Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

 
Диагностический тест, будучи пробным  заданием, определенным испытанием для  диагностируемых, нацелен на получение  более углубленной информации с  помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других исследовательских  материалов, разработанных и апробированных специалистами. Существуют тесты, которые  позволяют определить уровень тревожности  лица, степень его общительности  и коммуникабельности, возможности  стрессоустойчивости. Все это важно  учитывать тем, кто работает с  людьми и особенно социальным работникам и специалистам по социальной работе, которые каждодневно имеют дело с людьми, нуждающимися в особом внимании, заботе, терпимом и деликатном отношении к себе. 
Широко применяется диагностическое тестирование для выявления индивидуальных особенностей детей и подростков, определения их отношения к людям, своему прошлому, настоящему. Необходимость в применении этого метода диагностики усиливается при работе с воспитанниками детских домов, приютов, реабилитационных центров, где дети имеют проблемы в процессе своей социализации. Для диагностики особенностей познавательной и эмоциональной сфер детей до пяти лет, как правило, используются следующие тестовые методики: задания с кубиками, выявляющие умение производить сравнение трехмерных моделей и устанавливать идентичность; задания с соотнесением предметов, которые выявляют способность осуществлять систему целесообразных действий, обнаруживать и исправлять ошибки; задания с картинками, изображающими различные геометрические фигуры или предметы, что позволяет выявить способность детей различать форму и цвет фигур, определять функциональное назначение предметов, понимать количественные соотношения и др. Одним из таких проектно-графических тестов является гештальттест Бендер, разработанный еще в 1938 г. Материал теста состоит из девяти геометрических фигур, которые ребенок должен перерисовать в определенной последовательности. Результатом тестирования является балльная оценка уровня развития пространственных представлений ребенка по определенным параметрам. Оценка каждой фигуры и сумма оценок имеют свои возрастные нормы. Тест позволяет определить не только уровень развития пространственных представлений ребенка, но и признаки эмоциональных нарушений. 
Уровень интеллектуального развития детей старше пяти лет позволяет определить тест Векслера. С его помощью можно получить индекс общего интеллекта, который объединяет показатели вербального и невербального развития ребенка. Первый показатель определяет уровень словесно-логического развития ребенка, а второй — степень владения им различными практическими навыками. Анализ результатов теста Векслера позволяет рассмотреть индивидуальный профиль ребенка. Сравнение вербального и невербального интеллекта указывает на возможность изменения существующего положения. Как считают специалисты, если вербальный интеллект отстает от практического, то чаще всего речь идет о педагогической запущенности. В этом случае необходима коррекционная работа. Если эти показатели равны, то частичное улучшение положения возможно на основе компенсации одного интеллекта другим. Если же вербальный интеллект превышает невербальный, то, по мнению М. О. Олехнович, говорить о заметном улучшении результатов ребенка не приходится. Однако не следует и абсолютизировать результаты тестирования. Как признают сами психологи, если ребенок был тревожен или негативно относился к тестированию, данные о его интеллектуальном развитии не вполне достоверны. Но, с другой стороны, нерационально и изначально предвзято относиться к тестированию, ограничивая тем самым возможности по оказанию своевременной помощи ребенку, по проведению необходимой коррекционной работы. 
При проведении диагностического тестирования с ребятами старшего дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать и такие проектные тестовые методики, как “Рисунок семьи”, “Автопортрет”, “Дом, дерево, человек”. Эти методики ориентированы на такую возрастную категорию, у которой по вполне естественным причинам еще недостаточно развиты способности словесно выражать свои переживания. Как отмечают некоторые исследователи этой проблемы (А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева и др.), если ребенок при проведении тестового задания отказался от выполнения рисунка семьи или, начав работу, прервал ее в связи со слишком сильной тревогой, связанной с семьей, родителями, можно использовать такие широко известные тестовые методики, как “Автопортрет”, “Дом, дерево, человек”, “Несуществующее животное”. С помощью этих тестов трудно определить характер взаимоотношений в семье, но можно получить представление о самооценке ребенка, его внутреннем мире, типе общения, отношений с окружающими. 
В системе комплексной психодиагностики используется практика создания батареи тестов. Тестовая батарея должна быть узкоспециализированной, но разносторонней, учитывающей реальное психическое состояние тестируемого. При подборе батареи тестов (оптимально — четыре-пять тестов) психологи рекомендуют использовать вначале несколько наименее трудоемких диагностических методик, соответствующих целеполагающей задаче данного тестирования и позволяющих его повторное проведение. После детального анализа полученных данных и изучения результатов тестирования составляется итоговое заключение по конкретному диагностическому тестированию, использованию тестовой батареи. 
После проведения диагностического исследования необходимо приступить к анализу диагностической информации, а в ряде случаев и к определению приоритетных проблем. Данная технологическая процедура диагностики имеет свои методы. К их числу специалисты относят: 
метод классификации; метод корреляции; метод сравнительного анализа проблем; метод контент-анализа; экспертные методы парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив; метод дифференциации и др. 
Обычно анализ диагностических данных начинается с их классификации. Для этого необходимо установить критерии их упорядоченности и фиксации. Классификационными критериями могут быть: принадлежность к конкретной категории лиц, нуждающихся в социальной помощи с учетом возраста, пола, семейного положения, занятости, социального статуса; характер социального явления с учетом его продолжительности, времени активного проявления и стабильного развития, основных тенденций развития, а также причин и последствий. Все эти классификационные критерии вполне применимы, например, для анализа диагностических данных, собранных на основе исследования проблем беспризорности, безнадзорности и др. 
Использование метода корреляции предполагает выявление взаимной связи, взаимного влияния проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Этот метод позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между исследуемыми событиями, явлениями, особенностями поведения. А без такого корреляционного анализа крайне затруднительно бывает определить, какова причина и в чем следствие того или иного явления, поведения, конфликтной ситуации.

 

К методу сравнительного анализа проблем  близок и метод контент-анализа, который также основан на сравнительном  сопоставлении. Только в данном случае речь идет о проведении сравнительного подсчета смысловых единиц. Такими смысловыми единицами могут быть высказывания воспитателей, школьных учителей, дневниковые записи подростков, их сочинения, стихи, рисунки и даже письма. 
Экспертные методы исследования диагностической информации предполагают привлечение к проведению диагностического анализа широкого круга специалистов, включая аналитиков из смежных областей деятельности. Например, диагностика уровня психического здоровья детей, их интеллектуального статуса может включать в себя материалы экспертных заключений психотерапевтов и психиатров. Для проведения педагогического консилиума по поводу поведения и учебы подростка в реабилитационном учреждении очень полезными могут быть заключения экспертов — узкопрофильных врачей.

 

Особенностью процесса технологизации социальной диагностики является его  нацеленность на результативность данной процедуры. В связи с этим целесообразно  соблюдать комплексный подход, а  для уточнения данных использовать повторно отдельные диагностические  методы. Например, при проведении диагностики  детей и подростков в условиях детских домов, реабилитационных центров, социальных приютов важно обеспечить комплексность исследования. Сбор первичной  информации о ребенке и изучение соответствующего документального  материала должны дополняться диагностической  беседой, системным наблюдением. Причем эффективны беседы специалистов с подопечными  в несколько этапов. Такое повторное  собеседование позволяет уточнить и конкретизировать оценку специалиста, лучше прояснить мотивы поведения  ребенка. Системное наблюдение, осуществляемое на профессиональном уровне, должно сопровождаться обязательной фиксацией специалистами  или воспитателями поведенческих  реакций подопечных в журнале  наблюдения. 
Процедура комплексной диагностики детей и подростков в специализированных социальных учреждениях должна включать в себя целенаправленное исследование их психологического статуса. А для этого недостаточно проведения диагностических бесед и системного наблюдения. Должны быть подключены и такие диагностические методы, как тестирование и интервью-собеседование. С детьми целесообразно использовать преимущественно проективные тестовые методики (тесты “Дерево”, “Семья”, “Несуществующее животное”). Для детей среднего школьного возраста и подростков можно использовать и различные тесты вербальной направленности. Что касается интервью-собеседований, то их следует проводить со школьными учителями и прежде всего классными руководителями, а также с имеющимися у детей родителями. Такие собеседования очень ценны для получения диагностической информации о социальном статусе ребенка. При этом нужно учитывать, что родители детей, содержащихся в специальных социальных учреждениях, в большинстве случаев уклоняются от собеседований со специалистами. По данным М. Г. Хоменко, в конце 90-х гг. в центрах социальной реабилитации несовершеннолетних Нижегородской области специалистам по социальной работе лишь в 20% случаев удавалось убедить родителей в необходимости подобных встреч-собеседований. 
При анализе данных комплексного диагностического исследования специалистам следует их умело интерпретировать. В частности, следует исходить из того, что результат может быть не вполне достоверен из-за индивидуальности и разнообразия функционирования механизмов психической деятельности. Как уже отмечалось, если ребенок был встревожен или явно настороженно, негативно отнесся к процедуре тестирования, то нельзя оценивать его результаты как вполне достоверные. Один и тот же механизм психической деятельности может на практике, в условиях проведения диагностики иметь совершенно разное диагностическое значение. Так, чувство заниженной самооценки, неполноценности у одного человека может проявляться в пассивности, в замедленности реакции, в малой общительности, в тихом голосе, а у другого, напротив, в намеренной крикливости и хвастливости, являющимися своего рода компенсационными проявлениями. Все это еще раз свидетельствует о необходимости профессионального подхода к ведению социальной диагностики и анализу данных, полученных в ходе ее проведения. 
В заключение следует отметить, что социальная диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе технологизации социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.

 
3.3. Констатирующий эксперимент 

Цель  экспериментальной работы: выявление  круга проблем, связанных с организацией социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Задачи  исследования:

  1. Охарактеризовать базу исследования.
  2. Рассмотреть основные направления деятельности школы-интерната
  3. Проанализировать технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Выявить круг потребностей и проблем.

 

Методы  исследования:

  1. Анализ документов.
  2. Беседа.
  3. Наблюдение.
  4. Анкетирование.
  5. Качественный и количественный анализ результатов анкетирования.

 

 

База  исследования:

  Государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области «Порховская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V и VII видов»,

сокращенное – ГБОУ  Псковской  области «Порховская школа-интернат V и VII видов».

Юридический и фактический адрес Учреждения:      182620,    Псковская область, г. Порхов, пр. Ленина, д.2.

Учреждение является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, открытые в установленном  порядке в органах федерального казначейства; печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, другие необходимые для  осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим  наименованием, а также иные реквизиты  юридического лица.

 Учреждение  проходит лицензирование и аккредитацию  в порядке, установленном Законом  Российской Федерации «Об образовании».

Право на образовательную деятельность возникает  у Учреждения с момента получения  им лицензии.

Право на выдачу выпускникам документа  государственного образца о       соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникает у Учреждения с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной  аккредитации.

Учреждение вправе от своего лица приобретать и осуществлять имущественные  и неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учреждение в своей деятельности руководствуется действующим законодательством  Российской Федерации, Псковской области  и настоящим Уставом.

Учреждение отвечает по своим  обязательствам всем имуществом, за исключением  особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником этого  имущества или приобретенного за счет выделенных таким собственником  средств, а также недвижимого  имущества. Собственник имущества  Учреждения не несет ответственности  по обязательствам Учреждения.

Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с целями уставной деятельности и самостоятельно распоряжаться доходами, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Учреждение вправе самостоятельно использовать имущество, закрепленное за ним учредителем на праве оперативного управления для обеспечения финансирования основных направлений уставной деятельности, а также принадлежащие ему: денежные средства, имущество и иные объекты, нематериальные ценности в виде продуктов  интеллектуального и творческого  труда, являющиеся результатом его  деятельности, доходы от предпринимательской  и иной приносящей доходы деятельности, приобретаемое на эти доходы имущество, а также имущество приобретаемое  в результате добровольного пожертвования  физических и юридических лиц;

Учреждение вправе запрашивать  и получать в установленном законодательством  порядке от органов государственной  власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц  информацию и материалы, необходимые  для исполнения Учреждением поставленных перед ним целей.

Организационно-правовая форма: государственное бюджетное учреждение.

Тип: специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для  обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья;

Вид:  специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат.

Государственное бюджетное  образовательное  учреждение Псковской  области     "Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V и VII видов" является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования.

 

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с  целями,      предусмотренными     действующим законодательством  и настоящим Уставом.

 Основными целями  деятельности  Учреждения являются:

обучение и воспитание детей с тяжелой речевой патологией, оказание им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений  речи и связанных с ними особенностей психического развития;

обучение и воспитание детей с задержкой психического развития, обеспечение коррекции  их психического развития и эмоционально-волевой  сферы, активизация познавательной деятельности, формирование навыков  и умений учебной деятельности;

трудовое обучение и профессиональная ориентация, направленная на подготовку и овладение специальностями, доступными для детей с ограниченными  возможностями здоровья;

создание условий для социальной адаптации и интеграции воспитанников  в общество;

защита прав и законных интересов  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение охраны и укрепления здоровья  воспитанников.

Для  достижения  поставленных    целей    Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

образование,  воспитание, содержание воспитанников:

   - реализация основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования;

  • реализация дополнительных образовательных программ;
  • реализация образовательных программ профессиональной подготовки.

   - проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики уровня            психического, физического развития и нарушений в поведении детей и подростков.

-организация отдыха воспитанников  в каникулярное время, в том  числе в школьном  летнем оздоровительном  лагере «Алёнино Захонье». Место нахождения:     Псковская область, Порховский   район,   Логовинская волость, д. Алёнино Захонье.

          -медицинское обслуживание воспитанников.

Диагностико-экспериментальная  часть нашей работы была проведена  на базе Государственного  бюджетного образовательного  учреждения Псковской области «Порховская специальная  ( коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат 5-7 видов».Респондентами стали 2 класса - 4 и 5, дети в возрасте 10 и 11 лет.                                                                                              Задачи:                                                                                                            1.Определить особенности положения ребенка в группе, его отношение к себе и к членам этой группы, выявить  особенности детской дезадаптаци.             2. Игра как средство социальной адаптации. Провести  эксперимент для выявления эффективности метода.                                                                    Для диагностики социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната применялись следующие методы исследования: карта наблюдения Стотта и проективная методика «Несуществующее животное».                                 Методика «Несуществующее животное» позволяет выявить особенности положения ребенка в группе, его отношение к себе и к членам этой группы. Методика основана на механизме психической проекции, то есть, рисуя животное, ребенок неосознанно отождествляет себя с ним, свое отношение к окружающим людям, приятие или неприятие их и себя. По результатам методики можно узнать, какие поведенческие реакции превалируют у ребенка (агрессия- конформность), его положение в коллективе (отчужденность- привязанность к людям), социальную активность (стремление ребенка к продуктивной деятельности- социальная пассивность, безразличие).        С помощью карты наблюдения Стотта выявляются особенности детской дезадаптаци. Карта оценивает степень и характер самой дезадаптаци и состоит из 16 симптомокомплексов- образцов поведения: (1. Недостаток доверия к новым людям; 2. Астения; 3. Уход в себя; 4. Тревожность по отношению к взрослым; 5. Враждебность по отношению к взрослым; 6. Тревога по отношению к детям; 7. Ассоциальность; 8. Гиперактивность; 9. Враждебность к детям; 10. Эмоциональное напряжение; 11. Невротические симптомы; 12. Неблагоприятные условия среды; 13. Сексуальное развитие; 14. Умственное развитие; 15. Болезни; 16. Физические эффекты.). В ходе включенного наблюдения уделяется внимание на поведение ребенка, после этого заполняется карта. С целью выявления эффективности влияния игровой деятельности на процесс социальной адаптации исследование проводилось в виде естественного эксперимента, специфика которого заключалась в том, что одна группа детей (экспериментальная) была включена в игровую деятельность, в другой же группе (контрольная) игровая деятельность не проводилась. Эксперимент длился 6 месяцев. При этом велось наблюдение за изменениями в поведенческих, личностных характеристик детей, которые являются показателями уровня социальной адаптации детей. В начале экспериментальной работы у социального педагога, работающего на базе исследования, была выяснена изначальная степень социальной адаптации двух групп детей, которая была практически одинаковой. У детей обеих групп преобладало агрессивное поведение по отношению друг к другу, разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята часто ссорились, применяя физическую силу, испытывали трудности во взаимоотношениях со сверстниками. В ходе экспериментальной работы были замечены изменения в поведении детей экспериментальной группы. Игры были направлены на снижение уровня агрессии детей, на развитие их коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но спустя некоторое количество времени в игру были включены все члены группы. Применяя игры на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать вербальную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени. Также у детей снизился уровень агрессивности по сравнению с начальным уровнем до эксперимента. На основе данных, полученных в ходе проведения эксперимента, был проведен сравнительный анализ, который показал, что мы получили специфические данные по 5 параметрам:                                                              1. Социальное доверие;                                                                                              2. Агрессивность;                                                                                                           3. Чувство включенности в группу;                                                                         4. Социальная активность

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами