Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства

должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального

размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и

пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий

социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

   Права  человека всеобщи. Они должны  осуществляться без какой бы  то ни было дискриминации, как-то: в 

отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального  или 

социального происхождения, имущественного положения, рождения или  иного обстоятельства. Все люди

наделяются равным объемом и перечнем таких прав.

   Права  человека прирождены. Индивиды получают  их не в результате удачного  происхождения, 

религиозных, национальных или материальных преимуществ, а  в силу того факта, что они появились  на свет в том 

обществе и  государстве, которые признают такие  права в качестве основополагающих.

   Права  человека неотъемлемы. Никто и  никаким образом не должен  ущемлять права людей в 

экономической, социальной и культурной областях. Никто не может отнять у индивида такие права, и ни у кого они 

не могут быть отняты.

   Права  человека целостны. Ущемление одного  какого-либо права или пренебрежение  им может привести к 

нарушению возможности  пользоваться другими правами или  даже всем комплексом прав человека. Например,

ущемление права  на “наивысший достижимый уровень  физического и психического здоровья”  может блокировать 

возможность реализации каждого из остальных прав.

   Совокупность  основных экономических, социальных  и культурных прав включает  в себя: право на труд,

которое включает право каждого человека на получение  возможности зарабатывать себе на жизнь  трудом, который 

он свободно выбирает или на который он свободно соглашается; это также справедливая зарплата и равное

вознаграждение  за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, в частности, женщинам должны

гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; право 

каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее всем

трудящимся удовлетворительное существование для них и их семей, а также условия работы, отвечающие

требованиям безопасности и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени; оплачиваемый

отпуск; право  каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование; семье, являющейся

естественной  и основной ячейкой общества, должны предоставляться, по возможности, самая  широкая охрана и 

помощь; особая охрана должна предоставляться матерям  в течение разумного периода  до и после родов; особые

меры охраны и помощи должны приниматься в  отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было

дискриминации; дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации;

применение их труда в области, вредной для  их нравственности и здоровья, или  опасной для жизни, или могущей 

повредить их нормальному  развитию, должно быть наказуемо по закону; право каждого на достаточный  жизненный 

уровень для  него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное 

улучшение условий  жизни; право каждого человека на свободу от голода; право каждого  человека на наивысший 

достижимый уровень  физического и психического здоровья; это включает, помимо прочего, создание условий,

которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский  уход в случае болезни; право каждого 

человека на образование, направленное на полное развитие человеческой личности и укрепляющее  уважение к 

правам человека и основным свободам; высшее образование  должно быть одинаково доступным  для всех на основе

способностей  каждого; необходимо уважать свободу  родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не

только государственные, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который 

может быть установлен или утвержден государством; право  на участие в культурной жизни; право  на пользование 

результатами  научного прогресса и их практического  применения; уважение свободы, безусловно необходимой для 

научных исследований и творческой деятельности.

   В ряде  других документов также зафиксировано  признание права человека на  жилище и утверждение его 

неприкосновенности.

   Если  суммировать перечень настоящих  прав, можно сделать вывод, что  вся их совокупность обеспечивает 

способности индивидов  к социальному функционированию, к тому, чтобы жить полноценной  жизнью в обществе,

иметь возможности  развития и самореализации (1, стр. 28-30) .

   Вопросы  правового обеспечения социальной  работы и современной системы  социального обслуживания в 

России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой

деятельности  в области социального обслуживания семьи и детей.

   Постановление  Совета Министров РСФСР, указы  Президента Российской Федерации,  а затем принятые в 

1995 г. федеральные  законы “Об основах социального  обслуживания населения в Российской  Федерации” и “О 

социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” положили начало созданию правовых основ,

устанавливающих основные законодательные нормы  социального обслуживания и способствующих развитию

социальной работы.

   Правовое  поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности  социальных служб 

формируется в  русле основных направлений государственной  социальной политики по улучшению положения 

семей, детей  и других категорий населения  в Российской Федерации со всеми  позитивными и негативными 

последствиями в их диалектическом единстве.

   В 1992-1997 гг. произошли количественные и  качественные изменения в становлении  системы социального 

обслуживания, в  разработке и практике применения современных  нормативных правовых актов, регулирующих

социальное обслуживание. Тем не менее значение вопросов правового  регулирования социальной работы,

обслуживания  не только не уменьшилось, но даже возросло. В силу объективной необходимости  встал вопрос о 

разработке проекта  федерального закона “О социальном обслуживании семьи и детей” , государственных 

стандартов социального  обслуживания и других актов.

   Утвержденные  вначале Правительством РФ, а  затем указом Президента РФ  федеральные целевые 

программы “Развитие  социального обслуживания семьи  и детей” и “Профилактика безнадзорности и 

правонарушений  несовершеннолетних” на 1997-1998 гг. предусматривают  дальнейшую разработку правового 

обеспечения организации  функционирования и развития системы  учреждений социального обслуживания семьи и 

детей.

   В ст. 7 Конституции Российской Федерации  заложены основы правовой базы  социального государства и 

развития системы  социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в 

России развивается  в федеральных законах и подзаконных  актах.

   Право  в виде законов и подзаконных  актов имеет общее социальное  значение для становления системы 

социальной работы и играет обеспечительно-организационную  роль в функционировании социальных служб: во-

первых, в обеспечении  социальных гарантий, развитии социального  обслуживания от минимальной 

необходимости к оптимальной достаточности; во-вторых, в воспроизводстве различных  социальных услуг,

необходимых для  постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб (настоящих  и 

потенциальных) ; в-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов  и форм

предоставления  социальных услуг; в-четвертых, в определении  основополагающих принципов организации 

обратной связи  и обмена информации внутри системы  социального обслуживания. Правовое обеспечение имеет 

большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем социального обслуживания

населения, так  и обеспечения гарантий качественного  обслуживания клиентов социальных служб, высокого

качества социальной работы в целом.

   Основные  признаки правового обеспечения  можно сгруппировать в пять  блоков: согласованный единый 

комплекс федеральных  законов, касающихся социального обслуживания населения в целом; правовые акты

субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения социального обслуживания;

подзаконные нормативные  акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами социального 

обслуживания; нормативная  регламентация деятельности отдельных  учреждений и категорий специалистов

социальных служб; правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб; определенный

уровень правосознания  населения и работников социальных служб и др.

   Для государственных  органов управления в субъектах  Российской Федерации чрезвычайно  важно 

учитывать, что  правовое обеспечение социального  обслуживания должно представлять собой, с одной стороны,

комплекс средств  правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой — упорядоченную 

совокупность  правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих прежде всего  систему 

управления социальным обслуживанием и обеспечивающих упорядоченность деятельности социальных служб, а в 

конечном счете  гарантирующих право каждого  человека на получение высококачественных социальных услуг.

   При всем  многообразии подходов к управлению  социальными службами в их  основе должны лежать 

нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность  всех звеньев 

системы социального  обслуживания, а значит, ее упорядоченность  и организованность. Нарушение юридических 

норм ведет  к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных  затрат, необходимых для 

получения запланированных  результатов.

   В период  становления системы социального  обслуживания отступление от  юридических норм особенно 

недопустимо, поскольку  оно, как правило, ведет к рассогласованию  деятельности комплекса учреждений на одной 

территории и  дезорганизации в целом по стране, так как нормативно-правовая регламентация  на федеральном 

уровне обладает большей силой по сравнению с  аналогичными актами субъектов Российской Федерации и 

направлена на обеспечение единого правового  поля социальной работы, социального  обслуживания населения в 

Российской Федерации.

   В отечественной  практике неоднократно предпринимались  попытки провести ревизию действующих  норм и 

вооружить работников социальных служб правовыми актами по вопросам социального обслуживания населения.

Информация о работе Социальная работа