Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
Типы неполных
семей и источники их формирования
Неполная семья
образуется вследствие расторжения
брака, внебрачного рождения ребенка,
смерти одного из родителей или раздельного
их проживания. В связи с этим
различают следующие
Осиротевшая неполная
семья - образуется в результате смерти
одного из родителей. Несмотря на то что
потеря близкого человека - это страшный
удар для семьи, оставшиеся ее члены
способы сплотиться и поддержать
целостность семейной группы. Родственные
связи в таких семьях не разрушаются:
сохраняются взаимоотношения со
всеми родственниками по линии погибшего
(умершего) супруга, которые продолжают
оставаться членами семьи.
Неполная разведенная
семья - семья в которой родители
по какой-то причине на захотели или
не смогли жить вместе. Ребенок, выросший
в такой семье, получает психологическую
травму, обуславливает появления
чувства неполноценности, страха, стыда.
Поэтому естественны желание, особенно
маленьких детей, надежда на воссоединение,
восстановление брачных отношений
между отцом и матерью.
Внебрачная семья
(мать-одиночка) имеет свои особенности.
В силу каких либо обстоятельств
женщина принимает решение
Проблемы, возникающие
в неполных семьях
В последнее
время значительно сократился перечень
социальных гарантий и снизился уровень
социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая
ребенка без отца, сама должна нести
ответственность за благосостояние
своей семьи. Особенную нужду
испытывают неполные семьи, в которых
растут дети с отклонениями от нормы
в физическом или нервно- психическом
развитии, а тем более дети - инвалиды.
Если ребенок - инвалид нуждается
в постоянном присмотре и уходе,
то женщина не имеет никакой возможности
улучшить материальное благосостояние,
им приходится жить на пенсию по инвалидности
ребенка и детское пособие.
Необходимость
ухода за ребенком в отсутствие помощи
со стороны, разрушение сферы бытовых
услуг не позволяют женщине проявить
себя в профессиональной сфере: решающее
значение на их выбор и формирования
поведения оказывает
Даже самая
заботливая женщина в неполной семье,
физически не имеет достаточно времени
для воспитания своего ребенка. Из-за
чрезмерной занятости и трудовой
перегруженности матери дети предоставлены
сами себе.
Среди проблем
неполных семей особенно остро стоит
проблема ее функционирования как института
воспитания и социализации детей. Правы
те, кто полагает, что издержки воспитания
детей в неполной семье связаны,
прежде всего, с воздействием негативных
экономических факторов.
Специфический
образ жизни семьи с одним
родителем ощутимо отражается на
воспитательном процессе. Отсутствие
одного родителя в семье может
явиться причиной неполноценного, неудачного
воспитания детей. В материнских
неполных семьях мальчики не видят
примера мужского поведения в
семье, что способствует формированию
в процессе их социализации неадекватного
представления о ролевых
Таким образом,
в рамках воспитательной деятельности
одному родителю сложно осуществить
полноценный контроль над ребенком,
и, в целом, влиять на его поведение.
Эффективному воспитанию мешает ряд
объективных причин: разрушается
привычная триада в семье: «отец
+ мать + дети»; основная причина - чрезмерная
занятость на работе, не позволяющая
уделять детям достаточного внимания.
Рост неполных
семей непосредственно связан со
сферой брачно-семейных отношений:
-изменение моральных
норм в области
-распространение
добрачных связей;
-изменение традиционных
ролей (семейных) мужчины и женщины;
-утрата семьей
своей производственной
-неподготовленность
молодежи к браку;
-завышенные
требования по отношению к
брачному партнеру;
- алкоголизм
и наркомания.
Воспитание детей
в неполной семье обладает рядом
особенностей:
Вследствие отсутствия
одного из родителей, оставшемуся приходится
брать на себя решение всех материальных
и бытовых проблем семьи. При
этом ему необходимо также восполнять
возникший дефицит
Немаловажно и
то, что в отсутствие одного из родителей
ребенок лишен возможности
Статистические
исследования свидетельствуют, что
в силу названных причин дети из
неполных семей, по сравнению со сверстниками
из полных семей, имеют более низкую
школьную успеваемость, более склонны
к невротическим нарушениям и
противоправному поведению.
Все это не означает,
однако, что неполная семья обязательно
является неблагополучной в
Бывает и наоборот:
в формально полной, но эмоционально
неблагополучной семье ребенок
сталкивается с гораздо более
серьезными психологическими проблемами.
Поэтому родители, утратившие привязанность
друг к другу и живущие вместе
лишь "ради детей", зачастую приносят
напрасную жертву.
Таким образом,
неполная семья, хотя и сталкивается
с рядом объективных
Общество постоянно
меняется, вместе с ним меняется
и семья. Семья - это живая, постоянно
меняющаяся система. Она меняется не
только под воздействием социально-
экономических условий, но и в
силу внутренних процессов развития.
На семью влияют также такие явления,
как миграция, урбанизация, индустриализация
и др. Возникают проблемы, которых
не было раньше.
Каковы же проблемы,
с которыми сталкивается семья в
результате социальных и экономических
изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина,
директор Департамента семьи, женщин и
детей Министерства Социальной защиты
населения Российской Федерации, это:
увеличение малообеспеченных
слоев населения;
увеличение социальной
и географической мобильности;
миграция, в том
числе и за пределы государства;
ухудшается состояние
здоровья населения, демографической
ситуации (началась естественная убыль
населения);
фундаментальные
изменения традиционных ролей членов
семьи, особенно женщин;
рост количества
неполных семей;
повышение коэффициента
иждивенчества;
социальное сиротство.
За всем этим
- совместная ответственность
Таким образом,
анализ социологической информации
показывает, что в современном
цивилизованном мире идет процесс постепенного
удаления от традиционного типа семьи
и приближение к
1.2 Программа
деятельности социального
В настоящее
время теоретическая идея социально-педагогической
поддержки нашло отражение в
практической деятельности социальных
педагогов и представляет собой
систему социально-
Цель программы:
создание благоприятных условий
для обеспечения социально-