Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
В процессе
теоретического изучения данной проблемы
мы рассмотрели понятия «
Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности.
Литература
1. ФЗ «О дополнительных
2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 год.
3. Альманах психологических
4. Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3
5. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1
6. Владимирова Л. Дети и
7. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999
8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
9. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992
10. Диагностика и коррекция
11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998 – 110 с.
12. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 1997 – 56 с.
13. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
15. Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
16. Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997
17. Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001
18. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2000
19. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
20. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., 1987
21. Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2000
22. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования, 2001, №4
23. Нестерова О. Сирота до
24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
25. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с.
26. Охрана прав детей. Социально-
27. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб, 1997
28. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000
29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу).
30. Психология развития, СПб, Издательство «Питер», 2000
31. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494
32. Реан Л.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 1995
Приложение 1
Планирование работы в детском доме
Защита социальных прав детей
1 |
Защита финансовых интересов |
1 раз в квартал |
Дедюкова М.И. |
1.1 |
Контроль над выплатой пенсий, алиментов. |
1 раз в квартал |
|
1.2 |
Работа со ССП по выплате алиментов: Никулины – павская волость; Барунин – город псков Маслухин А. , Кадников; Петровы –порховский район; Смирнова Валерия – г. В. Устюг |
сентябрь |
|
1.3 |
Работа со ССП по розыску родителей – должников. Бородачев Вадим – остров . |
В течение года |
|
1.4 |
Оформление пенсий воспитанников, перевод пенсий (Гаврилов, Пилюгина) |
По мере необходимости |
|
2 |
Право на жильё |
||
2.1 |
Продолжить контроль над состоянием жилья Колтаковой Анастасии –псковский район. Для вновь прибывших воспитанников создать запрос в администрацию поселения об очерёдности на получение жилья. |
В течение года |
|
2.2 |
Провести мониторинг закреплённого
жилья вновь прибывших |
В течение года |
|
3 |
Работа в социуме, суде, отделе ЗАГС, прокуратуре, отделе по социальным вопросам, ОВД, Сбербанке. |
2 раза в месяц |
|
4 |
Работа с личными делами: Степановых, Липунова, Колтаковой. |
||
5 |
Оформить паспорта |
||
2. Работа с воспитанниками | |||
Подготовить и провести занятия по конвенции ООН «О правах ребёнка», «Право ребёнка на имя», «Право ребёнка жить и воспитываться в семье». |
|||
Отслеживание процесса адаптации вновь прибывших воспитанников |
По мере поступления |
||
Создать социальные паспорта вновь прибывшим |
|||
Индивидуальное |
В течение года |
||
3. Взаимодействие со | |||
3.1 |
Взаимодействие с |
В течение года |
|
3.2 |
Взаимодействие с медицинской службой в оформлении документации: для военкомата, ВОПБ, оформление в дом – интернаты. |
В течение года |
|
3.3 |
Выступать на совещании воспитателей с информацией |
В течение года |
|
4. Работа с документацией и | |||
4.1 |
Оформление документации для военкомата |
По запросу РВК |
|
4.2 |
Оформление документации в ЦЗ населения,
отдел социальной защиты по летнему
трудоустройству |
Март, апрель, май, июнь, июль, август |
|
5. Работа с семьёй | |||
5.1 |
Поддерживать связь с |
В течение года |
|
6. Сопровождение | |||
6.1 |
Сопровождение бывших воспитанников, учащихся в ПУ. |
Исакова Н.А. | |
6.2 |
Отправление писем на имя директора в учебное заведение с просьбой выслать характеристику на бывшего воспитанника детского дома. |
Октябрь |
Исакова Н.А. |
6.3 |
Телефонные переговоры с бывшими воспитанниками. Выявление возникших проблем, пути их решения. |
ежемесячно |
Исакова Н.А. |
6.4 |
Поездки в училища |
По возможности |
Исакова Н.А. |
6.5 |
Составление жизненного плана выпускника на год, опираясь на научную литературу. |
По мере необходимости |
Исакова Н.А. |
6.6 |
Совещание по теме «Пост детдомовская адаптация». Из опыта работы других детских домов |
Октябрь |
Исакова Н.А. |
Приложение 2
Правила охраны жизни и здоровья для воспитанников детского дома
1. Запрещается иметь при себе колющие и режущие инструменты.
2. Разрешается заниматься
3. Воспитанники должны соблюдать
правила пользования
4. Воспитанники должны выполнять правила уличного движения.
5. Запрещается играть вблизи
дорог. Не цепляться за
6. Купание совершать только под
контролем воспитателей в
7. Запрещается прикармливать
8. Выход за пределы детского дома разрешается только с согласия воспитателя.
9. Запрещается, есть дикие
10. Воспитанники детского дома
должны знать и строго
11. Запрещается играть спичками, зажигалками.
12. Содержать в чистоте свои комнаты и территорию.
13. Использовать электроприборы (магнитофоны, плойки, утюги) только по согласованию с взрослыми и в исправном виде. Строго следить за изоляцией проводов.
14. Не оставлять без присмотра включенные электроприборы.
15. Не использовать спортзал
в качестве места для
16. Знать план эвакуации во время пожара.
17. Проводить массовые
18. Не устраивать световые
В 2011 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года.
1 Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. 1887. №6.
2 В.П.Мельников, Е.И.Холостова. //История социальной работы в России. // Учебное пособие. – М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. с.
3 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). Москва. 1998. – с. 37.