Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
Призрение бедных,
страждущих, сирот было одной из
главных забот Владимира
В России среди
монастырей и крупных храмов не было
таких, которые не содержали бы больницы,
богадельни или приюты. Среди священников
вызывают глубокое восхищение и уважение
Преподобный Серафим Саровский,
Старец Амвросий, что служил верой
и правдой в Оптиной пустыне,
Сергий Радонежский и др. Они учили
словом и делом соблюдать нравственные
заповеди, относиться уважительно к
людям, заботиться о детях.Князья, духовенство
и лучшие люди земли русской, как
свидетельствуют летописи, находясь
под свежим и здоровым влиянием только
что воспринятого христианского
вероучения, охотно поучались великим
религиозным заповедям, главнейшие
из которых повелевали любить Бога
и любить ближнего, как самого себя.
Практически это означало накормить
голодного, напоить жаждущего, призреть
хоть" единого из малых сирот".
По единогласному утверждению
Традиции
призрения в русском народе не
ограничивались деятельностью церкви
и отдельных князей. Простые люди
оказывали помощь и поддержку
друг другу, и в первую очередь -
детям. Дело в том, что в этот период
дети еще не воспринимались государством
и церковью как ценность для общества.
Епископы домонгольского периода, по свидетельствам
историков, не ознаменовали себя ничем
в деле оказания помощи детям, тогда
как народ не оставался равнодушным
к судьбам сирот.Сложившаяся
Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру по нитке, а бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение. При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.
К началу XVI
века, наряду с личным участием любого
человека в благотворительной
3 этап. С нач. XVII века до реформы 1861 года.
В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при
Петре I детство и сиротство становятся
объектом попечения государства. В
1706 году открываются приюты для "
зазорных младенцев", куда было приказано
брать незаконнорожденных с соблюдением
анонимности происхождения, а за
"погубление зазорных младенцев "
Государь грозил смертной казнью. Младенцы
обеспечивались государством, и в
казне были предусмотрены средства
на содержание детей и обслуживающих
их людей. Число таких младенцев
постоянно возрастало. Так в 1742 году
в одной Московской губернии их числилось
865 человек в возрасте не выше 8 лет.
На них расходовалось 4731 руб. Кормлением
младенцев занимались 218 кормилиц. При
этом постановлялось, что когда дети
подрастали, то "мальчиков отдавали
бы в учение к какому-нибудь мастеру
или в матросы, а девочек помещали
к кому-нибудь в услужение и, конечно,
если представлялся случай, выдавали
замуж. Если в последствии они
подвергались болезням или увечью,
или впадали в помешательство,
то могли возвращаться в приюты,
как в родительские дома. Екатерина
Великая реализовала замысел Петра I строительством
вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге
(1772 г.) императорских воспитательных домов
для "зазорных младенцев". Благотворительная
деятельность Российского Императорского
двора, прежде всего его женской половины,
приобретает в этот период форму устойчивой
традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла
I и первый министр благотворительности
проявляла большую заботу о сиротах. В
1797 году она пишет императору доклад
о работе воспитательных домов и приютов,
в котором, в частности, предлагает "...
отдавать младенцев (сирот) на воспитание
в государевы деревни к крестьянам доброго
поведения. Но только когда малыши в воспитательных
домах окрепнут, а главное - после оспопривития.
Мальчики могут жить в приемных семьях
до 18 лет, девочки - до 15". Так было положено
начало системе воспитания сирот в семье.
А чтобы воспитатели были "искусны и
умелы", Мария Федоровна на собственные
средства открывала педагогические классы
при воспитательных домах и пепиньерские
(пепиньерка - девушка, окончившая среднее
закрытое учебное заведение и оставленная
при нем для педагогической практики)
классы - в женских гимназиях и институтах,
которые готовили учительниц и гувернанток.
Ею же в 1798 году было основано Попечительство
о глухонемых детях. В этот же период начинают
создаваться общественные организации,
самостоятельно выбирающие объект помощи
и работающие в той социальной нише, которую
государство не охватывало своим вниманием.
Так при Екатерине II (середина XVIII века)
в Москве открывается государственно-
В этот период
в России начинает развиваться определенная
социальная политика и законодательство,
складывается система призрения
людей, и в частности - детей, нуждающихся
в помощи. Церковь постепенно отходит
от дел призрения, выполняя другие функции,
а государство создает
4 этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века.
После эпохи
Петра I и Екатерины II знаменитой
вехой в развитии общественного
призрения были благотворительные
общества и союзы, общественные филантропические
организации. Среди них особое место
занимают "Учреждения императрицы
Марии Федоровны", "Императорское
человеколюбивое общество", в
котором были сосредоточены денежные
благотворительные
В 1859 в Санкт-Петербурге было освещено первое в России открытое женское учебное заведение - женская гимназия, куда принимались девочки всех сословий и вероисповеданий. А в начале 70-х годов XIX века число женских гимназий в Империи превысило число мужских. В 1882 году открылось общество призрения бедных и больных детей "Синий крест", руководила которым Великая княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.
В это же
время на средства частной предпринимательницы
А.С.Балицкой был создан первый приют
для калек и парализованных детей.
В конце XIX века становится необходимым
открытие приютов для детей-идиотов
и эпилептиков, которые также
требуют специального ухода и
заботы. Такую благородную миссию
взяло на себя Общество призрения
калек несовершеннолетнего
Таким образом,
система общественного
В Москве при Городской думе действовал
Благотворительный совет и
1.2 Период государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1917 по1980 годы.
Переломным моментом в развитии системы призрения и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями. Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних - острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года.
По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии зарегистрировано такое количество беспризорных:
1924 - 1925 гг. - 6790 ч.
1925 - 1926 гг. - 6984 ч.
1926 - 1927 гг. - 7332 ч.
1927 - 1928 гг. - 7477 ч.
Тысячам этих беспризорников дали "путевку в жизнь" организовывающиеся трудовые коммуны.
Большое значение для развития работы по спасению детей и повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.
Представляет интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в другие семьи. 6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление " О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках ". Передача детей осуществлялась на основе письменного обращения того лица, которое намеревалось принять несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания. За первые годы советской власти было издано больше различных инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств для их выполнения. В этот период активно начинает развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т.д. На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов, в числе которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации " трудных "детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени Горького и другие) получили заслуженное международное признание. Однако система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 года " О педологических извращениях в системе Наркомпроса ". Педологии была инкриминирована роль "антиленинской теории отмирания школы", будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение, воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы. С 30-х годов, названных в нашей истории "великим переломом", опустился "железный занавес", надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность. На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем. К середине 30-х годов, с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима, все разнообразие детских учреждений практически исчезло, и было заменено унифицированной системой детских домов - интернатов, которые просуществовали до 90-х годов. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941 -1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта ". Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним стали относиться как к жертвам войны.