Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его  завещание: "Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите". Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве  училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и  учила их читать, писать и ремеслам.

В России среди  монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. Среди священников  вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой  и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др. Они учили  словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к  людям, заботиться о детях.Князья, духовенство  и лучшие люди земли русской, как  свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского  вероучения, охотно поучались великим  религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить  голодного, напоить жаждущего, призреть хоть" единого из малых сирот". По единогласному утверждению исследователей, призрение в таких формах было не так вспомогательным средством  общественного благоустройства, как  необходимым условием личного нравственного  здоровья. Древнейший русский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного  благосостояния, чем о том, чтобы  возвысить уровень собственного духовного совершенствования.

Традиции  призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку  друг другу, и в первую очередь -  детям. Дело в том, что в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам  историков, не ознаменовали себя ничем  в деле оказания помощи детям, тогда  как народ не оставался равнодушным  к судьбам сирот.Сложившаяся еще  в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой  общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах.

Скудельница - это общая могила, в которой  хоронили людей, умерших во время  эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах    сооружались  сторожки, куда привозились брошенные  дети. Занимались их призрением и воспитанием  скудельники - старцы и старухи, которые  специально подбирались и выполняли  роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру   по нитке, а бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В  скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение. При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся  наметилась новая тенденция, связанная  с благотворительной деятельностью  государства. В частности на Стоглавом  Соборе в 1551 году Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся  в помощи - убогих и нищих, строить  специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют  и уход.

     3 этап. С нач. XVII века до реформы 1861 года.

В этот период происходит зарождение государственных  форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения  детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682г.), в котором  говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при  Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 году открываются приюты для " зазорных младенцев", куда было приказано  брать незаконнорожденных с соблюдением  анонимности происхождения, а за "погубление зазорных младенцев " Государь грозил смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в  казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих  их людей. Число таких младенцев  постоянно возрастало. Так в 1742 году в одной Московской губернии их числилось 865 человек в возрасте не выше 8 лет. На них расходовалось 4731 руб. Кормлением младенцев занимались 218 кормилиц. При  этом постановлялось, что когда дети подрастали, то "мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру  или в матросы, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж. Если в последствии они  подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли  возвращаться в приюты, как в родительские дома. Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев". Благотворительная деятельность Российского Императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она пишет императору  доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагает "... отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до 15". Так было положено начало системе воспитания сирот в семье. А чтобы воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 году было основано Попечительство о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так при Екатерине II (середина XVIII века) в Москве открывается государственно-филантропическое "Воспитательное общество". В 1842 году, также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н.С.Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 году - больница для детей московских бедняков. Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен  знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в 1807 году открывается первый институт слепых, где  обучалось лишь 15 слепых детей.

В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается  система призрения  людей, и в частности - детей, нуждающихся  в помощи. Церковь постепенно отходит  от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные  институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и  защиты. Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляют ясные жизненные гарантии и тем самым обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами, принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого поведения и жизненного сценария личности. По отношению к детям помощь выступает как волюнтаристско-административная система социализации. Причем, если раньше помощь детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и требованиям, то в этот исторический период выдвигается тезис о государственной необходимости.

     4 этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века.

После эпохи  Петра I и Екатерины II  знаменитой вехой в развитии общественного  призрения были благотворительные  общества и союзы, общественные филантропические организации. Среди них особое место  занимают "Учреждения императрицы  Марии Федоровны", "Императорское  человеколюбивое общество", в  котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования  частных лиц, включая и особ императорской  фамилии. Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище, приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тысяч младенцев в живых осталось 7 тысяч. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. ( В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.) Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству". Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открыла и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году – Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Как и в Западной Европе в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей - инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом. После кончины Императрицы Марии Федоровны все учреждения, принял под свое покровительство Император Николай I. Венцом деятельности Императора было учреждение сиротских институтов. Война и холерная эпидемия 1830 - 31 года оставили сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы.  В них дети обоего пола получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило случаи отказа родителей от детей. Обнаружились факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в надежде на их счастливую будущность. Император Николай I положил конец этому ненормальному явлению. В 1837 году французские и латинские классы были упразднены, а взамен их были учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался Кадетский Корпус с выходом из Ведомства Императрицы Марии.

В 1859 в Санкт-Петербурге было освещено первое в России открытое женское учебное заведение - женская  гимназия, куда принимались девочки  всех сословий и вероисповеданий. А  в начале 70-х годов XIX века число  женских гимназий в Империи  превысило  число мужских. В 1882 году открылось общество призрения бедных и больных детей "Синий крест", руководила которым Великая княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной предпринимательницы  А.С.Балицкой был создан первый приют  для калек и парализованных детей. В конце XIX века становится необходимым  открытие приютов для детей-идиотов  и эпилептиков, которые также  требуют специального ухода и  заботы. Такую благородную миссию взяло на себя Общество призрения  калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют  для детей-инвалидов в Санкт-Петербурге. Так же врач психотерапевт И.В.Маляревский  открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей, преследуя цель содействовать  детям с проблемами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни.2

Таким образом, система общественного государственного призрения детей в России в  конце XIX века представляла собой разветвленную  сеть благотворительных обществ  и учреждений, деятельность которых  значительно опередила становление  профессиональной социальной помощи в Европе. В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в нем воспринимается обществом как морально-нравственный поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. " Социальная школа" была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была "кафедра общественного призрения " (октябрь 1911 года). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности " общественное призрение ". В 1910 и 1914 годах состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных  из школы или выгнанных из приютов  за дурное поведение; контролировала условия  содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских  приютов

 

1.2    Период государственного обеспечения  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  с 1917 по1980 годы.

Переломным  моментом в развитии системы призрения  и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность  как пережиток, а поэтому любая  благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности  закрыла возможные источники  частной благотворительности. Отделение  церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями. Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на  себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций,  гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних - острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года.

По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии зарегистрировано такое количество беспризорных:

1924 - 1925 гг. - 6790 ч.

1925 - 1926 гг. - 6984 ч.

1926 - 1927 гг. - 7332 ч.

1927 - 1928 гг. - 7477 ч.

Тысячам этих беспризорников дали "путевку в  жизнь" организовывающиеся трудовые коммуны.

Большое значение для развития работы по спасению детей  и повышению ее эффективности  имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила  работу по борьбе с нищенством, детской  беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.

Представляет  интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали мастерские, семьи, учреждения, задерживали  малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских  учреждениях детей в другие семьи. 6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление " О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках ". Передача детей осуществлялась на основе письменного обращения того лица, которое намеревалось принять несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания. За первые годы советской власти было издано больше различных инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств для их выполнения. В этот период активно начинает развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т.д. На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов, в числе которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации " трудных "детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени Горького и другие) получили заслуженное международное признание. Однако система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 года " О педологических извращениях в системе Наркомпроса ". Педологии была инкриминирована роль "антиленинской теории отмирания школы", будто бы растворяющей последнюю в среде.  Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение, воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы. С 30-х годов, названных в нашей истории "великим переломом", опустился "железный занавес", надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность. На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем. К середине 30-х годов, с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима, все разнообразие детских учреждений практически исчезло, и было заменено унифицированной системой детских домов - интернатов, которые просуществовали до 90-х годов. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые.  Провозглашение утопической цели построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941 -1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта ". Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним стали относиться как к жертвам войны.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами