Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, а также дети, находящиеся  под опекой (попечительством), не имеющие  закрепленного жилого помещения, после  окончания пребывания в образовательном  учреждена или учреждении социального  обслуживания, а также в учреждениях  всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах  Вооруженных сил РФ, либо после  возвращения из учреждений, исполняющих  наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение  трех месяцев равноценной занимаемому  ими (или их родителями) жилому помещению  жилой площадью не ниже установленных  социальных норм.

2. Регистрационный  учет детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, осуществляется  как по месту жительства (место  закрепления за ними жилой  площади), так и по месту временного  пребывания (учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, общежитие, семья опекуна  (попечителя), приемная семья).

3. Выпускникам  образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, оставшихся  без попечения родителей, находящимся  на территории РФ, не имеющем  закрепленного жилого помещения,  оно предоставляется вне очереди  органами исполнительной власти  однократно по месту выявления  и первичного устройства ребенка  в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким  лицам может предоставляться  целевая безвозвратная ссуда  на приобретение жилого помещения жилой  площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов  РФ.

4. Требование  законодательства о необходимости  предварительного разрешения органов  опеки и попечительства на  совершение сделок в отношении  приватизированных жилых помещений,  собственниками которые являются  дети-сироты и дети, оставшиеся  без попечения родителей, распространяется  также на жилые помещения, в  которых несовершеннолетние временно  отсутствуют, однако на момент  приватизации имеют на это  жилое помещение равные с собственником  либо нанимателем права.

5. В случае  смерти родителей или принудительного  размена жилой площади, родителей,  лишенных родительских прав, органы  опеки и попечительства, руководители  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в  течение месяца приватизировать  жилую площадь, оформить договор  передачи жилого помещения (или  части его) в собственность  детям-сиротам и детям, оставшимся  без попечения родителей. Приватизация  осуществляется за счет средств  бюджетов субъектов РФ.

6. Для  обеспечения жилой площадью детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, могут создаваться  специальные жилищные фонды за  счет средств соответствующих  бюджетов и других не запрещенных  законом источников.

7. Детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, гарантируется право  собственности на земельные участки,  ранее предоставленные их родителям  на правах собственности, постоянного  (бессрочного пользования для  ведения крестьянского (фермерского)  хозяйства, личного подсобного  хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства,  дачного хозяйства, а также  на земельные доли, права на  которые были получены родителями  в ходе приватизации и реорганизации  предприятий и организаций агропромышленного  комплекса.

Дополнительные  гарантии права на труд:

1. Органы  государственной службы занятости  населения (далее органы службы  занятости) при обращении к  ним детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в  возрасте от 14 до 18 лет осуществляют  профориентационную работу с  указанными лицами и обеспечивают  диагностику их профессиональной  пригодности с учетом состояния  здоровья за счет средств Государственного  Фонда занятости населения РФ.

2. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим  специальные рабочие места гражданам  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  могут предоставляться налоговые  льготы в соответствии с законодательством  РФ.

3. Должностные  лица, виновные в нарушении условий  трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с  гражданами из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, несут ответственность  в порядке, установленном законодательством  РФ.

4. Органы  исполнительной власти субъектов  РФ обеспечивают профессиональную  подготовку и профессиональную  деятельность выпускников учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей. В  учреждении социальной обслуживания  могут быть созданы специализированные  рабочие места.

5. Ищущим  работу и зарегистрированным  в органах государственной службы  занятости в статусе безработного  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей., лицам  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  выплачивается пособие по безработице  в течение 6 месяцев в размере  уровня средней заработной платы,  сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном  округе.Органы службы занятости  в течение указанного срока  осуществляют профессиональную  ориентацию, профессиональную подготовку  и трудоустройство лиц данной  категории.

6. Работникам  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  высвобождаемым из организаций  в связи с их ликвидацией,  сокращением численности или  штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет  собственных средств необходимое  профессиональное обучение с  последующим их трудоустройством  в данной или другой организациях.

Судебная  защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

1. Должностные  лица органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления несут  ответственность за несоблюдение  положений настоящего закона  в соответствии с Конституцией  РФ, с законодательством РФ.

2. Нормативные  правовые акты Федеральных органов  исполнительной власти, принятые  с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, либо устанавливающие  такой порядок осуществления  этих прав, который существенно  затрудняет их использование,  признаются недействительными в  установленном законом порядке.

3. Неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  должностными лицами федеральных  законов государственной власти  своих обязанностей, предусмотренных  настоящим законом, влечет за  собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую  ответственность в соответствии  с законодательством РФ [18].

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Одной из серьёзных проблем переходного  этапа развития общества является проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующая  разработки и внедрения, новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации  для обеспечения равных возможностей с другими группами населения. Значительную остроту данная проблема приобрела  в связи с широким распространением в современной России такого явления  как "социальное сиротство", связанного с увеличением числа детей, родители которых отказываются от воспитания собственных детей, оказались в местах лишения свободы, лишены родительских прав или погибли в силу особенностей своего социального поведения. Заботу о таких детях берет на себя государство. Специалисты и ученые, исследующие особенности социализации детей и подростков, считают проблему социальной адаптации и интеграции в общество социальных сирот наиболее сложной. Для включения их в нормальную жизнь, для приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Труднее всего подготовить социальных сирот за время жизни в интернатном учреждении к самостоятельному и ответственному решению собственных проблем с учетом того, что на этапе жизненного старта они не могут рассчитывать на поддержку семьи, а часто и родственников вообще. Развитие в последние 15-20 лет сети учреждений в системе образования и социальной защиты, целенаправленно занимающихся решением проблемы социального сиротства, подтверждает прогноз о том, что в ныне живущем поколении число детей, воспитывающихся в сиротских домах на полном попечении государства, будет увеличиваться.

Социально-педагогическая поддержка  воспитанников детского дома требует  в кратчайшие сроки дополнения такими психологическими и социально-педагогическими  технологиями работы с детьми, которые  позволили бы существенно повысить уровень развития их личности и возможности  последующей социальной адаптации и интеграции в общество.

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

 

3.1. Проблемное поле

 

Задачи:

  1. Выявить основные социально-экономические проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Охарактеризовать проблемы реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Определить проблемы специального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной системе социальной помощи.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических  проблем современного российского  социума является включение детей  – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общество. Актуальность этой  проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Согласно  статистическим данным за 2011 год, в  Российской Федерации учтено свыше 82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая численность  детей, оставшихся без попечения  родителей, учтенных на конец 2011 года составила 654355 детей .

За последние  пять лет в России наметился ряд  позитивных тенденций в этой сфере. В частности:

•   на 0,13% уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (2006 г. – 127 тыс. детей, что составляет 0,45 % от общего количества детского населения  страны, 2011 г. – 82,2 тыс. детей, что составляет 0,32 % от общего количества детского населения  страны);

•   более  чем на 24% уменьшилось количество государственных и муниципальных  образовательных учреждений для  детей-сирот (2006 г. – 1 770 учреждений, 2011 г. – 1 344), и более чем на 35% –  численность детей, находящихся  в этих учреждениях (2006 г. – 123 тыс. детей, 2011 г. – 79,9 тыс.);

•   на 0,1 % уменьшилось число детей, нуждающихся  в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном  банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 г. – 177 тыс. детей, что составило 0,63% от общего количества детского населения страны, 2011 г. – 132,8 тыс. детей, что составило 0,53% от общего количества детского населения  страны).

В 2011 году в  семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 10,8 тыс. – на усыновление, 56,7 тыс. – под опеку (попечительство), в том числе 13,7 тыс. – в приемные семьи.

Вместе с  тем в настоящее время сохраняется  ряд проблем, не позволяющих обеспечить в полном объеме реализацию права  детей на воспитание в семье.

Большинство (80%) выявляемых детей, оставшихся без  попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения  по «социальным» причинам. Несмотря на то, что за последние пять лет  количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось более чем на 19%, оно остается значительным (в 2011 году родительских прав лишены свыше 50 тысяч человек)3 .

 

За 2011 год  в отношение детей совершено  около 90  тыс. преступлений, что на 7,5 % меньше, чем в 2010 году. Нередко  дети становятся жертвами проживающих  с ними лиц. За последние 5 лет на четверть возросло число несовершеннолетних, ставших жертвами собственных родителей. Более чем на 30% увеличилось число  убийств матерями новорожденных  детей4 .

.Дети-сироты, независимо от того, жили ли  они в родительской семье или  не помнят этого, вынуждены  в силу возраста или иных  обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка  могут переезжать в детский  дом. Ребенка могут взять опекуны,  приемные родители, а потом «вернуть»  обратно. Жизнь ребенка без  родителей очень отличается от  жизни сверстников, родители которых  заботятся о них. У ребенка  в государственном учреждении  нет чувства постоянного дома. Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

1) собственно  домашние связи и разлучение  с родственниками;

2) домашние  связи, когда ребенок начинает  считать детское учреждение - домом,  а воспитателей и детей - родственниками.

Подобные переезды оставляют  психологическую травму на всю жизнь.. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные  связи. В этих условиях постоянно  предъявляются требования к способности  ребенка адаптироваться. «Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания  в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более  полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов) и самоустранение, уход из среды, если невозможно принять  ценности окружения как свои и  не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае у человека может  пропасть ощущение собственной ценности либо ценности того, что окружает)»15. В связи с «государственным» воспитанием, у детей-сирот образуются некоторые особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальная дезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник таких детей. «Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение - это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики»16. Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности. Стало уже приметой времени, когда руководителей или воспитателей детских домов или интернатов судят, в связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают и провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности. Если для раннего детства, проведенного в государственном учреждении, удачно найден термин «госпитализм», то сами выпускники характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции детей-сирот обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, в том числе полученными в государственном учреждении. «Изучение рядом исследователей (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) проявлений социально-негативного поведения позволило утверждать, что практически все воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия пребывания и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот, наличие которых, обусловливает развитие девиантного поведения у детей-сирот в детском доме. К таким особенностям относятся: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности»17.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами