Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

Оценка социальной зрелости личности воспитанника сиротского учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень  самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость. Решающее условие, позволяющее говорить о возможности  успешного жизнеустройства выпускника школы-интерната, – чувство удовлетворённости  своим положением, своей работой, взаимоотношениями с взрослыми  и сверстниками. В основе критериев  оценки готовности выпускников к  самостоятельной жизни лежат:

1. адекватное профессиональное  самоопределение

2. готовность и умение устанавливать  продуктивные социальные контакты  для получения помощи

3. соответствие моральным нормам  и требованиям общества

4. использование личного опыта  в изменяющихся условиях.

В самостоятельной жизни выпускникам  придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности – ответственности, умения делать выбор и работать в  сотрудничестве. Необходимо разнообразить  обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана  развивающая среда, максимально  содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в  работе школьной детской организации  при одном очень важном условии  – совместной деятельности детей  и взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность  предлагать свои варианты предстоящей  деятельности, обустройства жизни и  быта, оформления учебных помещений  и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту .

Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции  выпускника, адекватной оценки себя и  других в социуме педагогам и  специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые  обеспечивают успешность именно в современной  жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать  осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную  трудность задачи, умение ставить  адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих  неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых  идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся  в способности к обнаружению  и постановке проблем; способности  к генерированию большого числа  идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать  объект, добавляя детали и др.). Именно эти аспекты следует усиливать  в образовательном процессе, как  в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и  внешкольной деятельности.

 

3.2. Технология социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Задачи:

  1. Охарактеризовать сущность технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  2. Изучить виды технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

 

Социальные  технологии — это совокупность операций, процедур социального воздействия  на пути получения оптимального социального  результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т. п.). 
Ярославский ученый И. Албегова важнейшей целью социальной технологизации видит содействие улучшению процессов адаптации социальных субъектов и объектов к условиям современного общества. . В данном случае в роли предмета воздействия выступает сам социальный субъект, осуществляющий познание или деятельность.

Система функциональных технологий социальной работы включает в себя следующие, наиболее значимые технологические процедуры: социальную диагностику; социальную профилактику; социальную адаптацию; социальную реабилитацию; социальную коррекцию и терапию; социальную экспертизу, прогнозирование, моделирование; социальное посредничество и консультирование; социальное обеспечение и страхование; социальную опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность. 
Частные технологии социальной работы в своей основе составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Массив частных технологий образуют следующие процедуры: технологии социальной работы в сфере занятости населения, с безработными гражданами; технологии работы с лицами девиантного поведения; технологии социальной работы с лицами, страдающими психическими расстройствами и склонными к суициду; технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи; феминологические технологии социальной работы; технологии социальной работы с инвалидами, гражданами пожилого возраста; 
технологии социальной работы с детьми, подростками я молодежью, оказавшимися в сложной жизненной ситуации; технологии социальной работы с малообеспеченными слоями населения; технологии социальной работы в решении национально-этнических проблем; технологии работы с бездомными; технологии работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами; технологии социальной работы в армии и пенитенциарных учреждениях; технологии социальной работы на производстве, по месту жительства и др. наряду с технологиями социальной работы в систему социальных технологий входят также политические технологии, технологии информационного и правового обеспечения функционирования общества, технологии экономического его функционирования и технологии духовно-культурного развития. технология социальной работы — это совокупность взаимосвязанных процедур и способов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия.

При узкопрофессиональной направленности социальной работы ее технология являет собой совокупность способов профессионального  воздействия на социальный объект, позволяющих более эффективно и  своевременно оказывать помощь нуждающимся  категориям населения при возможном  повторении этой процедуры воздействия.

Технология социальной работы —  это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных  процедур, направленных на оптимизацию  объекта социального воздействия.

 

МЕТОДЫ.

К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

 

Для ускорения разработки и внедрения  более действенных средств социальной работы в различных сферах жизнедеятельности  общества необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении  новых методик, механизмов, систем, процедур. Нужны прикладные исследования новых инициативных авторских методик, которые могли бы лечь в основу новых технологий.

 

Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в  процессе оказания социальной помощи. Речь идет о стандартизированных  тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей  и т. д. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее  осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте  исследования.

 

Разнообразие методов социальной реабилитации позволяет достигать  нужного эффекта в этой очень  важной и необходимой деятельности. Наряду с универсальным методом  информационно-консультационной беседы, психологического тренинга, направленного  наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие  методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия  и др. Для примера можно прокомментировать  возможности метода ролевых игр  в процессе Реабилитации дезадаптированных  детей. Этот метод специалисты успешно  используют в социально-реабилитационных центрах для подростков, в ДЕТСКИХ  домах, в социальных приютах и  других подобных учреждениях. Психологами  подмечено, что психическое здоровье и психологическое состояние  ребенка и подростка определяется в значительной мере их способностью к игровой деятельности. Многие дезадаптированные  дети не умеют играть в простейшие ролевые игры ввиду крайней неразвитости эмоционально-волевой сферы. Таким  детям необходимо вернуть игру, пробудить  у них фантазию, развивать образное мышление. Без этого нельзя развить  эмоционально-волевой потенциал  ребенка и вообще обеспечить его  нормальное развитие. Одной из разновидностей ролевой игры является педагогический театр. Как вполне обоснованно считают  некоторые специалисты (Г.И. Камаева  и др.), технология проведения педагогического  театра включает в себя следующие  основные принципы: объединение играющего  коллектива единой темой, значимой для  всех, апеллирующей к опыту каждого, независимо от возраста; наличие играющего  педагога, своеобразного “детонатора” игры; максимальное использование музыки и пластики, предпочтение рифмованного текста; распределение ролей в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. 
Благодаря ролевым играм дезадаптированные дети и подростки преодолевают свою закомплексованность, страхи, учатся осознавать и различать нравственные ценности. 

Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика  обычно предшествует другим технологическим  процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс  исследования социального объекта, явления путем распознавания  и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его  состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в  проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту  или явлению, и их описание в системе  показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

 

На самом начальном этапе  ведения диагностики целесообразно  использовать метод сбора первичной  информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими  материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие  нормативные документы, справки, отчеты. Если социальным объектом выступает, например, ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то сбор информации о нем начинается буквально сразу же. В первую карантинную  неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс  и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие  и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую  он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования  и психологического обследования. Освидетельствование  отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования. Первичное психологическое исследование позволяет дать оценку эмоционально-психической  сферы ребенка, определить его тип  нервной системы, выявить особенности  поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др.

 

Распространенным методом социальной диагностики является беседа. Ее обследовательский, клинический характер позволяет  получить достоверную информацию, уточнить некоторые предположения и восстановить более широкий контекст происхождения  симптомов. Вопросы, которые может  задать специалист по социальной работе, выступая в ходе беседы с ребенком в роли психодиагноста, могут быть самые разнообразные. Воспроизведем их, учитывая технологическую значимость умело организованной диагностической беседы: 1) Грызет ногти? 2) Сосет палец? 3) Отсутствует аппетит? 4) Разборчив в еде? 5) Засыпает медленно и с трудом? 6) Спит спокойно? 7) Встает бодро и охотно? 8) Жалуется на боли в голове? 9) Жалуется на боли в животе? 10) Бывает часто рвота? 11) Бывает часто головокружение? 12) Заикается? 13) Чрезмерно потеет? 14) Краснеет, бледнеет? 15) Легко пугается? 16) Часто дрожит от возбуждения и волнения? 17) Часто плачет? 18) Часто моргает? 19) Дергает рукой? Плечом? 20) Недержание мочи, кала (днем или ночью)? 21) Бывают припадки злости? 22) Играет с какой-либо частью тела? 23) Боится за свое здоровье? 24) Бывает ли у него побуждение постоянно и целенаправленно что-нибудь делать? 25) Бывает ли так, что замечтается, и мысль его где-то далеко? 26) Не умеет сосредоточиться ни на чем? 27) Имеется что-нибудь, что для него всегда особенно важно? 28) Имеются ли у него заботы? Какие? 29) Он очень тревожен? 30) Старается быть всегда тихим? 31) Боится темноты? 32) Часто видит фантастические предметы? 33) Боится одиночества? 34) Боится животных? Каких? 35) Боится чужих людей? 36) Боится шума? 37) Боится неудачи? В чем? 38) У него бывает чувство стыда, позора или виновности? 39) У него бывает чувство своей ущербности, неполноценности? 40) Лжет как-нибудь? Когда и как? 41) Выдумывает о себе неправдивые истории? 42) Как заботится о своей внешности? 43) Как соблюдает порядок в своих вещах?

Выбор вопросов для диагностической  беседы осуществляется специалистами  по социальной работе или социальным психологом с учетом их практики и  опыта проведения такого исследования. Важно при этом учитывать и  результаты наблюдения за поведением ребенка, и другие ситуативные особенности. 
Особым методом проведения диагностического исследования да и вообще профессиональным атрибутом общения специалиста по социальной работе является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию о клиенте, о его психологических особенностях, оценке им конкретной ситуации, его отношении к окружающим и др. Поведенческая реакция диагностируемого отслеживается специалистом в журнале наблюдения. 
В ряде случаев для получения более достоверной информации специалисту необходимо регулярно и довольно продолжительное время наблюдать за своим подопечным. Внешне незаметный и системный характер наблюдения позволяет снизить влияние фактора сознательной самопрезентабельности исследуемого. Такая самопрезентация наблюдается тогда, когда специалист по социальной работе отслеживает словесную (вербальную) информацию клиента. В этом случае он очень часто стремится подать себя, выглядеть лучше и проявить наиболее привлекательные стороны своего характера. Черты демонстративности могут скрыть реальный образ человека. И специалисту необходимо учитывать это, задаваясь вопросами: “Является ли он сейчас самим собой? Всегда ли он такой?” Без осмысления этого специалист может оказаться в “плену артистизма своего подопечного” и не получить достоверной информации в ходе такого “наблюдения”. В меньшей мере подвержена заданная несловесная информация о наблюдаемом клиенте. Эту невербальную информацию специалист воспринимает через движения, жесты, мимику и пантомиму, тембр голоса и темп речи. Наблюдая, например, за деятельностью ребенка, находящегося в реабилитационном учреждении, следует особое внимание обратить на такие показатели: общий фон настроения; контактность; эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение, замечания и требования; реакция на трудности и неуспехи при выполнении заданий. Совместно с логопедом специалист по социальной работе в ходе наблюдения за речью, а в ряде случаев и за письменными работами исследуемых, получает данные о развитии речевой сферы детей. 
Свои особенности имеет технология системного и комплексного наблюдения за детьми и подростками в условиях реабилитационного центра. В одной из публикаций на страницах журнала “Семья в России” (1997 г.) показана специфика такого комплексного диагностического наблюдения. При работе с малышами социальный педагог или специалист по социальной работе должен оценить: 
сформированность представлений у детей об окружающем мире; сформированность речевой сферы; общий уровень умственного развития, понятливость; навыки общения со взрослыми и сверстниками; особенности игровой и учебной деятельности, наличие положительных ориентации, результативность деятельности; проявление навыков произвольного внимания и деятельности; отношение к указаниям взрослых; умение правильно оценивать свои поступки и поступки других; степень сформулированности двигательных навыков и умений, двигательной активности; положительные и отрицательные черты индивидуальности. Специалистам же, ведущим комплексное и системное наблюдение за подростками, следует учитывать следующие особенности этого процесса: выявлять наличие мотивации к обучению и трудовой деятельности, самообслуживанию; определять уровень их общей осведомленности, способность к обучению, овладению новыми навыками; подмечать способность правильно оценивать свои поступки и поступки других, а также реагирование на поощрения и наказания; наблюдать за характером их отношений со взрослыми, сверстниками, за уровнем общительности, открытости, выявлять индивидуальные их склонности, способности, навыки самообслуживания, проявления внешней культуры поведения, особенности сексуального поведения; наблюдать за отношением подростков к нормам морали, права, к курению, употреблению алкоголя, других токсичных средств; подмечать сильные и слабые стороны индивидуальности. Сопоставляя данные наблюдения с другими методами диагностики, специалисты составляют соответствующие программы социальной реабилитации. 
Осуществляя системное наблюдение за детьми, имеющими трудности в познавательной деятельности, за дезадаптированными подростками, специалисты нередко отмечают двигательную расторможенность или гипердинамический синдром, который проявляется в том, что ребенок беспокоен, неусидчив, импульсивен. По мнению психологов, это может быть симптомом семейного алкоголизма или педагогической запущенности ребенка. 
С методом наблюдения соприкасаются и такие методы диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Специалист может проводить наблюдение во время интервью, а также, когда ждет ответы на вопросы анкеты или тестового задания. Интервью позволяет получить дополнительную диагностическую информацию о социальном объекте, например о трудном подростке, выявляя мнение о нем учителей-предметников, тренера спортивной школы и др. Выделяют два типа интервью: свободное и формализованное. При свободном типе специалист не оказывает большого влияния на направленность беседы, а лишь изредка задает интервьюируемому наводящие вопросы. В ходе формализованного интервью роль проводящего его специалиста значительно активнее. В данном случае интервьюируемый лишь отвечает на его вопросы. 
Диагностический метод анкетирования предназначен для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц. При проведении анкетирования необходимо, по меньшей мере, учитывать следующие требования: должна быть сформулирована понятным языком цель исследования; сами вопросы анкеты должны быть короткими и простыми, по возможности предвидящими однозначные ответы <да” или “нет”; вопросы должны быть расположены в логическом порядке; целесообразно анкетные вопросы группировать для облегчения дальнейшей обработки информации и др.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами