Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
Диаграмма 2 Уровень
благосостояния в неполных семьях
Рассмотрим полученные
результаты отдельно по каждой методике.
Анализ результатов
по выявлению уровня тревожности
показал, что 28% детей имеют высокий
уровень тревожности, 50% - средний
уровень тревожности с
Диаграмма 3 Уровень
тревожности у детей из неполных
семей низким уровнем тревожности
- 0%.
Данные результаты
свидетельствуют о том, что количество
детей с высоким уровнем
Диагностика по
выявлению уровня агрессии у подростков
отличается особенностью методики, в
которой дифференцированы проявления
агрессии, враждебности, негативизма
и чувства вины. Это позволяет
в свою очередь говорить не только
о подростках с высоким уровнем
агрессии, но также о тех, у кого
высокий уровень враждебности (зависть,
ненависть к окружающим, недоверие
к людям и убежденность, что
другие люди приносят вред), проявление
негативизма (оппозиционная манера
в поведении против установившихся
традиций и законов). Проявления чувства
вины можно сопоставить с
1). Высокий уровень
агрессии - 31%, средний уровень - 44%,
низкий уровень - 25%о.
2). Высокий уровень
враждебности - 31%, средний уровень
- 69%, низкий уровень - 0%.
Проявление негативизма
и чувства вины по данной методике
не коррелируются по степени выраженности,
так как общего среднего показателя,
по которым можно судить о высоком
или низком уровнях, нет. Следовательно,
по результатам диагностики, количество
детей, проявляющих реакцию
Результаты исследования
самооценки оказались несколько
иными, чем предполагалось получить.
Так, у 75% детей завышенная самооценка,
у 25%> - адекватная самооценка и ни
одного ребенка с заниженной самооценкой.
Мы предполагаем, что завышенная самооценка
у большинства детей
По результатам
проведенной методики «Недописанный
тезис», нами были выявлены следующие
социально-психологические
Следующим критерием
для диагностики проблем детей,
воспитывающихся в неполных семьях,
является показатели состояния их здоровья.
По результатам анализа
Таким образом,
анализ результатов первого этапа
исследования позволил выявить те сферы
жизни, в которых ребенок из неполной
семьи испытывает трудности и
нуждается в социально-
2.2 Реализация
деятельности социального
В настоящее
время теоретическая идея социально-педагогической
поддержки нашло отражение в
практической деятельности социальных
педагогов и представляет собой
систему социально-
Цель программы:
создание благоприятных условий
для обеспечения социально-
Задачи программы:
1. Осуществить
коррекцию психосоциального
2. Повысить
уровень психолого-
3. Ознакомить
педагогический коллектив с
Сроки реализации:
учебный год. Возраст детей: 13-14 лет.
Таблица 1. Социально-педагогическая
поддержка детей из неполных семейНаправление Формы
и методы Ожидаемый Методическое
деятельности работы результат
Диагностическое Наблюдение
(исследование Информации о поведении, психосоциального
психосоциального
состояния детей ребенка со сверстниками
Опросник определение
Басса-Дарки уровня агрессии Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. Соц. педагог
Методика определение Шапарь В.Б. Психолог
«Шкала тре- уровня тревожно- Практиче- Соц. пе-
вожности» Дж. Тейлора сти ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. дагог
Методика определение
«Альтерна- уровня самооцен- тельный Соц. пе-
тивный список качеств личности» ки процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2003. -119с. дагог
Методика выявление отно- Полонский Соц. пе-
«Недописан- шения
ребенка к И.С. Прак- дагог
' ный тезис» семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с.
Социально- Индивидуаль- - активизация по- Психолог
психологи- ное психоло- зитивных устано- Соц. пе-
ческая кор- го- вок, мотивов, дагог
рекция педагогиче- ценностей у ре-
эмоцио- ское бенка;
нально- консультиро-
волевой, вание чувства неуверен-
личностной ности в себе;
сфер ребенка
Тренинг лич- Формирование Лютова Е.К., Психолог
ностного рос- адекватной само- Монина Г.П. Соц. пе-
та оценки Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с. дагог
Опросник определение
Басса-Дарки уровня агрессии Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. Соц. педагог
Методика определение
«Шкала тре- уровня тревожно- Практиче- Соц. пе-
вожности» Дж. Тейлора сти ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. дагог
Методика определение
«Альтерна- уровня самооцен- тельный Соц. пе-
тивный список качеств личности» ки процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2003. -119с. дагог
Методика выявление отно- Полонский Соц. пе-
«Недописан- шения
ребенка к И.С. Прак- дагог
' ный тезис» семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с.
Социально- Индивидуаль- - активизация по- Психолог
психологи- ное психоло- зитивных устано- Соц. пе-
ческая кор- го- вок, мотивов, дагог
рекция педагогиче- ценностей у ре-
эмоцио- ское бенка;
нально- консультиро-
волевой, вание чувства неуверен-
личностной ности в себе;
сфер ребенка
Тренинг лич- Формирование Лютова Е.К., Психолог
ностного рос- адекватной само- Монина Г.П. Соц. пе-
та оценки Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с. дагог
Тренинг ком- Развитие чувства Асмолов А.г. Психолог
муникативных
умений снятие
напряже- щения с дагог
Упражнения: «Ваятель»,
с.96;
«Поменяться местами»,
с.96;
«Скалолаз», с.96; «Чемодан», с. 152; «Построение в круг», с.90 ния подростками. - М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2005.-215с.
Аутогенная Снижение уровня Истратова, Психолог
тренировка тревожности
«Мой огонек»; «Разговор с собой», с. 75 кум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -349 с. дагог
Игротерапия Снижение уровня Романова Психолог
Игры: агрессии и преодо- А.А. Игро- Соц. пе-
-
«Что случи- ление эмоциональ- терапия:
как дагог
лось?», с.37;
«Кто есть кто»,
с.38;
-«Ты диктуй,
а я буду пи сать о том,
что случилось», с.39;
-«Зло ищу, пальцем по кажу», с.40 ных расстройств преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекцион-ные методики). М.: Школьная пресса, 2003. -48 с.