Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
Препятствие —
трудность: некоторая сложность
в деятельности, в отношениях, самосознании,
с которой человек может
Препятствие-проблема
- есть переживаемая недостаточность (физического,
психического развития, знаний, опыта,
способов деятельности и общения) для
достижения необходимого результата;
и эту недостаточность нельзя
устранить имеющимся у субъекта
в данный момент средствами, либо средства
выбраны не верно. Для решения
проблемы требуется использовать новые
для индивида средства, способы, подходы
к их выбору, привлекать других субъектов
или отказаться от в принципе не
решаемых задач.
Социальные препятствия
(«ОНИ — препятствия»). Источником этого
вида препятствий выступает
Материальные
препятствия могут лежать в сфере
образовательного процесса (недостаток
учебников пособий, помещений, оборудования
в школе), или связанные с материальным
положением семьи.
Предпринятая
дифференциация препятствий не исключает
другие подходы. Продуктивным, на наш
взгляд, может оказаться исследование
препятствий, сопутствующих процессам
самоопределения, самореализации, самоорганизации,
самореабилитации, что потребует
специального внимания к неизбежным
трудностям самопознания.
Работа с каждой
группой препятствий составляет
специфические задачи именно социально-педагогической
поддержки. Это предполагает наличие
медицинской, психологической, социальной
помощи и поддержки и иных их форм
постольку, поскольку школа в
лице социального педагога, как первого
контактного для ученика и
его родителей профессионала, удерживающего
целостность ребёнка, берёт на себя
интегрирующую функцию.[9, с. 18]
Основными принципами
обеспечения социально-
-Согласие ребёнка
на помощь и поддержку; опора
на личные силы и
- совместимость,
сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность
(анонимность);
- доброжелательность
и безоценочность; безопасность, защита
здоровья, прав, человеческого достоинства;
-реализация
принципа «Не навреди»;
- рефлексивно-аналитический
подход к процессу и
Эти принципы разработаны
О.С. Газманом. Их смысловое содержание
было прослежено при проектировании
индивидуальной деятельности основных
субъектов социально-педагогической поддержки
- классных воспитателей, кураторов, социальных
педагогов.
С позиции изложенных
выше теоретических положений о
социально-педагогической поддержке
детей мы подходим к деятельностному
подходу в осуществлении данной
помощи, проводимой социальным педагогом.
[1,с.67]
Таким образом,
система социально-
Семье и браку
посвящено множество
Опираясь на
этнографические исследования, в
истории человечества можно выделить
три эпохи: дикость, варварство и
цивилизацию. Каждая из них имела
свои общественные институты, доминирующие
формы отношений между мужчиной
и женщиной, свою семью. Большой вклад
в изучение динамики семейных отношений
в истории развития общества внесли
швейцарский историк И. Я. Бахофен,
написавший книгу «Материнское право»
(1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-
В исследованиях,
посвященных проблемам семьи, прослеживаются
основные этапы ее эволюции: почти
у всех народов счет родства по
матери предшествовал счету родства по
отцу; на первичной ступени половых отношений
наряду с временными (краткими и случайными)
моногамическими связями господствовала
широкая свобода брачных сношений; постепенно
свобода половой жизни ограничивалась,
уменьшалось число лиц, имеющих брачное
право на ту или иную женщину (или мужчину);
динамика брачных отношений в истории
развития общества заключалась в переходе
от группового брака к индивидуальному.
Взаимоотношения
родителей и детей также
Инфантицидный
– детоубийство, насилие (с древности
до IV в. н.э.).
Бросающий –
ребенка отдают кормилице, в чужую
семью, в монастырь и пр. (IV–XVII
вв.).
Амбивалентный
– дети не считаются полноправными
членами семьи, им отказывают в самостоятельности,
индивидуальности, «лепят» по «образу
и подобию», в случае сопротивления
жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
Навязчивый - ребенок
становится ближе родителям, его
поведение строго регламентируется,
внутренний мир контролируется (XVIII
в.).
Социализирующий
- усилия родителей направлены на подготовку
детей к самостоятельной жизни,
формирование характера; ребенок для
них - объект воспитания и обучения
(XIX – начало XX в.).
Помогающий - родители
стремятся обеспечить индивидуальное
развитие ребенка с учетом его
склонностей и способностей, наладить
эмоциональный контакт (середина XX
в. - настоящее время).
В XIX в. появляются
эмпирические исследования эмоциональной
сферы семьи, влечений и потребностей
ее членов (прежде всего работы Фредерика
Ле Пле). Семья изучается как малая
группа с присущими ей жизненным
циклом, историей возникновения, функционирования
и распада. Предметом исследования
становятся чувства, страсти, умственная
и нравственная жизнь. В исторической
динамике развития семейных отношений
Ле Пле констатировал направление
от патриархального типа семьи к
нестабильному, с разрозненным существованием
родителей и детей, с ослаблением
отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию
общества.
Далее исследования
взаимоотношений в семье
Развитие общества
детерминировало изменение
До середины
XIX в. семья рассматривалась как
исходная микромодель общества, социальные
отношения выводились из семейных,
само общество трактовалось исследователями
как разросшаяся вширь семья,
причем как патриархальная семья
с соответствующими атрибутами: авторитарностью,
собственностью, субординацией и
т.п. В этнографии накоплен обширный
материал, отражающий национальные особенности
отношений в семье. Так, в Древней
Греции доминировала моногамия. Семьи
были многочисленными. Действовало
табу инцеста. Отец был господином своей
жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались
большими правами. Женщины за измену
подвергались суровой каре, однако
спартанец мог отдать свою жену любому
гостю, который его просил об этом.
Дети других мужчин оставались в семье,
если это были здоровые мальчики.
В России семейные
отношения стали объектом изучения
лишь в середине XIX в. Источниками
исследования служили древнерусские
летописи и литературные произведения.
Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский
и другие дали глубокий анализ семейно-брачных
отношений в Древней Руси. Особое
внимание уделялось изучению семейного
кодекса «Домостроя» –
■ полная семья
(есть мать и отец);
■ неполная семья
(есть только мать или отец);
■ искаженная или
деформированная семья (наличие
отчима вместо отца или мачехи вместо
матери). Родительский дом для ребенка
- первая, главная и ничем не заменимая
школа жизни. Именно семья оказывает
решающее влияние на развитие личности,
закладывает фундамент
Бытуют самые
разноречивые мнения о семьях, где
воспитанием ребенка занимается
только мать. Одни считают, что это
всегда плохо, другие утверждают, что
для ребенка абсолютно
Несомненно, каждая
из этих точек зрения может быть
в одинаковой степени и принята,
и опровергнута другими примерами,
которыми изобилует жизнь.
Не любая полная
семья является нормальной средой для
полноценного развития и воспитания
ребенка. Но все же, наличие в семье
обоих родителей помогает успешнее
решать многие задачи, связанные с
сохранением его психического здоровья.
На это неоднократно указывали и
указывают специалисты, занимающиеся
изучением проблемы неполных семей.
В частности, отмечается определенная
статистическая связь между воспитанием
детей в неполной семье и их
последующей неудавшейся
В неполной семье
для будущих супругов отсутствует
главное - пример брачных отношений.
Поэтому отсутствует для детей
- будущих супругов и родителей -
определенная возможность формирования
культуры чувств, отношений, характерных
для взаимоотношений мужа и жены.
Будущие мужья, воспитывающиеся
без отца, нередко усваивают женский
тип поведения или же у них
формируется искаженное представление
о мужском поведении как
В том, что родительский
дом испокон веков называется
отчим, заложен глубокий смысл, определяющий
важную роль отца в воспитании и
формировании личности ребенка. Однако
счастье отцовства не приходит само
по себе, не передается по наследству.
Очень показательны в этом отношении
слова французского философа и педагога
Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей,
отец исполняет этим только третью
часть своей задачи. Он должен роду
человеческому дать людей, обществу
-общественных деятелей, государству --
граждан. Всякий человек, который может
платить этот тройной налог и
не делает этого, виновен, и может
быть более виновен, если платит его
наполовину. Кто не может выполнить
обязанности отца, тот не имеет
права быть им».
Неполной называется
такая семья, которая состоит
из одного родителя с одним или
несколькими
Воспитательные
возможности в неполной семье
ограничены: затрудняется контроль и
надзор за детьми, отсутствие отца лишает
детей возможности знакомиться
с разными вариантами семейных отношений
и влечёт за собой односторонний
характер психического развития. Это
связано с отсутствием образцов
сексуального поведения взрослого
человека, которым можно было бы
подражать в будущем. Мальчик, получивший
"охранное" материнское воспитание,
нередко лишён необходимых