Социальная поддержка неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.36 Кб (Скачать документ)

Диаграмма 2 Уровень  благосостояния в неполных семьях 
 

Рассмотрим полученные результаты отдельно по каждой методике. 

Анализ результатов  по выявлению уровня тревожности  показал, что 28% детей имеют высокий  уровень тревожности, 50% - средний  уровень тревожности с тенденцией к высокой, 22% - средний уровень  тревожности с тенденцией к низкой, с ни 

Диаграмма 3 Уровень  тревожности у детей из неполных семей низким уровнем тревожности - 0%.  

  
 

Данные результаты свидетельствуют о том, что количество детей с высоким уровнем тревожности  относительно небольшое (28%), но если учесть тот факт, что у половины детей (50%) есть тенденция к развитию высокой  тревожности, то здесь приходится говорить о группе риска, у которой при  неблагоприятном стечении обстоятельств  уровень тревожности может стать  высоким. Поэтому в данном случае социально-педагогическая поддержка  будет охватывать детей с высоким  уровнем тревожности и детей, у которых существует риск развития высокой тревожности. 

Диагностика по выявлению уровня агрессии у подростков отличается особенностью методики, в  которой дифференцированы проявления агрессии, враждебности, негативизма  и чувства вины. Это позволяет  в свою очередь говорить не только о подростках с высоким уровнем  агрессии, но также о тех, у кого высокий уровень враждебности (зависть, ненависть к окружающим, недоверие  к людям и убежденность, что  другие люди приносят вред), проявление негативизма (оппозиционная манера в поведении против установившихся традиций и законов). Проявления чувства  вины можно сопоставить с проявлением  заниженной самооценки, так как данный вид реакции характеризуется  тем, что человек убежден, что  он плохой, поступает зло, испытывает угрызения совести. В соответствии с данной градацией результаты диагностики  оказались следующими: 

1). Высокий уровень  агрессии - 31%, средний уровень - 44%, низкий уровень - 25%о. 

2). Высокий уровень  враждебности - 31%, средний уровень  - 69%, низкий уровень - 0%. 

Проявление негативизма  и чувства вины по данной методике не коррелируются по степени выраженности, так как общего среднего показателя, по которым можно судить о высоком  или низком уровнях, нет. Следовательно, по результатам диагностики, количество детей, проявляющих реакцию негативизма, составило 5 человек или 31%. Количество детей, испытывающие угрызения совести, составило 3 человека или 19%. 

Результаты исследования самооценки оказались несколько  иными, чем предполагалось получить. Так, у 75% детей завышенная самооценка, у 25%> - адекватная самооценка и ни одного ребенка с заниженной самооценкой. Мы предполагаем, что завышенная самооценка у большинства детей объясняется  тем, что сработал защитный механизм в оценке качеств своей личности (боязнь оказаться самым худшим на самом деле, привело к тому, что  дети приписывали себе положительные качества личности с тем, чтобы уважать себя в собственных глазах). То есть данное противоречие показывает, что самооценка у подростков связана с теми внутренними переживаниями, конфликтами, которая присуща им в силу их личностного становления и сопряженная с проблемами, связанная с их воспитанием в неполной семье. 

По результатам  проведенной методики «Недописанный  тезис», нами были выявлены следующие  социально-психологические проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях. Больше всего на свете дети боятся остаться одни (57%), что объясняется  их опасением потерять единственного  оставшегося родителя. Остальные 42% детей боятся природных катаклизмов  и воин. Проблема одиночества прослеживается в ответах следующего тезиса «Мне грустно, когда я ...». Многие из детей  ответили, что им грустно, когда они  одни (85%). Также подростки испытывают трудности в учебе, в личностном становлении. Большой процент ответивших отметили недостаток денежных средств (70%). Но, несмотря на низкое материальное положение неполных семей, дети все-таки мечтают не о деньгах, а о дружной  семье, о наступлении «хорошего  времени» без войн и насилия. 

Следующим критерием  для диагностики проблем детей, воспитывающихся в неполных семьях, является показатели состояния их здоровья. По результатам анализа медицинских  карт детей было выявлено, что 36% принадлежат  к первой группе здоровья, 64% - ко второй группе здоровья. Данные результаты указывают, что большинство детей имеют  какие либо ограничения в здоровье, в основном это миопия различной  степени, различные хронические  заболевания органов дыхания  и др. 

Таким образом, анализ результатов первого этапа  исследования позволил выявить те сферы  жизни, в которых ребенок из неполной семьи испытывает трудности и  нуждается в социально-педагогической поддержке. Это, в первую очередь, психосоциальное  состояние детей, воспитывающихся  в неполных семьях. Высокий уровень  тревожности, агрессивности, проблемы в оценке своих личных качеств, боязнь потерять единственного родителя - все эти выявленные проблемы ребенка  требуют разрешения не только путем  оказания социально-психолого-педагогической помощи, но и путем выстраивания индивидуальной социально-педагогической поддержки ребенка с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка. 
 

2.2 Реализация  деятельности социального педагога  по социально – педагогической  поддержке детей из неполных  семей 

В настоящее  время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в  практической деятельности социальных педагогов и представляет собой  систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие  личностного потенциала ребенка, включая  помощь детям, родителям, учителям в  преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для  решения проблем детей, воспитывающихся  в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали  и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей  в общеобразовательной средней  школе. 

Цель программы: создание благоприятных условий  для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей. 

Задачи программы: 

1.  Осуществить  коррекцию психосоциального состояния  детей (тревожности, агрессивности,  самооценки); 

2.  Повысить  уровень психолого-педагогических  знаний родителей; 

3.  Ознакомить  педагогический коллектив с методами  и формами работы с детьми  из неполных семей. 

Сроки реализации: учебный год. Возраст детей: 13-14 лет. 

Таблица 1. Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семейНаправление Формы и методы Ожидаемый Методическое Службы

деятельности работы результат Обеспечение сопровождения

Диагностическое Наблюдение Получение первичной  Соц. педагогич

(исследование  Информации о поведении,  психосоциального

психосоциального  межличностных отношениях  

состояния детей  ребенка со сверстниками  

      Опросник определение Шапарь В.Б. Психолог

      Басса-Дарки уровня агрессии Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. Соц. педагог

Методика определение Шапарь В.Б. Психолог

      «Шкала  тре- уровня тревожно- Практиче- Соц. пе-

      вожности» Дж. Тейлора сти ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. дагог

      Методика определение Воспита- Психолог

      «Альтерна- уровня самооцен- тельный Соц. пе-

      тивный  список качеств личности» ки процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2003. -119с. дагог

Методика выявление отно- Полонский Соц. пе-

      «Недописан- шения ребенка к И.С. Прак- дагог 

' ный тезис» семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с. 

Социально- Индивидуаль- - активизация по-  Психолог

психологи- ное психоло- зитивных устано-  Соц. пе-

ческая кор- го- вок, мотивов,  дагог

рекция педагогиче- ценностей у ре-  

эмоцио- ское бенка;  

нально- консультиро- преодоление  

волевой, вание чувства неуверен-  

личностной  ности в себе;  

сфер ребенка    

Тренинг лич- Формирование Лютова Е.К., Психолог

      ностного  рос- адекватной само- Монина Г.П. Соц. пе-

      та оценки Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с. дагог

      Опросник определение Шапарь В.Б. Психолог

      Басса-Дарки уровня агрессии Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. Соц. педагог

      Методика определение Шапарь В.Б. Психолог

      «Шкала  тре- уровня тревожно- Практиче- Соц. пе-

      вожности» Дж. Тейлора сти ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. дагог

      Методика определение Воспита- Психолог

      «Альтерна- уровня самооцен- тельный Соц. пе-

      тивный  список качеств личности» ки процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2003. -119с. дагог

      Методика выявление отно- Полонский Соц. пе-

      «Недописан- шения ребенка к И.С. Прак- дагог 

' ный тезис» семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с. 

Социально- Индивидуаль- - активизация по-  Психолог

психологи- ное психоло- зитивных устано-  Соц. пе-

ческая кор- го- вок, мотивов,  дагог

рекция педагогиче- ценностей у ре-  

эмоцио- ское бенка;  

нально- консультиро- преодоление  

волевой, вание чувства неуверен-  

личностной  ности в себе;  

сфер ребенка    

      Тренинг лич- Формирование Лютова Е.К., Психолог

      ностного  рос- адекватной само- Монина Г.П. Соц. пе-

      та оценки Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с. дагог

      Тренинг ком- Развитие чувства Асмолов А.г. Психолог

      муникативных сотрудничества, Тренинг об- Соц. пе-

      умений снятие напряже- щения с дагог 

Упражнения: «Ваятель», с.96; 

«Поменяться местами», с.96; 

«Скалолаз», с.96; «Чемодан», с. 152; «Построение в круг», с.90 ния подростками. - М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2005.-215с. 

      Аутогенная Снижение уровня Истратова, Психолог

      тренировка тревожности О.Н. Практи- Соц. пе-

      «Мой  огонек»; «Разговор с собой», с. 75  кум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -349 с. дагог

      Игротерапия Снижение уровня Романова Психолог

      Игры: агрессии и преодо- А.А. Игро- Соц. пе-

      - «Что случи- ление эмоциональ- терапия: как дагог 

лось?», с.37; 

«Кто есть кто», с.38; 

-«Ты диктуй, а я буду пи сать о том,  что случилось», с.39; 

-«Зло ищу,  пальцем по кажу», с.40 ных расстройств преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекцион-ные методики). М.: Школьная пресса, 2003. -48 с. 

Информация о работе Социальная поддержка неполных семей