Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
29. Мудрик, А.В.
Социальная педагогика: Учеб. для
студ. пед. вузов / Под ред. В.А.
Сластенина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. -200 с.
30. Овчарова,
Р.В. Справочная книга
31.Овчарова, Р.В.
Психология родительства: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений /
Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005.-368с.
32. Олиференко,
Л.Я. Социально-педагогическая
33. Основы
социальной работы/Под ред. П.
34. Плоткин
М.М. Социально-педагогическая
35. Поддубная,
Т.Н. Справочник социального
36. Полонский,
И.С. Практические занятия на
уроках этики и психологии
семейной жизни / И.С. Полонский.
- Курск: КП, 1990. - 93 с.
37. Прохорова,
О.Г. Основы психологии семьи
и семейного консультирования: учеб.
пособие / Под общей ред. B.C. Торохтий.
- М.: ТЦ Сфера, 2005.-348 с.
38. Прохорова
О.Г. Социально-педагогическая
39. Рабочая
тетрадь социального педагога. Сост.
Г.С-Семенов. Под ред. Л.В.
40. Райе, Ф.
Психология подросткового и
41. Романова,
А.А. Игротерапия: как
42. Рогов,
Е.И. Настольная книга
43. Рыбинский,
Е.М. Управление системой
44. Сабитова
Г.В. Законодательное
45. Сатир,
В. Как строить себя и свою
семью: Пер с англ. / В. Сатир.
-М, 1992.-204 с.
46. Семейное
воспитание: Краткий словарь/Сост. И.В.
Гребенников, Л.В. Ковинько. - М., 1994.
- 368 с.
47. Семейный
Кодекс Российской Федерации. - М.:
ТК Велби, 2006. -64 с.
48. Социальная
работа: теория и практика: Учеб
пособие/Отв. ред. д.и.н. проф. Е
И. Холостова, д.и.н. А.С.
49. Строкова
Т.А. Педагогическая поддержка
и помощь в современной
50. Теория
и методика социальной работы/
Под ред. И.Г. Зайнышева. -М.:Союз,
1994.-289 с.
51. Тихонова
Н.П. Российская семья в
52. Указ Президента
Российской Федерации «Об
53. Указ Президента
Российской Федерации «Об
54. Филиппова
Г.В. Ребенок для родителей
и родители для ребенка / Г.В.
Филиппова // Семья и школа. - 2000.
- №8. - С.7 - 9.
55.Целуйко, В.М.
Психология неблагополучной
56.Шакурова, М.В.
Методика и технология работы
социального педагога: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений /
М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр
«Академия», 2007. - 272 с.
57.Шапарь, В.Б.
Практическая психология
Приложения
Приложение 1
Законодательное
обеспечение социально-
п/п законодательного обеспечения
1. 1991-1995/96 Концепция государствен- 12.05. 1993г.
гг. ной
семейной политики РФ Национальный совет
по подготовке и проведению в России
~ Международного года семьи
Доклад «О положении се- 1994г.
мей в Российской Федерации» Правительство РФ
Закон «О государственных 19.05. 1995г. №81-ФЗ
пособиях
Семейный кодекс РФ 01.03. 1996 г.
Указ Президента РФ «Об 14.05. 1996 г. №712
основных
2. 1995/96- Постановление «Об утвер- 29.09. 1999 г. № Ю96
2001/02 гг. ждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» Правительство РФ
Постановление «О порядке 22.02. 2
учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи» Правительство РФ
Указ Президента РФ «Об 08.06. 1996 г. №851
усилении
держки одиноких матерей и многодетных семей»
Закон «О дополнительных 21.12. 1996 г. № 159-
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ
Постановление «О перво- 14.05.2001 г. №374
очередных мерах
по улучшению положения детей-
Закон «Об основах системы 24.06.1999 г. № 120-
профилактики
Закон «О государственном 16.04.2001 г. №44-ФЗ
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
Федеральная целевая про- 03.10.2002г. №732
грамма «Дети
Закон «Об основах соци- 10.12.1995г. №195-ФЗ
ального обслуживания населения в Российской Федерации»
Типовые положения о со- 27.11.2000г. №896
циально-
Постановление о государ- 27.07.1999г. №32
ственном (муниципальном) Министерство труда
учреждении «
Постановление о государ- 19.07.2000г. №53
ственном (муниципальном) Министерство труда
учреждении «Центр психолого-педагогической по- России
мощи населению»
Приложение 2
Практикум для
родителей «Психологическая поддержка
в семье»
В начале практического
занятия задаем вопрос родителям: «Что
вы понимаете под термином «психологическая
поддержка»? Начинается обсуждение этого
вопроса в группах. Записываем все
версии, далее происходит обсуждение,
социальный педагог или классный
руководитель дает рекомендации и помогает
сделать выводы. Естественно, что
у родителей могут возникнуть
различные версии, которые на протяжении
всей беседы будут дополнять определение.
Главное, на чем сойдутся все, - поддержка
необходима и является важнейшим
фактором, способным улучшить взаимоотношения
между ребенком и родителями.
Давайте разберемся,
почему родители часто позволяют
себе высказывания типа: «Ты всегда
плохо справляешься со своими обязанностями,
и я вынужден(а) исправлять, доделывать
все за тебя». Есть две причины:
• родители
разговаривают с ребенком так
же, как разговаривали с ним
в дошкольном возрасте;
• взрослая
жизнь в социуме приучает родителей
к постоянному столкновению с
неудачами, к ожиданию худшего, т.е.
сами взрослые изначально не верят
в удачу ребенка.
Стремление к
тому, чтобы у ребенка сформировалось
позитивное отношение к жизни, чтобы
в его характере не сложилась
тенденция к ожиданию неудачи
и разочарования - одна из главных задач
родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать
ребенка в его самостоятельных начинаниях.
Родительская
поддержка - это процесс, в ходе которого
родитель сосредотачивается на достоинствах
ребенка с целью укрепления его
самооценки. Взрослый член семьи должен
помочь ребенку поверить в себя и
свои способности, объяснить причины
неудач и поддержать в сложной
ситуации. Но для этого родитель
сам должен почувствовать уверенность
- он никогда не сможет оказать поддержку
сыну или дочери до тех пор, пока
не научится понимать себя и не достигнет
самоуважения. Нужно помнить, что
в семье могут происходить
процессы, способные привести ребенка
к разочарованию в собственных
силах. Во-первых, это завышенные требования
родителей (родители ожидают, что если
ребенок был хорошим в
Помощь родителей
заключается в том, чтобы подчеркивать
способности и возможности
Необходимо помнить,
что авторитет родителей для
детей (особенно младшего возраста) непререкаем
и абсолютен, следовательно, установки
близких взрослых людей определяют
поведение детей. Нельзя говорить детям
того, чего вы на самом деле не желаете
ему. Когда же у ребенка хорошее
настроение, можно поиграть с ним
в игру «Фантазия»: родители рассказывают,
какими они хотели бы видеть своего
ребенка. Но речь строится при помощи
глаголов настоящего времени. Приведем
несколько примеров предложений, с
которых можно было бы начать такой
рассказ: