Социальная поддержка неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.36 Кб (Скачать документ)

В зарубежных философско-психологических  концепциях социализация тождественна понятию «развитие личности». Однако существенное различие этих понятий доказывает следующие подходы отечественных ученых, которые рассматривают социализацию с позиции воспитания личности. 

Проанализируем  педагогические концепции детской  социализации в отечественной науке  начала ХХ века. 

П. Ф. Каптерев в  своем подходе к социализации отстаивает ценности русской классической педагогики, верность идеям народности. Он рассматривает изменение личности под воздействием внешних влияний  как процесс присвоения культуры. 

К. Н. Вентцель ориентируется  на идеи свободного воспитания детей  в процессе самоактуализации личности, однако термином социализации не оперирует, подчеркивает, что воспитание –  активное самоизменение личности в  процессе усвоения культуры. 

В.В.Зеньковский  рассматривает процесс, цели социализации в системе православной жизненной  миссии человека. 

Мы выделяем подход С. И. Гессена, который основывается на взаимосвязи духовной жизни личности, рассматривая социум как проявление культуры. Концепции социализации, ориентирующие на всесторонне воспитание личности, определяются в трудах советских  ученых (П.П. Блонского, Н.К.Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н.Шульгина). 

Концепции социализации в рамках педологии (Л.С. Выготский, А.Б.Залкинд) сохраняли свои тенденции  в отечественной науке до середины 40-х гг. ХХ века. 

Используя педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева  указывает на необходимость такой  системы, которая помогла бы воспитать  человека в лучшем значении этого  слова и обеспечивала бы всестороннее развитие личности, начиная с раннего  возраста. Идеи свободного воспитания детей, педагогическая защита ребенка, позиции «свободного самовыявления  ребенка», «отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка» являлись характерными особенностями педагогического  наследия концепции Л.К.Шлегер. 

Новые взгляды  на проблему социализации детей и  принятие ее как явления общественной жизни оформляются в отечественной  педагогике в середине 60-х годов  ХХ века. 

Исследование (1968г.) Р.С. Буре, посвященное проблеме взаимоотношений  дошкольников, находит свое отражение  в педагогике 80-х гг. в концепции  социального развития дошкольника  С. А. Козловой. 

Педагогические  концепции середины 80-х годов  рассматривают особенности коллективных взаимоотношений детей: желание  сообща играть, трудиться, дружеское  расположение детей друг к другу, проявление интереса к замыслу товарища, ответственность (В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.Н.Жуковская, Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Д.И. Сергеева, А.Д.Шатова) [85;180;105;]. 

Методология системного подхода позволяет рассматривать  социализацию как целостный и  непрерывный процесс, где главное  внимание уделяется ее составляющим, связанным с воспитание и образованием личности. 

В начале 80 –х гг. процесс социализации рассматривается  с позиций воспитания и образования  детей в разных социокультурных  средах (В.Г. Бочарова, Р. Гурова, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик, И.С. Кон, Л.И.Новикова, В.Д. Семенов, Е.В. Субботский, В.Н. Турченко, Ф.Р.Филиппов, А.Г. Харчев и др.). Эти авторы в  своих исследованиях оперируют понятиями «социальные нормы», «социальные институты», «социальная среда», «социальная активность личности» и «социализация», в соотнесении с традиционными, составляющими предмет педагогики. 

А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации как сочетание  приспособления (адаптации) и обособления  человека в условиях конкретного  общества и рассматривает ее в  контексте социального воспитания. 

По мнению Г. М. Андреевой, социализация относится  к тем явлениям, посредством которых  человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими  людьми. Она непосредственно связана  социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей  общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального  характера. 

Анализ педагогических концепций социализации 90-х годов  позволяет определить, что в современной  науке наблюдаются различные  подходы к ее изучению: 

-взаимосвязь  стихийных воздействий среды,  организованных средствами образования  в процессе социализации рассматривают  О. С. Газман, В.А.Караковский, Т.  Н. Мальковская, Л. И. Новикова, М. А. Галагузова; 

-влияние факторов  институтов и агентов социализации  на адаптацию человека к обществу  раскрывают (И. С. Кон, А. В.  Мудрик) [89 ;114; 115;116]; 

-освоение воспитанниками  норм, ценностей, установок общества (Г.М.Андреева, Б. П. Битинас, Л.  П. Буева, Н. Ф. Голованова, Р.А.Литвак, Р.В.Овчарова, В. В. Сериков, Н.  Е. Щуркова); 

-творческую  самореализацию личности в социуме  (Е. В. Бондаревская, Кульневич,  В.И. Слободчиков). 

Рассматривая  социализацию с позиции социальной педагогики, 

Н.Ф. Голованова дает ее определение как целостной  педагогической системы, в которой  соединяются: 

-деятельность  ребенка по освоению социально  значимого содержания; 

-общение ребенка,  выраженное в структуре его  социальных ролей; 

-содержание  и структура его самосознания. 

Результатом социализации ребенка является социальный опыт, который он приобретает посредством  деятельности. 

Педагогика рассматривает  социальный опыт как составляющую процесса социализации. Осмысливая сущность социализации, следует учитывать ее двусторонний характер. С одной стороны, это  «культурная ассимиляция», то есть адаптация-интеграция – вхождение  индивида в социальную среду и  его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам. Социализация, по определению И.С. Кона, «усвоение индивидом социального  опыта, в ходе которого формируется  конкретная личность. 

С другой стороны, автономизация личности характеризует  социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности. 

Целенаправленная  социализация организатором, которой  призван быть педагог, решает следующие  задачи: 

-естественно  – культурные, связаны с достижением  на каждом возрастном этапе  определенного уровня физического,  полового развития; 

-социально-культурные  – это познавательные морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи; 

-социально-психологические,  связанные со становлением самосознания  личности, ее самоопределением, самоактуализацией  и самоутверждением. Гуманизация  образовательного процесса определяется: 

-программно  – содержательным обеспечением; 

-личностно-развивающей  средой; 

-живой общностью  людей. 

Гуманистическая идея, как духовная ценность общества, предполагает создание благоприятных  условий для развития подрастающей личности на уровне норм, ценностей, образов, понятий, положений, принципов. 

Н.Ф. Голованова выделяет пять подходов педагогической характеристики проблемы социализации. 

1.Социологический  подход рассматривает социализацию  как трансляцию культуры от  поколения к поколению, как  общий механизм социального исследования, охватывающий стихийные воздействия среды, организованные – воспитание, образование. 

2.Факторно-институциональный  подход, в рамках которого процесс  социализации рассматривается, как  совокупность, множественность, рассогласованность, автономность институтов и агентов  социализации. 

3. Интеракционистский  подход, который определяет социализацию  в качестве важнейшей детерминанты, предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно  становление личности и восприятие  картины мира. 

4. Интериоризационный  подход указывает на то, что  социализация представляет собой  освоение личностью норм, ценностей,  установок, стереотипов, выработанных  обществом, в результате чего  у нее складывается система  внутренних регуляторов, привычных  форм поведения. 

5.Интраиндивидуальный  подход предполагает, что социализация  не исчерпывается адаптацией  индивида к социальной среде,  а является творческой самореализаций  личности, преобразованием себя, строится  как деятельностная модель индивидуализации. 

В. И. Загвязинский формулирует ряд принципиальных положений, процесса социализации. 

Принцип гуманистической  направленности отражает признание  человека, его жизнь, физическое, психическое, нравственное здоровье и духовное богатство  как высшие человеческие ценности. 

Педагогическое  воздействие на процесс социализации призвано помочь индивиду не только познать, но и овладеть этими ценностями. 

Принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации. Данный принцип  отражает взаимосвязь результатов  социализации личности и уровня развития общественных отношений. Чем выше уровень  благополучия личности, тем успешнее его социализация. 

Принцип толерантности  предполагает признание правомерности  культурных, религиозных, расовых и  прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям  непохожести во внешнем виде, поведении, в ценностных ориентациях и т.д. других людей. 

Принцип субъектности социализации предполагает рассматривать  индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к  актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых  и общественных интересов. Принцип  субъектности исходит из субъект- субъектных отношений. 

Принцип активной жизнедеятельности характеризует  активность личности. 

Принцип индивидуальности означает признание уникальности личности индивида, его физических или интеллектуальных возможностей. 

Принцип сочетания  дифференциации и интеграции предполагает, с одной стороны, обособление  индивида на основе учета его индивидуальных психофизических, возрастных, половых, профессиональных особенностей, включение  его в группу социально-значимой направленности, с другой стороны, –  последующую интеграцию в жизнь  общества в целом. 

В своем исследовании мы выделяем наиболее значимый, на наш  взгляд, принцип педагогического  сопровождения процесса социализации. 

Согласно этому  принципу социализация будет протекать  более успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное  педагогическое влияние (направленность, реабилитация, коррекция, поддержка  и помощь). 

Современные подходы  к проблеме социализации заключаются  в помощи и поддержке развитию детей со стороны взрослых. Социализация –процесс непрерывный, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает  в детстве, когда закладываются  все базовые ценности и ориентации, усваиваются основные нормы и  отношения, формируется мотивация  социального поведения, на основе которых  формируются социально значимые качества личности. 

Семья как основополагающий институт социализации личности является необходимой составляющей социальной структуры цивилизованного общества. Она функционирует как институт воспроизводства человека, его развития и воспитания, является тем общественным образованием, в котором ребенок  получает первый опыт организации жизнедеятельности, приобретает навыки общения и  социального поведения, уроки будущей  семейной жизни, представления о  жизненных целях и ценностях, приобщается к эталонам культуры. Являясь важнейшим фактором социального  воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в  целом на физическое, психическое  и социальное развитие ребенка. На роль семьи в социализации личности указывали  зарубежные ученые Р. Блейз, Дж. Г. Мид, Т.Парсонс. В отечественной науке  проблема семейной социализации довольно полно раскрыта в трудах Г.М. Андреевой, И. С. Кона, Я. Л. Коломинского, А.А. Реана  и др. 

Информация о работе Социальная поддержка неполных семей