Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
Работа с родителями
также строится по нескольким направлениям:
-социальная
паспортизация неполных семей;
коррекция детско- родительских
отношений; повышение уровня
Заключение
Семейное неблагополучие
для любого человека не является открытием,
потому что в той или иной форме
оно встречается в каждой семье.
Многим удается справиться с проблемами,
дестабилизирующими семейную обстановку,
сохранить семейный союз. Однако есть
и другая, тревожная тенденция: на
фоне глубокого социального кризиса,
охватившего современную
Таким образом,
квалификационная работа на тему «Деятельность
социального педагога по поддержке
детей из неполных семей» посвящена
актуальной проблеме - кризису института
семьи на современном этапе развития
российского общества, следствием которого
явилось неблагополучие многих семей,
в том числе неполных.
Нами была поставлена
цель:
теоретически
обосновать проблему социально-педагогической
поддержки детей из неполных семей,
разработать и апробировать программу
деятельности социального педагога
по социально-педагогической поддержке
детей из неполных семей.
В ходе исследования:
- раскрыта
сущность понятия «социально-
- рассмотрена
типология неполных семей и
особенности их влияния на
социализацию детей;
- исследованы
проблемы детей,
- разработана
и апробирована программа
Приоритет защиты
интересов и благосостояния детей
во всех сферах жизни заложены в
Конвенции о правах ребенка, принятой
Генеральной ассамблеей ООН в 1989
году. Данная проблема признана приоритетной
на федеральном и региональном уровнях.
В указе Президента «О первоочередных
мерах по реализации выживания, защите
и развитию детей», а также в
региональной программе «Дети Южного
Урала» подчеркивается, что основной
целью по реализации намеченных перспектив
является обеспечение социально-
Впервые проблема
педагогической поддержки была озвучена
в работах О.С. Газмана, который
теоретически обосновал данную проблему,
обозначил принципы и этапы деятельности
по педагогической поддержке.
О необходимости
оказание семье и детям социально-
Проблемы неполных
семьей и их влияние на развитие
личности ребенка рассматривались
в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова,
И.Ф. Дементьевой и др.
Из зарубежных
исследователей наибольший вклад в
изучении неполной семьи в следствии
развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф
Райе, 3. Матейчик.
В работах отмечается,
что семья в своей
В теоретической
главе нами дается анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме социально-педагогической
поддержке детей, позволивших уточнить
и раскрыть сущность понятия «социально-
Под социально-педагогической
поддержкой понимается социально-педагогическая
помощь детям, заключающаяся в выявлении,
определении и разрешении проблем
ребенка с целью реализации и
защиты его прав на полноценное развитие
и воспитание.
Были раскрыты
проблемы неполной семьи с целью
определения их влияния на психическое
и социальное развитие детей, воспитывающихся
в данных семьях. Отсутствие одного
из родителей (в данном случае отца)
приводит к деформациям личности
и нарушению процесса полоролевой
идентификации, а также к разного
рода отклонениям в поведении
и в состоянии психического здоровья.
"Все это оказывает серьезное
влияние на дальнейшую личную и общественную
жизнь, как мальчика, так и девочки.
Теоретические
положения первой части квалификационной
работы явились основой нашего исследования.
В качестве исследовательской
площадки была выбрана Еткульская средняя
общеобразовательная школа села
Еткуль Челябинская области.
Первым этапом
исследовательской работы стала
диагностика детей, воспитывающихся
в неполных семьях, в ходе которой
были выявлены основные проблемы социализации
детей из неполных семей.
- состояние
психологической
- нарушение
детско-родительских отношений.
Это обусловило
разработку и апробирование программы
деятельности социального педагога
по социально-педагогической поддержке
детей из неполных семей. Данная программа
носит комплексный характер и
направлена на работу с детьми, родителями,
педагогами и включает в себя несколько
направлений по реализации программы:
диагностическое, коррекционное, образовательное.
Апробирование
программы обнаружило следующие
результаты:
- снижение
высокого уровня тревожности
на 13%;
- снижение
высокого уровня агрессии на 19%;
- снижение
высокого уровня враждебности
на 12%;
- увеличение
показателя адекватной
Программа по социально-педагогической
поддержке детей из неполных семей
показала свою эффективность в работе
с детьми, воспитывающихся в неполных
семьях, и родителями. Некоторые
положительные тенденции
Наиболее интересные
занятая, по мнению детей, были тренинги
личностного роста и
Необходимо отметить
положительные результаты и в
работе с родителями. При проведении
семейного лектория на тему «Виды
нарушений семейного воспитания
и характер ребенка» чувствовалась
заинтересованность родителей, задавались
вопросы по проблеме. Однако индивидуальные
консультации, творческие домашние задание
не имели большого успеха.
В работе с педагогическим
коллективом наиболее эффективное
взаимодействие при апробировании
программы состоялось с психологом
школы.
Таким образом,
цель квалификационной работы достигнута,
задачи разрешены.
Библиографический
список
1. Анохина
Т.В. Педагогическая поддержка
как реальность современного
образования / Т.В. Анохина // Классный
руководитель. - 2000. - №3. -С.63-81.
2. Асмолов,
А.Г. Тренинг общения с
3. Ахметшина
В.А. Психолого-педагогические
4. Бедерханова
В.П. Педагогическая поддержка
индивидуализации ребенка / В.П.
Бедерханова // Классный руководитель.
- 2000. - №3. - С.39-50.
5. Буянов, М.И.
Ребенок из неблагополучной
6. Василькова,
Ю.В. Методика и опыт работы
социального педагога / Ю.В. Василькова.
- М., 2001.-234 с.
7. Воспитание
детей в неполной семье: Пер.
с чеш./Общ. ред. Н.М. Ершовой.
- М.: «Прогресс», 1980. - 206 с.
8. Воспитательный
процесс: изучение
9. Газман
О.С. Воспитание и
10. Газман
О.С. Педагогика свободы: путь
в гуманистическую цивилизацию
XXI века / О.С. Газман //Классный руководитель.
- 2000. - №3. -С.6-33.
11. Голованова,
Н.Ф. Социализация и
12. Дармодехин
СВ. Семья и государство / СВ. Дармодехин
//Педагогика. - 1999. - №1. - С. 12 - 16.
13. Дементьева
И.Ф. Негативные факторы
14. Закон Российской
Федерации «Об основных
15. Закон Российской
Федерации «О государственной
социальной помощи» от 17.07.1999. №
178-ФЗ.
16. Закон Российской
Федерации «О государственных
пособиях гражданам, имеющих
17. Истратова,
О.Н. Практикум по детской
18. Кевля Ф.И.
Социально-педагогическая
19. Кожевников
Е.А. Нужна государственная
20. Конвенция
ООН о правах ребенка, от 20 ноября
1989 г.
21. Копытин,
А.И. Основы арт-терапии / А.И.
Копытин. - СПб.: Издательство «Лань»,
1999. - 256 с.
22. Крылова
Н.Б. Педагогическая, психологическая
и нравственная поддержка как
пространство личностных
23. Лютова, Е.К.,
Монина, Г.П. Тренинг эффективного
взаимодействия с детьми (комплексная
программа) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина.
СПб.: Речь, 2003.-98 с.
24. Лютова, Е.К.,
Монина, Г.П. Шпаргалка для взрослых
(психокор-рекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными
и ау-тичными детьми) / Е.К. Лютова,
Г.П. Монина. М.: Творческий центр
«Сфера», 2002.-102 с.
25. Михайлова
Н.Н., Поляков С.Д. К истории
идеи педагогической поддержки
/ Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков
// Классный руководитель. -2000. -№3.-С.5
-863.
26. Михайлова,
Н.Н., Юсфин, СМ. Педагогика поддержки:
Учебно-методическое пособие / Н.Н.
Михайлова, СМ. Юсфин. - М.: МИРОС, 2001.-208
с.
27. Михайлова
Н.Н. Между двух огней / Н.Н.
Михайлова // Семья и школа.-2001.-№8.-С.
12- 15.
28. Мустаева,
Ф.А. Основы социальной