Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

Кадровый  вопрос в сиротских учреждениях  решается значительно сложнее, чем  в обычных детских садах и  школах. Это касается, прежде всего, учреждений, находящихся в небольших  отдаленных населенных пунктах. Часто  в такие учреждения отправляют воспитанников  с плохим поведением или плохой успеваемостью. Степень открытости воспитательного  учреждения во многом определяет развитие воспитанников. Если у обычного, свободного, ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад), различные  кружки и спортивные секции, близкие  и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и  т.д. У ребенка в детском доме кругов общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и  теми же лицами. В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной  территории. Вопрос о закрытости учебного учреждения очень близок к вопросу  о возможности выбора, в том  числе образования и круга  общения. Тюрьму в воспоминаниях  уже выросших сирот как раз  и создает это отсутствие выбора, когда вынужден делать все как  все и по расписанию.

«Исследование показало, что  кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие  родственников и отношения, которые  с ними формируются. Попадая в  детские учреждения, дети полностью  теряют все родственные связи. Братьев  и сестер разлучают, определяют в  разные учебные заведения по возрастному  цензу, когда одному из них требуется  коррекционное обучение, лечение. Одного из детей могут перевести в  другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу»18. Кроме откровенно жестокого подхода к детям-сиротам, можно констатировать психологическую неграмотность взрослых, работающих с детьми. В результате неумения или нежелания учитывать возрастные особенности детей, дети отстают в развитии. Это, в конечном итоге, сказывается на способности занять достойное место в жизни, вести себя согласно требованиям закона и морали.

Такая печальная констатация не говорит  о том, что ничего изменить нельзя. Адаптироваться к насилию или  отсутствию выбора, наверно, просто невозможно. Но там, где дезадаптация вызвана, скорее, психологическими причинами, это сделать  можно и нужно. Детские учреждения укомплектованы социальными педагогами, педагогами-психологами, грамотными учителями. Со многими детскими домами поддерживают связь небедные производства и просто добрые люди.

Обобщая, можно сказать, что социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются:

     неправильная организация общения  взрослых с детьми, несостоятельность     тех        его форм, которые доминируют в детских  учреждениях, особенно в домах  ребёнка и дошкольных детских  домах;

в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих  детей;

в недостаточной  работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености  окружающей среды;

в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для  ребё и интересов, их безучастном  отношении к детям;

В недостатках  программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение  детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.

В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию  воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:

     общая гуманистическая  ориентация персонала детского  учреждения;

     понимание детства как особой  ценности, того, что ребенок нуждается  в      защите, воспитании, обучении и имеет право на  материальное обеспечение.   Просто  потому, что он еще маленький,  остался без родителей и его  защищает закон;  Установка на  помощь детям в «трудной жизненной  ситуации»;

четкое  понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих  проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;

Понимание того, что «общение со взрослым – необходимое условие  психического и личностного развития ребенка»19;

Выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;  Целенаправленное формирование окружения  ребенка, как взрослого, так и  детского, на основе духовных и социальных ценностей;

Своевременность социальной, педагогической и психологической  помощи  ребенку.  Проблемы социальной адаптации детей в условиях детского дома

Как отмечено выше, невозможность  приспособления к существующей среде, может вызвать реакцию избегания, вплоть до самоубийства. Детей-сирот  можно отнести к группе риска  дезадаптации, девиации. «Согласно  данным, опубликованным в печати, из 15000 выпускников детских государственных  учреждений (детей-сирот) в течение  года 500 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с  собой»20.

Дети  выходят из детского дома практически  в неизвестность. И хоть государство  гарантирует им и жилье и прописку, многие из сирот реально этого  получить не могут. Здесь и собственное  поведение, и желаниенечистых на руку людей поправить свои жилищные дела за счет сирот. Для некоторых  закончить учебу – это начать скитаться. «Большая доля детей-сирот  воспитывается в условиях, далеких  от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей  к самостоятельной жизни после  окончания учебного заведения. Кроме  этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения  жилья, создания семьи»21.

Еще одной серьезной проблемой является проблема получения образования. Если городской ребенок, воспитывающийся  в семье, чаще всего получает полноценное  школьное образование, то в детских  домах, где предусмотрено обучение, всегда проблемы с персоналом, с  учителями. Часто дети подолгу не изучают какие-нибудь предметы, потому что некому учить. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности  поступления, несмотря на имеющиеся  льготы. Поступить в высшие учебные  заведения, особенно на престижные специальности, сиротам практически невозможно. Сирот неохотно берут даже в ПТУ, не говоря уже о ВУЗах. Молодые  люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном  рынке труда. А полученные профессии  – невостребованные. В большинстве  случаев ограничения с получением специальности и работы связаны  с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с  которым иногда связан только сам  факт рождения (даже подкидышей – по месту нахождения роддома). Очень  редкие случаи, когда молодой человек  получает прописку, постоянное жилье  и возможность учиться или  работать, когда дети и родители соглашаются жить вместе по возвращении  ребенка из детского учреждения и  ведут более или менее сносное  существование.  Сироты, которые  не имеют сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а  также подкидыши, при окончании  школы, в подавляющем большинстве  случаев, могут выбрать только те учебные заведения, а затем только то место работы, где предоставляют  жилье.. Если у сирот служение людям, обществу - ценность более значимая, чем личное счастье, то у выпускников и особенно у школьников семья, супружеская любовь, дети оцениваются выше и занимают на шкале ценностей 2-е место»22. После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Сироты остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.

Рано  или поздно сироты оседают в разных общежитиях, в том числе и там, где они жить не должны. Жилищные проблемы не удается решить не только молодым людям, но пенсионерам. Среди  сирот много бомжей, так же как  и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации  еще более осложняются.

Жилищная  проблема накладывает отпечаток, а  иногда и определяет весь процесс  социализации детей-сирот. Большинство  из них получают опыт борьбы за жилье  и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение  в судебных органы, администрацию  города или районо. В различные  структуры социальной защиты, комиссию по жилищным вопросам. В некоторых  случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают негативный жизненный  опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. До окончания  школы дети-сироты находятся в  одном пространстве – детском  учреждении, разной степени открытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных  территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут  в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют  один социальный статус – воспитанники. Сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу  и при окончании школы. Причина  того, что дети объединены в группировку  «воспитанники детского дома», заключается  в опеке государства и в  отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. После интерната некоторое время  привычка создает иллюзию, что молодые  люди вообще не могут жить друг без  друга. Новый коллектив, собственно, как и общество вне детского учреждения – чужие. «Также будет верным и  то, что молодые люди из числа  детей-сирот нередко чувствуют  себя в новой ситуации, в новой  группе чужаками. На этапе сближения  с новыми группами выпускником государственных  учреждений приходится включать свои адаптивные способности. Если адаптация  проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу»23. Слишком много фактов говорят о том, что неуспешная адаптация связана как с жизненными установками самого сироты, так и с отношением к нему со стороны общества. Отношение таково, что сам факт воспитания в государственном учреждении является препятствием в жизни. Несправедливо будет не сказать о фактах, когда детский дом дает ресурсы для успешной адаптации воспитанников. Например, дети, которые попали из неблагополучных семей в городской детский дом, сумели получить образование лучше, чем в деревенской школе. При современной рыночной экономике детские дома стали, как могут и умеют готовить детей к жизни. «Собственные производства в учреждениях для детей-сирот как способ подготовить ребенка к рыночным отношениям. По мнению специалистов, сейчас более 90% выпускников учреждений для детей-сирот испытывают серьезные затруднения при вступлении в самостоятельную жизнь. Ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы сироты заслужено или незаслуженно видят как результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого отношения окружающих. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе – это судьба. Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Большинство получают рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества. Потенциал детей-сирот на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса ниже, чем у остальных граждан.

На  основании всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам  путем врастания в среду или  самоустранение;

Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены адаптационного потенциала семьи;

Стартовые позиции детей-сирот  в жизни обусловлены уровнем  психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, полученными в государственном  учреждении;

Плохие стартовые позиции детей-сирот  связаны как с нарушением в  социальной защите и обслуживании, так и в неверных психолого-педагогических подходах.

Критериями социализации, готовности к самостоятельной жизни можно  выделить следующие: 1. Законченность  школьного или профессионального  образования: психолого-педагогическая поддержка старшеклассников, вступающих в самостоятельную жизнь после  окончания школы-интерната, облегчит им социальную адаптацию, поможет быть принятыми в социуме. Выделим  основные направления психолого-педагогического  и социального сопровождения  выпускников: подготовка к итоговой аттестации (коррекция эмоционального состояния, совершенствование навыков  самопрезентации, уверенного поведения); индивидуальное консультирование (помощь в решении личностных проблем, помощь в решении проблем взаимоотношений, коррекция выбора профессионального  самоопределения); коммуникативные  тренинги (обучение методам саморегуляции  в стрессовых ситуациях, обучение техникам общения, обучение техникам релаксации, повышение самооценки); профилактика асоциальных форм поведения (совместное проведение классных часов, помощь в решении конфликтных ситуаций, просветительская деятельность); профориентация подростков с проблемами здоровья (личностное самопознание, совершенствование коммуникативных навыков, актуализация личностного самоопределения, помощь в выборе образовательного учреждения и профессии). Реализация этих условий в детском доме, школе-интернате возможна только при соблюдении важного педагогического принципа воспитания: разумные к человеку и как можно больше уважения к нему.                                               1. Основание собственной семьи.                                                               Статистических данных по этому направлению нет.                                             2. Реальные жизненные цели.                                                                      Обучение в данном направлении не ведётся.                                                         3. Социальная зрелость.                                                                                       4. Социальная адаптированность (знания, умения и установки, необходимые для реализации себя в различных сферах деятельности, необходимой на данном возрастном этапе уровень образования).                      5. Социальную автономность (умение творчески подходить к жизни – креативность, т.е. поведенческая автономия).                                                  6. Социальная активность (мера согласованности самооценки и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды, мера приобщения на внешнее «надо», т.е. приобщение к должному). Одна из важнейших задач психологической поддержки и сопровождения социального развития воспитанника учреждения для детей-сирот состоит в том, чтобы обеспечить как осознание ребенком своей потребности во взрослении, так и понимание им своих возможностей занять определенное место в социуме. Решение этой задачи невозможно без выбора тех внутренних психических средств, которые помогут ребенку достичь желания результата своего жизнестроительства. Этапы взросления как процесса социального самоопределения проявляются в формировании жизненных планов, имеющих соответственные возрасту и индивидуальным характеристикам ребенка особенности. Л.С. Выготский говорил, что ребенок развивается из перспективы будущего, из того образа «желаемого себя взрослого», который задается во многом групповыми, в основном родительскими, ожиданиями. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, лишен их помощи в построении образа будущего, его представления об ожидающей его взрослой жизни крайне расплывчаты. Вследствие этого крайне актуальна постановка задачи психологической поддержки ребенка в построении адекватной его потенциалу жизненной перспективы. В ходе взросления жизненная перспектива конкретизируется в понятии жизненного плана. Этот план в точном смысле этого слова возникает лишь тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему понадобятся [16].  Возможность достижения желаемого результата определяется не только ясным пониманием хода и условий реализации жизненного плана, но и психологической готовностью подростка к тому или иному действию. Характерные для личности способы решения социальных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируются, прежде всего, в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми.

Поведение людей любого возраста в  новых для них проблемных ситуациях  зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая  проблема сопоставляется с прошлым  опытом, и чем более личным был  этот опыт, тем сильнее его последующее  влияние. Ситуация, в которой индивид  сам принимал участие, психологически более значима, чем та, о которой  он только слышал или читал. Реальное поведение людей часто резко  отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях. Таким образом, еще одной задачей  психолога является предоставление ребенку-сироте опыта проживания личностно  значимых для него ситуаций в специально спроектированных условиях (ролевые  и деловые игры, тренинги) [5].  Важнейшим  требованием к решению данной задачи является организация рефлексии  по результатам полученного опыта  и помощь в присвоении его (выявлении  личностных смыслов).  Способы социализации на разных возрастных этапах представлены по-разному, и для поддержки процесса социального развития воспитанника психологу необходимо учитывать  как общие возрастные особенности  усвоения социального опыта, так  и специфические характеристики, свойственные развитию с последствиями  депривациями. Исследования показывают, что подростки-воспитанники и выпускники сиротских учреждений испытывают затруднения  в осознания себя и своего места  в мире, проявляют неуверенность  в понимании собственного Я.  Эти  затруднения могут приводить  к различным последствиям: уходу  от психологической интимности, избеганию  тесных межличностных отношений; размыванию чувства времени, неспособности  строить жизненные планы, страху перед взрослением и переменами; размыванию продуктивных, творческих способностей, неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться  на какой-то главной деятельности; формированию «негативной идентичности», отказу от самоопределения и выбору отрицательных  образцов для подражания (Э. Эриксон) [10]. Наиболее слабым аспектом в общей характеристике социально-личностного развития выпускников сиротских учреждений является их недостаточная личностная готовность к процессам взаимодействия с людьми. Результаты исследования степени готовности воспитанников-сирот – учащихся старших классов интерната к самостоятельной жизни показали, что её низкий уровень вызван несформированность необходимых ценностей ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков, обусловленной не только нарушениями психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием или недостаточностью соответствующей работы психолога образовательного учреждения. В качестве основных направлений работы психолога по коррекции нарушений личностного становления детей-сирот можно выделить следующие: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения. 
Очевидно, что деятельность психолога будет эффективна в том случае, когда она осуществляется во взаимодействии со всеми службами и направлениями работы образовательного учреждения. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротского учреждения обеспечивается, если: программа психолого-педагогической поддержки процесса социального развития разработана с учетом особенностей детей, развивавшихся в условиях детской депривации; содержание программы ориентировано на подготовку молодых людей данной категории к самостоятельному решению основных жизненно важных проблем после выпуска; условия учреждения позволяют реализовать эту программу. Преодоление неготовности к самостоятельной жизни воспитанников сиротских учреждений требует психолого-педагогической работы в следующих направлениях:                                                                                     1. становление жизненной перспективы                                                            2. формирование положительного отношения к труду                                    3. обеспечение продуктивности социальных контактов

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами