Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
Психологические
компоненты социализации
групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное
восприятие содержания и процесса социализации личности.
Включение
в социальную деятельность
В процессе социально окрашенной деятельности (учебная, трудовая, художественная, спортивная и др.) и самой
социальной деятельности
формируются социально-
Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных
чувств, настроений, направленности личности.
Процесс
социализации требует высокой
собственной активности
способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности (мотивы, интересы, направленность,
включенность в общественную жизнедеятельность, социальное доверие и ответственность) , проходящей
социализацию (2, стр. 81) .
Психологические
основы социальной работы
увязывается с типизацией личностей, и соответственно этому строятся ее стратегия и тактика. На практике хорошо
зарекомендовала себя теория акцентуации характеров. Например, выявляются положительные, отрицательные
черты характера,
конфликтогенные ситуации и соответственно
этому подбираются
даются педагогические рекомендации.
Существенную
роль в социальной работе
группы: лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое
структурирование групп помогает организовать социальную работу.
Необходимым
элементом системы
психологии общения. Социальное научение, органически включенное в социальную работу, помогает овладеть
навыками общения,
воспитывающего и развивающего личность.
Это создает благоприятные
педагогические отношения.
Важную
роль в решении задач
индивидуально-личностного, так и индивидуально-группового и межгруппового. Социально-психологический
анализ конфликта (конфликтной ситуации, эксцесса, разрешения конфликта) обеспечивает действенность
социальной работы, повышает эффективность учебно-трудовой деятельности.
Подсистемой
психологических знаний
дифференциации социальной работы. Индивидуальный подход необходим в любой деятельности — учебной,
трудовой, игровой, художественной, спортивной. Он является одновременно и принципом, и условием
эффективной социальной работы. В индивидуальном подходе используются психологические феномены:
темперамент, характер, мышление, речь, перцептивные качества личности.
Дифференциация
социальной работы основана на
стратификационно-
она учитывает особенности детей и взрослых, молодых и пожилых, здоровых и больных, работников
преимущественно
физического и умственного
высококвалифицированных и необученных, опытных работников и начинающих.
Необходимым
элементом психологического
талантливых людей. Обеспечение социальной работы предусматривает учет их способностей, а вместе с тем, и
особенностей характера.
Система
психологического знания в
и депривированных людей. Контингент этой группы достаточно многочисленный. Деликатность и сложность
проблемы заключается в том, что внутри групп существует весьма тонкая стратификация по психологическим
признакам.
Большая
группа людей, называемая “
которая выступает в качестве основы социальной работы.
В последние
годы предметом теоретико-
возраста. Общество несет большие убытки в связи с тем, что не использует объективных психологических
показателей их
работоспособности, равно как и
их социально-психологических
83-84) .
Социальный работник выполняет множество функций. Осуществляя их, он непременно прибегает к помощи
психологии.
Прежде всего надо отметить, что социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер.
По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных,
дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как
руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов
самопомощи.
Социальный работник чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека,
обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей
личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной,
организующей, удерживающей
и развивающей контакты. Он развивает
мотивацию социально
деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-
терапевтическую работу.
Социальный
работник действует как
деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в
сфере выживания, переобучения, перевоспитания, социальный работник обретает у клиентов доверие (2, стр. 86) .
Становление
профессиональной социальной
понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных
дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо
называется “пациент”
. В юриспруденции — “
термина “пациент” , или “истец” , т.е., по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну,
страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страдание,
находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной
субъектностью,
то есть в той мере, насколько
его интеллектуальные, физические,
психические и моральные
позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы. В связи с этим утвердилось
мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами.
Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой
коллектив и т.д.) . Более точно его характеристики определяются уровнем организации социальной работы.
Поскольку
социальный работник любого
направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно
принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности,
находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает
или грозит нарушить,
возможности нормального
добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.
В жизни,
к сожалению, случаются
человека, семью, социальную группу вытеснить в число неблагополучных, нуждающихся во внешней помощи.
Семейные проблемы,
дестабилизирующие
в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения. Проблемы подростков в
пубертатном периоде или пожилых людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а также
их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, что социальная работа
нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие — уже
актуально.
Кому
же оказывают помощь
но насыщенную историю развития этого вида деятельности. Социальная работа ориентирована на индивида.
Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную общность —
каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет право на счастье, благополучие и развитие
своих способностей. Первоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее
стало ясно, что попытки изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются
эффективными, если не воздействовать на их непосредственное окружение, на ближайшую социальную сеть, в
которую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на
семью невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении и самочувствии отдельных членов
семьи ведут за собой изменение напряженности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных
коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влияние непосредственного окружения трудно
переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с неустойчивым
характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения — всего
населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное понимание выводит на
необходимость обращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.
Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к