Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
В первые годы
войны сотни детских домов
перебрасывались из прифронтовых районов
в тыл. Для эвакуированных детей
создавались новые детские
"Комсомольская
правда" опубликовала счет
К концу 1945 года для детей сирот уже было создано 458 суворовских училищ по 500 человек каждое , 23 ремесленных училища по 400 мест , 120 детских домов для детей погибших фронтовиков (в них воспитывалось 17 тысяч детей) , 29 детских приемников распределителей. Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. - 534 тысячи. Дети наравне с взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько детских домов для одаренных детей - сирот, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы – интернаты (Детские дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость. В 60 - 70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот. Возобновились теоретические исследования в областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей. В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение "О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах ". В 1987 году учрежден Детских фонд. В 1988 г. принято постановление " О создании детских домов семейного типа ". В 1990 г. в 347 созданных детских домах семейного типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.
1.3 Социальная работа с детьми–сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей на современном этапе.
В начале 90-х
гг. были приняты и начали реализовываться
три большие социальные программы:
"Социально-психологическая
В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов).
После 70-летнего
перерыва Россия возвращается в
мировое образовательное
Таким образом, в современной России
существенными признаками стали: значительное
увеличение размеров социального сиротства,
появление его новых
Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и вынужденных переселенцев.
Большую тревогу вызывает все более
увеличивающееся число детей-
Проблемы социального
В настоящее время не трудно представить реальную картину распространения сиротства в России, т. к. статистические данные об этом периодически публикуются во многих средствах массовой информации.
В последние 2 года социальное сиротство
приобрело новые особенности, связанные
с увеличением числа
Низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей также порождают безнадзорность и беспризорность, влекут за собой нарушение прав ребенка.
Итак, на современном этапе развития
России можно выделить следующие
особенности социального
1) постоянный рост численности
детей-сирот и детей,
2) обострение проблемы жестокого обращения с детьми в семьях;
3) увеличение числа социально неблагополучных семей;
4) отмена или сокращение
5) резкое увеличение количества
безнадзорных детей, ухудшение
криминогенной обстановки в
6) низкий уровень предупреждения
социального сиротства,
Вывод по Главе 1
В Древней Руси доброта, добродетель
также проявлялась как
С приходом в общественную жизнь христианства
взгляд на человека изменился. Необходимо
отметить то, что все религии основаны
на идее человеколюбия, но христианство
единственная, ставящая человека в центр
мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим
традициям.
Владимир Мономах в своём «Поучении» анализирует
подход христианства к человеку. Мотивом
милосердия, по его мнению, является «богобоязнь
и упование на Его милость», а проявлениями
- помощь убогим, почтение духовных служителей
и любовь к ровесникам и старшим.
Другой богослужитель Максим Грек в «Послании
о фортуне» глубже раскрывает сущность
милосердия, он затрагивает такую сторону
как деятельность,
отмечает, что сочувствия и пожелания
добра человеку недостаточно, необходимо
помогать ему, поддерживать в трудную
минуту не только словом, но и делом. Как
мы уже говорили, христианство отрицает
насилие и превозносит ценность человека,
но в интерпретации Библии возникает противоречие.
Одной из главных заповедей Библии является
«не убий», но Иосиф Волоцкий в «Слове
об осуждении еретиков» утверждает необходимость
в уничтожении ереси. Он называет отступников
проклятыми, требует "наказания преступников".
Сама религия превозносит человека и его
жизнь, но интерпретаторы мыслей, изложенных
в Библии, проецируя их на общество и его
нормы, искажают смысл Святого писания
и закладывают противоречия. В средневековый
период человек перестал являться общественной
и духовной ценностью, несмотря на то,
что церковь имела большое влияние на
формирование общественных норм. Важнейшим
требованием к добродетели было удаление
человека от мира, то есть от людей. Также
требованиями являлись: презрение к миру,
потребностям человека, к телу, к радостям
и наслаждениям, к земному, приходящему
счастью, к богатству и славе. Общество
способствовало пробуждению агрессии:
это проявлялось в многочисленных войнах-междуусобицах,
в рабовладельчестве. Оказание помощи
человеку порождало долг, то есть человек,
принявший помощь, должен был помнить
о долге помощнику. Постепенно общественные
ценности менялись, что привело к переходу
в эпоху Ренессанса (Возрождения), отличительной
чертой которой стало признание интересов
и прав человека. Возникло такое понятие
как гуманизм, центром которого является
человек. В эпоху становления буржуазного
строя, после Великой французской революции
обострилась борьба против «фальшивого
христианского милосердия». Специальным
декретом милостыня была объявлена проступком,
поэтому всяческая благотворительная
деятельность была запрещена. На более
поздних этапах развития буржуазного
строя филантропия снова стала в почёте
у буржуазии.
Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного
строя, как в России, так и за рубежом большое
значение имело положение человека в обществе.
Отношения высших классов между собой
не носили оттенка гуманности, большую
роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм
не был присущ людям того времени. Люди
же низших сословий напротив, проявляли
заботу друг о друге и старались оказывать
поддержку. Можно сделать вывод, что на
разных ступенях развития общества представления
о гуманизме, милосердии менялись. Апогея
гуманистическая мысль достигла в эпоху
Возрождения.
Подводя итоги вышеизложенного, процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другим, как нам представляется, — это процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Каждый этап изменения помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи.
Глава 2 . Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей.
2.1 Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
В последние годы в связи со значительным
увеличением числа социальных сирот
проблемы их психолого-педагогической
диагностики и реабилитации привлекли
внимание значительного числа педагогов
и психологов.
Обобщая результаты исследований Н.Н.
Толстых, Г.В. Семьи, А.М. Прихожан и др.
можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические
особенности у детей, лишенных родительского
попечения, формируются под влиянием целого
комплекса факторов, которые условно можно
разделить на две основные группы:
- факторы, связанные с пребыванием детей
в социально-неблагополучной семье;
- факторы, обусловленные негативной стихийной
социализацией вне семьи.
К первым из них следует отнести:
1. Негативную наследственность, т.к. многие
родители из неблагополучных семей, особенно
неполных, злоупотребляют алкоголем, или
в последнее время, являются наркоманами.
По этой причине многие социальные сироты
имеют врожденные физиологические и психофизиологические
отклонения от нормы.
2. Неполноценное семейное воспитание,
а в отдельных случаях и отсутствие такового
даже при наличии родителей. Причинами
этого могут стать отсутствие стабильного
заработка у родителей и, как следствие,
недостаточное питание детей; постоянное
пьянство родителей; нездоровая моральная
обстановка; дефицит эмоционального общения
между детьми и родителями и т.п. подобная
ситуация приводит к тому, что «большая
часть усвоенного опыта детьми в семье
(социально-неблагополучной) переходит
в подсознание, а это крайне негативно
влияет на их дальнейшую социализацию.
3. Жестокое обращение с детьми, их постоянные
физические наказания и эмоциональное
насилие со стороны старших. Они могут
выражаться в различной форме и во многом
связаны с личностными особенностями
родителей, их социальной неустроенностью,
низким интеллектуальным уровнем и др.,
когда в качестве доминирующего воспитательного
средства выбираются побои. По данным
Н.П. Вознюк, физическое насилие со стороны
родителей в 45% случаев является основной
причиной побега детей из семьи.
Вторая группа факторов, обуславливающих
различные психолого-педагогические особенности
у детей, оставшихся без родительского
попечения, связана с воздействием их
ближайшего несемейного социального окружения:
сверстников, соседей и др., а также общим
воздействием социальной среды, которое
зависит: от типа поселения, уровня материальной
обеспеченности его населения, наличия
центров внешкольного общественного воспитания,
степени подготовки педагогов и прочего.
Очень часто это воздействие приобретает
негативный характер в отсутствии должного
семейного воспитания, что позволяет говорить
о тесном взаимодействии и взаимовлиянии
обеих групп факторов: семейных и внесемейных.
К последним можно отнести: