Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства

должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального

размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и

пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий

социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

каждый раз  нового, своеобразного подхода к  их разрешению. Педагогические способности  раскрываются при 

условии, если социальный работник досконально знаком с технологией  осуществляемого воздействия и  обладает

необходимыми  для этого знаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогического  мастерства,

включающего в  себя педагогическую технику и педагогический такт.

   Эти понятия  обозначают комплекс навыков  и умений, необходимых для применения  знаний педагогики и 

психологии в  работе с людьми. Основной навык  любого социального работника общего профиля — это 

интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную

проблему, таким  образом, чтобы он (или она) чувствовали  себя в безопасности, чтобы могли  раскрыться.

Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению 

необходимой информации. Понятие “клиент” может подразумевать  не только одного человека, но и семью, группу,

организацию, общину.

   Для социального  работника важен и навык самообладания.  В психологии этот навык рассматривается  как 

показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности,

сколько процесс  управления своим поведением в экстремальной  ситуации. С учетом того, что социальному 

работнику часто  приходится бывать именно в таких  ситуациях, ему необходимо развивать  в себе способность к 

самообладанию.

   Эти и  другие навыки объединяются понятием  “педагогическая техника” . Эффективность  ее применения 

будет гораздо  выше, если она органически сливается  с педагогическим тактом. Это понятие  рассматривается в 

педагогической  литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми, чтобы  педагогические средства

воздействия при  неумелом пользовании ими не перерастали  в свою противоположность. Педагогический такт

проявляется в  способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом  состоянии 

клиента.

   В жизни  педагогический такт проявляется  в самых разнообразных формах, но прежде всего — в вежливости,

внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других

медленнее —  в зависимости от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а  также общей культуры и 

жизненной позиции  личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора как 

фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений  между людьми.

   Важнейший  путь овладения педагогическим  тактом — постоянный самоконтроль  и самоанализ поведения в 

любых ситуациях. При этом полезно учитывать тонкое замечание А. С. Макаренко: “Хотя  люди понимают, что их

воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным  педагогическим процедурам. Тем более  люди не

любят, когда  с ними бесконечно беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу” . В том и проявляется 

искусство социального  работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а 

действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.

   Существует  определенная этика в служебных  отношениях, которая предъявляет  четкие требования к методам 

работы с человеком. Социальный работник обязан следить  за такими “деталями” , как тон в  разговоре, уметь владеть 

собой в напряженных  ситуациях, уважать мнение собеседника  и т.д.

   Социальный  работник должен всегда стремиться  выразить свое отношение к  случившемуся с клиентом:

возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость  по поводу достигнутых 

успехов, беспокойство в связи с теми или иными  затруднениями, сожаление, укор в связи  с допущенными 

ошибками и  т.д. Эмоциональное сопереживание, живое  участие, открытое выражение своего отношения к делу

позволяют социальному  работнику создавать благоприятную  обстановку общения, в которой между  участниками 

устанавливается действительное взаимопонимание, более  четко фиксируются их намерения  и запросы (1, стр. 263-

273,276-279) .

Информация о работе Социальная работа