Социальная поддержка неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.36 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» 

МУЗЫКАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 

Челябинск 2010 
 

Содержание 

Введение 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей 

1.1 Сущность понятий  «социально – педагогическая  поддержка» и «неполная семья» 

1.2 Программа  деятельности социального педагога  с неполными семьями 

1.3 Педагогические  условия успешной социально –  педагогической поддержки детей  из неполных семей 

Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями 

2.1 Цель и задачи  опытно – поисковой работы  социального педагога по социально  – педагогической поддержке детей  из неполных семей 

2.2 Реализация  деятельности социального педагога  по социально – педагогической  поддержке детей из неполных  семей 

2.3 Анализ и  оценка деятельности социального  педагога 

Заключение 

Используемая  литература 

Приложения 
 

Введение 

Семья во все  времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных  деятелей и ученых, начиная от древних  философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему  социального функционирования человека, один из основных институтов общества. 

Роль семьи  в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными  институтами, так как именно в  семье формируется и закладывается  личность человека, происходит овладение  им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка  в обществе. Семья выступает как  первый воспитательный институт, связь  с которым человек ощущает  на протяжении всей своей жизни. 

Однако в последние  годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют  тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного  воспитания. 

Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением  проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых  отношений и повышение риска  подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата  в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют  о кризисности современного этапа  ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов. 

Главной особенностью неблагополучной семьи является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее  влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного  рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. 

Одной из самых  распространенных среди неблагополучных  является неполная семья. Подтверждением данному факту является увеличение числа разводов супругов. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т.е. раскол семьи переживают сотни тысяч  детей. Категорию неполных семей  пополняют также внебрачные и  осиротевшие семьи. В результате сегодня каждый седьмой ребенок  в стране воспитывается в неполной семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими  последствиями. 

Дети в неполных семьях зачастую становятся участниками  и свидетелями событий психотравмирующего характера. «Битва» родителей в  доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей  снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина, 17,4% требуют особого  внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают  конфликты с друзьями. Эти трудности  становятся причиной асоциального поведения  несовершеннолетних. По экспертной оценке более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в  неполной семье, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или наркотики, 53% занимающихся проституцией. Эти и  другие негативные последствия (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство  собственной неполноценности), оказывают  серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка. 

Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка, что оказывает  серьезное влияние не дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка. 

Поэтому данная категория детей нуждается в  поддержке и защите как со стороны  государства, так и со стороны  квалифицированных в данной области  людей. 

Приоритет защиты интересов и благосостояния детей  во всех сферах жизни заложены в  Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Данная проблема признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В указе Президента «О первоочередных мерах по реализации выживания, защите и развитию детей», а также в  региональной программе «Дети Южного Урала» подчеркивается, что основной целью по реализации намеченных перспектив является обеспечение социально-экономических, психолого-педагогических условий  социализации личности. Необходимо также  отметить указ Президента «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей», который непосредственно касается неполных семей. 

Поскольку семья  живет в социуме, то и проблемы ее целесообразно решать в системе  социальной защиты и социально-педагогической поддержки. Это есть сфера деятельности социального педагога, которая предусматривает  защиту и поддержку ребенка. Основными  направлениями социально-педагогической деятельности социального педагога с неполной семьей является выбор  эффективных способов взаимодействия с семьей, а также оказание непосредственной социально-педагогической поддержки  семье и ребенку, воспитывающегося в данной категории семьи. 

Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О.С. Газмана, который  теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке. 

О необходимости  оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ  Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, Р.А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой. 

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались  в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и др. 

Из зарубежных исследователей наибольший вклад в  изучении неполной семьи в следствие  развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф  Райе, 3. Матейчик. 

В работах отмечается, что семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается  в помощи, поддержке, как со стороны  общества, так и со стороны педагогов. 

Анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики социализации ребенка в семье  позволяет выявить противоречие между требованиями общества к уровню социализации подрастающего поколения  с одной стороны и недостаточным  учетом особенностей влияния на социализацию ребенка неполной семьи с другой стороны. 

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каково содержание деятельности, методы работы социального педагога по социально - педагогической поддержке детей  из неполных семей. 

Цель исследования: разработать программу по социально - педагогической поддержке детей  из неполных семей. 

Объект исследования: дети из неполных семей. 

Предмет исследования: процесс социально - педагогической поддержки детей из неполных семей. 

Гипотеза исследования: социальная педагогическая поддержка  из неполных семей будет проходить  успешно, если: 

- разработана  программа по социально педагогической  поддержке детей из неполных  семей; 

- разработаны  и внедрены педагогические условия  успешной социальной и педагогической  поддержке детей из неполных  семей. 

- разработана  и реализована методика социальной  педагогической поддержке детей  из неполных семей. 

Задачи исследования: 

1. Раскрыть сущность  понятия "социально - педагогической  поддержка" в современной психолого  - педагогической литературе. 

2. Разработать  и апробировать программу деятельности  социального педагога по социально  - педагогической поддержке детей  из неполных семей. 

3. Разработать  и внедрить педагогические условия  и методы успешной реализации. 

Методы исследования: 

1.  Изучение  и анализ литературы. 

2.  Анализ  документов. 

3.  Наблюдение. 

4.  Тестирование. 

5.  Анкетирование. 

База исследования: Муниципальное образовательное  учреждение «Еткульская средняя  общеобразовательная школа» 
 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы поддержки детей  из неполных семей 

1.1 Сущность понятий  «социально – педагогическая  поддержка» и «неполная семья» 

В нынешнем столетии социальные достижения и катастрофы, с одной стороны, а с другой, появление новых философских  и психологических взглядов на человека, его предназначения и возможности  постепенно привели к тому, что  в социальной педагогике появилось  понятие «социально-педагогическая поддержка детей, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации». 

В свое время, как  в России, так и за рубежом, проблема индивидуальной помощи каждому человеку не только ставилась в педагогике, но и фактически решалась в воспитательной практике. К примеру, тестирование учащихся в США, очевидно, можно рассматривать как вариант помощи в определении их жизненного сценария (не затрагивая её ценностную сущность и инструментальную надёжность). В отечественной педагогике разработке системы индивидуальной помощи также уделялось определённое внимание. Наконец, весьма развитая на Западе и зарождающаяся в России, социально-педагогическая поддержка детей прямо определяется как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, в целях восстановления или улучшения их способности к социальному функционированию. 

Рассматривая  понятие «социально-педагогическая поддержка» необходимо выделить несколько  подходов в определении сущности данного термина. Для этого нужно  рассмотреть социальный, психологический  и педагогический аспекты данного  направления исследования. 

Как было сказано  выше, социальная помощь и поддержка  весьма развиты за рубежом. Так, в  Соединенных Штатах Америки, которые  считаются родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как и  во всех других странах, закладывались  в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц  и общественных организаций еще  в XUIII-XIX вв. 

Действующая в  настоящее время в этой стране система социальной помощи населению  является гибкой и сложной. Во-первых, существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства (продовольственная помощь), Детское  бюро (программа по защите прав и  интересов детей), Служба защиты детей (оказание социальной, медицинской, юридической, жилищной помощи). Помимо этого действует  разветвленная сеть частных служб. 

Информация о работе Социальная поддержка неполных семей