Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
Оценка социальной зрелости личности
воспитанника сиротского учреждения должна
основываться на таких личностных свойствах,
как эмоциональная
1. адекватное профессиональное самоопределение
2. готовность и умение
3. соответствие моральным нормам и требованиям общества
4. использование личного опыта в изменяющихся условиях.
В самостоятельной жизни
Таким образом, для социализации детей-сирот,
формирования социальной компетенции
выпускника, адекватной оценки себя и
других в социуме педагогам и
специалистам интернатного учреждения
следует обратить внимание на развитие
таких качеств личности, которые
обеспечивают успешность именно в современной
жизни: коммуникативную культуру, умение
следовать поведенческим
3.2. Технология социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи:
Социальные
технологии — это совокупность операций,
процедур социального воздействия
на пути получения оптимального социального
результата (укрепление социальной организации,
улучшение условий жизни людей,
предотвращение конфликта и т. п.).
Ярославский ученый И. Албегова важнейшей
целью социальной технологизации видит
содействие улучшению процессов адаптации
социальных субъектов и объектов к условиям
современного общества. . В данном случае
в роли предмета воздействия выступает
сам социальный субъект, осуществляющий
познание или деятельность.
Система
функциональных технологий социальной
работы включает в себя следующие, наиболее
значимые технологические процедуры:
социальную диагностику; социальную профилактику;
социальную адаптацию; социальную реабилитацию;
социальную коррекцию и терапию;
социальную экспертизу, прогнозирование,
моделирование; социальное посредничество
и консультирование; социальное обеспечение
и страхование; социальную опеку и попечительство;
общественную некоммерческую благотворительную
деятельность.
Частные технологии социальной работы
в своей основе составляют определенные
технологические процедуры оказания помощи
конкретным категориям и социальным слоям,
нуждающимся в поддержке. Массив частных
технологий образуют следующие процедуры:
технологии социальной работы в сфере
занятости населения, с безработными гражданами;
технологии работы с лицами девиантного
поведения; технологии социальной работы
с лицами, страдающими психическими расстройствами
и склонными к суициду; технологии работы
с семьями, нуждающимися в социальной
помощи; феминологические технологии
социальной работы; технологии социальной
работы с инвалидами, гражданами пожилого
возраста;
технологии социальной работы с детьми,
подростками я молодежью, оказавшимися
в сложной жизненной ситуации; технологии
социальной работы с малообеспеченными
слоями населения; технологии социальной
работы в решении национально-этнических
проблем; технологии работы с бездомными;
технологии работы с мигрантами, беженцами,
вынужденными переселенцами; технологии
социальной работы в армии и пенитенциарных
учреждениях; технологии социальной работы
на производстве, по месту жительства
и др. наряду с технологиями социальной
работы в систему социальных технологий
входят также политические технологии,
технологии информационного и правового
обеспечения функционирования общества,
технологии экономического его функционирования
и технологии духовно-культурного развития.
технология социальной работы — это совокупность
взаимосвязанных процедур и способов
профессионального воздействия на социальный
объект с целью его улучшения, обеспечения
оптимизации функционирования при возможном
тиражировании данной системы воздействия.
При узкопрофессиональной направленности социальной работы ее технология являет собой совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект, позволяющих более эффективно и своевременно оказывать помощь нуждающимся категориям населения при возможном повторении этой процедуры воздействия.
Технология социальной работы —
это совокупность научных знаний,
средств, приемов, методов и организационных
процедур, направленных на оптимизацию
объекта социального
МЕТОДЫ.
К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.
Для ускорения разработки и внедрения
более действенных средств
Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в процессе оказания социальной помощи. Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т. д. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования.
Разнообразие методов
Благодаря ролевым играм дезадаптированные
дети и подростки преодолевают свою закомплексованность,
страхи, учатся осознавать и различать
нравственные ценности.
Социальная диагностика
На самом начальном этапе
ведения диагностики
Распространенным методом
Выбор вопросов для диагностической
беседы осуществляется специалистами
по социальной работе или социальным
психологом с учетом их практики и
опыта проведения такого исследования.
Важно при этом учитывать и
результаты наблюдения за поведением
ребенка, и другие ситуативные особенности.
Особым методом проведения диагностического
исследования да и вообще профессиональным
атрибутом общения специалиста по социальной
работе является наблюдение. Оно позволяет
получить значительную информацию о клиенте,
о его психологических особенностях, оценке
им конкретной ситуации, его отношении
к окружающим и др. Поведенческая реакция
диагностируемого отслеживается специалистом
в журнале наблюдения.
В ряде случаев для получения более достоверной
информации специалисту необходимо регулярно
и довольно продолжительное время наблюдать
за своим подопечным. Внешне незаметный
и системный характер наблюдения позволяет
снизить влияние фактора сознательной
самопрезентабельности исследуемого.
Такая самопрезентация наблюдается тогда,
когда специалист по социальной работе
отслеживает словесную (вербальную) информацию
клиента. В этом случае он очень часто
стремится подать себя, выглядеть лучше
и проявить наиболее привлекательные
стороны своего характера. Черты демонстративности
могут скрыть реальный образ человека.
И специалисту необходимо учитывать это,
задаваясь вопросами: “Является ли он
сейчас самим собой? Всегда ли он такой?”
Без осмысления этого специалист может
оказаться в “плену артистизма своего
подопечного” и не получить достоверной
информации в ходе такого “наблюдения”.
В меньшей мере подвержена заданная несловесная
информация о наблюдаемом клиенте. Эту
невербальную информацию специалист воспринимает
через движения, жесты, мимику и пантомиму,
тембр голоса и темп речи. Наблюдая, например,
за деятельностью ребенка, находящегося
в реабилитационном учреждении, следует
особое внимание обратить на такие показатели:
общий фон настроения; контактность; эмоциональное
реагирование на поощрение и одобрение,
замечания и требования; реакция на трудности
и неуспехи при выполнении заданий. Совместно
с логопедом специалист по социальной
работе в ходе наблюдения за речью, а в
ряде случаев и за письменными работами
исследуемых, получает данные о развитии
речевой сферы детей.
Свои особенности имеет технология системного
и комплексного наблюдения за детьми и
подростками в условиях реабилитационного
центра. В одной из публикаций на страницах
журнала “Семья в России” (1997 г.) показана
специфика такого комплексного диагностического
наблюдения. При работе с малышами социальный
педагог или специалист по социальной
работе должен оценить:
сформированность представлений у детей
об окружающем мире; сформированность
речевой сферы; общий уровень умственного
развития, понятливость; навыки общения
со взрослыми и сверстниками; особенности
игровой и учебной деятельности, наличие
положительных ориентации, результативность
деятельности; проявление навыков произвольного
внимания и деятельности; отношение к
указаниям взрослых; умение правильно
оценивать свои поступки и поступки других;
степень сформулированности двигательных
навыков и умений, двигательной активности;
положительные и отрицательные черты
индивидуальности. Специалистам же, ведущим
комплексное и системное наблюдение за
подростками, следует учитывать следующие
особенности этого процесса: выявлять
наличие мотивации к обучению и трудовой
деятельности, самообслуживанию; определять
уровень их общей осведомленности, способность
к обучению, овладению новыми навыками;
подмечать способность правильно оценивать
свои поступки и поступки других, а также
реагирование на поощрения и наказания;
наблюдать за характером их отношений
со взрослыми, сверстниками, за уровнем
общительности, открытости, выявлять индивидуальные
их склонности, способности, навыки самообслуживания,
проявления внешней культуры поведения,
особенности сексуального поведения;
наблюдать за отношением подростков к
нормам морали, права, к курению, употреблению
алкоголя, других токсичных средств; подмечать
сильные и слабые стороны индивидуальности.
Сопоставляя данные наблюдения с другими
методами диагностики, специалисты составляют
соответствующие программы социальной
реабилитации.
Осуществляя системное наблюдение за
детьми, имеющими трудности в познавательной
деятельности, за дезадаптированными
подростками, специалисты нередко отмечают
двигательную расторможенность или гипердинамический
синдром, который проявляется в том, что
ребенок беспокоен, неусидчив, импульсивен.
По мнению психологов, это может быть симптомом
семейного алкоголизма или педагогической
запущенности ребенка.
С методом наблюдения соприкасаются и
такие методы диагностики, как интервью,
анкетирование, тестирование. Специалист
может проводить наблюдение во время интервью,
а также, когда ждет ответы на вопросы
анкеты или тестового задания. Интервью
позволяет получить дополнительную диагностическую
информацию о социальном объекте, например
о трудном подростке, выявляя мнение о
нем учителей-предметников, тренера спортивной
школы и др. Выделяют два типа интервью:
свободное и формализованное. При свободном
типе специалист не оказывает большого
влияния на направленность беседы, а лишь
изредка задает интервьюируемому наводящие
вопросы. В ходе формализованного интервью
роль проводящего его специалиста значительно
активнее. В данном случае интервьюируемый
лишь отвечает на его вопросы.
Диагностический метод анкетирования
предназначен для выявления мнений и конкретных
фактов у большого круга лиц. При проведении
анкетирования необходимо, по меньшей
мере, учитывать следующие требования:
должна быть сформулирована понятным
языком цель исследования; сами вопросы
анкеты должны быть короткими и простыми,
по возможности предвидящими однозначные
ответы <да” или “нет”; вопросы должны
быть расположены в логическом порядке;
целесообразно анкетные вопросы группировать
для облегчения дальнейшей обработки
информации и др.