Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

Трудности социализации, как правило, порождают  гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие  норм отношений, складывающихся в социуме. 

Вследствие  последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранения  от окружающего мира), отставание в  социальном развитии. 

Причины возникновения трудностей вхождения  ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни связаны с  неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет  окружающий социум. 

Критериями  преодоления этих трудностей могут  быть сведущие: 

1. Готовность  к адекватному восприятию возникающих  социальных проблем и решение  этих проблем в соответствии  с нормами отношений, сложившихся  в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться  к существующей системе отношений,  овладеть соответствующим социально-ролевым  поведением и мобилизировать  не только свой потенциал для  решения социальной проблемы, но  и использовать те условия,  в которых складываются отношения  ребенка; 

2. Устойчивость  к неблагоприятным социальным  воздействиям (автономность), сохранение  своих индивидуальных качеств,  сформированных установок и ценностей; 

3. Активная  позиция в решении социальных  проблем, реализуемая готовность  к социальным действиям, саморазвитие  и самореализация в возникающих  трудных ситуациях (социальная  активность), способность к самоопределению  и расширению границ пространственной  жизнедеятельности. 

Каждый  из перечисленных критериев не свидетельствует  о подготовлении ребенка к  преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе. 

Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления  ребенка полноправным участником современных  ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и  социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались  в разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. специалистов.

Современный этап развития нашего общества, происходящие изменения в  мировом сообществе требуют расширения и углубления исследований процесса социализации подрастающего поколения, в том числе особой категории  детей – детей-сирот, так как  его изучение и осмысление необходимо для дальнейшей организации процессом  передачи социального опыта, в детском  доме. Образовательное учреждение позволяет ребенку, оставшемуся без попечения родителей осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей. В педагогической науке последних лет вопросам социализации, воспитания детей – сирот, их профессиональной ориентации посвящено значительное число исследований, однако большинство из них вопросы управления процессом социализации детей – сирот в условиях сельского детского дома не рассматривались. Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи в отрыве от общества в условиях учреждений интернатного типа интернат – это школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении, где формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение.

Однако ряд вопросов связанных  с организацией деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей и роль в  этом процессе специалиста по социальной работе достаточно значительна.

Особенностью социализации воспитанников детских домов  является замещение одного из основных институтов социализации – семьи  учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия  которой становятся очевидными у  выпускников детского дома.

2.3 Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие  «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей»  с законодательной точки зрения.
  2. Определить сущность социальной дезадаптации с точки зрения международного законодательства.
  3. Определить основные льготы и преимущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные законодательством.

 

Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й статье которой говорится: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека [13].В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных  законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных  социальных групп населения. В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством [6, 7, 12, 15, 17, 21].

Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной  поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в  возрасте до 23 лет. Настоящий закон  регулирует отношения, возникающие  в связи с предоставлением  и обеспечением органами государственной  власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.

Меры  по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, а также лиц из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных  пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при  трудоустройстве и поступлении  в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения  воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ [26, 27].

Дополнительные  права на образование:

1. Дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, получившие основное  общее или среднее (полное) общее  образование, зачисляются на курсы  по подготовке к поступлению  в учреждения среднего и высшего  профессионального образования  без взимания с них платы  за обучение.

2. Лица  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  вправе получать бесплатно второе  начальное профессиональное образование.

3. Лица  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  обучающиеся во всех типах  государственных или муниципальных  учреждений начального, среднего  и высшего профессионального  образования, а также обучающиеся,  потерявшие в период обучения  обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное  обеспечение до окончания ими  данного образовательного учреждения.

4. Обучающиеся,  воспитанники всех типов образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, при выпуске из этих  образовательных учреждений обеспечиваются  соответствующим образовательным  учреждением сезонной одеждой  и обувью по нормам, утверждаемым  Правительством РФ, а также единовременным  денежным пособием в сумме  не менее двух минимальных  размеров оплаты труда.

5. Обучающимся  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  помимо полного государственного  обеспечения выплачивается стипендия,  размер которой увеличивается  не менее чем на 50% по сравнению  с размером стипендии, установленной  для обучающихся в данном образовательном  учреждении, а также выплачивается  100% заработной платы, начисленной  в период производственного обучения  и производственной практики.

6. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

7. Выпускники  всех типов образовательных учреждений  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  приезжающие в эти образовательные  учреждения в каникулярное время,  выходные и праздничные дни,  по решению образовательного  учреждения зачисляться на бесплатное  питание и проживание на период  своего пребывания в данном  образовательном учреждении.

8. Выпускники  образовательных учреждений из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  за счет средств образовательных  учреждений начального, среднего  и высшего профессионального  образования при трудоустройстве  на предприятия, в учреждения  и организации всех форм собственности  обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием  по нормам, утверждаемым Правительством  РФ, а также единовременным денежным  пособием в сумме не менее  пяти минимальных размеров оплаты  труда. По желанию выпускников  образовательных учреждений им  может быть выдана денежная  компенсация в размерах, необходимых  для их приобретения, или перечислена  указанная компенсация в качестве  вклада на имя выпускника в  учреждение Сберегательного банка  РФ.

9. При  предоставлении обучающимся из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  академического отпуска по медицинским  показаниям за ними сохраняется  на весь период полное государственное  обеспечение, им выплачивается  стипендия. Образовательное учреждение  содействует организации их лечения

10. Дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, обучающиеся в образовательных  учреждениях всех типов и видов,  администрацией данных учреждений  обеспечиваются бесплатным проездом  на городском, пригородном, в  сельской местности на внутрирайонном  транспорте (кроме такси), а также  бесплатным проездом в период  каникул к месту жительства  и обратно к месту учебы.

Дополнительные  гарантии права на медицинское обслуживание [18]:

1. Детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, а также лицам из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  предоставляется бесплатное медицинское  обслуживание и оперативное лечение  в любом государственном и  муниципальном лечебно-профилактическом  учреждении, в том числе проведение  диспансеризации, оздоровления, регулярных  медицинских осмотров за счет  средств соответствующего бюджета.

2. Детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, а также лицам из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  предоставляются бесплатные путевки  в школьные и студенческие  спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные  учреждения при наличии медицинских  показаний, бесплатный проезд  к месту отдыха, лечения и обратно  за счет средств, выделяемых  на эти цели из соответствующего  бюджета, за счет средств внебюджетных  фондов и других не запрещенных  законом источников.

Дополнительные  гарантии прав на имущество и жилое  помещение:

1. Дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, а также дети, находящиеся  под опекой (попечительством), имевшие  закрепленное жилое помещение,  сохраняют на него право на  весь период пребывания в образовательном  учреждении или учреждении социального  обслуживания населения, а также  в учреждениях всех видов профессионального  образования, на период службы  в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях,  исполняющих наказание в виде  лишения свободы.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами