Социальная поддержка неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.36 Кб (Скачать документ)

29.  Мудрик, А.В.  Социальная педагогика: Учеб. для  студ. пед. вузов / Под ред. В.А.  Сластенина. - М.: Издательский центр  «Академия», 2005. -200 с. 

30.  Овчарова, Р.В. Справочная книга социального  педагога / Р.В. Ов-чарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с. 

31.Овчарова, Р.В.  Психология родительства: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр  «Академия», 2005.-368с. 

32.  Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка  детей группы риска: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений  / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-256с. 

33.  Основы  социальной работы/Под ред. П.Д.  Павленок. - М.: Инфра-М, 2004.-355 с. 

34.  Плоткин  М.М. Социально-педагогическая помощь  детям из неблагополучных семей  / М.М. Плоткин // Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 24 -28. 

35.  Поддубная,  Т.Н. Справочник социального педагога: Защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная,  А.О. Поддубный, науч. редактор P.M. Чумиче-ва. - Ростов н/Д, издательство  ФЕ1ТИКС, 2005. - 473 с. 

36.  Полонский,  И.С. Практические занятия на  уроках этики и психологии  семейной жизни / И.С. Полонский. - Курск: КП, 1990. - 93 с. 

37.  Прохорова,  О.Г. Основы психологии семьи  и семейного консультирования: учеб. пособие / Под общей ред. B.C. Торохтий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-348 с. 

38.  Прохорова  О.Г. Социально-педагогическая поддержка  школьника в трудной жизненной  ситуации / О.Г. Прохорова // Воспитание  школьников. - 2004. - № 5. - С. 30 - 35. 

39.  Рабочая  тетрадь социального педагога. Сост. Г.С-Семенов. Под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: Школьная пресса, 2005. - 63 с. 

40.  Райе, Ф.  Психология подросткового и юношеского  возраста / Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000. - 212 с. 

41.  Романова, А.А. Игротерапия: как преодолеть  агрессивность у детей (диагностические  и коррекционные методики) пособие  для дефектоло-гов, детских психологов, педагогов, родителей / А.А. Романова. - М.: Школьная пресса, 2003. - 48 с. 

42.  Рогов,  Е.И. Настольная книга практического  психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 3-е изд. / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Работа  психолога со взрослыми. Коррекционные  приемы и упражнения. - 480 с. 

43.  Рыбинский,  Е.М. Управление системой социальной  защиты детства: Социально-правовые  проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Рыбинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с. 

44.  Сабитова  Г.В. Законодательное обеспечение  социально-педагогической поддержки  семей с детьми в России / Г.В.  Сабитова // Отечественный журнал  социальной работы. - 2007. - № 3. - С. 26 - 34. 

45.  Сатир,  В. Как строить себя и свою  семью: Пер с англ. / В. Сатир. -М, 1992.-204 с. 

46.  Семейное  воспитание: Краткий словарь/Сост. И.В.  Гребенников, Л.В. Ковинько. - М., 1994. - 368 с. 

47.  Семейный  Кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2006. -64 с. 

48.  Социальная  работа: теория и практика: Учеб  пособие/Отв. ред. д.и.н. проф. Е  И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М; ИНФРА-М, 2002. -427 с. 

49.  Строкова  Т.А. Педагогическая поддержка  и помощь в современной образовательной  практике / Т.А. Строкова // Педагогика. - 2002. - №4. -С.20-27. 

50.  Теория  и методика социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайнышева. -М.:Союз, 1994.-289 с. 

51.  Тихонова  Н.П. Российская семья в начале  века: ситуация удручающая / Н.П. Тихонова //Воспитание школьников. - 2002. - №3. - С. 16 -19. 

52.  Указ Президента  Российской Федерации «Об основных  направлениях государственной семейной  политики» от 14.05.1996г. №712. 

53.  Указ Президента  Российской Федерации «Об усилении  социальной поддержки одиноких  матерей и многодетных семей»  от 08.06.1996г. №851. 

54.  Филиппова  Г.В. Ребенок для родителей  и родители для ребенка / Г.В.  Филиппова // Семья и школа. - 2000. - №8. - С.7 - 9. 

55.Целуйко, В.М.  Психология неблагополучной семьи  / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с. 

56.Шакурова, М.В.  Методика и технология работы  социального педагога: учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр  «Академия», 2007. - 272 с. 

57.Шапарь, В.Б.  Практическая психология иструментарий.  Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е  изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. 
 

Приложения 

Приложение 1 

Законодательное обеспечение социально-педагогической поддержки семей с детьми в  России№ Этапы Документы Когда и кем приняты

п/п законодательного обеспечения  

1. 1991-1995/96 Концепция государствен- 12.05. 1993г.

      гг. ной семейной политики РФ Национальный совет по подготовке и проведению в России 

~ Международного года семьи

            Доклад «О положении  се- 1994г.

            мей в Российской Федерации» Правительство РФ

            Закон «О государственных 19.05. 1995г. №81-ФЗ

            пособиях гражданам, имеющих детей» 

            Семейный кодекс РФ 01.03. 1996 г.

            Указ Президента РФ «Об 14.05. 1996 г. №712

            основных направлениях государственной семейной политики» 

2. 1995/96- Постановление «Об утвер- 29.09. 1999 г. № Ю96

      2001/02 гг. ждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» Правительство РФ

            Постановление «О порядке 22.02. 2

            учета доходов и  расчета среднедушевого дохода малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих  граждан для предоставления им государственной  социальной помощи» Правительство РФ

            Указ Президента РФ «Об 08.06. 1996 г. №851

            усилении социальной под- 

            держки одиноких матерей и многодетных семей» 

            Закон «О дополнительных 21.12. 1996 г. № 159-

            гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ

            Постановление «О перво- 14.05.2001 г. №374

            очередных мерах  по улучшению положения детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» Правительство РФ

            Закон «Об основах  системы 24.06.1999 г. № 120-

            профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ

            Закон «О государственном 16.04.2001 г. №44-ФЗ

            банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» 

            Федеральная целевая  про- 03.10.2002г. №732

            грамма «Дети России»  на 2003-2006 годы Правительство РФ

            Закон «Об основах  соци- 10.12.1995г. №195-ФЗ

            ального обслуживания населения в Российской Федерации» 

            Типовые положения  о со- 27.11.2000г. №896

            циально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Правительство РФ

            Постановление о  государ- 27.07.1999г. №32

            ственном (муниципальном) Министерство труда

            учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения» России

            Постановление о  государ- 19.07.2000г. №53

            ственном (муниципальном) Министерство труда

            учреждении «Центр психолого-педагогической по- России

            мощи населению»  
 
 
 

Приложение 2 

Практикум для  родителей «Психологическая поддержка  в семье» 

В начале практического  занятия задаем вопрос родителям: «Что вы понимаете под термином «психологическая поддержка»? Начинается обсуждение этого  вопроса в группах. Записываем все  версии, далее происходит обсуждение, социальный педагог или классный руководитель дает рекомендации и помогает сделать выводы. Естественно, что  у родителей могут возникнуть различные версии, которые на протяжении всей беседы будут дополнять определение. Главное, на чем сойдутся все, - поддержка  необходима и является важнейшим  фактором, способным улучшить взаимоотношения  между ребенком и родителями. 

Давайте разберемся, почему родители часто позволяют  себе высказывания типа: «Ты всегда плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынужден(а) исправлять, доделывать все за тебя». Есть две причины: 

•  родители разговаривают с ребенком так  же, как разговаривали с ним  в дошкольном возрасте; 

•  взрослая жизнь в социуме приучает родителей  к постоянному столкновению с  неудачами, к ожиданию худшего, т.е. сами взрослые изначально не верят  в удачу ребенка. 

Стремление к  тому, чтобы у ребенка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы  в его характере не сложилась  тенденция к ожиданию неудачи  и разочарования - одна из главных задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях. 

Родительская  поддержка - это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его  самооценки. Взрослый член семьи должен помочь ребенку поверить в себя и  свои способности, объяснить причины  неудач и поддержать в сложной  ситуации. Но для этого родитель сам должен почувствовать уверенность - он никогда не сможет оказать поддержку  сыну или дочери до тех пор, пока не научится понимать себя и не достигнет  самоуважения. Нужно помнить, что  в семье могут происходить  процессы, способные привести ребенка  к разочарованию в собственных  силах. Во-первых, это завышенные требования родителей (родители ожидают, что если ребенок был хорошим в дошкольном учреждении, он будет таким же и  в школе). Во-вторых, соперничество  братьев и сестер (такая ситуация возможна в том случае, если родители постоянно сравнивают детей друг с другом). В-третьих, чрезмерные амбиции  ребенка (если у него что-то не получается, ребенок уже не соглашается играть в другую игру, и родители не обращают на это внимание). 

Помощь родителей  заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей. Если ребенок ведет себя так, как  не нравится родителям, то именно они  должны помочь ребенку понять, почему так происходит. Необходимо показать детям, что одна его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Родитель, обсуждая его  поведение, должен всегда стараться  подчеркнуть его хорошие стороны, сказать, что обычно доволен им как  личностью («Сегодня ты допустил ошибку, но посмотри, как ты...»). Часто родители сосредотачиваются на прошлых неудачах ребенка и используют их против него («Вспомни, что когда у тебя была собака, ты забывал(а) кормить ее т.д.). Акцент на негативных примерах прошлого может породить у ребенка ощущение преследования неудач и нежелание  бороться за хорошее мнение о себе. Он может решить для себя: «Пусть меня считают плохим». Родитель обязан употреблять в разговоре с  ребенком больше фраз поддержки, таких  как: «Зная тебя, я уверен, что  ты все сделаешь хорошо», «У тебя все  может получиться, ведь ты хочешь этого». Поддержать - это еще и дать почувствовать  ребенку, что он 

Необходимо помнить, что авторитет родителей для  детей (особенно младшего возраста) непререкаем  и абсолютен, следовательно, установки  близких взрослых людей определяют поведение детей. Нельзя говорить детям  того, чего вы на самом деле не желаете  ему. Когда же у ребенка хорошее  настроение, можно поиграть с ним  в игру «Фантазия»: родители рассказывают, какими они хотели бы видеть своего ребенка. Но речь строится при помощи глаголов настоящего времени. Приведем несколько примеров предложений, с  которых можно было бы начать такой  рассказ: 

Информация о работе Социальная поддержка неполных семей