Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

Данные  эксперимента представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

 

Параметры

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

 
 

Количество респондентов, у которых  проявились данные параметры

%

Количество респондентов, у которых  проявились данные параметры

%

 

1.

Социальная активность

8

80

6

60

 

2.

Чувство включенности в группу

7

70

4

40

 

4.

Социальное доверие

5

50

3

30

 

5.

Агрессивность

2

20

7

70

 
             

Исходя  из полученных результатов, можно сделать  следующее заключение. В экспериментальной  группе повысился уровень социальной активности ( с 30% до 36%), что проявляется  в том, что у детей повышается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми (в частности  с волонтерами: дети проявляют заинтересованность в сотрудничестве, то есть им интересно, в какие игры они будут играть, также ребята сами предлагают волонтерам свои игровые задания).  Игры на сплочение  коллектива способствовали тому, что  в группе детей повысился уровень  сплоченности (с 20% до 32%). Дети начали немного  по-другому смотреть друг на друга, так как в игре многие показали свои черты характера, которые до этого проявлялись в малой  степени или находились в латентном  состоянии. То есть каждый ребенок сумел  проявить свои положительные качества: искренность, эмпатию, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность  раскрыться способностям детей.  У  ребят также повысился уровень  социального доверия (с 15% до 23%). Они  начали испытывать большую потребность  в общении, рассказывать о себе, своих  родителях. В начале эксперимента они  отказывались говорить на подобные темы и уклонялись от разговора. Низкий показатель этого параметра в обоих группах  в экспериментальной и контрольной  равен соответственно 23% и 15%. Это  связано с тем, что эти дети принадлежат к социально незащищенной категории, категории социальных сирот. Ребята были оставлены своими родителями, из-за этого у них есть осознанность того, что их «бросили», что они  никому не нужны. Поэтому у них  возникает чувство недоверия  ко всем новым людям. И чтобы завоевать  их авторитет, нужно продолжительное  время.

У детей  из экспериментальной группы значительно  понизился уровень агрессии (с 35% до 9%). Включение агрессивных действий в контекст игры должно быть таким, чтобы придать новый социально-приемлемый смысл агрессивным действиям  ребенка. В игре у детей происходит разрядка негативных эмоций, особенно у гиперактивных детей. Для этого  подбираются подвижные игры, где  посредством физических действий ребенок  вымещает накопившуюся агрессию.  Проводя  данный эксперимент, было выявлено, что  применение игровые технологии в  контексте социально-педагогической деятельности в работе с детьми-сиротами, проживающими в условиях школы-интерната, повышается уровень их социальной адаптации, о чем свидетельствуют следующие  ее показатели. Уровень агрессивности  снижается, повышается уровень потребности  во взаимодействии и уровень сплоченности группы. Это также конструктивно  влияет на социальную активность детей-сирот: они готовы к активному взаимодействию и сотрудничеству.

Использование игровых методик в воспитательной работе с детьми-сиротами: 1. Игра «Путаница»

Цель: поддержание  группового единства.

Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит  из комнаты. Остальные дети берутся  за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться- кто  как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату  и распутывает ее, не разнимая рук  детей.

2. Игра  «Скала»

Цель: на сплочение и взаимовыручку.

Ход игры: Команда в полном составе выстраивается  на бревне в ряд. Спереди и сзади - «бездонная пропасть». Каждый член команды  по очереди перемещается из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале упражнения стоял последним, в результате оказался первым.

3. Игра «Вопрос соседу»

Цель: развитие внимания и сосредоточенности.

Все садятся  в круг, ведущий- в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед  слева. Если ответил тот, кого ведущий  спрашивал, он должен отдать фант. После  игры фанты разыгрывают.

4. Игра  «Ласковые шаги»

Цель: формирование гуманистических убеждений.

Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 10- 12 шагов. Условия игры: шаг можно  сделать, только сказав ласковое слово.

5. Игра  «Проведи слепого»

Цель: Сплочение  коллектива.

Каждая  группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных  команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.

6. Игра  «День рождения»

Цель: сплочение  коллектива, предоставление возможности  высказать обиды, снять разочарование.

Выбирается  именинник. Все дети дарят ему  подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям  предлагается пофантазировать и  придумать будущее имениннику. Исходя из вышесказанного, при работе с  детьми-сиротами  и детьми, оставшимся без попечения родителей, необходимо выявить их особенности и в  соответствии с этим подобрать игры определенной направленности, направленные на конструирование социально полезных качеств и уменьшения степени  интенсивности поведенческих реакций  негативного характера. При этом занятие должны проводиться регулярно  по четкому плану. Необходимо учитывать  индивидуальные особенности самих  детей, потому что не все игры могут  проводится с данной категорией детей. И самое главное при всем этом не потерять доверие детей и быть всегда с ними корректным и искренним, потому что дети не терпят лжи и  фальши.

Игровые технологии в воспитательной работе с детьми-сиротами носят характер игровой терапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих  целях. Игровая терапия используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения у детей. Все это так  или иначе связано с социальной адаптацией детей-сирот.

3.4. Апробация отдельных  технологий в практике социальной  работы  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Исследование проблем социализации детей младшего школьного возраста было проведено в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате. В  нем участвовали дети 7-8 лет, ученики 2 класса. Выборка состояла из 2-х  групп: экспериментальной и контрольной  по 20 человек в каждой.

 

На первом этапе исследования для диагностики уровня социализации детей-сирот в условиях школы-интерната использовалась карта наблюдения Д. Скотта.

В основе методики Д. Стотта, направленной на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения  по результатам длительного наблюдения за ребенком. Методика получила название "Карты наблюдений" (КН). Важно  отметить, что социальный работник может как сам проводить такое  наблюдение, так и использовать опыт наблюдения, знание ребенка педагогом. Опора на опыт учителей, воспитателей, классных руководителей — людей, в течение длительного времени  постоянно общающихся с детьми, наблюдающих  их в самых различных ситуациях, является в работе социального работника  чрезвычайно существенной. Обычно богатством этого опыта педагог пользуется интуитивно, и передача его другому (например, новому педагогу, психологу или социальному работнику) оказывается достаточно сложной задачей. Карта наблюдений Стотта облегчает такую возможность.

По мнению Стотта, наблюдателю необходимо предоставить готовые образцы, чтобы  избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его  результатов и получить такие  материалы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понятны  и не содержали никаких готовых  выводов. Поэтому при составлении  КН были соблюдены следующие требования:

- выделение однозначных, относительно  элементарных фрагментов поведения ребенка;

- группировка этих фрагментов  в определенные синдромы, т. е. их классификация;

- определение взаимоотношений между этими фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбираются умозрительно, а берутся из жизни. КН включает 198 фрагментов фиксированных  форм поведения, о наличии или  отсутствии которых у ребенка  должен судить наблюдатель, заполняющий  карту. Эти фрагменты сгруппированы  в 16 синдромов. В приложении А приводится полный текст КН и регистрационный бланк в приложении Б.

В регистрационном бланке зачеркиваются  те цифры, которые соответствуют  формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта  отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В  бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит  от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Так, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 —  справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о более  серьезном нарушении в отношении  синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся  слева от вертикальной черты, оценивается  одним баллом, справа - двумя. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий "коэффициент дезадаптированности" по сумме баллов по всем синдромам.

Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению  с другими детьми) дает возможность  сделать вывод о серьезных  нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь  выделяют эти нарушения.

В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение  и краткий ключ.

 

На регистрационном бланке подчеркиваются те фрагменты поведения, которые  характерны для данного ребенка. Заполняется КН социальным работником или воспитателем, вообще человеком, хорошо знающим ребенка.

I. НД - недоверие к новым людям,  вещам, ситуациям. Это ведет  к тому, что любой успех стоит  ребенку огромных усилий. От 1 до 11—менее явные симптомы; от 12 до  17 — симптомы явного нарушения.

II. Д - депрессия. В более легкой  форме (симптомы 1- 6) время от времени  наблюдаются разного рода перепады  активности, смена настроения. Наличие  симптомов 7 и 8 свидетельствует  о склонности к раздражению  и физиологическом истощении.  Симптомы 9- 20 отражают более острые  формы депрессии. Пунктам синдрома  Д обычно сопутствуют выраженные  синдромы ВВ и ТВ, особенно  в крайних формах депрессии.  По всей вероятности, они действительно  репрезентируют элементы депрессивного истощения.

III. У - уход в себя. Избегание  контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению  к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

IV. ТВ - тревожность по отношению  к взрослым. Беспокойство и неуверенность  в том, интересуются ли им  взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 ребенок старается убедиться, "принимают" ли и любят  ли его взрослые. Симптомы - 10 - обращает  на себя внимание и преувеличенно  добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство  о том, "принимают" ли его взрослые.

V. ВВ - враждебность по отношению  к взрослым. Симптомы 1- 4 - ребенок  проявляет различные формы неприятия  взрослых, которые могут быть  началом враждебности или депрессии.  Симптомы 5- 9 - относится ко взрослым  то враждебно, то старается  добиться их хорошего отношения.  Симптомы 10- 17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном  поведении. Симптомы 18- 24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.

VI. ТД - тревога по отношению к  детям. Тревога ребенка за принятие  себя другими детьми. Временами  она принимает форму открытой  враждебности. Все симптомы одинаково важны.

VII. А - недостаток социальной  нормативности (асоциальность). Неуверенность  в одобрении взрослых, которая  выражается в различных формах  негативизма. Симптомы 1- 5 - отсутствие  стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности  в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей  могут указывать на определенную  степень независимости. Симптомы 10-16 - отсутствие моральной щепетильности  в мелочах. 16 - считает, что взрослые  недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

VIII. ВД - враждебность к детям. (От  ревнивого соперничества до открытой враждебности.)

IX. Н - неугомонность. Неугомонность,  нетерпеливость, неспособность к  работе, требующей усидчивости, концентрации  внимания и размышления. Склонность  к кратковременным и легким  усилиям. Избегание долговременных усилий.

X. ЭН - эмоциональное напряжение. Симптомы 1- 5 свидетельствуют об эмоциональной  незрелости. 6- 7 - о серьезных страхах. 8- 10 - о прогулках и непунктуальности.

XI. НС - невротические симптомы. Острота  их может зависеть от возраста  ребенка; они также могут быть  последствиями существовавшего прежде нарушения.

XII. С - неблагоприятные условия  среды. Сигнализирует о том,  что ребенок растет в неблагополучной  среде, прежде всего семейный круг.

XIII. СР - сексуальное развитие. Фиксирует  общую оценку темпам и направленности полового развития.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами