Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства

должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального

размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и

пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий

социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

Так, в 1994 г. был  подготовлен сборник нормативных  актов “Организация социального  обслуживания населения” .

В 1997 г. вышли  “Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан  пожилого возраста

и инвалидов  в нестационарных условиях” и  “Правовое обеспечение организации  и функционирования системы 

социального обслуживания семьи и детей” . В них содержатся документы, имеющие отношение к  сфере социального 

обслуживания  населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный  и уровень 

субъектов Российской Федерации.

   К первой  группе относятся такие международные  акты, как “Всеобщая декларация  прав человека” ,

“Конвенция  о правах ребенка” , “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др. ; ко

второй —  Конституция (Основной Закон) Российской, Федерации, Гражданский и Семейный кодексы,

федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (15 декабря 1995

г.) , “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (17 мая 1995 г.) и др. ; к  третьей — 

нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты  в субъектах Российской Федерации.

   Что касается  нормативных правовых актов, принятых  в Российской Федерации и направленных 

непосредственно на регулирование процессов в  области социальной работы и в  сфере социального обслуживания,

то, видимо, корректно  говорить, по крайней мере на федеральном  уровне, о двух типах документов: 1) законы как 

акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция  России, федеральные законы) ; 2) подзаконные  акты

(указы Президента  РФ, постановления и распоряжения  Правительства РФ, приказы и инструкции  министерств и 

ведомств) .

   В соответствии  с распоряжением Правительства  РФ от 19 декабря 1995 г. в целях  реализации Федерального 

закона “Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” разработаны и приняты 

следующие нормативные  акты: Постановление Правительства  РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 “О

Межведомственной  комиссии по вопросам социального обслуживания населения” ; Постановление Правительства 

РФ от 24 июня 1996 г. № 739 “О предоставлении бесплатного  социального обслуживания и платных  социальных

услуг государственными социальными службами” ; Постановление  Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 “Об 

утверждении Положения  о лицензировании деятельности в  сфере социального обслуживания населения” .

   В соответствии  с Федеральным законом “О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и 

инвалидов”  принято: Постановление Правительства  РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 “О федеральном  перечне 

гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам 

государственными  и муниципальными учреждениями социального  обслуживания” ; Постановление Правительства 

РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 “О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых  гражданам 

пожилого возраста и инвалидам государственными и  муниципальными учреждениями социального  обслуживания” 

.

   Принципиальное  значение имеет “Федеральный  перечень гарантированных государством  социальных услуг, 

предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями

социального обслуживания” , который утвержден Правительством РФ. Нормы, заложенные в нем, имеют 

отношение не только к отдельным гражданам пожилого возраста и инвалидам. Они также  регламентируют

социальное обслуживание различных категорий семей и  детей, по существу являются нормами  направленными на

правовую защиту семьи как самостоятельного объекта  правовой охраны.

   Анализ  содержания федеральных законов  и подзаконных актов, принятых  в 1995-1996 гг., показывает, что в 

современной России происходит поэтапное становление  правовой нормативной базы социального  обслуживания

населения, широкое  внедрение различных видов социальной работы. Во-первых, этот процесс связан с принятием 

системы юридических  норм, определяющих организационное  строение территориальных социальных служб,

порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг. Во-

вторых, регламентация  основывается на совокупности ведомственных  нормативных актов, давших жизнь 

отдельным учреждениям  социального обслуживания семьи, женщин и детей. В-третьих, она обусловлена  системой

нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных  специалистов по социальной работе, права  и 

обязанности работников социальных служб.

   В условиях  современной политической и социально-экономической  ситуации, сложившейся в стране,

весьма сложно теоретически обосновать и построить  систему социальных нормативов. Об этом свидетельствует 

предложенный  Минэкономики России проект федерального закона “О государственных минимальных  социальных

стандартах” (1996) . Особенно затруднено широкое применение социальных нормативов в управлении

становлением  системы социального обслуживания в различных регионах Российской Федерации. Не определены

оптимальный перечень общедоступных и бесплатных услуг  государственных и муниципальных  учреждений

социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетов различных  уровней, нормы и нормативная 

обеспеченность  различных категорий населения  услугами учреждений социального обслуживания,

устанавливаемые на основании государственных стандартов Правительством РФ.

   Далеко  не всегда творчески и всесторонне  используются сегодня нормы ст. 25 Федерального закона 

“Кадровое обеспечение  социальных служб” , устанавливающие  порядок предоставления гарантий и  льгот 

работникам государственной  системы социальных служб (субъекты Российской Федерации имеют право 

устанавливать дополнительные гарантии и льготы, опираясь на собственный бюджет) и  предусматривающие 

сохранение льгот  для медицинских и педагогических кадров, перешедших на работу в систему  социального 

обслуживания.

   В Федеральном  законе “О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста и  инвалидов” (ст. 36.

Права социальных работников) четко зафиксирован перечень прав социальных работников, занятых  в 

государственном и муниципальном секторах социального  обслуживания. При этом п. 3 ст. 36 Закона

предусматривает установление субъектами Российской Федерации  дополнительных льгот.

   В сборнике  нормативных актов Минсоцзащиты  России “Организация социального  обслуживания населения” 

(1993-1994) опубликованы  примерные положения учреждений  социального обслуживания семьи  и детей с 

соответствующими  приложениями — примерными штатными расписаниями. Но при этом необходимо иметь в 

виду, что все  примерные положения о центрах  и штатные расписания являются ведомственными подзаконными

актами, утвержденными  приказами министров. Несмотря на это  они являются исходной нормативной  базой,

которая может  уточняться и расширяться на местах с учетом специфики субъектов  Федерации и особенностей

социальных служб.

   Пути  достижения нового качества социальной  работы и системы социального  обслуживания населения в 

целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и  подзаконных актов,

касающихся улучшения  социального обслуживания и социального  обеспечения различных категорий  населения,

создание надежного  правового механизма их реализации.

   Необходимо  сосредоточить внимание на полной  реализации следующих федеральных  законов, указов 

Президента РФ и постановлений Правительства  РФ:

   Федеральные  законы:

   О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации (1995) ; О государственных  пособиях гражданам, 

имеющим детей (1995) ; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993) ; Об

основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации (1995) ; О социальном обслуживании

граждан пожилого возраста и инвалидов (1995) .

   Указы  Президента Российской Федерации: 

   О первоочередных  мерах по реализации Всемирной  декларации об обеспечении выживания,  защиты и 

развития детей  в 90-е годы (1992) ; “Основные направления  государственной социальной политики по улучшению 

положения детей  в Российской Федерации до 2000 года” (Национальный план действий в интересах  детей) (1995) ;

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995) ; О мерах по социальной поддержке  многодетных 

семей (1992) ;

   Постановления  Правительства Российской Федерации: 

   О плане  действий по улучшению положения  детей в Российской Федерации  на 1995-1997 годы (1996) ; О 

реализации Конвенции  ООН о правах ребенка и Всемирной  декларации об обеспечении выживания, защиты и 

развития детей (1993) ; О федеральной программе  “Дети России” (1993) ; О порядке  разработки и структуре 

Национального плана действий в интересах детей  Российской Федерации до 2000 года (1994) .

   Таким  образом, для работников социальных  служб и отдельных специалистов  по социальной работе 

постепенно создается  правовое поле, которое позволяет  успешно выполнять свои обязанности  в целях достижения

главных задач  по социальной поддержке различных  категорий населения (клиентов) , попавших в трудную 

жизненную ситуацию (1, стр. 222-236) .

                 Социальный работник: выявляет и  оказывает содействие детям и  взрослым, нуждающимся в опеке  и 

попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной,

социально-бытовой  и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в 

необходимых случаях  выступает в качестве их общественного  защитника в суде; участвует в  работе по созданию

центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация) , приютов,

молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам  и т.д.

Организует и  координирует работу по социальной адаптации  и реабилитации лиц, вернувшихся  из специальных 

учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

   Конкретизация  деятельности специалистов по  социальной работе вытекает из  его основных функций: 

Информация о работе Социальная работа