Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
Данные эксперимента представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Параметры |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
Количество респондентов, у которых проявились данные параметры |
% |
Количество респондентов, у которых проявились данные параметры |
% |
|||
1. |
Социальная активность |
8 |
80 |
6 |
60 |
|
2. |
Чувство включенности в группу |
7 |
70 |
4 |
40 |
|
4. |
Социальное доверие |
5 |
50 |
3 |
30 |
|
5. |
Агрессивность |
2 |
20 |
7 |
70 |
|
Исходя
из полученных результатов, можно сделать
следующее заключение. В экспериментальной
группе повысился уровень социальной
активности ( с 30% до 36%), что проявляется
в том, что у детей повышается
любознательность, стремление к взаимодействию
с другими людьми (в частности
с волонтерами: дети проявляют заинтересованность
в сотрудничестве, то есть им интересно,
в какие игры они будут играть,
также ребята сами предлагают волонтерам
свои игровые задания). Игры на сплочение
коллектива способствовали тому, что
в группе детей повысился уровень
сплоченности (с 20% до 32%). Дети начали немного
по-другому смотреть друг на друга,
так как в игре многие показали
свои черты характера, которые до
этого проявлялись в малой
степени или находились в латентном
состоянии. То есть каждый ребенок сумел
проявить свои положительные качества:
искренность, эмпатию, жалость, честность.
Игровая деятельность дала возможность
раскрыться способностям детей. У
ребят также повысился уровень
социального доверия (с 15% до 23%). Они
начали испытывать большую потребность
в общении, рассказывать о себе, своих
родителях. В начале эксперимента они
отказывались говорить на подобные темы
и уклонялись от разговора. Низкий показатель
этого параметра в обоих
У детей
из экспериментальной группы значительно
понизился уровень агрессии (с 35%
до 9%). Включение агрессивных действий
в контекст игры должно быть таким,
чтобы придать новый социально-
Использование
игровых методик в
Цель: поддержание группового единства.
Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.
2. Игра «Скала»
Цель: на сплочение и взаимовыручку.
Ход игры: Команда в полном составе выстраивается на бревне в ряд. Спереди и сзади - «бездонная пропасть». Каждый член команды по очереди перемещается из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале упражнения стоял последним, в результате оказался первым.
3. Игра «Вопрос соседу»
Цель: развитие внимания и сосредоточенности.
Все садятся в круг, ведущий- в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
4. Игра «Ласковые шаги»
Цель: формирование гуманистических убеждений.
Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 10- 12 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
5. Игра «Проведи слепого»
Цель: Сплочение коллектива.
Каждая группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.
6. Игра «День рождения»
Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.
Выбирается
именинник. Все дети дарят ему
подарки жестами, мимикой. Имениннику
предлагается вспомнить, обижал ли он
кого-то, и исправить это. Детям
предлагается пофантазировать и
придумать будущее имениннику. Исходя
из вышесказанного, при работе с
детьми-сиротами и детьми, оставшимся
без попечения родителей, необходимо
выявить их особенности и в
соответствии с этим подобрать игры
определенной направленности, направленные
на конструирование социально
Игровые технологии в воспитательной работе с детьми-сиротами носят характер игровой терапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая терапия используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения у детей. Все это так или иначе связано с социальной адаптацией детей-сирот.
3.4. Апробация отдельных
технологий в практике
Исследование проблем
На первом этапе исследования для диагностики уровня социализации детей-сирот в условиях школы-интерната использовалась карта наблюдения Д. Скотта.
В основе методики Д. Стотта, направленной
на выделение характера
По мнению Стотта, наблюдателю необходимо предоставить готовые образцы, чтобы избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов и получить такие материалы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понятны и не содержали никаких готовых выводов. Поэтому при составлении КН были соблюдены следующие требования:
- выделение однозначных,
- группировка этих фрагментов в определенные синдромы, т. е. их классификация;
- определение взаимоотношений между этими фрагментами.
В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбираются умозрительно, а берутся из жизни. КН включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов. В приложении А приводится полный текст КН и регистрационный бланк в приложении Б.
В регистрационном бланке зачеркиваются
те цифры, которые соответствуют
формам поведения (фрагментам), наиболее
характерным для данного
Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.
В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение и краткий ключ.
На регистрационном бланке подчеркиваются те фрагменты поведения, которые характерны для данного ребенка. Заполняется КН социальным работником или воспитателем, вообще человеком, хорошо знающим ребенка.
I. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11—менее явные симптомы; от 12 до 17 — симптомы явного нарушения.
II. Д - депрессия. В более легкой
форме (симптомы 1- 6) время от времени
наблюдаются разного рода
III. У - уход в себя. Избегание
контактов с людьми, самоустранение.
Защитная установка по
IV. ТВ - тревожность по отношению
к взрослым. Беспокойство и неуверенность
в том, интересуются ли им
взрослые, любят ли его. Симптомы
1-6 ребенок старается убедиться,
"принимают" ли и любят
ли его взрослые. Симптомы - 10 - обращает
на себя внимание и
V. ВВ - враждебность по отношению
к взрослым. Симптомы 1- 4 - ребенок
проявляет различные формы
VI. ТД - тревога по отношению к
детям. Тревога ребенка за
VII. А - недостаток социальной
нормативности (асоциальность). Неуверенность
в одобрении взрослых, которая
выражается в различных формах
негативизма. Симптомы 1- 5 - отсутствие
стараний понравиться взрослым.
Безразличие и отсутствие
VIII. ВД - враждебность к детям. (От ревнивого соперничества до открытой враждебности.)
IX. Н - неугомонность. Неугомонность,
нетерпеливость, неспособность к
работе, требующей усидчивости,
X. ЭН - эмоциональное напряжение. Симптомы
1- 5 свидетельствуют об
XI. НС - невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.
XII. С - неблагоприятные условия
среды. Сигнализирует о том,
что ребенок растет в
XIII. СР - сексуальное развитие. Фиксирует
общую оценку темпам и