Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ
АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
МУЗЫКАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Челябинск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
основы проблемы социально – педагогической
поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий
«социально – педагогическая
поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа
деятельности социального
1.3 Педагогические
условия успешной социально –
педагогической поддержки
Глава 2. Опытно
– поисковая работа по реализации
программы социально –
2.1 Цель и задачи
опытно – поисковой работы
социального педагога по
2.2 Реализация
деятельности социального
2.3 Анализ и
оценка деятельности
Заключение
Используемая
литература
Приложения
Введение
Семья во все
времена находилась в центре внимания
передовой общественной мысли, прогрессивных
деятелей и ученых, начиная от древних
философов и заканчивая современными
реформаторами. И это не удивительно.
Семья представляет собой систему
социального функционирования человека,
один из основных институтов общества.
Роль семьи
в обществе несравнима по своей силе
ни с какими другими социальными
институтами, так как именно в
семье формируется и
Однако в последние
годы демографы, социологи, психологи,
педагоги и другие специалисты проявляют
тревогу в связи с глубоким
системным кризисом института семьи,
который проявляется в
Все чаще и чаще
исследователи, занимающиеся изучением
проблем современной семьи, отмечают
падение ее педагогического потенциала
и престижа семейных ценностей, увеличение
числа разводов и снижение рождаемости,
рост преступности в сфере семейно-бытовых
отношений и повышение риска
подверженности детей неврозам из-за
неблагополучного психологического климата
в семье. Эти и другие признаки
дезорганизации семьи свидетельствуют
о кризисности современного этапа
ее развития и увеличение количества
неблагополучных семейных союзов.
Главной особенностью
неблагополучной семьи является
отрицательное, разрушительное, десоциализирующее
влияние на формирование личности ребенка,
которое проявляется в виде разного
рода ранних поведенческих отклонений.
Душевное состояние и поведение ребенка
является своеобразным индикатором семейного
благополучия или неблагополучия.
Одной из самых
распространенных среди неблагополучных
является неполная семья. Подтверждением
данному факту является увеличение
числа разводов супругов. Ежегодно
в России официально расторгается примерно
полтора миллиона браков, т.е. раскол
семьи переживают сотни тысяч
детей. Категорию неполных семей
пополняют также внебрачные и
осиротевшие семьи. В результате
сегодня каждый седьмой ребенок
в стране воспитывается в неполной
семье со всеми вытекающими отсюда
социальными и психолого-
Дети в неполных
семьях зачастую становятся участниками
и свидетелями событий
Отсутствие полноценного
образца для внутрисемейной социализации
почти всегда ведет к определенным
нарушениям в психическом и личностном
развитии ребенка, что оказывает
серьезное влияние не дальнейшую
личную и общественную жизнь ребенка.
Поэтому данная
категория детей нуждается в
поддержке и защите как со стороны
государства, так и со стороны
квалифицированных в данной области
людей.
Приоритет защиты
интересов и благосостояния детей
во всех сферах жизни заложены в
Конвенции о правах ребенка, принятой
Генеральной ассамблеей ООН в 1989
году. Данная проблема признана приоритетной
на федеральном и региональном уровнях.
В указе Президента «О первоочередных
мерах по реализации выживания, защите
и развитию детей», а также в
региональной программе «Дети Южного
Урала» подчеркивается, что основной
целью по реализации намеченных перспектив
является обеспечение социально-
Поскольку семья
живет в социуме, то и проблемы
ее целесообразно решать в системе
социальной защиты и социально-педагогической
поддержки. Это есть сфера деятельности
социального педагога, которая предусматривает
защиту и поддержку ребенка. Основными
направлениями социально-
Впервые проблема
педагогической поддержки была озвучена
в работах О.С. Газмана, который
теоретически обосновал данную проблему,
обозначил принципы и этапы деятельности
по педагогической поддержке.
О необходимости
оказание семье и детям социально-
Проблемы неполных
семьей и их влияние на развитие
личности ребенка рассматривались
в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова,
И.Ф. Дементьевой и др.
Из зарубежных
исследователей наибольший вклад в
изучении неполной семьи в следствие
развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф
Райе, 3. Матейчик.
В работах отмечается,
что семья в своей
Анализ психолого-
Выявленное противоречие
позволило обозначить проблему исследования:
каково содержание деятельности, методы
работы социального педагога по социально
- педагогической поддержке детей
из неполных семей.
Цель исследования:
разработать программу по социально
- педагогической поддержке детей
из неполных семей.
Объект исследования:
дети из неполных семей.
Предмет исследования:
процесс социально - педагогической
поддержки детей из неполных семей.
Гипотеза исследования:
социальная педагогическая поддержка
из неполных семей будет проходить
успешно, если:
- разработана
программа по социально
- разработаны
и внедрены педагогические
- разработана
и реализована методика
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
понятия "социально - педагогической
поддержка" в современной
2. Разработать
и апробировать программу
3. Разработать
и внедрить педагогические
Методы исследования:
1. Изучение
и анализ литературы.
2. Анализ
документов.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
База исследования:
Муниципальное образовательное
учреждение «Еткульская средняя
общеобразовательная школа»
Глава 1. Теоретические
основы проблемы поддержки детей
из неполных семей
1.1 Сущность понятий
«социально – педагогическая
поддержка» и «неполная семья»
В нынешнем столетии
социальные достижения и катастрофы,
с одной стороны, а с другой,
появление новых философских
и психологических взглядов на человека,
его предназначения и возможности
постепенно привели к тому, что
в социальной педагогике появилось
понятие «социально-
В свое время, как
в России, так и за рубежом, проблема
индивидуальной помощи каждому человеку
не только ставилась в педагогике,
но и фактически решалась в воспитательной
практике. К примеру, тестирование учащихся
в США, очевидно, можно рассматривать как
вариант помощи в определении их жизненного
сценария (не затрагивая её ценностную
сущность и инструментальную надёжность).
В отечественной педагогике разработке
системы индивидуальной помощи также
уделялось определённое внимание. Наконец,
весьма развитая на Западе и зарождающаяся
в России, социально-педагогическая поддержка
детей прямо определяется как профессиональная
деятельность по оказанию помощи индивидам,
в целях восстановления или улучшения
их способности к социальному функционированию.
Рассматривая
понятие «социально-
Как было сказано
выше, социальная помощь и поддержка
весьма развиты за рубежом. Так, в
Соединенных Штатах Америки, которые
считаются родиной социальной работы,
традиции социальной помощи, как и
во всех других странах, закладывались
в благотворительной и
Действующая в
настоящее время в этой стране
система социальной помощи населению
является гибкой и сложной. Во-первых,
существуют государственные службы,
оказывающие разного вида помощь:
Управление по социальному обеспечению,
Министерство сельского хозяйства
(продовольственная помощь), Детское
бюро (программа по защите прав и
интересов детей), Служба защиты детей
(оказание социальной, медицинской, юридической,
жилищной помощи). Помимо этого действует
разветвленная сеть частных служб.