Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
определенной
социально-демографической
старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или
бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и
социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов
социальной работы,
так как объективные
риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать
жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в
уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у
социально-демографической
категории мужчин, которые встречаются
с особыми трудностями
именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего
медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной
помощи.
Принято также выделять клиентов — людей с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность
во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют
их жизнедеятельность.
Так, инвалиды или лица с ограниченными
возможностями нуждаются в
помощи со стороны
государства, так как их физические,
психические или
препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и
транспорт для
инвалидов с ограничениями
тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии
самостоятельно
управлять своей
инвалидов в общество.
Однако
помимо инвалидов особые нужды
есть у безработных, у тех,
кто участвовал в военных
сейчас страдает
от последствий
чьи дети испытывают трудности в обучении.
Итак, мы
можем сделать вывод, что
общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной
проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что
направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он
представляет себе идеальный результат своей работы. Этот вопрос также служит темой серьезных дискуссий,
связанных с
рамками компетенции и
Следует
признать, что на целый ряд
причин, условий и обстоятельств,
осложняющих положение клиента,
может воздействовать не только социальный работник, весь институт социальной работы, вся социальная система
данного государства, но даже на современном уровне наших знаний и наших ресурсов — все человечество в целом.
Скажем, целиком устранить причины врожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты,
которые обусловливают ограничение возможностей индивидов, сегодня невозможно.
Не имея
возможности устранить причину,
социальный работник? Только помочь индивиду достигнуть максимального уровня интеграции в общество,
возможного при его реальных жизненных обстоятельствах и здоровье.
Вероятно, бедность — неизбежный спутник современного общества, так как ее причины вызваны не только
недостатками здоровья, личности, характера, интеллекта и психики, не только несовременной прокреативной
ориентацией, обусловливающей многодетность, не только эгоистической позицией работодателей (включая
государство) , но и общим дефицитом ресурсов в мировом масштабе. Устранить бедность социальный работник не
в состоянии, он может действовать с целью устранения наиболее вопиющих последствий бедности, с тем чтобы
она не стала наследственной для семьи данного клиента: оказать содействие в обеспечении полноценным
питанием; помочь получить образование и вместе с тем шансы на успешный социальный старт детям бедняков,
родители которых не могут предоставить им таких возможностей, какие предоставляются детям из обеспеченных
или богатых семей; гарантировать медицинскую помощь, в первую очередь женщинам и детям. Есть множество
таких социальных проблем, которые социальные работники должны постоянно разрешать в своей деятельности, но
не могут разрешить их целиком и полностью.
Разрешить
окончательно социальные
нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь и вновь для каждого следующего индивида или
семьи, оказавшихся в затруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный
работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией. Социальная ситуация — конкретное состояние
проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих
связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.
Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где
прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности — улучшение социальной ситуации клиента,
превенция ее ухудшения
или, по крайней мере, фасилитация, облегчение
субъективного переживания
своего положения. Ведь можно отдавать себе отчет, что в условиях спада производства и массовой безработицы
помочь индивидам найти новое рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально-психологическую
поддержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполне возможно.
Понятие
социальной ситуации служит
и взаимодействия,
которые непосредственно
которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не
смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска
путей оказания помощи конкретному пьющему клиенту и его семье. Можно, неадекватно эксплуатируя
диалектический принцип всеобщей связи явлений, начать анализ жизнедеятельности этого конкретного алкоголика
с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний
день недоступен. Понятие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром,
позволяет вычленить в его специфических условиях в первую очередь то, что непосредственно влияет на
разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих
ближайших связей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и иные причины, которые
толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности для создания устойчивой мотивации на
излечение (1, стр. 34-42) .
Социальная
работа позволяет решать
разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у
социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных
лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и
предоставление достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и
жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут
организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть
запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и
улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят
к их ущербности и снижают их эффективность (2, стр. 129-130) .
Оттого
не случайно, а вполне естественно,
что среди разновидностей
социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных
манипуляциях и оперативных вмешательствах (это делали и делают учреждения медицинской службы) , речь идет о
координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами,
которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т.е. речь идет о так называемых социально-медицинских
услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями
здравоохранения и населением.
В таких
условиях подготовка кадров
жизни (прежде всего быт, его условия) формирует 50% здоровья человека (данные ВОЗ) . Доля остальных факторов
— генетической наследственности, экологии и т.д. — лишь 5—15%.
В нашей
стране уже начата подготовка
социальных работников с
специализацией “Социально-медицинские услуги населению” . Примечательно, что эту профессию выбирают лица
гуманного склада, чья сердобольность и чуткость необходимы для будущей работы. Они учатся, четко осознавая, что
эта работа не сулит им сверхприбылей и богатства.
Бакалавры
социальной медицины будут
являются организаторами-
безработных, хронически больных людей, одиноких, многодетных, сирот, инвалидов, лиц, пристрастных к
алкоголю и наркотикам, а также всех тех, кто попал в кризисную ситуацию экономического, социального или
медицинского характера и чей доступ к медицине стал ограниченным.
Медико-социальная
помощь заключается в решении
медицинских, социально-