Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
Все перечисленные факторы
Исследования и опыт практической деятельности
детских психологов, работающий с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без родительского
попечительства, показывают, что к психологическим особенностям
таких детей и подростков можно отнести:
1. Пониженную активность или, напротив,
гиперактивность. Эти качества могут развиваться
в связи с особой атмосферой в социально
неблагополучной семье, когда ребенок
или «запуган» дома или, напротив, утратил
связь с родителями и формируется в условиях
«улицы», где такая активность необходима
для успешного «выживания». Нередко гиперактивность
сопровождается склонностью ко лжи и разного
рода фантазированию. Подобное качество
заметным образом влияет и на его поведение
в социуме и в обоих случаях может приводить
к замкнутости и разного рода вызывающим,
неадекватным поступкам, вплоть до криминальных.
В любом случае это свидетельствует о
его низкой адаптации к нормальной социальной
жизни.
2. Пониженные коммуникативные способности.
Они тесно связаны с предыдущей характеристикой
и, как правило, выражаются в замкнутости,
особенно в отношении взрослых и сверстников
из обычных семей. Иногда наблюдается
и обратное явление: развязность, стремление
«шокировать» собеседника, привлечь внимание
и показать свою неординарность и непохожесть
на других. Подобные манеры общения также
указывают на низкий уровень социализации.
3. Низкая эмоциональная устойчивость.
Она, как правило, свидетельствует о перенесенных
психологических травмах и выражается
в повышенной обидчивости, резкой, иногда
истеричной реакции на самые безобидные
внешние «раздражители» Низкая эмоциональная
устойчивость, как и предыдущие характеристики,
заметным образом осложняет общение ребенка
с внешним миром.
4. Неадекватное отношение к внешнему
миру и самому себе, смещение важнейших
общепринятых ценностных приоритетов.
В этом случае у ребенка формируется искаженное
представление о внешнем мире и о своем
месте и статусе в этом мире и в ближайшем
социальном окружении. Как правило, внешний
мир воспринимается как совершенно равнодушный
или, даже, враждебный ребенку (кроме, может
быть, небольшой группы сверстников со
схожей судьбой), что способствует выработке
соответствующих поведенческих стереотипов.
В этом случае происходит формирование
недоверчивости к окружающим, иногда резко
негативного и, даже презрительного отношения
к ним, за исключением членов «своей» неформальной
группы сверстников. Самооценка в подобной
ситуации может быть различной. Она резко
занижена, когда ребенок чувствует себя
изгоем и ощущает собственную «неполноценность»
по отношению к большинству сверстников.
Может наблюдаться и прямо противоположная
ситуация, когда самооценка неоправданно
завышена. В этом случае ребенок и, особенно,
подросток ощущает свое «превосходство»
над окружающими, поскольку он уже приобрел
негативный социальный опыт и лучше других,
обычных людей «знает жизнь»».
5. Низкая работоспособность, в том числе
и в отношении учебы. Это качество тесно
связано с эмоциональной неустойчивостью
и пережитыми психическими травмами. Кроме
того, уже в силу чисто социальных причин,
многие дети из неблагополучных семей
нерегулярно посещают школу и не приобретают
навыков к занятиям и желания учиться
вообще. Равным образом отсутствие систематического
трудового воспитания, часто наблюдаемое
в социально неблагополучных семьях, не
только препятствует приобретению элементарных
навыков работы по дому, но и резко обесценивает
труд как потребность человека в целом.
Психологические особенности могут проявляться
в комплексе или отдельно друг от друга,
могут быть выражены в различной степени,
сочетаться с другими психологическими
особенностями ребенка. Все это обусловлено
целым комплексом социальных условий
развития личности ребенка и индивидуальными
особенностями его психики.
В свою очередь, педагогическая характеристика
ребенка определяется такими показателями
как:
- фактическим уровнем полученной образовательной
подготовки;
- степенью сформированности нравственных
качеств;
- наличием гигиенических навыков и навыков
самообслуживания;
- лингвистическими качествами (умением
сформулировать свои мысли в устной и
письменной форме, словарным запасом,
уровнем грамотности и т.п.) У детей-сирот
и детей, оставшихся без родительского
попечения, в этой сфере обычно отмечаются
значительные отклонения. Уровень общеобразовательной
подготовки, как правило, низок, исключения
могут составлять лишь те области, к которым
ребенок испытывает особый интерес. Как
уже отмечалось, это связано с нерегулярным
посещением школы; невысоким интеллектуальным
уровнем большинства родителей; отсутствием
мотивации к успешной учебе и др. В результате
дети-сироты и дети, лишенные родительского
попечения, в большинстве случаев по уровню
интеллектуального развития отстают от
своих сверстников из обычных семей. Очень
часто у детей из социально неблагополучных
семей наблюдается и отсутствие нормальных
понятий о личной гигиене и элементарных
навыках самообслуживания. Это связано
не только с алкоголизмом родителей, но
и с искажением представлений о нормальном
образе жизни человека в целом. Кроме того,
соблюдение правил личной гигиены требует
определенных усилий и привычки. Апатия
же, волевая и физическая, которая нередко
отмечается у таких детей, препятствует
их системной заботе о собственном здоровье
и внешнем виде.
У детей-сирот и детей, лишенных родительского
попечения, неразвиты лингвистические
качества. Это связано с перечисленными
выше факторами. Лексика их родителей,
как правило, бедна, но включает в себя
много жаргонных и нецензурных слов и
выражений, которые достаточно быстро
усваиваются детьми, особенно в раннем
возрасте. Подобное наблюдается и в процессе
общения со сверстниками из неформальной
группы, когда использование особого «подросткового»
жаргона является средством самоидентификации.
Таким образом, оценивая особенности психолого-педагогических
характеристик у детей-сирот и детей, оставшихся
без родительского попечения, можно сделать
следующие выводы:
1. Проблема оценки психолого-педагогических
особенностей детей-сирот и детей, оставшихся
без родительского попечения была поднята
в педагогике в первой половине XIX века
и приобрела особую актуальность в первой
четверти XX века. Однако подходы к ней
были обусловлены главенствующими мировоззренческими
настроениями, что особенно ярко проявилось
в советский период. 2. В настоящее время,
доминирующей является концепция, согласно
которой особенности детей-сирот обусловлены
двумя группами факторов: социальными
(как правило, неблагополучными) и биологическими
(определяющимися как внешними условиями
развитиями развития ребенка, так и его
личностными особенностями). Все эти факторы
тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, специфика психолого-педагогических
характеристик детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, определяется
сложным комплексом причин и необходимо
специальное индивидуальное обследование
таких детей.
3. Все негативные психолого-педагогические
особенности детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей (социальные сироты),
выросших в неблагополучных семьях, свидетельствует
о низком уровне социализации, отсутствии
у них просоциальных ценностных ориентаций
и слабой адаптированности к нормальной
социальной жизни. Социализация возможна
в процессе длительного позитивного влияния
на ребенка и оказания ему соответствующей
психолого-педагогической поддержки.
2.2 Социальная адаптация .
Задачи:
Адаптация (от латинского adaptare – приспособлять) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям [23].
Социальная адаптация (от латинского adapto – приспособляю и social is – общественный) – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности [31].
Существует множество
Социальная адаптация ребенка
– процесс активного
Социальная адаптация
Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Управленческая адаптация без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Экономическая адаптация – это
сложнейший процесс усвоения новых
социально-экономических норм и
принципов экономических
Педагогическая адаптация –
это приспособление к системе
образования, обучения и воспитания,
которые формируют систему
Психологическая адаптация – это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно.
Профессиональная адаптация –
это приспособление индивида к новому
виду профессиональной деятельности,
новому социальному окружению, условиям
труда и особенностями
Специалисты отмечают основные типы адаптации человека [22]:
1) через приспособление к
2) самоустранение, уход из среды,
если невозможно принять
Социальная адаптация может
рассматриваться и как процесс
и как результат. С педагогической
точки зрения нам важно, чтобы
этот процесс был целенаправленным
и управляемым. Основной целью (результатом)
целенаправленной работы по социальной
адаптации в совремённых
Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:
Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения. Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды. Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация. Социальная дезадаптация – это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге – в неумение найти своё место в жизни, невозможно получить образование и профессию, создать семью [5; 9; 10]В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособленние индивида к условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведеннии и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажищимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям. Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятным стечением обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков,требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социлизации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками. Под трудностью социлизации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинми возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информироан об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствуе условий для социальных проб). Трудности социлизации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается "размытость" образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни). В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения. Для детей с инвертированной направленностью психики (замкнутых, малообщительных, истощающихся от постоянных контактов с другими) возможность ухода в свое пространство является единственным способом для полноценного энергетического восстановления. Не имея возможности социально приемлемым путем добиться автономии, ребенок становится плаксивым, раздражительным, агрессивным. В качестве основного способа разрешения своих проблем такой ребенок выбирает уход от контакта в доступных от него формах: противодействие режиму, бегство, болезнь, травмирование себя, бунт и т.д. В детском доме игровая деятельность детей организуется воспитателями и чаще всего носит тот же регламентированный характер. Большинство между взрослым и ребенком, где взрослый задает правила игры, сюжет, распределение ролей и сам вступает в качестве оценивающей фигуры, владеющей критериями для определения результатов игры. Присутствие воспитателя, выступающего в роли арбитра, смещается мотив игры с процесса на результат, выхолащивая смысл играния, фактически превращая его в обычную обучающую процедуру. Застреванию ребенка в инфантильной позиции способствует особый тип взаимодействия с ним взрослых (воспитателей, педагогов), преобладающий в большинстве детских домов. Такой тип взаимоотношений может быть обозначен как чередование опеки и подавления. В одном случае при контакте с ребенком у воспитателя преобладает позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка. Воспитатель использует очень много уменьшительных, ласкательных обращений, присутствует слащавая похвала, чересчур бурная радость по типу: "О! Да! Как хорошо! замечательно! Молодец! Умница!".
Такой стиль
взаимодействий может восприниматься
педагогами как проявление милосердия,
гуманистического подхода в воспитании
компенсации недостатка эмоционального
тепла и т.п. Однако все это
ведет к вытеснению негативных чувств
(главным образом агрессии) при
естественном недовольстве результатом,
полученным ребенком, а вытесненная
агрессия по всем психодинамическим
законам, в конце концов наедет ту
или иную форму проявления - от психосоматических
симптомов до реального неконтролируемого
поведения самого воспитателя. Ребенок
же застревает в инфантильной эгоцентричной
позиции. При смене данного типа
отношений на противоположный, например,
отношения доминирования
Условия
организации жизни деятельности
детей в детских домах создают
внешние трудности для успешной
социализации, однако, у данной группы
детей существуют внутренние трудности,
которые связаны с
Наиболее
серьезным следствием сиротства
является утрата "базового доверия
к миру", без которого становится
принципиально невозможным
Без этих
новообразований ребенок не может
стать собственно субъектом межличностных
отношений и сформироваться в
зрелую личность. Утрата базового доверия
к миру проявляется и в
Слияние
блокирует, а иногда делает вовсе
невозможным развитие автономности
ребенка, его инициативности и ответственности
за свое поведение. Слияние возможно
с конкретным человеком (воспитатель,
родитель, учитель и т.д.), а также
с группой людей (хорошо известное
детдомовское "мы"). В более
поздних возрастах действие этого
механизма может провоцировать
формирование алкогольной, наркотической
или токсикологической
Можно предположить, что утрата базового доверия к миру, неизбежно возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие разрушения телесного, зрительного и звукового контактов с матерью, может быть восстановлена за счет инициации и деформирования скрытых механизмов развития личности, лежащих в познавательной сфере.