Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства

должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального

размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и

пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий

социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

   диагностическая  изучает особенности семьи, группы  людей, личности, степень и направленность  влияния 

на них микросреды и ставит “социальный диагноз” ;

   прогностическая  прогнозирует развитие событий,  процессы, происходящие в семье,  группе людей, 

обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

   правозащитная  использует законы и правовые  акты, направленные на оказание  помощи и поддержку 

населения, его  защиту;

   организационная  способствует организации социальных  служб на предприятиях и по  месту жительства,

привлекает к  их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных  видов помощи и 

социальных услуг  населению;

   предупредительно-профилактическая  приводит в действие различные  механизмы (юридические, 

психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений,

организует оказание помощи нуждающимся;

   социально-медицинская  организует работу по профилактике  заболеваний, способствует овладению  основами 

оказания первой медицинской помощи, содействует  подготовке молодежи к семейной жизни, развивает 

трудотерапию  и т.д. ;

   социально-педагогическая  выявляет интересы и потребности  людей в разных видах деятельности (культурно-

досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные 

учреждения, общества, творческие союзы и т.д. ;

   психологическая  консультирует по вопросам межличностных  отношений, способствует социальной 

адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

   социально-бытовая  способствует в оказании необходимой  помощи и поддержки различным  категориям 

населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым  семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных

условий;

   коммуникативная  устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией,  разрабатывает 

единую стратегию  взаимодействия, восприятия и понимания  другого человека.

   Социальные  работники при исполнении своих  профессиональных функций заняты  разными видами 

деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами  при решении проблемы:

   воспитательный  подход — выступает в роли  учителя, консультанта, эксперта; социальный  работник в таких 

случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает  обратную связь, применяет ролевые  игры как метод обучения;

   фасилитативный  подход— играет роль помощника  или посредника в преодолении  апатии или 

дезорганизации  личности, когда ей это сделать  трудно самой; деятельность социального  работника при таком 

подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и 

действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание  на мобилизацию внутренних ресурсов;

   адвокативный  подход — применяется тогда,  когда социальный работник выполняет  ролевые функции 

адвоката от имени конкретного клиента или  группы клиентов, а также помощника  тех людей, которые выступают  в 

роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в 

выдвижении усиленной  аргументации, подборе документально  обоснованных обвинений.

   Социальный  работник играет активную роль  в структурировании, программировании  и координации 

действий различных  систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние  на личность или 

группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В 

широком смысле слова термин “влияние” можно  объяснить как процесс создания условий для развития личности

или системы. В  практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения  к намеченной

цели при помощи соответствующих методов. Влияние  есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия,

который может  быть успешным при наличии, с одной  стороны, способности социального  работника оказывать 

эффективное воздействие  на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности  правильно 

и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со

стороны. Этот процесс  всегда двусторонний и потому, что  на человека оказывают влияние не только слова 

социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента  к нему как 

субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента 

социальный работник неизбежно испытывает на себе его  воздействие: его отношение к  сказанному и его отношение 

к личности социального  работника.

   Знания  и опыт, приобретенные социальным  работником в процессе учебы  и жизненной практики,

являются наиболее фундаментальной основой его  способности оказывать свое влияние  на других людей, хотя сами

эти способности  могут варьировать в зависимости  от личного опыта, личных интересов, талантов.

   Знания  и опыт применяются прежде  всего в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение 

имеют такие  умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к  лидерству, установление

обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении  и отношениях друг к 

другу.

   Другая  сфера применения знаний и  умений социального работника  — дифференцированный подход  к 

клиентам. Здесь  необходимо знание потребностей и интересов  человека на различных этапах жизненного пути,

кризисных состояний, последствий физических и психических  недомоганий.

   Еще одна  сфера применения знаний и  умений социального работника  — управление деятельностью 

социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий.

   Важное  место отводится специализации  социального работника в оказании  помощи клиентам: одни 

специализируются  в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи бедным

и заброшенным, третьи — в работе с детьми, у  которых нет родителей. Такая  специализация требует знания

соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как  подойти к 

анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для  решения проблем, знать 

соответствующие законы и политику государства по этим вопросам.

   Особая  сфера применения знаний и  умений социального работника  — ориентация в проблемах 

моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп,

сообществ. Здесь  требуется знание структур и процессов, оказывающих влияние на процедуру  принятия решений,

на использование  властных полномочий, на коммуникативные  функции, на ролевые позиции.

   И наконец,  социальный работник располагает  знаниями социальных источников  и систем обеспечения 

социальными услугами по месту жительства, таких, как больницы, школы, детские учреждения, государственные 

органы. Знает, как  функционируют эти системы, специфику  их деятельности, какое влияние они  оказывают на

клиентов, как  выйти на эти системы, знает законы, которые регламентируют их деятельность и т.д.

   Узаконенные  полномочия. Должность социального  работника и его легитимные  полномочия повышают 

его авторитет, особое уважение к нему со стороны  клиентов.

   Статус  и репутация. Статус социального  работника является отражением  того положения, которое он 

занимает в  обществе. Репутация социального  работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей

средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой  компетентности, богатом 

жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости,

коммуникабельности  и обязательности, тем выше его  репутация. Если статус социального  работника во многом

зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит прежде всего  от него самого, от

его личностных качеств и отношения к делу.

   Харизматические  данные и личная привлекательность.  Некоторые социальные работники 

привлекательны  для окружающих благодаря наличию  у них обаяния и даже харизматических  особенностей. Такие 

специалисты располагают  людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие  в работе. В отличие от

других характерных  черт социального работника его  личная привлекательность не зависит  от занимаемого 

положения. Вместе с тем она может усиливать  потенциальные возможности его  положительного влияния на

людей. Харизматические  особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами  от

природы способствуют выдвижению на более высокие позиции  в сфере социальной работы, приобретению более 

высокого статуса  в обществе.

   Владение  информацией. Восприятие людьми  окружающего мира, а также их  поведение в определенной 

степени зависит  от уровня информированности. Поэтому  среди прочих требований к социальному  работнику одно

из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и 

доверительности к нему со стороны клиентов, выработки  у них уверенности в том, что  им будет оказана 

соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен: иметь хорошую профессиональную

подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики  и организации 

производства, законодательства, информатики и математической статистики; обладать достаточно высокой общей 

культурой, быть высокоэрудированным человеком, что  предполагает наличие хороших знаний в области 

литературы, музыки, живописи и т.д. ; владеть информацией  о современных политических, социальных и 

экономических процессах в обществе, иметь широкую  осведомленность о различных  социальных группах 

населения; обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия  своих действий, не попасть “на  удочку клиента” ,

твердо проводить  в жизнь свою позицию; обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи  с 

разнообразием контингента, нуждающегося в советах  специалиста социальной сферы) ; ему  необходимо умело 

Информация о работе Социальная работа