Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

По  данным многих исследований, социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Дети  психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. Недостаток любви, мало положительных эмоций нормального человеческого общения часто являются причинами онанизма, гомосексуализма и других сексуальных отклонений. У них появляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

В условиях жизни без родительского  попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы". Дети без родителей делят мир  на "свои" и "чужие" -- мы и  они. От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения.

У ребенка в интернате отсутствует  возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у него происходит внутренняя работа, формируется самосознание). Отсутствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.

Дети  не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность.

Нахождение  в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.

Исследования  И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской показывают, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в роди-тельскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития

Cироты  являются социально незащищенной  категорией населения, которой  свойственна депривация, следствием  которой является дезадаптация  в социальной среде, что проявляется  в бедности эмоциональных контактов  ребенка, затруднении в коммуникации  со взрослыми и сверстниками, сложности в становлении психосексуальной  идентификации. Для большинства  таких детей характерно девиантное  поведение (побеги, кражи, повышенная  агрессивность по отношению к  окружающим, а также другие асоциальные  поступки). Деятельность социально-педагогической  деятельности должна быт направлена  на предотвращение и коррекцию  данных негативных проявлений, а  также на совершенствование процесса  социальной адаптации в условиях  школы-интерната.

В последние  годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падение условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети “вытесняются на улицу”, и как следствие этого большой рост беспризорности.

Социальное  сиротство – это опасное социальное явление. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает  из приюта, каждый третий выпускних  учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжом, каждый десятый кончает жизнь самоубийством.

Все вышесказанное  подчеркивает актуальность и большую  социальную значимость обращения к  данной теме.

Актуальность  проблемы заключается в том, что  дети, оставшиеся без родителей, не могут быть изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут эти дети, зависит  и наша жизнь. Если предоставить их самим себе, не заниматься ими, то они  начнут решать свои проблемы сами. Будут  воровать, грабить, станут источниками  инфекций. Значит, жить в обществе с  беспризорниками будет просто опасно.

Все это вместе взятое обусловливает актуальность рассматриваемой темы и обосновало выбор, определив цель, задачи, объект и предмет проводимого исследования.

Целью проводимого исследования является изучение особенностей социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом исследования выступают дети-сироты как особая социальная группа современного общества.

Предмет исследования – технологии социальной работы с детьми-сиротами.

Гипотеза исследования – изучение теоретических аспектов и знание наиболее острых социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поможет развивать и совершенствовать технологию организации социальной защиты данной категории граждан.

В соответствии с целью исследования нами поставлены следующие задачи работы:

 

  1. Изучить историю развития призрения по отношению к  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  2. Исследовать особенности психологического развития детей.
  3. Изучить деятельность социального работника с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  4. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
  5. Рассмотреть основные технологии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  6. Разработать анкетный опрос по проблеме исследования, провести эксперимент по изменению дезадаптации.
  7. Осуществить анализ результатов исследования и сформировать выводы.

В ходе проводимого исследования были использованы следующие методы: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение опыта деятельности социальных служб по решению социальных проблем, эмпирические методы исследования – анкетирование, метод качественной и количественной обработки полученных результатов.

Теоретической и методологической основой исследования являются монографии, статьи, публикации в прессе, социологические исследования и статистические данные.

База исследования. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждение Псковской области «Порховская специальная  ( коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат 5-7 видов»

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения

 

Глава1. История становления  социальной работы  с детьми-сиротами в России.

 

Задачи:

  1. Изучить особенности зарождения социальной помощи детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  2. Рассмотреть основные периоды становления социальной помощи детям-сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей.
  3. Изучить особенности периода возникновения профессиональной социальной помощи детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  4. Определить основные модели развития социальной помощи детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

 

При внимательном взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, что современные общественные отношения  органически связаны с историческим прошлым. На основе накопленных в  минувшие эпохи знаний, традиций и  навыков история помогает современному поколению людей не повторять  допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения сегодняшних  социальных проблем. Не случайно еще  древние римляне с полным основанием считали историю " наставницей  жизни ". А идущий в настоящее  время процесс реформирования российского  общества делает исторические знания и исторический опыт особенно актуальными, поскольку они составляют важное условие успешных преобразований в  стране.На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое  общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем  его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом  развитии и другим. Отношение к  таким людям в разных обществах  и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического  уничтожения слабых и неполноценных  людей до полной интеграции их в  общество, что определялось характерной  для данного общества аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая  позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в  период родоплеменных отношений  стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным  и уязвимым среди них. Другими  словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие этого понятия.

Претерпевая множество изменений  по форме, видам и содержанию призрение  сегодня выросло в целую систему  социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся.Детство - период, когда закладываются фундаментальные  качества личности, обеспечивающие психологическую  устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.А переходный период развития общества в настоящее  время, углубление кризисных процессов  настоятельно требуют повышенной заботы о детях и подростках.В России накоплен богатейший опыт в этой области. Десятилетиями вырабатывались механизмы  оказания помощи нуждающимся детям, апробировались самые разнообразные  формы и методы социального призрения  детей и подростков.

Сегодня актуальны и требуют  серьезного изучения и проработки практически  все аспекты проблемы социальной защиты детей России.

 

    1. Призрение  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года.

Современные исследователи выделяют несколько  этапов становления и развития социального  призрения детей в России.

     1 этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах. Этому мы находим подтверждение в этнографических материалах. Внутри родовой общины имело место так называемое  "приймачество"1  - усыновление. "Приймать в семью сироту", как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т.д. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать" общественных" родителей, которые брали его на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались "выхованцами", "годованцами". Обязательными "помочи" были в семье, где взрослые ее члены были больны. Их называли " наряды миром". Соседи приходили,  чтобы натопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми. Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

     2 этап. Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты нуждающихся детей.

Основные  тенденции помощи в этот период времени  были связаны с княжеской защитой  и попечительством, которые в  своем развитии претерпевают как  бы два этапа своего становления.

Первый связан с распространением христианства в  Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I и  второй половины XII века - образования  удельных княжеств и распространения  христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период - со второй половины XII века по XIII век  включительно, когда благотворительные  функции князя постепенно сливаются  с монастырско-церковными формами  призрения.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся  прославился великий князь Владимир, которого в народе называли "красное  солнышко". Будучи от природы человеком  широкой души, он призыва и других заботиться о ближнем, быть милосердным  и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами