Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства

должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального

размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и

пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий

социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

контактировать  с “трудными” подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на

реабилитации, и  т.д. ; иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и  доверие у окружающих,

соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны  жизни 

человека; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических 

отклонений в  собственных оценках и действиях  и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу,

отказы...) уметь  добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к 

подопечному; уметь  принимать нужное решение в неожиданных  ситуациях, четко формулировать  свои мысли,

грамотно и  доходчиво их излагать.

   Социальный  работник должен поддерживать  высокие стандарты своего поведения.  Он должен быть 

преданным своему делу, честным и правдивым, не участвовать  в предательстве, мошенничестве, уловках  или 

введении клиента  в заблуждение. Социальный работник обязан четко отличать заявления  и действия, сделанные 

им как частным  лицом и как должностным. Социальный работник общего профиля — это  не специалист по

психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами.

Тем не менее  социальный работник часто должен консультировать  индивидуумов и семьи, быть фасилитатором  в 

группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать  соответствующие общественные ресурсы.

   Совет  по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального  работника общего 

профиля, который  должен уметь выполнять следующее: 1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях,

когда требуется  начать (или прекратить) , усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и 

социальными институтами; 2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых  целей и 

адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с  целью улучшения благосостояния человека; 3) развивать 

способности человека в решении проблем, в преодолении  стрессов; 4) связать людей с системами, которые 

обеспечивают  их (людей) ресурсами, услугами и возможностями; 5) эффективно защищать наиболее

дискриминируемых  и уязвимых членов сообществ; 6) способствовать эффективному и гуманному действию систем,

обеспечивающих  людей услугами, ресурсами и возможностями; 7) активно участвовать в создании новых,

модифицированных; или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые  являются более 

справедливыми, обоснованными и чувствительными  к запросам потребителей услуг, и  в устранении тех систем,

которые не являются справедливыми; 8) оценить эффективность  проделанной работы; 9) постоянно 

совершенствоваться  в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и  этические 

нормы профессии; 10) содействовать совершенствованию  службы.

   После  того как социальный работник  выслушал клиента, он не должен  сразу пытаться разрешить ситуацию.

Следовать первому  импульсу в решении проблемы для  социального работника — значит только осложнить 

ситуацию.

   Процесс  решения проблемы социальным  работником включает: 1) сбор информации  из всех относящихся к 

делу источников, 2) оценку информации, 3) определение  проблемы, 4) планирование действий, 5) составление 

подробного четкого  плана действий, 6) осуществление  плана действий, 7) оценку результатов.

   Социальный  работник, имеющий дело с “поломанным” (по аналогии с автомобилем)  человеком, должен 

иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятен  клиенту. Поэтому данные нужно 

собирать в  сензитивной манере, характерной  для работы с людьми.

   Социальный  работник общего профиля должен  быть включен в решение проблемы  на всех уровнях — 

начиная от публичного просвещения до непосредственного  выполнения действий, связанных с  решением

проблемы в  качестве штатного сотрудника. Но даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно 

участвовать в  общественной работе, набирать и обучать  добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать

общество о  сути проблем.

   Стиль  поведения социального работника,  обусловленный совокупностью его  личностных качеств, его 

ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он

формирует. Некоторые  социальные работники чувствуют  себя как рыба в воде в конфликтных  ситуациях, другие — 

в ситуациях  сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми  клиентами, другие

успешно находят  общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное

отношение к  себе, другие нет. Одни отзывчивы к  детям, другие более сочувствуют  людям пожилого возраста.

   Поэтому  роль личностных качеств социального  работника несомненно велика  в его профессиональной 

деятельности. Среди  них можно выделить такие, как  гуманистическая направленность личности, личная и 

социальная ответственность, обостренное чувство добра и  справедливости, чувство собственного достоинства и 

уважение достоинства  другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять

других и прийти к ним на помощь, эмоциональная  устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню

притязаний и  социальной адаптированности.

   Личностные  качества социального работника  можно разделить на три группы. К первой группе относятся 

психофизиологические  характеристики, от которых зависят  способности к данному виду деятельности. Ко второй

— психологические  качества, характеризующие социального  работника как личность. К третьей  группе — 

психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

   Качества  первой группы, которые отражают  психические процессы (восприятие, память, воображение, 

мышление) , психические  состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия) , внимание как  состояние 

сознания, эмоциональные  и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость,

последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемыми профессиональной

деятельности  социального работника. Некоторые  из этих психологических требований являются основными, без 

них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если

кто-то из социальных работников не отвечает психологическим  требованиям, предъявляемым профессией, то

отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных 

условиях они  практически неизбежны.

   Психологическое  несоответствие требованиям профессии  особенно сильно проявляется  в сложных 

ситуациях, когда  требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной 

задачи.

   В работе  с людьми необходимы собранность  и внимательность, умение понять  клиента, такие волевые 

качества, как  терпение, самообладание и т.д. Без  этих ведущих для данной профессии  характеристик психики 

невозможна эффективная  работа.

   Чем труднее  для освоения профессия, чем  более значима она в социальном  отношении, тем крупнее должны 

быть блоки  личностных свойств, принимаемых в  качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело

касается специалиста  социальной сферы, то при подборе  кадров следует оценивать целостный  образ личности, в 

формировании  которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с  людьми, а с другой — 

установки и  ценностные ориентации кандидата.

   Ко второй  группе качеств относятся такие  психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, 

самооценка своих  поступков, а также стрессоустойчивые  качества — физическая тренированность,

самовнушаемость, умение переключаться и управлять  своими эмоциями.

   К третьей  группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать  контакт с людьми) ;

эмпатичность (улавливание  настроения людей, выявление их установок  и ожиданий, сопереживание их нуждам) ;

аттрактивность (внешняя привлекательность личности) ; красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

   Социальный  работник профессионально помогает  людям, поэтому он должен иметь  навыки педагогической 

деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры

специалиста социальной сферы. К числу ее структурных  элементов также относят психолого-педагогическую

направленность  личности, педагогические способности  и мастерство, искусство делового общения и культуру

служебного поведения.

   Предпосылкой  для формирования педагогической  культуры социального работника  являются его 

педагогические  способности. Их задатки считаются  врожденными. Они проявляются в  склонности человека

работать с  людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки  еще не сами способности, а 

лишь анатомо-физиологические  особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности 

личности, они  могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно  работает над ними.

Педагогическая  способность предполагает такую  черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в 

умении дать характеристику объекту, выявить его  сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на

оказываемое на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с 

даром педагогического  предвидения. Точная диагностика состояния  клиента — лишь изначальная сторона  дела.

Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги  предпринимаемых действий. Работая  с человеком,

он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение 

помогает смоделировать  этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия.

   Педагогической  наблюдательностью и предвидением  обычно обладают люди с развитым  творческим 

воображением  и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы  и требуют 

Информация о работе Социальная работа