Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
И.С. Кон отмечал,
что семья как фактор социализации
несколько потеснилась другими
социальными институтами, прежде всего
сообществом сверстников, однако при
этом не утратила своей роли.
Одновременное
существование как
Факторы влияния
семьи на социализацию личности представлены
Т.В.Андреевой. Наиболее значимыми она
считает:
-состав семьи,
структуру семьи как единство
функционирования членов;
- позицию ребенка
в семье;
-агентов семейной
социализации, тех членов семьи,
которые оказали наибольшее
-стиль воспитания
в семье;
-собственно
личностный, нравственный, творческий
потенциал семьи.
Семейный кодекс
РФ закрепляет право и обязанность
родителей защищать интересы детей,
без каких либо дополнительных полномочий.
В то же время современная российская
семья сегодня испытывает серьезные
трудности, в ней явственно ощущаются
кризисные явления.
Каждая третья
семья в нашей стране неполная,
есть семьи, в которых дети нуждаются
в защите , 45% детей конфликтуют
с родителями.
Социализация
семьи в обществе – процесс
многофакторный. Ребенок как объект
социализации подвергается воздействию
со стороны взрослых, общественных
отношений, явлений окружающей социальной
и природной среды, усваивает
необходимый ему опыт и социальную
информацию. А.В.Мудрик выделяет следующие
факторы, характеризующие
1.Социально-культурный
фактор отвечает за общую
Учитывая широкий
диапазон понятия «культура», можно
предположить, что качество семейного
воспитания будет во многом обусловлено
культурными ценностями, которых
придерживаются члены семьи.
2.Социально-экономический
фактор определяется
Воспитание современных
детей требует серьезных
3.Технико-гигиенический
фактор означает, что воспитательный
потенциал семьи зависит от
места и условий проживания, особенностей
образа жизни семьи.
4. Демографический
фактор - показатель структуры и
состава семьи (полная, материнская,
сложная, простая, однодетная, многодетная).
В гармоничной
семье оба родителя и дети взаимосвязаны
отношениями глубокого
Возможности современной
российской семьи усложнены социально-
Положение семьи
определяется уровнем жизни, который
она может обеспечить.
В понятия уровень
жизни входят два показателя: прожиточный
минимум и средний уровень
доходов. В исследованиях Л. Я. Олиференко
и Т. И. Шульга отражены статистические
данные за последние годы. В среднем
28% населения страны имели реальные
денежные доходы ниже величины прожиточного
минимума. К началу 2002 года к категории
«хронически бедных» были отнесены
55% российских семей, имеющих несовершеннолетних
детей. Ниже черты бедности находились
70% населения страны [128].
Важным элементом
семейного неблагополучия до сих
пор выступает жилищная проблема.
В 2002 году на учете для улучшения
жилья состояло шесть млн. российских
семей (13%) от общего количества, в том числе
триста две тысячи молодых семей, триста
семьдесят две тысячи многодетных[28]. Невозможность
решения жилищной проблемы для молодых
семей, приводит к увеличению числа сложных
семей, что в свою очередь служит причиной
нарушения психологических отношений.
Материальные и психологические трудности,
переживаемые молодыми семьями, привели
к возникновению совершенно новых проблем
воспитательного характера. Многие родители
перестают быть авторитетом и образцом
для подражания своих детей.
Неблагоприятный
социально-психологический
Таким образом,
рассматривая социализацию как процесс
усвоения ребенком социокультурного опыта
посредством воспитания, ученые подчеркивают,
что он не просто усваивает этот
опыт, а преобразует его в свои
ценности и ориентации. Проведенный
анализ психолого-педагогических исследований
проблемы социализации дошкольников в
семьях группы риска позволил сделать
выводы, что при деструктивной
модели семейного воспитания процесс
социализации детей нарушается и
требует педагогического
Одним из отрицательных
последствий трансформации
Накапливающиеся
в психологии факты подтверждают
влияние развода на развитие и
поведение детей. Основными факторами,
оказывающие отрицательное
Для решения
данных проблем наиболее интересной
представляется одна из социально-педагогических
технологий, а именно, социально-педагогическая
поддержка. Анализ теоретической литературы
показал, что понятие «социально-
Социально-педагогическая
поддержка представляет собой систему
средств, которые обеспечивают помощь
детям в самостоятельном
проблем) самореализации
в учебной, коммуникативной, трудовой
и творческой деятельности. Поэтому
создание условий для того, чтобы
ребенок смог выбраться из жизненного
тупика и при этом еще обрел
опыт осознанного действия в подобных
ситуациях, - это образовательный
минимум, на который социально-
Следовательно,
особенности социализации детей, воспитывающихся
в неполной семье, обуславливают
их социально-педагогическую поддержку,
которая направлена на главное - устранение
препятствий, мешающих успешной социализации
личности ребенка.
Глава 2. Опытно
– поисковая работа по реализации
программы социально –
2.1 Цель и задачи
опытно – поисковой работы
социального педагога по
Проанализировав
теоретические вопросы первой части
квалификационной работы, нами был
разработан исследовательский комплекс,
направленный на диагностику детей,
воспитывающихся в неполной семье.
В качестве исследовательской площадки
была выбрана Еткульская средняя
общеобразовательная школа села
Еткуль Челябинской области. Еткульская
средняя общеобразовательная
В настоящее
время педагогический коллектив
школы состоит из 50 учителей. Из них
- 80% имеют высшее педагогическое образование,
6,6% -высшую квалификационную категорию,
38% - первую, 11, 6% - вторую.
Количество учащихся
с 1 по 11 классы на 2007-2008 учебный год
составило 641 человек, классов-комплектов
- 31. В сравнении за 4 года произошло
значительное снижение количества учащихся.
С 2002 по 2006 год численность сократилась
на 254 ученика, на 12 классов комплектов,
что связано с миграцией
В контексте
проводимой в школе социально-
Таблица 1 Кол-во детей, состоящих на учете в OS, ПДН, КДНиЗПГоды Кол-во; Учащихся, состоящих на учете в
ОУ КДН ОВД
2005 27 22 22
2006 36 23 23
2007 24 19 19
В том числе
существует и определенная категория
детей, которые входят в группу риска.
Это дети из многодетных, педагогически
несостоятельных, опекунских, неполных
и др. семей. В нашем случае мы
будем рассматривать проблемы детей,
воспитывающихся в неполных семьях.
Анализ социальной
паспортизации семей за 2007-08 уч. год
показал, что количество неполных семей,
имеющих детей школьного
Таблица 2 Количественный состав семей по уровням благосостояния
№
п/п Тип семьи Доход соответствует прожиточному минимуму (%) Доход выше прожиточного минимума (%)
Доход ниже прожиточного
минимума(%)
1 Полная 52 5 43
2 Неполная 12 0 88
Диаграмма 1 Уровень
благосостояния в полных семьях
Таким образом,
социальная паспортизация неполных
семей выявило проблемы в социальной
сфере, а именно, низкую материальную
обеспеченность, что еще раз подтверждает
факты неблагополучия данной категории
семей, описанные в теоретической
части курсовой работы.
Следующим критерием
для диагностики проблем детей
из неполных семей явилось психосоциальное
состояние детей, куда вошли диагностика
уровня тревожности (Методика «Шкала тревожности»
Дж. Тейлора), агрессивности (Опросник
Басса-Дарки) и определение самооценки
(Методика «Альтернативный список качеств
личности»). В исследовании участвовали
учащиеся седьмых классов Еткульской
школы.