Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

В первые годы войны сотни детских домов  перебрасывались из прифронтовых районов  в тыл. Для эвакуированных детей  создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались " специальные " детские  дома. Огромную роль в судьбе детей  сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники  снимали детей с поездов и  через приемники – распределители устраивали их в детские дома. Подростки  определялись на работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей  и определению их в детские  дома. В сентябре 1942 года принято постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление  заботы о детях.

"Комсомольская  правда" опубликовала счет специального  денежного фонда, куда поступали  средства на содержание детских  домов, здравниц, детских садов  в освобожденных от немцев  районах; на стипендии студентам,  не имеющим родителей3. Широкое распространение  приобретает во время войны усыновление.  Некоторые семьи усыновляли десять и более детей.

К концу 1945 года для детей сирот уже было создано 458 суворовских училищ по 500 человек  каждое , 23 ремесленных училища по 400 мест , 120 детских домов для детей  погибших фронтовиков (в них воспитывалось 17 тысяч детей) , 29 детских приемников распределителей. Всего в 1943 году в  детских домах находилось 308 тысяч  детей; в 1944 г. - 534 тысячи.  Дети наравне  с взрослыми перенесли все  тяготы войны. Взрослые пытались облегчить  судьбу детей как могли. В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько детских домов для одаренных детей - сирот, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы – интернаты (Детские дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость. В 60 - 70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот.  Возобновились теоретические исследования в областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей. В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение "О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах ". В 1987 году учрежден Детских фонд. В 1988 г. принято постановление " О создании детских домов семейного типа ". В 1990 г. в 347 созданных детских домах семейного типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

 

1.3 Социальная работа с детьми–сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей на современном этапе.

В начале 90-х  гг. были приняты и начали реализовываться  три большие социальные программы: "Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с  аномалиями развития", "Творческое развитие личности" и "Социальные службы помощи детям и молодежи". Тогда же были разработаны и в  настоящее время действуют такие  государственные социальные программы, как "Дети России", "Дети Чернобыля".

В 1991 году в  России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс  для методологических, теоретических  и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов).

После 70-летнего  перерыва Россия возвращается  в  мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. Россия стоит у истоков нового периода в деле призрения, воспитания и обучения своих  детей. И он начинается не с нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, современными технологиями работы с различными категориями нуждающихся в общественном социальном призрении детей. Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, которые обуславливают рост социального сиротства и безнадзорности детей [28]. Обостряется проблема жестокого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что она полимотивирована: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными социально-экономическими условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть – мстят за то, что родился, приносит огорчения, требуют заботы. В деморализованных семьях, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фоном жизни детей, жестокое обращение порой приобретает дикие формы: это побои, лишение пищи, воды, свободы (запирают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребенка возможности выйти на улицу). А если к этому прибавить школьную депривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминогенную направленность, то становится понятным рост побегов детей из дома, правонарушений и даже самоубийства в подростковой среде [12]. Всплеск корыстной ориентации, отмечаемой у большого количества людей; увеличение числа социально неблагополучных семей; рост жестокости и насилия как в обществе, так и в потоке низкопробных произведений массовой культуры; незанятость подростков в свободное время; выталкивание нежелательных, неудобных учащихся из школы; сложности с трудоустройством – все это привело к резкому увеличению количества безнадзорных детей, ухудшению криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних. Выбитые из социальной колеи дети, как правило, социально Дезадаптированы, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое, физическое развитие [15].

Таким образом, в современной России существенными признаками стали: значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и, как следствие, – изменение отношения к детям  вплоть до полного вытеснения их из семей, безнадзорность огромного количества детей и подростков практически  во всех регионах страны. Основной причиной детской безнадзорности, несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение ребенка от семьи нередко вызвано внутрисемейным конфликтом, основанным на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию. Мощным фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. В большинстве своем – это дети из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не обращается внимание. Оказавшиеся вне влияния семьи и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленного досуга эти безнадзорные дети стали питательной средой для преступного мира.

Серьезным фактором безнадзорности детей  в последние годы стало увеличивающееся  количество беженцев и вынужденных  переселенцев.

Большую тревогу вызывает все более  увеличивающееся число детей-бродяжек и попрошаек, причем в ряде крупных  городов детей используют как  профессиональных нищих взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных стран. По данным МВД России, в приемники-распределители для несовершеннолетних ежегодно попадают 12–15 тыс. детей беженцев из бывших союзных  республик и районов межнациональных  конфликтов [25].

Проблемы социального сиротства  в РФ в последние годы значительно  обострились. Среди воспитанников  интернатных учреждений лишь 5% не имеют  родителей, от 95% детей родители по различным  причинам отказались, передав их на полное государственное обеспечение, или лишены родительских прав [24]. Особенно актуальной проблема социального сиротства становится для крупных индустриальных городов России.

В настоящее время не трудно представить  реальную картину распространения  сиротства в России, т. к. статистические данные об этом периодически публикуются во многих средствах массовой информации.

В последние 2 года социальное сиротство  приобрело новые особенности, связанные  с увеличением числа неблагополучных  семей, из которых дети вытесняются  на улицу и становятся бомжами, попрошайками.

Низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное  решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей также  порождают безнадзорность и беспризорность, влекут за собой нарушение прав ребенка.

Итак, на современном этапе развития России можно выделить следующие  особенности социального сиротства:

1) постоянный рост численности  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

2) обострение проблемы жестокого  обращения с детьми в семьях;

3) увеличение числа социально  неблагополучных семей;

4) отмена или сокращение социальных  льгот, присущих прежней системе,  рост пособий и зарплат не  поспевает за ростом цен, в  результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей;

5) резкое увеличение количества  безнадзорных детей, ухудшение  криминогенной обстановки в среде  несовершеннолетних;

6) низкий уровень предупреждения  социального сиротства, неоперативное  решение органами опеки и попечительства  вопросов жизнеустройства, воспитания  и дальнейшей судьбы детей.

 

 

Вывод по Главе 1

В Древней Руси доброта, добродетель  также проявлялась как покровительство  более сильного слабому. Разрешались  и являлись нормой телесные наказания. В семейных отношениях требовалось  уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки  милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого, позже  эта мысль была опровергнута.  
С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Необходимо отметить то, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.  
Владимир Мономах в своём «Поучении» анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является «богобоязнь и упование на Его милость», а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.  
Другой богослужитель Максим Грек в «Послании о фортуне» глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом. Как мы уже говорили, христианство отрицает насилие и превозносит ценность человека, но в интерпретации Библии возникает противоречие. Одной из главных заповедей Библии является «не убий», но Иосиф Волоцкий в «Слове об осуждении еретиков» утверждает необходимость в уничтожении ереси. Он называет отступников проклятыми, требует "наказания преступников". Сама религия превозносит человека и его жизнь, но интерпретаторы мыслей, изложенных в Библии, проецируя их на общество и его нормы, искажают смысл Святого писания и закладывают противоречия. В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм.  Важнейшим требованием к добродетели было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах-междуусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику. Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренессанса (Возрождения), отличительной чертой которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек. В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против «фальшивого христианского милосердия». Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена. На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии.  
Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя, как в России, так и за рубежом большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив, проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку. Можно сделать вывод, что на разных ступенях развития общества представления о гуманизме, милосердии менялись. Апогея гуманистическая мысль достигла в эпоху Возрождения. 

Подводя итоги вышеизложенного, процесс, лежащий в основе различных  моделей поддержки и защиты одних  слоев общества другим, как нам  представляется, — это процесс  помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Каждый этап изменения помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи.

Глава 2 . Теоретические  основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей.

 

  2.1 Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей.

Задачи:

  1. Определить цель социально-психологической помощи детям-сиротам  и детям , оставшимся без попечения родителей.
  2. Рассмотреть направления социально-психологической реабилитации .

 

В последние годы в связи со значительным увеличением числа социальных сирот  проблемы их психолого-педагогической диагностики и реабилитации привлекли  внимание значительного числа педагогов  и психологов. 
Обобщая результаты исследований Н.Н. Толстых, Г.В. Семьи, А.М. Прихожан и др. можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические особенности у детей, лишенных родительского попечения, формируются под влиянием целого комплекса факторов, которые условно можно разделить на две основные группы: 
- факторы, связанные с пребыванием детей в социально-неблагополучной семье; 
- факторы, обусловленные негативной стихийной социализацией вне семьи. 
К первым из них следует отнести:  
1. Негативную наследственность, т.к. многие родители из неблагополучных семей, особенно неполных, злоупотребляют алкоголем, или в последнее время, являются наркоманами. По этой причине многие социальные сироты имеют врожденные физиологические и психофизиологические отклонения от нормы. 
2. Неполноценное семейное воспитание, а в отдельных случаях и отсутствие такового даже при наличии родителей. Причинами этого могут стать отсутствие стабильного заработка у родителей и, как следствие, недостаточное питание детей; постоянное пьянство родителей; нездоровая моральная обстановка; дефицит эмоционального общения между детьми и родителями и т.п. подобная ситуация приводит к тому, что «большая часть усвоенного опыта детьми в семье (социально-неблагополучной) переходит в подсознание, а это крайне негативно влияет на их дальнейшую социализацию.  
3. Жестокое обращение с детьми, их постоянные физические наказания и эмоциональное насилие со стороны старших. Они могут выражаться в различной форме и во многом связаны с личностными особенностями родителей, их социальной неустроенностью, низким интеллектуальным уровнем и др., когда в качестве доминирующего воспитательного средства выбираются побои. По данным Н.П. Вознюк, физическое насилие со стороны родителей в 45% случаев является основной причиной побега детей из семьи. 
Вторая группа факторов, обуславливающих различные психолого-педагогические особенности у детей, оставшихся без родительского попечения, связана с воздействием их ближайшего несемейного социального окружения: сверстников, соседей и др., а также общим воздействием социальной среды, которое зависит: от типа поселения, уровня материальной обеспеченности его населения, наличия центров внешкольного общественного воспитания, степени подготовки педагогов и прочего. Очень часто это воздействие приобретает негативный характер в отсутствии должного семейного воспитания, что позволяет говорить о тесном взаимодействии и взаимовлиянии обеих групп факторов: семейных и внесемейных. К последним можно отнести: 

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами