Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
В целом эта
система полностью
Американская
модель социальной помощи и поддержки
представляет собой стратегию поддержки
бедности при незначительном участии
государства в решении
Европейские модели
социальной помощи отличаются от американской
высокой степенью участия государства,
большим охватом населения
Общим для этих
стран является то, что эти системы
складывались эволюционным путем, их развитие
на каждом этапе направлялось реальными
потребностями общества.[32, с. 146]
В России история
социальных служб помощи уходит корнями
в историю милосердия и благотворительности,
ведущую роль в которых на протяжении
многих веков играла церковь.
По мере укрепления
государства стали более четко
определяться два взаимно дополняющих
друг друга направления в развитии
общественного призрения (социальной
помощи). Первое направление - расширение
частной благотворительности, в
укреплении положительного, одобрительного
общественного мнения по отношению
к проявлениям милосердия. Второе
- совершенствование форм и рост
масштабов государственного общественного
призрения при сохранении приоритета
церкви в вопросах благотворительной
деятельности.
В целом социальная
помощь носила характер гуманного, щадящего,
благожелательного отношения к
людям, нуждающихся в помощи.
В советский
период социальная помощь в нашей
стране понималась достаточно узко - как
социальная защита и социальное обеспечение
определенных категорий граждан. Так,
граждане, в том числе дети, которые
не относились к установленным категориям
(дети-инвалиды, дети-сироты, дети одиноких
матерей и т.д.) никакими видами социальной
помощи не обеспечивались, поскольку
считалось, что они в ней не
нуждаются.[32, с. 16]
В современной
России система социальной помощи и
поддержки предусматривает
В этой связи
особый интерес представляет применение
таких понятий, как «социальная
поддержка» и «социально-педагогическая
поддержка» в российском законодательстве.
Базисным положением для анализа
нормативно-правовых основ социально-педагогической
поддержки семей, имеющих детей,
является признание этого феномена
элементом государственной
Анализ нормативных
правовых актов конца XX - начала XXI вв.
позволил выделить три этапа в
развитии отечественного законодательства,
направленного на решение проблем
семьи и детей, хотя их границы, да
и само выделение этапов, весьма
условны.
Первый этап
(1991 - 1995/96 гг.) - этап формирования в условиях
переходной экономики новых подходов
к проведению политики в сфере
жизнедеятельности семьи, социальной
поддержки материнства и
В нормативно-правовых
актах, принятых в этот период, был
сделан акцент на признание приоритета
семьи как естественной среды
жизнеобеспечения детей, необходимость
формирования соответствующего образа
жизни семьи с целью создания оптимальных
условий для воспитания и социализации
подрастающего поколения.
Второй этап
(1995/96 - 2001/02 гг.) - этап выработки конкретных
направлений социальной политики в
отношении отдельных групп
Третий этап
(2001/02 - 2006/07 гг.) - этап реформирования отечественного
законодательства по пути дальнейшей
реализации адресного подхода при
поддержке семьи и детей. (Приложение
1)
Таким образом,
анализ нормативно-правовых документов
показал, что они ориентированы
преимущественно на реализацию мер
социальной поддержки семей с
детьми в прямых их формах: материальные
выплаты и различные
Психологическим
аспектом социально-педагогической поддержки
является широкий круг проблем, связанных
с особенностями психического развития
человека в период его социализации
и нарушениями развития. Способы
деятельности, предназначенные для
оказания помощи человеку и поддержки
его в трудный для него период
жизни, составляют основу социально-педагогической
поддержки.
В 50-е годы XX в.
появились многообразные
Анализ многочисленной
зарубежной и отечественной литературы
по данной проблематики позволяет выделить
главные направления оказания психологической
помощи.
Проблема психического
развития ребенка.
1. Специальные
проблемы: психологическая помощь
ребенку в преодолении
2. Личностные
проблемы ребенка-подростка.
3. Проблемы
брака и семьи. Супружеские
и родительские конфликты,
4. Проблемы
психического и личностного
5.Школьное консультирование:
проблемы взаимоотношений
Таким образом,
психологическая помощь и поддержка
детей предполагает выявление причин
деформаций в развитии детей и
подростков, поиск средств и способов
их устранения, изменения среды в
интересах ребенка и на основании
этого построения процесса, способствующего
развитию и социализации нормальной
личности.[32, с.46]
Научная идея и
научное понятие педагогической
поддержки как педагогической помощи
детям в решении их индивидуальных
проблем, связанных со здоровьем, учением,
отношениями, жизненным самоопределением,
были сформулированы в 1995 году Олегом
Семеновичем Газманом.
Термин «педагогическая
поддержка» используется широко и многозначно.
В нем выделяются признаки, относящиеся
к разным областям научного знания:
педагогика, социальная педагогика, психология,
социология. Мы пользуемся этим термином
в контексте деятельности различных
служб общества, которые заинтересованы
в охране и защите социальных прав
детей и подростков, осуществляемой,
в первую очередь, социальным педагогом.
Поэтому целесообразно говорить
о «социально-педагогической поддержке»
детей как об относительно самостоятельной
проблеме, требующей своего теоретического
исследования, поисков методических
решений и распространения их
в практике социально-педагогической
защиты детей.[25, с.58]
Социально-педагогическая
поддержка становится особенно актуальной
тогда, когда взаимодействие макро-
и микросистем носит характер
конфликта. Ребенок в проблемной
ситуации становится необычайно чувствителен
к внешним воздействиям и как
следствие - чрезвычайно уязвим. Проблема
- это эмоциональный шок и
Социально-педагогическая
поддержка направлена на главное
— социализацию личности ребенка. Под
социализацией мы понимаем овладение
нормами и правилами жизни
в обществе, знаниями и умениями
строить отношения в обществе.
Таким образом,
социально-педагогическая поддержка -
это социально-педагогическая помощь
детям, заключающаяся в выявлении,
определении и разрешении проблем
ребенка с целью реализации и
защиты его прав на полноценное развитие
и образование.
Социально-педагогическая
поддержка представляет собой систему
средств, которые обеспечивают помощь
детям в самостоятельном
Исходный социальный
стимул для осуществления школой
педагогической поддержки, как считал
О.С. Газман, является: трудное экономическое
положение семьи и низкий культурно-педагогический
уровень родителей, не проявляющих
должного внимания к воспитанию детей.
Специальное исследование
запросов родителей и учащихся на
педагогическую поддержку выявило
следующие приоритеты:
- помощь детям
в решении конфликтов с
- поддержка
успешности в общении со
- помощь в
усвоении учебных программ;
-помощь в
организации досуга, развивающего
индивидуальные творческие
Исходя из основных
направлений социально-
Термин «препятствие»
рассматривается на данном этапе
как обобщенное понятие, включающее
помеху и трудность, задержку и затруднение,
преграду и остановку, проблему и
задачу, вопрос и сомнение, негативное
состояние, ситуацию проблемное.
Препятствие - то,
что отдаляет или отделяет личность
(учащегося) от достижения желаемого
результата. Источником препятствия
выступает какая-либо недостаточность,
имеющаяся в самом субъекте или
в окружающей социальной среде или
в материальных или иных условиях.
Таким образом, препятствия могут
дифференцироваться на:
• субъективные
(личностные) «Я - препятствия»;
• социальные
(средовые) «ОНИ — препятствия»;
• материальные.
«Я — препятствия».
По уровню сложности преодоление
препятствий их можно разделить
на три группы:
1. Препятствие
- отсутствие ориентировки;
2. Препятствие
- трудность;
3. Препятствие
проблема.
Отсутствие ориентации
как препятствие мы связываем, главным
образом, с недостаточностью у субъекта
первичной информации для какого-либо
самостоятельного действия. Потеря или
отсутствие ориентации выражается в
вопросе и может быть устранено
ответом на вопрос. Этого бывает
достаточно, чтобы школьник мог сориентироваться,
то есть определить свое местоположение
в пространстве, во времени, разобраться
в социальном и природном окружении,
учебном материале, возможных границах
поведения, опасностях для жизни; определить
оптимальное направление своей
активности. Отсюда в системе поддержки
ориентировать - означает: отвечать на
вопросы, давать необходимую информацию,
и, тем самым, помогать в дальнейшем
самодвижении.
«Я- препятствия»
обычно лежат в когнитивной, эмоционально-волевой
и поведенческой компонентах
структуры личности.