Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
Кадровый вопрос в сиротских учреждениях решается значительно сложнее, чем в обычных детских садах и школах. Это касается, прежде всего, учреждений, находящихся в небольших отдаленных населенных пунктах. Часто в такие учреждения отправляют воспитанников с плохим поведением или плохой успеваемостью. Степень открытости воспитательного учреждения во многом определяет развитие воспитанников. Если у обычного, свободного, ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад), различные кружки и спортивные секции, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме кругов общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами. В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной территории. Вопрос о закрытости учебного учреждения очень близок к вопросу о возможности выбора, в том числе образования и круга общения. Тюрьму в воспоминаниях уже выросших сирот как раз и создает это отсутствие выбора, когда вынужден делать все как все и по расписанию.
«Исследование показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. Братьев и сестер разлучают, определяют в разные учебные заведения по возрастному цензу, когда одному из них требуется коррекционное обучение, лечение. Одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу»18. Кроме откровенно жестокого подхода к детям-сиротам, можно констатировать психологическую неграмотность взрослых, работающих с детьми. В результате неумения или нежелания учитывать возрастные особенности детей, дети отстают в развитии. Это, в конечном итоге, сказывается на способности занять достойное место в жизни, вести себя согласно требованиям закона и морали.
Такая печальная констатация не говорит о том, что ничего изменить нельзя. Адаптироваться к насилию или отсутствию выбора, наверно, просто невозможно. Но там, где дезадаптация вызвана, скорее, психологическими причинами, это сделать можно и нужно. Детские учреждения укомплектованы социальными педагогами, педагогами-психологами, грамотными учителями. Со многими детскими домами поддерживают связь небедные производства и просто добрые люди.
Обобщая, можно сказать, что социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются:
неправильная организация
в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;
в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;
в недостаточно
психолого-педагогичеcкой
В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.
В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:
общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
понимание детства как особой
ценности, того, что ребенок нуждается
в защите, воспитании,
обучении и имеет право на
материальное обеспечение. Просто
потому, что он еще маленький,
остался без родителей и его
защищает закон; Установка на
помощь детям в «трудной
четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;
Понимание того, что «общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного развития ребенка»19;
Выявление
и социально-психологическая
Своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку. Проблемы социальной адаптации детей в условиях детского дома
Как отмечено выше, невозможность
приспособления к существующей среде,
может вызвать реакцию
Дети
выходят из детского дома практически
в неизвестность. И хоть государство
гарантирует им и жилье и прописку,
многие из сирот реально этого
получить не могут. Здесь и собственное
поведение, и желаниенечистых на
руку людей поправить свои жилищные
дела за счет сирот. Для некоторых
закончить учебу – это начать
скитаться. «Большая доля детей-сирот
воспитывается в условиях, далеких
от семейных, и это одна из причин
проблем адаптации молодых
Еще
одной серьезной проблемой
Рано или поздно сироты оседают в разных общежитиях, в том числе и там, где они жить не должны. Жилищные проблемы не удается решить не только молодым людям, но пенсионерам. Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации еще более осложняются.
Жилищная
проблема накладывает отпечаток, а
иногда и определяет весь процесс
социализации детей-сирот. Большинство
из них получают опыт борьбы за жилье
и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят
все ступени «жилищной
На
основании всего
Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или самоустранение;
Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены адаптационного потенциала семьи;
Стартовые позиции детей-сирот
в жизни обусловлены уровнем
психического и физического здоровья,
а также воспитанием и
Плохие стартовые позиции
Критериями социализации, готовности
к самостоятельной жизни можно
выделить следующие: 1. Законченность
школьного или
Поведение людей любого возраста в
новых для них проблемных ситуациях
зависит от наличия опыта разрешения
аналогичных ситуаций. Любая новая
проблема сопоставляется с прошлым
опытом, и чем более личным был
этот опыт, тем сильнее его последующее
влияние. Ситуация, в которой индивид
сам принимал участие, психологически
более значима, чем та, о которой
он только слышал или читал. Реальное
поведение людей часто резко
отличается от того, каким оно представляется
им самим в воображаемых ситуациях.
Таким образом, еще одной задачей
психолога является предоставление
ребенку-сироте опыта проживания личностно
значимых для него ситуаций в специально
спроектированных условиях (ролевые
и деловые игры, тренинги) [5]. Важнейшим
требованием к решению данной
задачи является организация рефлексии
по результатам полученного опыта
и помощь в присвоении его (выявлении
личностных смыслов). Способы социализации
на разных возрастных этапах представлены
по-разному, и для поддержки процесса
социального развития воспитанника
психологу необходимо учитывать
как общие возрастные особенности
усвоения социального опыта, так
и специфические
Очевидно, что деятельность психолога
будет эффективна в том случае, когда она
осуществляется во взаимодействии со
всеми службами и направлениями работы
образовательного учреждения. Подготовка
к самостоятельной жизни воспитанников
сиротского учреждения обеспечивается,
если: программа психолого-педагогической
поддержки процесса социального развития
разработана с учетом особенностей детей,
развивавшихся в условиях детской депривации;
содержание программы ориентировано на
подготовку молодых людей данной категории
к самостоятельному решению основных
жизненно важных проблем после выпуска;
условия учреждения позволяют реализовать
эту программу. Преодоление неготовности
к самостоятельной жизни воспитанников
сиротских учреждений требует психолого-педагогической
работы в следующих направлениях: