Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
Так, в 1994 г. был
подготовлен сборник
В 1997 г. вышли “Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов
в нестационарных условиях” и
“Правовое обеспечение
социального обслуживания семьи и детей” . В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального
обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень
субъектов Российской Федерации.
К первой
группе относятся такие
“Конвенция о правах ребенка” , “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др. ; ко
второй — Конституция (Основной Закон) Российской, Федерации, Гражданский и Семейный кодексы,
федеральные законы
“Об основах социального
г.) , “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (17 мая 1995 г.) и др. ; к третьей —
нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.
Что касается
нормативных правовых актов,
непосредственно
на регулирование процессов в
области социальной работы и в
сфере социального
то, видимо, корректно говорить, по крайней мере на федеральном уровне, о двух типах документов: 1) законы как
акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, федеральные законы) ; 2) подзаконные акты
(указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и
ведомств) .
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995 г. в целях реализации Федерального
закона “Об
основах социального
следующие нормативные акты: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 “О
Межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения” ; Постановление Правительства
РФ от 24 июня 1996 г. № 739 “О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных
услуг государственными социальными службами” ; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 “Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения” .
В соответствии
с Федеральным законом “О
инвалидов” принято: Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 “О федеральном перечне
гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам
государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания” ; Постановление Правительства
РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 “О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам
пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания”
.
Принципиальное
значение имеет “Федеральный
перечень гарантированных
предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями
социального обслуживания”
, который утвержден
отношение не только к отдельным гражданам пожилого возраста и инвалидам. Они также регламентируют
социальное обслуживание различных категорий семей и детей, по существу являются нормами направленными на
правовую защиту семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.
Анализ
содержания федеральных
современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания
населения, широкое
внедрение различных видов
системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб,
порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг. Во-
вторых, регламентация основывается на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь
отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей. В-третьих, она обусловлена системой
нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и
обязанности работников социальных служб.
В условиях
современной политической и
весьма сложно теоретически обосновать и построить систему социальных нормативов. Об этом свидетельствует
предложенный Минэкономики России проект федерального закона “О государственных минимальных социальных
стандартах” (1996) . Особенно затруднено широкое применение социальных нормативов в управлении
становлением
системы социального
оптимальный перечень
общедоступных и бесплатных услуг
государственных и
социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетов различных уровней, нормы и нормативная
обеспеченность различных категорий населения услугами учреждений социального обслуживания,
устанавливаемые
на основании государственных
Далеко
не всегда творчески и
“Кадровое обеспечение социальных служб” , устанавливающие порядок предоставления гарантий и льгот
работникам государственной системы социальных служб (субъекты Российской Федерации имеют право
устанавливать дополнительные гарантии и льготы, опираясь на собственный бюджет) и предусматривающие
сохранение льгот
для медицинских и
обслуживания.
В Федеральном
законе “О социальном
Права социальных работников) четко зафиксирован перечень прав социальных работников, занятых в
государственном и муниципальном секторах социального обслуживания. При этом п. 3 ст. 36 Закона
предусматривает установление субъектами Российской Федерации дополнительных льгот.
В сборнике
нормативных актов
(1993-1994) опубликованы
примерные положения
соответствующими приложениями — примерными штатными расписаниями. Но при этом необходимо иметь в
виду, что все примерные положения о центрах и штатные расписания являются ведомственными подзаконными
актами, утвержденными приказами министров. Несмотря на это они являются исходной нормативной базой,
которая может уточняться и расширяться на местах с учетом специфики субъектов Федерации и особенностей
социальных служб.
Пути
достижения нового качества
целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов,
касающихся улучшения
социального обслуживания и социального
обеспечения различных
создание надежного правового механизма их реализации.
Необходимо
сосредоточить внимание на
Президента РФ и постановлений Правительства РФ:
Федеральные законы:
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995) ; О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей (1995) ; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993) ; Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (1995) ; О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов (1995) .
Указы
Президента Российской
О первоочередных
мерах по реализации Всемирной
декларации об обеспечении
развития детей в 90-е годы (1992) ; “Основные направления государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации до 2000 года” (Национальный план действий в интересах детей) (1995) ;
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995) ; О мерах по социальной поддержке многодетных
семей (1992) ;
Постановления
Правительства Российской
О плане
действий по улучшению
реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и
развития детей (1993) ; О федеральной программе “Дети России” (1993) ; О порядке разработки и структуре
Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года (1994) .
Таким
образом, для работников
постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения
главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов) , попавших в трудную
жизненную ситуацию (1, стр. 222-236) .
Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и
попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной,
социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в
необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию
центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация) , приютов,
молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.
Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций: