Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:39, курсовая работа
Предмет исследования: Правовые основы социально-профессиональной реабилитации инвалидов и пути интеграции их в общественную жизнь.
Задачи исследования:
1.Изучить имеющуюся современную специальную литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть представления о социальной адаптации в России.
3.Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов в России и меры по социальной поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге.
Введение................................................................................................................2
Глава 1. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов.
1.1. Международные и отечественные нормативно-правовые законы социальной защиты инвалидов.............................................................................5
1.2. Меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге................10
Глава 2. Социальная реабилитация инвалидов.
2.1. Инвалидность как медицинская и социальная проблема...........................18
2.2. Цели, задачи социальной реабилитации......................................................30
2.3. Современный подход к проблеме социально-культурной реабилитации инвалидов. Основные задачи и принципы......................................................36
2.4. Цели, задачи социально-психологической реабилитации.......................42
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов............49
3.2.Организация профессионального обучения трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге..................................................................................................55
3.3.Опыт профессионально диагностического обследования инвалидов. Описание методик.................................................................................................63
Заключение...........................................................................................................70
Список используемой литературы.....................
В данном случае позитивные
эффекты восстановительного лечения,
психологической и
Показания к проведению мероприятий по СПР определяются на основании диагностики, которая выявляет: нарушения в эмоциональной и интеллектуальной сфере; нарушения в сфере усвоения социальных ролей, вызванные различными расстройствами психической деятельности; проблемы, возникшие в социальной адаптации, связанные с необходимостью освоения новых ролей; необходимость изменения схемы реабилитационных воздействий (оперативное вмешательство).
В рамках различных форм реабилитации с помощью СПР осуществляется решение конкретных задач, направленных на усиление эффективности тех или иных видов реабилитационных мероприятий.
Сначала – ЗАДАЧИ: в след абзаце!(Курсор!Решение задач СПР в рамках профессиональной реабилитации обеспечивает:
1. Формирование адекватных
установок на показанную для
инвалида профессиональную
2. Развитие мотивации
к трудовой деятельности, активизацию
его позиции в отношении
3. Сглаживание эмоциональных
и интеллектуальных
4. Коррекция невротических расстройств (личностных отношений, ценностных ориентаций), непозволяющих инвалиду освоить социальные роли, необходимые для включения в трудовую деятельность.
ЗАДАЧИ!Решение задач СПР в рамках социальной реабилитации:
1. Восстановление психических
функций, обеспечивающих
2. Снятие эмоциональных
и невротических расстройств,
препятствующих развитию
3. Развитие навыков бытового
общения, позволяющих
4. Формирование адекватных
представлений о перспективах
семейной жизни, выполнению
Наиболее полно с задачами
СПР совпадают задачи психологической
реабилитации. Однако следует учитывать,
что психологическая
Таким образом, мы видим, что СПР является составной частью любого вида реабилитации, если она апеллирует к личности, ее социальным
ролям, интеграции в обществе.
Решение задач СПР наиболее
полно обеспечивается посредством
использования специфических (
Перенести к предыдцщему предложению!Арсенал которых в настоящее время достаточно обширен и разнообразен, что позволяет в случаях их рационального использования достигнуть необходимого результата - восстановить, сформировать психологические механизмы социальной интеграции (Убрать! Тире) при реабилитации различных контингентов инвалидов. При этом возникает возможность строго индивидуального подхода к решению данной проблемы, что достигается путем дифференцированной диагностики и психологического патронирования инвалидов на протяжении всего реабилитационного процесса.
Убрать абзац!Относительно неспецифичной в рамках СПР является организация работы с ближайшим окружением инвалида. Здесь необходимо использовать семейное консультирование.
Целенаправленное проведение
мероприятий по СПР возможно лишь
на основании результатов
Психодиагностические
Первичная психодиагностика
направлена на выявление “проблемных”
областей в психической деятельности
инвалида. Методы, используемые!которые
используются в ходе ее проведения: наблюдение,
структурированное интервью, (психодиагностические?патопсих
(Курсор!Показаниями к проведению таких исследований могут быть:
1. Необходимость определения
возможности переобучения
2. Профориентация, которая
проводится в случаях
3. Составление индивидуальной
программы по психологической
реабилитации в случаях
Цель психологического консультирования - формирование культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и способной анализировать ситуацию с различных сторон. Главная задача психолога состоит в том, чтобы обеспечить для инвалида условия для создания им осознанных, нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями действительности (вставить!)и верить в возможность самореализации.
Глава 3. Профессиональная реабилитация инвалидов.
3.1. Опыт и проблемы профессиональной реабилитации инвалидов.
Одним из стратегических направлений обеспечения равных условий полного участия инвалидов в социальной жизни общества является образование, профессиональная подготовка и трудоустройство.
Право на труд – неотъемлемое право инвалида, несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности. Кроме того, инвалиды имеют право пройти профессиональную подготовку, повысить квалификацию, получить услуги по профессиональной ориентации и переподготовке в приоритетном порядке.33
Существующая в России сеть учебных учреждений для инвалидов Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию состоит из 26 образовательных учреждений начального профессионального образования и 11 образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, называется профессиональной реабилитацией инвалида.
Основная цель профессиональной реабилитации – обеспечить инвалиду возможность получить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости, повышению доходов и возможности самообеспечения. Профессиональная реабилитация с последующим трудоустройством инвалидов выгодна обществу, так как в виде налоговых поступлений возвращаются государству средства, вложенные в профессиональную реабилитацию инвалидов.
Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс разноплановых мероприятий, которые в зависимости от состояния здоровья инвалидов, их физических возможностей, особенностей познавательных способностей, образования, наличия (или отсутствия) трудовых навыков решают разные задачи.
Несмотря на актуальность проблемы профессиональной реабилитации инвалидов и множество нормативных актов по данному вопросу, их совокупность в целом не позволяет решить задачи, поставленные государством по предоставлению инвалидам равных возможностей получать профессиональное образование и трудиться.
Профессиональная реабилитация включает в себя экспертизу потенциальных профессиональных способностей, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, профессиональное обучение, рациональное трудовое устройство инвалида, трудовую адаптацию.34
Комплексная оценка ограничений трудоспособности инвалида, выявление медико-социальных факторов, вызывающих эти ограничения, и определение мер, способствующих их компенсации (или замещению) называется экспертизой профессиональных способностей. Это такие способности к выполнению профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы в конкретных условиях. Иными словами, рабочее место должно соответствовать личностным способностям, желанию инвалида, его профессиональной подготовке, состоянию здоровья и социальным установкам. Это не всегда реально осуществимо. Указанная экспертиза - трудоемкий процесс, включающий в себя компоненты: медико-социальную экспертную профдиагностику, психологическую оценку личности, экспертную оценку условий труда и рациональности трудового устройства инвалида, профессиональную ориентацию.
Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения, предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Изучаются индивидуальные возможности, способности и склонность к определенной профессии, социально-экономические особенности профессии с учетом показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности. Таким образом, с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуемый считается профессионально пригодным. Следует учитывать, что не все инвалиды адекватно оценивают свои возможности. В таких случаях проводятся: разъяснительная работа, коррекция индивидуальных и профессиональных планов и притязаний, оказывается психологическая поддержка.35
В ходе профориентации должен определяться комплекс мероприятий по целенаправленной психологической помощи, ориентированной на возвращение реабилитируемых к трудовой деятельности. Важный момент профориентации - это посредничество опытного специалиста-психолога в ориентации человека в мире профессии (современных и востребованных), доступных для овладения лицом, имеющим ограничения по степени трудоспособности.
Основной принцип в работе по профессиональной ориентации инвалида – апелляция к личности больного. Профессиональное самоопределение является сугубо личностным и исключает директивные «рекомендации».36 Активная позиция инвалида поощряется. Также взвешиваются позитивные и негативные стороны конкретного выбора, вносятся коррекции в его самооценку (если она неадекватна), обсуждаются индивидуальные возможности и рациональное обучение с трудоустройством.
Для молодых людей,
не имеющих профессии, или лиц,
Анализ этих факторов позволяет
выделить психологические
Могут также определяться
психологические параметры для конкретных
видов трудовой деятельности. Анализ значимости
психологических характеристик и параметров
позволяет дать заключение о соответствии
профессии потенциальным возможностям
инвалида. Использование дифференциально-