгодна обществу, так как в виде налоговых поступлений возвращаются государству средства, вложенные в профессиональную реабилитацию инвалидов.

Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс разноплановых  мероприятий, которые в зависимости  от состояния здоровья инвалидов, их физических возможностей, особенностей познавательных способностей, образования, наличия (или отсутствия) трудовых навыков решают разные задачи.

      Несмотря на актуальность проблемы профессиональной реабилитации инвалидов и множество нормативных актов по данному вопросу, их совокупность в целом не позволяет решить задачи, поставленные государством по предоставлению инвалидам равных возможностей получать профессиональное образование и трудиться.

          Профессиональная реабилитация включает в себя экспертизу потенциальных профессиональных способностей, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, профессиональное обучение, рациональное трудовое устройство инвалида, трудовую адаптацию.34

    Комплексная оценка ограничений трудоспособности инвалида, выявление медико-социальных факторов, вызывающих эти ограничения, и определение мер, способствующих их компенсации (или замещению) называется экспертизой профессиональных способностей. Это такие способности к выполнению профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы в конкретных условиях. Иными словами,  рабочее место должно соответствовать личностным способностям, желанию инвалида, его профессиональной подготовке, состоянию здоровья и социальным установкам. Это не всегда реально осуществимо. Указанная экспертиза - трудоемкий процесс, включающий в себя компоненты: медико-социальную экспертную профдиагностику, психологическую оценку личности, экспертную оценку условий труда и рациональности трудового устройства инвалида, профессиональную ориентацию.

     Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения, предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Изучаются индивидуальные возможности, способности и склонность к определенной профессии, социально-экономические особенности профессии с учетом показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности. Таким образом, с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуемый считается профессионально пригодным. Следует учитывать, что не все инвалиды адекватно оценивают свои возможности. В таких случаях проводятся: разъяснительная работа, коррекция индивидуальных и профессиональных планов и притязаний, оказывается психологическая поддержка.35 

В ходе профориентации должен определяться комплекс мероприятий  по целенаправленной психологической  помощи, ориентированной на возвращение  реабилитируемых к трудовой деятельности. Важный момент профориентации - это посредничество опытного специалиста-психолога в ориентации человека в мире профессии (современных и востребованных), доступных для овладения лицом, имеющим ограничения по степени трудоспособности.

      Основной принцип в работе по профессиональной ориентации инвалида – апелляция к личности больного. Профессиональное самоопределение является сугубо личностным и исключает директивные «рекомендации».36 Активная позиция инвалида поощряется. Также взвешиваются позитивные и негативные стороны конкретного выбора, вносятся коррекции в его самооценку (если она неадекватна), обсуждаются индивидуальные возможности и рациональное обучение с трудоустройством.

 Для молодых людей,  не имеющих профессии, или лиц,  которые вынуждены изменить свою  трудовую деятельность в связи  с приобретенной инвалидностью,  необходимо правильно сориентироваться  и выбрать именно ту профессию,  которая будет представлять личный  интерес и будет востребованной  на рынке труда. Важно не  оказывать воздействия на его мотивацию и принятие решения в сфере самоопределения, освоения новой профессии и трудоустройства. Особая роль здесь принадлежит психологам.                   Для экспертной оценки психологических особенностей инвалидов в плане их трудового устройства из всех факторов трудового ограничения выделены факторы, содержащие значимые психологические характеристики, а именно труд, связанный с: необходимостью руководства коллективом, ответственностью за безопасность и жизнь людей, необходимостью контактирования с большим количеством людей, необходимостью выполнения определенных операций в заданном темпе, интеллектуальной нагрузкой, возможностью возникновения материального ущерба.

Анализ этих факторов позволяет  выделить психологические характеристики, значимые для трудовой деятельности человека: эмоционально-волевая устойчивость, гибкость мышления и переключаемость, коммуникабельность и дружелюбие, работоспособность и выносливость, самостоятельность и инициативность, память и внимание, ориентировка в новом.

       Могут также определяться психологические параметры для конкретных видов трудовой деятельности. Анализ значимости психологических характеристик и параметров позволяет дать заключение о соответствии профессии потенциальным возможностям инвалида.     Использование дифференциально-диагностического опросника Климова 37   (Приложение 1) широко применяется для конкретизации интересов инвалида и предпочтения профессии в зависимости от предмета труда и степени сложности, позволяет определить предпочтения инвалида в плане предмета труда (человек-человек; человек-техника; человек-природа; человек- художественный образ; человек-знак). В связи с тем, что в современном обществе огромное значение уделяется проблеме карьеры человека и его успешности, остро встаёт вопрос о правильном выборе профессии. Человек может достичь успеха в профессиональной деятельности только в том случае, если она нравится, доставляет удовольствие, развивает инвалида как личность, позволяет чувствовать себя нужным и необходимым обществу.             При профессиональном обучении инвалидов важно овладение специальными знаниями, умениями и навыками, которые будут сочетаться с формирование способностей к социально-психологической адаптации.38

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов