Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… 2

Глава I. История становления социальной работы с
детьми-сиротами в России ……………………………………...… 4
1.1. Призрение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России до 1917 года ………………...…………………............................ 6
1.2. Период государственного обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с 1917 по 1980 годы ……….... .13
1.3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей на современном этапе ……………………. .16
Выводы по главе I ……………………………………………………..……. 17

Глава II. Теоретические основы социальной работы с детьми –сиротами и детьми , оставшимся без попечения родителей……………………………..18
2.1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками …………..……...18
2.2. Cоциальная адаптация…………………………………………………….22
2.3. Нормативно-правовые акты, защищающие права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей ……………….……… ..27
Выводы по главе II …………………………………………….…………… ..37

Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …………………………………..………………….......38
3.1 Трудности социализации детей-сирот………………………………….. ...38
3.2.Технологи социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………40
3.3 опытно- экспериментальное исследование и на базе детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников………………………55
3.4 Организация и проведение исследования…………………………………59
3.5 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Порховском детском доме…………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложение …………………………………………………………………….7

Работа состоит из  1 файл

12.01 новый.docx

— 725.22 Кб (Скачать документ)

XIV. УО - умственная отсталость Констатирует  уровень отставания в учебе  и оценку общего уровня умственного развития.

XV. Б - болезни и органические  нарушения. Содержит внешние признаки, по которым можно определить  заболевание ребенка, но, конечно,  нельзя поставить точный диагноз.

XVI. Ф - физические дефекты. Обращает  внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.

При заполнении карты наблюдений на бланке отмечается наличие какой-либо особенности поведения ребенка  знаком "+", а его отсутствие знаком "-". В каждом СК баллы  по образцам поведения суммируются, т.е. каждый СК получает определенное количество баллов. Затем баллы по каждому  СК переводятся в процентные показатели (сумма баллов делится на максимально  возможную сумму и умножается на 100 %). Проценты показывают насколько  сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для каждого СК числовые шкалы (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:

 

0-20% — слабая выраженность данного качества.

20-40% — заметная выраженность.

40-60% — сильная выраженность

60-80% — очень сильная выраженность.

80-100% — чрезмерная выраженность  качества, когда оно уже перерастает  в другое качество (например, бережливость перерастает в жадность).

Использование "Карты наблюдений" Скотта дало возможность выявить  исходную степень социальной адаптации  детей обеих групп, которая была практически одинаковой. Это можно  видеть в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Исходный уровень социальной адаптации детей№ Симптомокомплексы Экспериментальная группа (серьезные нарушения) 

Контрольная группа

(серьезные нарушения)

кол-во % кол-во %

1.   Недоверие к новым людям 16 80% 15 75%

2.   Депрессия 13 65% 13 65%

3.    Уход в себя 11 55% 12 60%

4.   Тревожность по отношению к взрослым 20 100% 19 95%

5.   Враждебность по отношению к взрослым 15 75% 16 80%

6.   Тревога по отношению к детям 15 75% 14 70%

7.   Ассоциальность 13 65% 10 50%

8.   Враждебность к детям 17 85% 17 85%

9.   Неугомонность 5 25% 6 30%

10.          Эмоциональное напряжение 12 60% 10 50%

11.          Невротические симптомы 8 40% 9 45%

12.          Неблагоприятные условия среды 5 25% 5 25%

13.          Сексуальное развитие 2 10% 2 10%

14.          Умственная отсталость 3 15% 1 5%

15.          Болезни и органические нарушения 5 25% 6 30%

16.          Физические дефекты 3 15% 4 20%:

 

 

У детей как экспериментальной, так и контрольной групп преобладает  очень высокая тревожность и  враждебность по отношению к взрослым. Примерно такой же уровень тревожности  и враждебности у детей по отношению  друг к другу. Это подтверждает и  наши наблюдения за поведением детей. Дети не стесняются проявлять агрессивное  поведение по отношению друг к  другу, обзывают друг друга, часто ссорятся, применяют физическую силу, т.е. испытывали трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

 

Для выявления знаний и отношения  детей к игре, их понимания ее значения в жизни человека, количественного  и качественного состава игр, применяемых детьми, умения организовать игру проведен опрос. Он показал, что  большинство детей обеих групп  называли обычные игры: прятки, "бегать", футбол, но правила игры сформулировать смогли лишь единицы. 20% детей экспериментальной  группы и 25% детей контрольной группы называли игры "игрушками", а 10% не смогли назвать ни одну игры. Устойчивый интерес дети проявляют к сюжетно-ролевым  играм, хотя игровая деятельность занимает 1-2 часа в день. Игры детей отличались однообразием и недостаточным использованием предметных средств. Дети привыкли руководствоваться  в игре непосредственными указаниями взрослого. Полученные результаты легли  в основу модели социализации детей-сирот  в процессе игровой деятельности, сутью которой является непосредственное участие детей-сирот в совместной игровой деятельности.

Применение игровых технологий в социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, проживающими в  условиях школы-интерната, позволили  повысить уровень их социальной адаптации, о чем свидетельствуют показатели таблицы 2.3. В нее внесены результаты, полученные с помощью "Карты наблюдения" Д.Скота после окончания формирующего эксперимента

 Таблица 2.3. Уровень социальной  адаптации детей после проведения  экспериментаТаблица 2.3. Уровень социальной адаптации детей после проведения эксперимента№ Симптомокомплексы До эксперимента После эксперимента

ЭГ (серьезные нарушения) КГ (серьезные нарушения) ЭГ (серьезные нарушения) КГ (серьезные нарушения)

1.   Недоверие к новым людям 80% 75% 30% 75%

2.   Депрессия 65% 65% 45% 60%

3.    Уход в себя 55% 60% 45% 60%

4.   Тревожность по отношению к взрослым 100% 95% 75% 90%

5.   Враждебность по отношению к взрослым 75% 80% 25% 70%

6.   Тревога по отношению к детям 75% 70% 55% 75%

7.   Ассоциальность 65% 50% 25% 50%

8.   Враждебность к детям 85% 85% 55% 85%

9.   Неугомонность 25% 30% 25% 30%

10.          Эмоциональное напряжение 60% 50% 30% 55%

11.          Невротические симптомы 40% 45% 20% 40%

12.          Неблагоприятные условия среды 25% 25% 20% 25%

13.          Сексуальное развитие 10% 10% 10% 10%

14.          Умственная отсталость 15% 5% 15% 5%

15.          Болезни и органические нарушения 25% 30% 25% 30%

16.          Физические дефекты 15% 20%: 15% 20%:

Результаты диагностики детей-сирот  в начале и конце экспериментальной  работы показали позитивную динамику по многим симптомокомплексам. Так, у  детей экспериментальной группы значительно снизились показатели по шкалам "недоверие к новым  людям", "тревожность по отношению  к взрослым", "враждебность к  детям", "эмоциональное напряжение" и "ассоциальность". Возросло количество детей с более высоким уровнем  социальной адаптации, что наглядно видно на рис.2.1

 

 

Рис. 2.1. Динамика изменений у детей  контрольной группы незначительная по многим показателям, что видно на рис.2.2

Рис.2.2.

В условиях социализирующей игровой среды  дети-сироты в достаточной мере обобщили разнообразные представления о  действительности, старались активно  преобразовывать окружающий мир. Расширялся запас социальных знаний, навыков  и умений, повысилась активность и  актуализация собственного опыта, то есть позитивно изменились фундаментальные  основания социализации детей-сирот. Это свидетельствует об эффективности  использования игровых технологий при социализации детей-сирот в  условиях закрытого детского учреждения.

 Рекомендации

педагогам по применению игр в условиях школы-интерната

Игровая деятельность может использоваться не только как воспитательное средство, но как и терапевтическое. Она  может использоваться для разрешения жизненных проблем, возникающих  у ребенка, коррекции межличностных  отношений, ободрения ребенка, восстановления равновесия сил, улучшения здоровья детей. Лечение игрой, или игротерапия, получило свое развитие в трудах Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, С. Г. Якобсона и других ученых. Игровая терапия представляет собой целостную психолого-педагогическую систему, которая основывается на убежденности в возможностях ребенка. Сфокусированная  на ребенке, она является, с одной  стороны, базовой философией, утверждающей внутреннюю способность ребенка  развиваться, а с другой - помогает верить в его способность к конструктивному управлению собственной деятельностью. Игровая терапия основывается на понимании естественного стремления человека к росту и развитию. В ней дети учатся конструктивно выражать свои чувства и мысли, управлять своим поведением, принимать решение и брать на себя ответственность. Наблюдение за ребенком, за его игрой позволяет понять, как он познает мир и что его волнует. Игра обладает большими коррекционными и психотерапевтическими действиями, поскольку для ребенка игра - это возможность: 1. Осознание событий окружающего мира через подражания, социализацию, восприятие норм поведения, существующих в обществе; 2. Выражение любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без боязни опасности, с выражением этих чувств вне игры; 3. Компенсаторного удовлетворения чувства несамостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры; 4. Разрешения внутренних конфликтов и включения себя в активную роль; 5. Эмоционального отражения знаний и опыта; 6. Отражения роста и развития ребенка.  В игротерапии выделяют три направления, обеспечивающих эффективное воспитательное и терапевтическое воздействие на личности ребенка:                            1. Обеспечивается создание доброй, безопасной ситуации, где ребенок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь педагогу в решении его проблем;                                                                                                  2. Осуществляется основная коррекционная работа с детьми. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе самой терапии позволяют дополнить, изменить запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка;         3. Закрепляются полученные навыки и формы общения у детей. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопонимания участников, рефлексии и контролю своего поведения. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме: первое направление- контактные игры; второе- коррекционно-направленные и обучающие игры; третье направление - контактные + обучающие + контрольные игры. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.                                                                                        Таким образом, игра:                                                                                                  помогает в диагностике;                                                                                 способствует налаживанию контакта между педагогом и ребенком;                помогает словесному выражению чувств

дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем  самым уменьшить эмоциональное  напряжение;                                                              помогает расширить круг интересов ребенка;  помогает создать у ребенка чувство безопасности и дозволенности в системе отношений так, чтобы ребенок мог свободно исследовать и выражать собственное Я; привлекает к переживаниям ребенка и отражает его чувства таким образом, что он постепенно приходит к самопониманию; помогает ребенку действовать ответственно, раскрывает его способность решать личные проблемы; помогает раскрыть внутреннюю направленность ребенка, позволяет ему быть лидером во всех областях; позволяет педагогу оценить постепенность игротерапевтического процесса; помогает устанавливать такие ограничения, которые позволяют ребенку принять на себя ответственность в данной системе отношений [6, с.5-7]. детей-сирот в условиях проживания школы-интерната, как считает Г. Л. Лэндрет, в хронологичных рамках Эффективность влияния игровой деятельности на процесс адаптации выглядит следующим образом: На 1-4 игровых занятиях ребенок проявляет любопытство, углубляется в исследовательскую, бессистемную и творческую игру, делает простые описательные и информационные замечания, и выражает одновременную радость и тревогу.                                                         На 5-8 продолжает исследовательскую, бессистемную, творческую игру, возрастает общая агрессивная направленность игры, по-прежнему выражается радость и тревога; очевидны спонтанные реакции. На 9-12 исследовательская, бессистемная и агрессивная игра уменьшается, увеличивается игра, направленная на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальное взаимодействие с педагогом возрастает, и ребенок постепенно раскрывается, выдает информацию о себе. На 13-16 преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения счастья, волнения, отвращения, недоверчивости. На 17-20 преобладает разыгрывание сценок и ролевая игра, агрессивные высказывания продолжаются, усиливается построение отношений с педагогом, доминирующей эмоцией становится радость. На 21-24 преобладают игры на построение отношений, а также драматические и ролевые игры [14, с. 28- 29].Можно выделить основные задачи, которые решает игровая коррекция в контексте социальной адаптации вызываются новые формы переживаний; воспитываются позитивные чувства к взрослым, сверстникам, самому себе; развиваются система самооценки и самосознание, повышается уверенность в себе; развиваются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности.

 

Выводы по главе III

 

Социализация детей-сирот протекает  как процесс установления ребенком взаимоотношений с обществом  на основе реализации индивидуальной стратегии поведения, самопознания и самореализации личности. Социально-педагогическая поддержка социализации детей-сирот  в игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о  социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов  и овладению многими социальными  ролями, обогащающим социальный опыт ребенка.

 

2. Основные критерии, определяющие  эффективность протекания процесса  социализации в ходе игровой  деятельности соответствуют ее  структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний  и способность к их передаче); мотивационный (интерес к познанию  социальных норм, своих прав и  обязанностей в социуме); деятельностный  (интенсивность участия в игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения).

 

3. Подобранный комплекс игр и  использованный в ходе игровой  деятельности включает в себя  следующие последовательно взаимосвязанные  этапы: социальное обучение, самопознания, самореализации, что обеспечивает  закономерность формирования у  детей социально значимых качеств.

 

4. Эффективность социализации детей-сирот  в ходе игровой деятельности  подтверждается позитивной динамикой.  Так, в экспериментальной группе  возросло количество детей с  более высоким уровнем социальной  адаптации, по сравнению с контрольной  группой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная защита детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей – одна из важнейших  задач государства и общества. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число  детей, попавших в трудную жизненную  ситуацию. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных  экологических условиях. В данной работе был рассмотрен такой аспект, как применение сюжетно-ролевой игры в работе с детьми-сиротами в школе-интернате. Были рассмотрены особенности данной категории детей, особенности социально-педагогического подхода в работе с ними. Учитывая возрастные особенности и особенности социализации детей-сирот, следует упомянуть о том, что для социальной адаптации данной категории детей необходимо подобрать эффективные воспитательные и социализирующие средства, которые будут способствовать формированию их самосознания, личностного становления и приобщенности к коллективу.   Проведя данную экспериментальную работу, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что игровые технологии способствуют успешной адаптации детей-сирот в школе-интернате, о чем говорят полученные результаты (снижение уровня агрессии, повышение степени включенности в группу, увеличение уровня социальной активности). Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущейжизни за пределами стен школы-интерната. В данном виде игровой деятельности дети-сироты усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи. В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.  Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые помогают предотвратить различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопонимания участников, рефлексии и контролю своего поведения Это говорит об эффективности применения игровых технологий в работе социального педагога с детьми-сиротами. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Удачный подбор игр при составлении программы их проведения на определенный промежуток времени обеспечит эффективность социальной адаптации детей-сирот в школе-интернате, а более обширное применение игровых технологий будет способствовать более успешной социализации таких детей в постинтернатский период.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами