Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
Задачи программы:
· Осуществить
коррекцию психосоциального состояния
детей (тревожности, агрессивности, самооценки);
· Повысить уровень
психолого-педагогических знаний родителей;
· Ознакомить
педагогический коллектив с методами
и формами работы с детьми из неполных
семей.
Сроки реализации:
учебный год. Возраст детей: 13-14 лет.
Проанализировав
теоретические вопросы первой части
квалификационной работы, нами был
разработан исследовательский комплекс,
направленный на диагностику детей,
воспитывающихся в неполной семье.
В качестве исследовательской площадки
была выбрана Еткульская средняя
общеобразовательная школа села
Еткуль Челябинской области.
Село Еткуль
- один из районов Челябинской области.
Основной отраслью производства является
сельскохозяйственная продукция, но в
настоящее время наблюдается
почти полный развал инфраструктуры
сельскохозяйственной промышленности.
Это привело к неблагоприятным
социальным последствиям, среди которых
основные: высокий уровень безработицы,
вследствие чего произошло снижение
материального достатка большинства
населения, алкоголизация мужского
населения, рост числа распавшихся
семей и др.
Еткульская средняя
общеобразовательная школа (далее
Еткульская СОШ) существует с 1930 года.
В начале это была семилетняя школа,
в 1943 году, после того как произошло
образование Челябинской
В настоящее
время педагогический коллектив
школы состоит из 50 учителей. Из них
- 80% имеют высшее педагогическое образование,
6,6% -высшую кфалификационную категорию,
38% - первую, 11, 6% - вторую.
Количество учащихся
с 1 по 11 классы на 2007-2008 учебный год
составило 641 человек, классов-комплектов
- 31. В сравнении за 4 года произошло
значительное снижение количества учащихся.
С 2002 по 2006 год численность сократилась
на 254 ученика, на 12 классов комплектов,
что связано с миграцией
В контексте
проводимой в школе социально-
1. Социально-педагогическая
поддержка детей из неполных
семей включает в себя
· Диагностическое
(исследование психосоциального состояния
детей):
-наблюдение;
-опроссник баса
–Дарки;
-Методика «Шкала
тревожности» ДЖ.Тейлора;
-Методика «Альтернативный
список качеств личности;
· Социально-психологическая
коррекция эмоционально – волевой,
личностной сферы ребенка:
- Тренинг коммуникативных
умений;
- Аутогенная
тренировка;
- Игротеропия;
- Метод комплексной
эспресс-диагностики родителей;
· Коррекция
детско –родительских отношений:
- Индивидуальное
психолого – педагогическое
- Педагогическое
поручение(творческое задание);
· Образовательное:
-Семейный лекторий.
2. Социально
– педагогическая поддержка
· Организационные
- встречи с родителями;
· Диагностическое
- социальная паспортизация семей;
· Коррекция
детско-родительских отношений –
индивидуальное психолого-педагогическое
консультирование родителей;
· Образовательное
– Семейные лекции.
3.Взаимодействие
с педагогическим коллективом
по социально – педагогической
поддержке детей из неполных
семей включает в себя
· Консультирование.
1.3 Педагогические
условия успешной социально –
педагогической поддержки
В последнее
десятилетие активно возрастает
интерес к педагогической составляющей
процесса социализации, к той системе
ценностей социальной среды, которая
соответствует современным
C позиции социальной
психологии социализация
Вплоть до середины
80-х годов ХХ века проблема социализации
подрастающего поколения
Целью социализации
сторонников психодинамической
концепции К.Левина, Ф. Хайдера было
научить человека жить, используя
атрибуции повседневных событий
поступков людей, в основе игры учить
детей распознавать ошибки, причинно-следственных
связи социального поведения
других людей, побуждать их относиться
к окружающим людям так, как хотели
бы, чтобы относились к ним.
А. Бандура, У. Бронфенбреннер,
представители американской школы,
определяют концепцию социального
научения, в основе которой, лежит
механизм идентификации, подражания и
внушения, следования социальным нормам,
обмен деятельности между людьми.
Педагогическое понимание сущности
процесса социализации видится в
приемах целенаправленно
Особое распространение
на западе получила критическая концепция
А. Маслоу, К. Роджерса. Сторонники гуманистической
психологии утверждают, что задача
взрослых в процессе социализации ребенка
понять проблему и не подсказывать
ребенку ее решение. Для личности
и ее поведения, важное значение имеет
формирование «Я - концепции», которая
выступает системой самовосприятия
и отражает те характеристики, в
которых человек себя воспринимает.
Сторонники субъект
- объектного подхода Э.Дюркгейм, О.
Конт, Т.Парсонс, Г. Спенсер и др. предполагают
пассивную позицию человека в
процессе социализации, саму социализацию
рассматривают как процесс его
адаптации к обществу, которое
формирует каждого своего члена
в соответствии присущей ему культурой.
Данная модель должна обеспечивать функцию
адаптации, функцию интеграции, затрагивающую
правовые институты, обычаи; функцию
воспроизводства структуры, отвечающую
за систему верований, морали и органы
социализации. Общество как система
должно выполнять данные функции.
Центральной частью
процесса социализации с точки зрения
представителей субъект - субъектного
подхода, является формирование «Я» (себя).
Оно не дано биологически, но появляется,
определяется в ходе взаимодействия
с окружающим, доказывают Ф. Дэвис, И.
Гофман, Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, Р.Тернер.
Дж. У. Вандер Занден
определяет социализацию как процесс
социального взаимодействия, в ходе
которого люди приобретают знания,
отношения ценности и модели поведения,
необходимые для эффективной
жизнедеятельности в обществе.
Педагогический
аспект социализации переплетается
с философским и
Рассмотрим основные
педагогические концепции социализации
подрастающего поколения в
Концепция социального
развития в Вальдорфской педагогике
представляет социализацию как систему
бережного разворачивания духовной
жизни личности. Целью концепции
Р. Штейнера было создать равные условия
в социуме к обучению детей
с различными способностями и
разным социальным происхождением. Подход
к человеку как единому целому
является главным педагогическим принципом
на всех стадиях Вальдорфской школы.
Центральным понятием педагогической
системы М. Монтессори, является саморазвитие.
Основанный на идеях природосообразности
воспитания педагогический подход актуален
по сегодняшний день.
Педагогическая
концепция социализации французского
педагога ХХ века С. Френе сводится
к тому, что для развития социальных
способностей детей, нравственных и
гражданских качеств их личности
недостаточно просто изменить программы
и методы обучения. Основное значение
в социализации он придавал свободной
школе. Главным способом обучения и развития
ребенка С. Френе считал свободное творческое
выражение ребенком своего «я».
Французский психолог
Ш.З. Годрон отмечает: «Даже новорожденного
нескольких секунд от роду нельзя назвать
асоциальными, потому что связь с
обществом зарождается в
Оригинальная
концепция социального развития
ребенка выдвинута Валлоном (1954г.).
Окружающая среда, по его мнению, –
это прежде всего обстановка, атмосфера,
связанная с комплексом «субъект
- «другой» - внешний мир». При этом,
однако, способности ребенка могут
развиваться через