Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа
Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы
Дипломная работа
Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы.
Исполнитель:
Михайлова Анастасия Викторовна
Студентка 537-з группы
Научный руководитель:
Полагутина Людмила Викторовна
Санкт-Петербург
2010г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности
как составляющая
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный
опыт профессиональной
2.2. Анализ деятельности
«Центра студенческих
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Адаптация к будущей профессиональной деятельности всегда являлась непростой задачей, как высшего образования, так и практики отношений предприятий и организаций с молодыми специалистами. Получение навыков практической деятельности в период учебы без ущерба для освоения учебного курса (последнее имеет сегодня место, когда студенты больше заняты зарабатыванием денег, чем учебой) является актуальной задачей. В сфере культуры решение этой задачи дает возможность выявить механизм развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
Анализ темы исследования
показывает, что изменилось предназначение
специалиста социально-
Творчество относится
не только к врожденным способностям,
но и к повседневному способу
действия, потребность в мотивационной
среде личности, в основе которой
заложен приоритет ценностных ориентаций,
способность к саморазвитию, конструктивности,
оригинального креативного
На наш взгляд, выбранная нами тема является актуальной, так как в современном обществе будущему специалисту в сфере культуры особенно важно найти свое место в профессии, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию. Зачастую в этом ему помогают студенческие проекты, которые организовываются специальными Центрами при ВУЗах. Поэтому считается важным рассмотреть особенности деятельности центра студенческих инициатив при СПБГУКИ, как примера одного из таких центров.
Ценностные ориентации удовлетворяют
потребности личности будущего специалиста
социально-культурной сферы, в русле
гуманистической позиции в
Сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопределения молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уязвимой категорией.
Проблема «вхождения»
молодежи, получившей профессиональное
образование, в рынок труда во
многом обусловлена социально-
Социальная незрелость молодых
специалистов, их психологическая
Для современного молодежного
рынка труда характерно увеличение
разрыва между трудовыми
Имеют также место противоречия между:
потребностями в создании
определенных педагогических условий
адаптации к профессиональной деятельности
и недостаточной научной
сложившимися традиционными
формами организации
Все вышесказанное определило научную проблему исследования, которая состоит в противоречии между необходимостью развивать творческие способности, как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы в недостаточной разработке этой проблемы на методическом уровне деятельности вузов.
Данное противоречие особенно заметно в системе подготовки специалистов в сфере социально-культурной деятельности. Проблема анализа креативного потенциала студентов, развития этого потенциала и его использования в ходе адаптации к будущей деятельности недостаточно учитывается в практике работы со студентами.
Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.
Объект исследования. Профессиональная адаптация будущих специалистов социально-культурной сферы.
Предмет исследования. Творческие способности, как компонент профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сфере.
Гипотеза исследования.
Профессиональная адаптация
в студентов в сфере социально-
Анализе творческих интересов будущих специалистов
Анализе креативных возможностей студентов
Предоставлении возможностей развития творческих способностей в ходе практической деятельности
Обеспечении комплексного подхода к творческой деятельности в социально-культурной сфере
Поддержки самостоятельности, инициативы и ответственности студентов в ходе их практической деятельности по своей будущей специальности
Обеспечении организационной и финансовой поддержки самодеятельным студенческим коллективам с профессиональной практической направленностью
Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, культурологов, педагогов, посвященные исследованию социально-культурной деятельности, социально-
профессиональной адаптации молодых специалистов к деятельности в сфере культуры.
Изучение процесса социально-профессиональной адаптации молодых специалистов опирается на общеметодологические и частные социологические и социально-
психологические теории: социологию личности, социологию культуры, теорию социальных институтов, социальную психологию.
Методологическую основу
исследования составили принципы социологического
анализа, культурологического, деятельностного
подходов. В качестве базовых оснований
мы принимаем такие
Степень разработанности проблемы. Проблема профессиональной адаптации является достаточно широко разработанной, что облегчает нам задачу в формировании теоретического материала (Реан, Журавлев, Дикая и др.). Гораздо менее исследован вопрос о связи профессиональной адаптации с развитием творческих способностей и особенно вопрос профессиональной адаптации не в производственной, а в социально-культурной сфере. При этом тема социально-культурных организаций, обеспечивающих возможность адаптации к будущей профессии и выявление творческого потенциала практически не разработана. В частности проблема места и роли Центров студенческих инициатив является крайне мало разработанной и практически не упоминаемой в связи с профессионально адаптацией будущих специалистов, поэтому мы считаем, что настоящая работа является новой.
Анализ состояния социально-
Данное исследование проводится в соответствии с планом, при составлении которого за основу брались рекомендации таких известных специалистов как М.А. Ариарский, А.П. Марков, А.П., Г.М. Бирженюк, Г.Л. Тульчинский и др.
Методика исследования. При написании настоящей работы применялись следующие методы:
1) теоретический анализ
проблемы адаптации
2) эмпирическое исследование,
основой которого является