Социальная поддержка неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.36 Кб (Скачать документ)

Работа с родителями также строится по нескольким направлениям: 

-социальная  паспортизация неполных семей;  коррекция детско- родительских  отношений; повышение уровня психолого-педагогической  культуры родителей. Работа с  педагогическим коллективом носит  рекомендательный характер и  направлена на ознакомление педагогическим  коллективом с методами и формами  работы с детьми из неполных  семей и их родителями. Таким  образом, разработка и апробирование  программы деятельности социального  педагога по социально-педагогической  поддержке детей из неполных  семей была обусловлена актуальностью  данной проблемы каь в психолого-педагогической  литературе, так и в реально  существующей практике и показала  свою эффективность в ходе  апробации ее на базе Еткульской  средней общеобразовательной школы. 
 

Заключение 

Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме  оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, не справляющихся  со своими основными функциями. К  данной категории семей относятся  и неполные семьи, в которых остро  предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей. 

Таким образом, квалификационная работа на тему «Деятельность  социального педагога по поддержке  детей из неполных семей» посвящена  актуальной проблеме - кризису института  семьи на современном этапе развития российского общества, следствием которого явилось неблагополучие многих семей, в том числе неполных. 

Нами была поставлена цель: 

теоретически  обосновать проблему социально-педагогической поддержки детей из неполных семей, разработать и апробировать программу  деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке  детей из неполных семей. 

В ходе исследования: 

-  раскрыта  сущность понятия «социально-педагогическая  поддержка» в современной психолого-педагогической  литературе; 

-  рассмотрена  типология неполных семей и  особенности их влияния на  социализацию детей; 

-  исследованы  проблемы детей, воспитывающихся  в неполной семье; 

-  разработана  и апробирована программа деятельности  социального педагога по социально-педагогической  поддержке детей из неполных  семей. 

Приоритет защиты интересов и благосостояния детей  во всех сферах жизни заложены в  Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Данная проблема признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В указе Президента «О первоочередных мерах по реализации выживания, защите и развитию детей», а также в  региональной программе «Дети Южного Урала» подчеркивается, что основной целью по реализации намеченных перспектив является обеспечение социально-экономических, психолого-педагогических условий  социализации личности. Необходимо также  отметить указ Президента «Об усилении социальной поддержки-одиноких матерей», который непосредственно касается неполных семей. 

Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О.С. Газмана, который  теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке. 

О необходимости  оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ  Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, Р.А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой. 

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались  в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и др. 

Из зарубежных исследователей наибольший вклад в  изучении неполной семьи в следствии  развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф  Райе, 3. Матейчик. 

В работах отмечается, что семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается  в помощи, поддержке, как со стороны  общества, так и со стороны педагогов. 

В теоретической  главе нами дается анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-педагогической поддержке детей, позволивших уточнить и раскрыть сущность понятия «социально-педагогическая поддержка». 

Под социально-педагогической поддержкой понимается социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем  ребенка с целью реализации и  защиты его прав на полноценное развитие и воспитание. 

Были раскрыты проблемы неполной семьи с целью  определения их влияния на психическое  и социальное развитие детей, воспитывающихся  в данных семьях. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к деформациям личности и нарушению процесса полоролевой  идентификации, а также к разного  рода отклонениям в поведении  и в состоянии психического здоровья. "Все это оказывает серьезное  влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки. 

Теоретические положения первой части квалификационной работы явились основой нашего исследования. 

В качестве исследовательской  площадки была выбрана Еткульская средняя  общеобразовательная школа села Еткуль Челябинская области. 

Первым этапом исследовательской работы стала  диагностика детей, воспитывающихся  в неполных семьях, в ходе которой  были выявлены основные проблемы социализации детей из неполных семей. 

-  состояние  психологической неустойчивости  ребенка (высокая тревожность,  проявления различных видов агрессивных  реакций, неадекватная самооценка); 

-  нарушение  детско-родительских отношений. 

Это обусловило разработку и апробирование программы  деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке  детей из неполных семей. Данная программа  носит комплексный характер и  направлена на работу с детьми, родителями, педагогами и включает в себя несколько  направлений по реализации программы: диагностическое, коррекционное, образовательное. 

Апробирование программы обнаружило следующие  результаты: 

-  снижение  высокого уровня тревожности  на 13%; 

-  снижение  высокого уровня агрессии на 19%; 

-  снижение  высокого уровня враждебности  на 12%; 

-  увеличение  показателя адекватной самооценки  на 17%. 

Программа по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей  показала свою эффективность в работе с детьми, воспитывающихся в неполных семьях, и родителями. Некоторые  положительные тенденции прослеживались и в работе с педагогическим персоналом. 

Наиболее интересные занятая, по мнению детей, были тренинги личностного роста и коммуникативных  умений. В работе с детьми акцент делался на индивидуальную работу (индивидуальные консультации). 

Необходимо отметить положительные результаты и в  работе с родителями. При проведении семейного лектория на тему «Виды  нарушений семейного воспитания и характер ребенка» чувствовалась  заинтересованность родителей, задавались вопросы по проблеме. Однако индивидуальные консультации, творческие домашние задание  не имели большого успеха. 

В работе с педагогическим коллективом наиболее эффективное  взаимодействие при апробировании  программы состоялось с психологом школы. 

Таким образом, цель квалификационной работы достигнута, задачи разрешены. 

  
 

Библиографический список 

1.  Анохина  Т.В. Педагогическая поддержка  как реальность современного  образования / Т.В. Анохина // Классный  руководитель. - 2000. - №3. -С.63-81. 

2.  Асмолов,  А.Г. Тренинг общения с подростками  / А.Г. Асмолов. -М.: Издательство «Владос-Пресс», 2005. - 215 с. 

3.  Ахметшина  В.А. Психолого-педагогические аспекты  работы с родителями / В.А. Ахметшина  // Классный руководитель. - 2007 - №1. - С. 65-73. 

4.  Бедерханова  В.П. Педагогическая поддержка  индивидуализации ребенка / В.П.  Бедерханова // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С.39-50. 

5.  Буянов, М.И.  Ребенок из неблагополучной семьи  / М.И. Буянов. -М.: Просвещение, 2001.-207 с. 

6.  Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы  социального педагога / Ю.В. Василькова. - М., 2001.-234 с. 

7.  Воспитание  детей в неполной семье: Пер.  с чеш./Общ. ред. Н.М. Ершовой. - М.: «Прогресс», 1980. - 206 с. 

8.  Воспитательный  процесс: изучение эффективности  /под ред. Степанова А.Г. - М.: ТЦ  Сфера, 2003. - 119 с. 

9.  Газман  О.С. Воспитание и педагогическая  поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. - 1998 - №6. - С. 108 - 111. 

10.  Газман  О.С. Педагогика свободы: путь  в гуманистическую цивилизацию  XXI века / О.С. Газман //Классный руководитель. - 2000. - №3. -С.6-33. 

11.  Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание  ребенка. Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений  / Н.Ф. Голованова . -СПб.: Речь, 2004-272 с. 

12.  Дармодехин  СВ. Семья и государство / СВ. Дармодехин //Педагогика. - 1999. - №1. - С. 12 - 16. 

13.  Дементьева  И.Ф. Негативные факторы воспитания  детей в неполной семье / И.Ф.  Дементьева // Социс. - 2001. - № 11. - С.36 - 38. 

14.  Закон Российской  Федерации «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации» от 24. 07.1998. № 124-ФЗ. 

15.  Закон Российской  Федерации «О государственной  социальной помощи» от 17.07.1999. №  178-ФЗ. 

16.  Закон Российской  Федерации «О государственных  пособиях гражданам, имеющих детей»  от 19.05.1995. №81. 

17.  Истратова,  О.Н. Практикум по детской псиокоррекции:  игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 349 с. 

18.  Кевля Ф.И.  Социально-педагогическая поддержка  семей и детей «группы риска» / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной  и коррек-ционно-реабилитационной  работы. - 1998. - №1. - С. 24-28. 

19.  Кожевников  Е.А. Нужна государственная семейная  политика / Е.А. Кожевников // Воспитание  школьников. - 2001. - № Ю.- С. 9 - 14. 

20.  Конвенция  ООН о правах ребенка, от 20 ноября 1989 г. 

21.  Копытин,  А.И. Основы арт-терапии / А.И.  Копытин. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 256 с. 

22.  Крылова  Н.Б. Педагогическая, психологическая  и нравственная поддержка как  пространство личностных изменений  ребенка и взрослого / Н.Б. Крылова  // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С.92-103. 

23.  Лютова, Е.К., Монина, Г.П. Тренинг эффективного  взаимодействия с детьми (комплексная  программа) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина. СПб.: Речь, 2003.-98 с. 

24.  Лютова, Е.К., Монина, Г.П. Шпаргалка для взрослых (психокор-рекционная работа с  гиперактивными, агрессивными, тревожными  и ау-тичными детьми) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина. М.: Творческий центр  «Сфера», 2002.-102 с. 

25.  Михайлова  Н.Н., Поляков С.Д. К истории  идеи педагогической поддержки  / Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков  // Классный руководитель. -2000. -№3.-С.5 -863. 

26.  Михайлова,  Н.Н., Юсфин, СМ. Педагогика поддержки:  Учебно-методическое пособие / Н.Н.  Михайлова, СМ. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001.-208 с. 

27.  Михайлова  Н.Н. Между двух огней / Н.Н.  Михайлова // Семья и школа.-2001.-№8.-С. 12- 15. 

28.  Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для пед. вузов / Ф.А.  Мустаева. - М.: Академ. Проект, 2001. - 234 с. 

Информация о работе Социальная поддержка неполных семей