Социальная поддержка неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.36 Кб (Скачать документ)

Препятствие —  трудность: некоторая сложность  в деятельности, в отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам, так как имеет для этого  необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного  напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил; трудность требует  дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации  и самоорганизации. 

Препятствие-проблема - есть переживаемая недостаточность (физического, психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения) для  достижения необходимого результата; и эту недостаточность нельзя устранить имеющимся у субъекта в данный момент средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения  проблемы требуется использовать новые  для индивида средства, способы, подходы  к их выбору, привлекать других субъектов  или отказаться от в принципе не решаемых задач. 

Социальные препятствия («ОНИ — препятствия»). Источником этого  вида препятствий выступает социальная среда — школьная и внешкольная: работники школы (учителя, администрация) как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношения к детям; друзья, группы сверстников в школе и  вне ее; семья; социокультурная атмосфера (ценности, традиции) населённого пункта и др. 

Материальные  препятствия могут лежать в сфере  образовательного процесса (недостаток учебников пособий, помещений, оборудования в школе), или связанные с материальным положением семьи. 

Предпринятая  дифференциация препятствий не исключает  другие подходы. Продуктивным, на наш  взгляд, может оказаться исследование препятствий, сопутствующих процессам  самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, что потребует  специального внимания к неизбежным трудностям самопознания. 

Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно социально-педагогической поддержки. Это предполагает наличие  медицинской, психологической, социальной помощи и поддержки и иных их форм постольку, поскольку школа в  лице социального педагога, как первого  контактного для ученика и  его родителей профессионала, удерживающего  целостность ребёнка, берёт на себя интегрирующую функцию.[9, с. 18] 

Основными принципами обеспечения социально-педагогической поддержки могут служить следующие: 

-Согласие ребёнка  на помощь и поддержку; опора  на личные силы и потенциальные  возможности личности; 

-  совместимость,  сотрудничество, содействие; 

-  конфиденциальность (анонимность); 

-  доброжелательность  и безоценочность; безопасность, защита  здоровья, прав, человеческого достоинства; 

-реализация  принципа «Не навреди»; 

- рефлексивно-аналитический  подход к процессу и результату. 

Эти принципы разработаны  О.С. Газманом. Их смысловое содержание было прослежено при проектировании индивидуальной деятельности основных субъектов социально-педагогической поддержки - классных воспитателей, кураторов, социальных педагогов. 

С позиции изложенных выше теоретических положений о  социально-педагогической поддержке  детей мы подходим к деятельностному  подходу в осуществлении данной помощи, проводимой социальным педагогом. [1,с.67] 

Таким образом, система социально-педагогической поддержки направлена на устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка и поддержание  его в трудной жизненной ситуации. 

Семье и браку  посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще  античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество  и семью, критиковали тип семьи  своего времени и выдвигали проекты  ее преобразования. Наука располагает  обширной и достоверной информацией  о характере семейных отношений  в истории развития общества. Изменение  семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата  и патриархата до моногамии. Семья  переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось  по ступеням развития. 

Опираясь на этнографические исследования, в  истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и  цивилизацию. Каждая из них имела  свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Большой вклад  в изучение динамики семейных отношений  в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865). 

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти  у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному. 

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть  стилей отношений к детям. 

Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности  до IV в. н.э.). 

Бросающий –  ребенка отдают кормилице, в чужую  семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.). 

Амбивалентный – дети не считаются полноправными  членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу  и подобию», в случае сопротивления  жестоко наказывают (XIV–XVII вв.). 

Навязчивый - ребенок  становится ближе родителям, его  поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.). 

Социализирующий - усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для  них - объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.). 

Помогающий - родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его  склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. - настоящее время). 

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной  сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика  Ле Пле). Семья изучается как малая  группа с присущими ей жизненным  циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений  Ле Пле констатировал направление  от патриархального типа семьи к  нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением  отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества. 

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются  на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации  семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей). 

Развитие общества детерминировало изменение системы  ценностей и социальных норм брака  и семьи, поддерживающих расширенную  семью, социокультурные нормы высокой  рождаемости были вытеснены социальными  нормами низкой рождаемости. 

До середины XIX в. семья рассматривалась как  исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось исследователями  как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья  с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и  т.п. В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности  отношений в семье. Так, в Древней  Греции доминировала моногамия. Семьи  были многочисленными. Действовало  табу инцеста. Отец был господином своей  жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики. 

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками  исследования служили древнерусские  летописи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский  и другие дали глубокий анализ семейно-брачных  отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного  кодекса «Домостроя» – литературного  памятника XVI в., изданного в 1849 г. В 20–50-е  гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных  семейных отношений. Так, П. А. Сорокин  проанализировал кризисные явления  в советской семье: ослабление супружеских, родительско - детских и родственных  связей. Родственные чувства стали  менее прочной связью, чем партийное  товарищество. В этот же период появились  работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины  от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены  буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом. С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности  супружеских и родительско - детских  отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться  семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер и др.). Е. А. Личко (Личко  А. Е.) разработал следующую классификацию  семей: 

■ полная семья (есть мать и отец); 

■ неполная семья (есть только мать или отец); 

■ искаженная или  деформированная семья (наличие  отчима вместо отца или мачехи вместо матери). Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая  школа жизни. Именно семья оказывает  решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит  от того, является семья полной или  неполной. 

Бытуют самые  разноречивые мнения о семьях, где  воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это  всегда плохо, другие утверждают, что  для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет  даже определенные преимущества перед  полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи . В качестве иллюстраций к своим  утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца. 

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь. 

Не любая полная семья является нормальной средой для  полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье  обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с  сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и  указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием  детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака  больше у супругов, которые воспитывались  в неполной семье. 

В неполной семье  для будущих супругов отсутствует  главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных  для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся  без отца, нередко усваивают женский  тип поведения или же у них  формируется искаженное представление  о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих  жен, выросших без отца, хуже формируются  представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно  труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов. 

В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и  формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении  слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу -общественных деятелей, государству -- граждан. Всякий человек, который может  платить этот тройной налог и  не делает этого, виновен, и может  быть более виновен, если платит его  наполовину. Кто не может выполнить  обязанности отца, тот не имеет  права быть им». 

Неполной называется такая семья, которая состоит  из одного родителя с одним или  несколькими несовершеннолетними  детьми. 

Воспитательные  возможности в неполной семье  ограничены: затрудняется контроль и  надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться  с разными вариантами семейных отношений  и влечёт за собой односторонний  характер психического развития. Это  связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого  человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший "охранное" материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских  черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке  общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье  нет, то образ мужчины получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым  сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в  собственной семье. 

Информация о работе Социальная поддержка неполных семей