Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа
Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Введение……………………………………………………………………..… 2
Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17
Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37
Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7
XIV. УО - умственная отсталость
XV. Б - болезни и органические
нарушения. Содержит внешние
XVI. Ф - физические дефекты. Обращает
внимание на ненормальности
При заполнении карты наблюдений на
бланке отмечается наличие какой-либо
особенности поведения ребенка
знаком "+", а его отсутствие
знаком "-". В каждом СК баллы
по образцам поведения суммируются,
т.е. каждый СК получает определенное количество
баллов. Затем баллы по каждому
СК переводятся в процентные показатели
(сумма баллов делится на максимально
возможную сумму и умножается
на 100 %). Проценты показывают насколько
сильно выражен определенный СК от
максимально возможной
0-20% — слабая выраженность данного качества.
20-40% — заметная выраженность.
40-60% — сильная выраженность
60-80% — очень сильная выраженность.
80-100% — чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость перерастает в жадность).
Использование "Карты наблюдений" Скотта дало возможность выявить исходную степень социальной адаптации детей обеих групп, которая была практически одинаковой. Это можно видеть в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Исходный уровень социальной
адаптации детей№
Контрольная группа
(серьезные нарушения)
кол-во % кол-во %
1. Недоверие к новым людям 16 80% 15 75%
2. Депрессия 13 65% 13 65%
3. Уход в себя 11 55% 12 60%
4. Тревожность по отношению к взрослым 20 100% 19 95%
5. Враждебность по отношению к взрослым 15 75% 16 80%
6. Тревога по отношению к детям 15 75% 14 70%
7. Ассоциальность 13 65% 10 50%
8. Враждебность к детям 17 85% 17 85%
9. Неугомонность 5 25% 6 30%
10. Эмоциональное напряжение 12 60% 10 50%
11. Невротические симптомы 8 40% 9 45%
12. Неблагоприятные условия среды 5 25% 5 25%
13. Сексуальное развитие 2 10% 2 10%
14. Умственная отсталость 3 15% 1 5%
15. Болезни и органические нарушения 5 25% 6 30%
16. Физические дефекты 3 15% 4 20%:
У детей как экспериментальной,
так и контрольной групп
Для выявления знаний и отношения
детей к игре, их понимания ее
значения в жизни человека, количественного
и качественного состава игр,
применяемых детьми, умения организовать
игру проведен опрос. Он показал, что
большинство детей обеих групп
называли обычные игры: прятки, "бегать",
футбол, но правила игры сформулировать
смогли лишь единицы. 20% детей экспериментальной
группы и 25% детей контрольной группы
называли игры "игрушками", а 10% не
смогли назвать ни одну игры. Устойчивый
интерес дети проявляют к сюжетно-ролевым
играм, хотя игровая деятельность занимает
1-2 часа в день. Игры детей отличались
однообразием и недостаточным использованием
предметных средств. Дети привыкли руководствоваться
в игре непосредственными указаниями
взрослого. Полученные результаты легли
в основу модели социализации детей-сирот
в процессе игровой деятельности,
сутью которой является непосредственное
участие детей-сирот в
Применение игровых технологий
в социально-педагогической деятельности
с детьми-сиротами, проживающими в
условиях школы-интерната, позволили
повысить уровень их социальной адаптации,
о чем свидетельствуют
Таблица 2.3. Уровень социальной
адаптации детей после
ЭГ (серьезные нарушения) КГ (серьезные нарушения) ЭГ (серьезные нарушения) КГ (серьезные нарушения)
1. Недоверие к новым людям 80% 75% 30% 75%
2. Депрессия 65% 65% 45% 60%
3. Уход в себя 55% 60% 45% 60%
4. Тревожность по отношению к взрослым 100% 95% 75% 90%
5. Враждебность по отношению к взрослым 75% 80% 25% 70%
6. Тревога по отношению к детям 75% 70% 55% 75%
7. Ассоциальность 65% 50% 25%
8. Враждебность к детям 85% 85% 55% 85%
9. Неугомонность 25% 30% 25% 30%
10. Эмоциональное напряжение 60% 50% 30% 55%
11. Невротические симптомы 40% 45% 20% 40%
12. Неблагоприятные условия среды 25% 25% 20% 25%
13. Сексуальное развитие 10% 10% 10% 10%
14. Умственная отсталость 15% 5% 15% 5%
15. Болезни и органические нарушения 25% 30% 25% 30%
16. Физические дефекты 15% 20%: 15% 20%:
Результаты диагностики детей-
Рис. 2.1. Динамика изменений у детей контрольной группы незначительная по многим показателям, что видно на рис.2.2
Рис.2.2.
В условиях
социализирующей игровой среды
дети-сироты в достаточной мере обобщили
разнообразные представления о
действительности, старались активно
преобразовывать окружающий мир. Расширялся
запас социальных знаний, навыков
и умений, повысилась активность и
актуализация собственного опыта, то есть
позитивно изменились фундаментальные
основания социализации детей-сирот.
Это свидетельствует об эффективности
использования игровых
Рекомендации
педагогам по применению игр в условиях школы-интерната
Игровая
деятельность может использоваться
не только как воспитательное средство,
но как и терапевтическое. Она
может использоваться для разрешения
жизненных проблем, возникающих
у ребенка, коррекции межличностных
отношений, ободрения ребенка, восстановления
равновесия сил, улучшения здоровья
детей. Лечение игрой, или игротерапия,
получило свое развитие в трудах Л.
В. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,
А. П. Усовой, С. Г. Якобсона и других
ученых. Игровая терапия представляет
собой целостную психолого-
дает ребенку возможность
Выводы по главе III
Социализация детей-сирот
2. Основные критерии, определяющие
эффективность протекания
3. Подобранный комплекс игр и
использованный в ходе игровой
деятельности включает в себя
следующие последовательно
4. Эффективность социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей – одна из важнейших
задач государства и общества.
В условиях продолжающейся нестабильности
социально-экономической, политической
жизни страны продолжает расти число
детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию. Среди них – сироты,
социально дезадаптированные