Социальная поддержка неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.36 Кб (Скачать документ)

Типы неполных семей и источники их формирования 

Неполная семья  образуется вследствие расторжения  брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного  их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности  неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости  от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские  и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним  или несколькими детьми и другими  родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. 

Осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то что  потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены  способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные  связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи. 

Неполная разведенная  семья - семья в которой родители по какой-то причине на захотели или  не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую  травму, обуславливает появления  чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений  между отцом и матерью. 

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств  женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это  может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность  в материнстве или оставить ребенка  в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины. 

Проблемы, возникающие  в неполных семьях 

В последнее  время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень  социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая  ребенка без отца, сама должна нести  ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду  испытывают неполные семьи, в которых  растут дети с отклонениями от нормы  в физическом или нервно- психическом  развитии, а тем более дети - инвалиды. Если ребенок - инвалид нуждается  в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности  улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие. 

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых  услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность [1, 4]. Многие женщины  считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением  и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время  материальное благополучие и нередко  занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода  за ребенком, и он предоставлен самому себе. 

Даже самая  заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени  для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены  сами себе. 

Среди проблем  неполных семей особенно остро стоит  проблема ее функционирования как института  воспитания и социализации детей. Правы  те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. 

Специфический образ жизни семьи с одним  родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может  явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских  неполных семьях мальчики не видят  примера мужского поведения в  семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного  представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено  отсутствием второго родителя. Это  влияет и на социализацию воспитывающихся  в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых  функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся  в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины  и женщины в семье, что негативно  влияет на их социализацию в целом  и на подготовленность к будущей  семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации  детей со своими родителями одним  из основных критериев эффективности  семейного воспитания. При этом ребенок  выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление  этой составляющей воспитательного  процесса в неполной семье деформируется  в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам  добавляются отсутствие материнской  ласки, без которой воспитание детей  тоже не может быть полноценным. 

Таким образом, в рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить  полноценный контроль над ребенком, и, в целом, влиять на его поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд  объективных причин: разрушается  привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая  уделять детям достаточного внимания. 

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: 

-изменение моральных  норм в области взаимоотношений  полов; 

-распространение  добрачных связей; 

-изменение традиционных  ролей (семейных) мужчины и женщины; 

-утрата семьей  своей производственной функции; 

-неподготовленность  молодежи к браку; 

-завышенные  требования по отношению к  брачному партнеру; 

- алкоголизм  и наркомания. 

Воспитание детей  в неполной семье обладает рядом  особенностей: 

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При  этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного  влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому  большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и  сталкиваются с педагогическими  проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают  по причине ухода отца. Матери редко  удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой  оказался ребенок. При этом она стремится  с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка. 

Немаловажно и  то, что в отсутствие одного из родителей  ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения  своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности  на ближайшем примере наблюдать  особенности мужского поведения  и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную  материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц  гомосексуальной ориентации выросли  в неполных семьях.) 

Статистические  исследования свидетельствуют, что  в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны  к невротическим нарушениям и  противоправному поведению. 

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно  является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут  возникнуть в неполной семье с  большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что  они обязательно возникнут. В  ряде случаев психологическая атмосфера  семьи достаточно благоприятна и  не создает затруднений в формировании здоровой личности. 

Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок  сталкивается с гораздо более  серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность  друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву. 

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным  потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно. Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. 

Общество постоянно  меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно  меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в  силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых  не было раньше. 

Каковы же проблемы, с которыми сталкивается семья в  результате социальных и экономических  изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор Департамента семьи, женщин и  детей Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации, это: 

увеличение малообеспеченных слоев населения; 

увеличение социальной и географической мобильности; 

миграция, в том  числе и за пределы государства; 

ухудшается состояние  здоровья населения, демографической  ситуации (началась естественная убыль  населения); 

фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; 

рост количества неполных семей; 

повышение коэффициента иждивенчества; 

социальное сиротство. 

За всем этим - совместная ответственность государственных  органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально - экономической жизни  нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей. 

Таким образом, анализ социологической информации показывает, что в современном  цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного типа семьи  и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных системах, наблюдаемую  тенденцию можно считать прогрессом в семейных отношениях. 
 

1.2 Программа  деятельности социального педагога  с неполными семьями 

В настоящее  время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в  практической деятельности социальных педагогов и представляет собой  систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие  личностного потенциала ребенка, включая  помощь детям, родителям, учителям в  преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для  решения проблем детей, воспитывающихся  в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали  и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей  в общеобразовательной средней  школе. 

Цель программы: создание благоприятных условий  для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей. 

Информация о работе Социальная поддержка неполных семей