Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при
условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает
необходимыми
для этого знаниями. Без психолого-педагогической
грамотности нет
включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт.
Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и
психологии в работе с людьми. Основной навык любого социального работника общего профиля — это
интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную
проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться.
Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению
необходимой информации. Понятие “клиент” может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу,
организацию, общину.
Для социального
работника важен и навык
показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности,
сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному
работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к
самообладанию.
Эти и
другие навыки объединяются
будет гораздо выше, если она органически сливается с педагогическим тактом. Это понятие рассматривается в
педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми, чтобы педагогические средства
воздействия при неумелом пользовании ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический такт
проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии
клиента.
В жизни
педагогический такт
внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других
медленнее — в зависимости от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также общей культуры и
жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора как
фундаментальных,
так и межличностных
Важнейший
путь овладения педагогическим
тактом — постоянный
любых ситуациях. При этом полезно учитывать тонкое замечание А. С. Макаренко: “Хотя люди понимают, что их
воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не
любят, когда с ними бесконечно беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу” . В том и проявляется
искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а
действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.
Существует
определенная этика в
работы с человеком. Социальный работник обязан следить за такими “деталями” , как тон в разговоре, уметь владеть
собой в напряженных ситуациях, уважать мнение собеседника и т.д.
Социальный
работник должен всегда
возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых
успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными
ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу
позволяют социальному
работнику создавать
устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы (1, стр. 263-
273,276-279) .