Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

 

В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «адаптация»  и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации  является воспитание у ребенка чувства  долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной  жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень  этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить  детский дом воспитанников к  этой самостоятельной жизни, и будет  зависеть успешность их дальнейшего  жизненного пути. Поэтому педагогам  необходимо формировать у детей  «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь  – это жизнь, позволяющая ему  максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как  представителя наивысшей ступени  биологического мира». Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей.

Если удалось  воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить  жизненную перспективу, конструктивно  решать конфликты, умеющую взаимодействовать  с окружающими, – то можно смело  прогнозировать успешную социальную адаптацию  такой личности.

 

 

 

Литература

 

1. ФЗ «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» 1996 год.

2. ФЗ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации» 1998 год.

3. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995, 400 с.

4. Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3

5. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1

6. Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9

7. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999

8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

9. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992

10. Диагностика и коррекция нарушений  социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995

11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998 – 110 с.

12. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 1997 – 56 с.

13. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989

15. Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

16. Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997

17. Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001

18. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2000

19. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997

20. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., 1987

21. Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2000

22. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования, 2001, №4

23. Нестерова О. Сирота до востребования/  Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2

24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

25. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с.

26. Охрана прав детей. Социально-педагогическая  поддержка и реабилитация. МГПУ, 1999

27. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб, 1997

28. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000

29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу).

30. Психология развития, СПб, Издательство  «Питер», 2000

31. Психология. Словарь/ под общ.  ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494

32. Реан Л.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 1995

Приложение 1

Планирование работы в детском  доме

Защита социальных прав детей

1

Защита финансовых интересов

1 раз в квартал

Дедюкова М.И.

1.1

Контроль над выплатой пенсий, алиментов.

1 раз в квартал

 

1.2

Работа со ССП по выплате алиментов:

Никулины – павская волость;

Барунин – город псков

Маслухин А. , Кадников;

Петровы –порховский район;

Смирнова Валерия –  г. В. Устюг

сентябрь

 

1.3

Работа со ССП по розыску родителей  – должников. Бородачев Вадим – остров .

В течение года

 

1.4

Оформление пенсий воспитанников, перевод  пенсий (Гаврилов, Пилюгина)

По мере необходимости

 

2

Право на жильё

   

2.1

Продолжить контроль над состоянием жилья Колтаковой Анастасии –псковский район. Для вновь прибывших воспитанников создать запрос в администрацию поселения об очерёдности на получение жилья.

В течение года

 

2.2

Провести мониторинг закреплённого  жилья вновь прибывших воспитанников.

В течение года

 

3

Работа в социуме, суде, отделе ЗАГС, прокуратуре, отделе по социальным вопросам, ОВД, Сбербанке.

2 раза в месяц

 

4

Работа с личными делами: Степановых, Липунова, Колтаковой.

   

5

Оформить паспорта

   

2. Работа с воспитанниками

 

Подготовить и провести занятия по конвенции ООН «О правах ребёнка», «Право ребёнка на имя», «Право ребёнка  жить и воспитываться в семье».

   
 

Отслеживание процесса адаптации  вновь прибывших воспитанников

По мере поступления

 
 

Создать социальные паспорта вновь прибывшим

   
 

Индивидуальное консультирование воспитанников  по личным вопросам, учёбе, поведении, их прав и обязанностей.

В течение года

 

3. Взаимодействие со структурными  подразделениями детского дома

3.1

Взаимодействие с воспитателями, учителями (Учеба, проблемы воспитанников, помощь в решении проблем).

В течение года

 

3.2

Взаимодействие с медицинской  службой в оформлении документации: для военкомата, ВОПБ, оформление в  дом – интернаты.

В течение года

 

3.3

Выступать на совещании воспитателей с информацией

В течение года

 

4. Работа с документацией и информацией

4.1

Оформление документации для военкомата

По запросу

РВК

 

4.2

Оформление документации в ЦЗ населения, отдел социальной защиты по летнему  трудоустройству несовершеннолетних.

Март, апрель, май, июнь, июль, август

 

5. Работа с семьёй

5.1

Поддерживать связь с родственниками воспитанников с целью дальнейшей поддержки их в жизни посредством  переписки, личных встреч (Никулины, Петровы, Барунин, Липунов, Степановы, Бороздина, Расторгуев, Коптевы).

В течение года

 

6. Сопровождение

6.1

Сопровождение бывших воспитанников, учащихся в ПУ.

 

Исакова Н.А.

6.2

Отправление писем на имя директора  в учебное заведение с просьбой выслать характеристику на бывшего  воспитанника детского дома.

Октябрь

Исакова Н.А.

6.3

Телефонные переговоры с бывшими  воспитанниками. Выявление возникших  проблем, пути их решения.

ежемесячно

Исакова Н.А.

6.4

Поездки в училища

По возможности

Исакова Н.А.

6.5

Составление жизненного плана выпускника на год, опираясь на научную литературу.

По мере необходимости

Исакова Н.А.

6.6

Совещание по теме «Пост детдомовская адаптация». Из опыта работы других детских домов

Октябрь

Исакова Н.А.


 

Приложение 2

 

Правила охраны жизни и здоровья для воспитанников детского дома

1. Запрещается иметь при себе  колющие и режущие инструменты.

2. Разрешается заниматься столярно-плотницкими  работами в мастерских в присутствии  заведующего мастерскими, в домашних  условиях под наблюдением взрослого.

3. Воспитанники должны соблюдать  правила пользования инструментами  и работы в мастерских.

4. Воспитанники должны выполнять  правила уличного движения.

5. Запрещается играть вблизи  дорог. Не цепляться за проходящий  транспорт.

6. Купание совершать только под  контролем воспитателей в разрешённых  местах.

7. Запрещается прикармливать животных, приводить их в дом в соответствии  с нормами СЭС и правилами  содержания закрытых учреждений.

8. Выход за пределы детского  дома разрешается только с  согласия воспитателя.

9. Запрещается, есть дикие растения, ягоды.

10. Воспитанники детского дома  должны знать и строго выполнять  правила пожарной безопасности.

11. Запрещается играть спичками, зажигалками.

12. Содержать в чистоте свои  комнаты и территорию.

13. Использовать электроприборы (магнитофоны,  плойки, утюги) только по согласованию  с взрослыми и в исправном  виде. Строго следить за изоляцией  проводов.

14. Не оставлять без присмотра  включенные электроприборы.

15. Не использовать спортзал  в качестве места для проведения  дискотек.

16. Знать план эвакуации во  время пожара.

17. Проводить массовые мероприятия  только в присутствии взрослых.

18. Не устраивать световые эффекты  с использованием пиротехники  в доме, разрешается на улице  только в присутствии взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2011 году сохранилась тенденция  уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской  губернии // Юридический вестник. 1887. №6.

2 В.П.Мельников, Е.И.Холостова. //История социальной работы в России. // Учебное пособие. – М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. с.

3 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). Москва. 1998. – с. 37.

 


Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами