Социальная поддержка неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.36 Кб (Скачать документ)

И.С. Кон отмечал, что семья как фактор социализации несколько потеснилась другими  социальными институтами, прежде всего  сообществом сверстников, однако при  этом не утратила своей роли. 

Одновременное существование как целенаправленного  и как нерегулируемого процесса видят в семейной социализации А. А. Реан, Я.Л. Коломинский. 

Факторы влияния  семьи на социализацию личности представлены Т.В.Андреевой. Наиболее значимыми она  считает: 

-состав семьи,  структуру семьи как единство  функционирования членов; 

- позицию ребенка  в семье; 

-агентов семейной  социализации, тех членов семьи,  которые оказали наибольшее влияние  на развитие ребенка благодаря  авторитету и эмоциональной близости; 

-стиль воспитания  в семье; 

-собственно  личностный, нравственный, творческий  потенциал семьи. 

Семейный кодекс РФ закрепляет право и обязанность  родителей защищать интересы детей, без каких либо дополнительных полномочий. В то же время современная российская семья сегодня испытывает серьезные  трудности, в ней явственно ощущаются  кризисные явления. 

Каждая третья семья в нашей стране неполная, есть семьи, в которых дети нуждаются  в защите , 45% детей конфликтуют  с родителями. 

Социализация  семьи в обществе – процесс  многофакторный. Ребенок как объект социализации подвергается воздействию  со стороны взрослых, общественных отношений, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает  необходимый ему опыт и социальную информацию. А.В.Мудрик выделяет следующие  факторы, характеризующие жизнедеятельность  семьи по разным параметрам. 

1.Социально-культурный  фактор отвечает за общую культуру  семьи, включающий в себя взаимоотношения  между супругами, другими словами,  психологический климат семьи.  Культура семьи накладывает свой  отпечаток на все сферы ее  жизнедеятельности. 

Учитывая широкий  диапазон понятия «культура», можно  предположить, что качество семейного  воспитания будет во многом обусловлено  культурными ценностями, которых  придерживаются члены семьи. 

2.Социально-экономический  фактор определяется имущественными  характеристиками семьи и занятостью  родителей на работе. 

Воспитание современных  детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. 

3.Технико-гигиенический  фактор означает, что воспитательный  потенциал семьи зависит от  места и условий проживания, особенностей  образа жизни семьи. 

4. Демографический  фактор - показатель структуры и  состава семьи (полная, материнская,  сложная, простая, однодетная, многодетная). 

В гармоничной  семье оба родителя и дети взаимосвязаны  отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в  таких семьях лучшие условия для  творческого воспитательного процесса. 

Возможности современной  российской семьи усложнены социально-экономическими проблемами. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и  сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень  неудовлетворенности браком большинства  супругов, имеющих детей дошкольного  возраста. В условиях длительного  снижения реальных доходов населения  современным родителям в возрасте от 20-45 лет приходится все больше времени тратить на дополнительные заработки, в результате создаются  противоречия: чем больше родители проявляют материальную заботу о  детях, тем меньше они общаются с  ними. 

Положение семьи  определяется уровнем жизни, который  она может обеспечить. 

В понятия уровень  жизни входят два показателя: прожиточный  минимум и средний уровень  доходов. В исследованиях Л. Я. Олиференко и Т. И. Шульга отражены статистические данные за последние годы. В среднем 28% населения страны имели реальные денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. К началу 2002 года к категории  «хронически бедных» были отнесены 55% российских семей, имеющих несовершеннолетних детей. Ниже черты бедности находились 70% населения страны [128]. 

Важным элементом  семейного неблагополучия до сих  пор выступает жилищная проблема. В 2002 году на учете для улучшения  жилья состояло шесть млн. российских семей (13%) от общего количества, в том числе триста две тысячи молодых семей, триста семьдесят две тысячи многодетных[28]. Невозможность решения жилищной проблемы для молодых семей, приводит к увеличению числа сложных семей, что в свою очередь служит причиной нарушения психологических отношений. Материальные и психологические трудности, переживаемые молодыми семьями, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Многие родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания своих детей. 

Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на детско-родительских отношениях, тем самым осложняет процесс  их социализации. 

Таким образом, рассматривая социализацию как процесс  усвоения ребенком социокультурного опыта  посредством воспитания, ученые подчеркивают, что он не просто усваивает этот опыт, а преобразует его в свои ценности и ориентации. Проведенный  анализ психолого-педагогических исследований проблемы социализации дошкольников в  семьях группы риска позволил сделать  выводы, что при деструктивной  модели семейного воспитания процесс  социализации детей нарушается и  требует педагогического руководства. 

Одним из отрицательных  последствий трансформации брачно-семейных отношений в ходе к адаптации  к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся  число разводов, неполных семей, одиноких матерей. 

Накапливающиеся в психологии факты подтверждают влияние развода на развитие и  поведение детей. Основными факторами, оказывающие отрицательное воздействие  на социализацию ребенка, являются, во-первых, отсутствие отца с его специфической  ролью и обязанностями, выступающего объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности, во-вторых, неустойчивое эмоциональное и психическое  состояние матери, ее ошибочное поведение. Данные факторы обуславливают нарушения интеллектуального (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. 

Для решения  данных проблем наиболее интересной представляется одна из социально-педагогических технологий, а именно, социально-педагогическая поддержка. Анализ теоретической литературы показал, что понятие «социально-педагогическая поддержка» используется в науке  широко и многозначно. В нем выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогика, социальная педагогика, психология, социология. Поэтому  целесообразно говорить о «социально-педагогической поддержке» детей как об социально-педагогическая помощи детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем  ребенка. 

Социально-педагогическая поддержка представляет собой систему  средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, само-определении, а также помощь в определении препятствий (трудностей, 

проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Поэтому  создание условий для того, чтобы  ребенок смог выбраться из жизненного тупика и при этом еще обрел  опыт осознанного действия в подобных ситуациях, - это образовательный  минимум, на который социально-педагогическая поддержка рассчитана. 

Следовательно, особенности социализации детей, воспитывающихся  в неполной семье, обуславливают  их социально-педагогическую поддержку, которая направлена на главное - устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка. 
 

Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями 

2.1 Цель и задачи  опытно – поисковой работы  социального педагога по социально  – педагогической поддержке детей  из неполных семей 

Проанализировав теоретические вопросы первой части  квалификационной работы, нами был  разработан исследовательский комплекс, направленный на диагностику детей, воспитывающихся в неполной семье. В качестве исследовательской площадки была выбрана Еткульская средняя  общеобразовательная школа села Еткуль Челябинской области. Еткульская средняя общеобразовательная школа (далее Еткульская СОШ) существует с 1930 года. В начале это была семилетняя школа, в 1943 году, после того как произошло  образование Челябинской области, школа стала средней общеобразовательной. За более чем полувековой период своего существования у школы  сложилась своя история, традиции и  уклад. 

В настоящее  время педагогический коллектив  школы состоит из 50 учителей. Из них - 80% имеют высшее педагогическое образование, 6,6% -высшую квалификационную категорию, 38% - первую, 11, 6% - вторую. 

Количество учащихся с 1 по 11 классы на 2007-2008 учебный год  составило 641 человек, классов-комплектов - 31. В сравнении за 4 года произошло  значительное снижение количества учащихся. С 2002 по 2006 год численность сократилась  на 254 ученика, на 12 классов комплектов, что связано с миграцией населения (выезд родителей в города, районы Севера). 

В контексте  проводимой в школе социально-педагогической деятельности необходимо отметить группы детей, состоящих на внутришкольном учете, в подразделении по делам  несовершеннолетних ОВД, в Комиссии по делам несовершеннолетних. За последние 3 года наблюдается незначительное снижение количества детей данных категорий. 
 

Таблица 1 Кол-во детей, состоящих на учете в OS, ПДН, КДНиЗПГоды Кол-во; Учащихся, состоящих на учете в

      ОУ КДН ОВД

2005 27 22 22

2006 36 23 23

2007 24 19 19 
 

В том числе  существует и определенная категория  детей, которые входят в группу риска. Это дети из многодетных, педагогически  несостоятельных, опекунских, неполных и др. семей. В нашем случае мы будем рассматривать проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях. 

Анализ социальной паспортизации семей за 2007-08 уч. год  показал, что количество неполных семей, имеющих детей школьного возраста, составляет 25% от общего числа семей. Почти 88% родителей из неполных семей  отметили низкий уровень материальной обеспеченности. Данный факт объясняется  не только отсутствием одного из родителя, но также низкооплачиваемой работой  или отсутствием работы оставшегося  родителя. Данные причины были указаны  в социальных паспортах неполных семей. Если сравнить данную категорию  семей с полными семьями, то здесь  наблюдается несколько иная картина. Так, процент полных семей, чья материальная обеспеченность ниже официально установленного уровня прожиточного минимума, составил - 43%., что намного меньше в сравнении  с неполными семьями. 

Таблица 2 Количественный состав семей по уровням благосостояния

 

п/п Тип семьи Доход соответствует прожиточному минимуму (%) Доход выше прожиточного минимума (%) 

Доход ниже прожиточного 

минимума(%)

1 Полная 52 5 43

2 Неполная 12 0 88 
 
 

Диаграмма 1 Уровень  благосостояния в полных семьях 

  
 

Таким образом, социальная паспортизация неполных семей выявило проблемы в социальной сфере, а именно, низкую материальную обеспеченность, что еще раз подтверждает факты неблагополучия данной категории  семей, описанные в теоретической  части курсовой работы. 

Следующим критерием  для диагностики проблем детей  из неполных семей явилось психосоциальное  состояние детей, куда вошли диагностика  уровня тревожности (Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора), агрессивности (Опросник Басса-Дарки) и определение самооценки (Методика «Альтернативный список качеств личности»). В исследовании участвовали учащиеся седьмых классов Еткульской школы. 

Информация о работе Социальная поддержка неполных семей