Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Великий князь киевский Владимир
Красное Солнышко, Креститель, “Отец сострадания” , уставом 996 г. официально вменил в обязанность
духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей,
богаделен и больниц. Почти сразу после крещения Владимир занялся богоугодными делами: строил церкви, которые
стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела; основывал школы и училища,
ставшие первой ступенью народного просвещения России.
Владимир
строил не только училища.
благотворительности, чем и заслужил безмерную любовь народа. Многие летописцы сообщают о щедрости князя
как о чем-то небывалом. Владимир устраивал пиршества на княжеском дворе не только для бояр и знати (градских
старцев) , но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворить их нужды.
Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мог прийти за помощью на его двор. Князь велел
своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим. Нестор
объясняет такое
человеколюбие Владимира
“блажены милостиви, яко тем помиловани будут” и Соломоновы “дая нищему, богу в земле даете” так
подействовали на князя, что внушили ему необыкновенную любовь к благотворению и милосердию.
Итак, Владимир,
первый русский князь-
христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице
объединилась
личная и государственная
был тем не менее первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов, которые
платили русские
труженики. Так что здесь мы видим
государственную и частную
сплетенной, вернее сказать, еще не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России – руководствуясь
христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги из
казны, которые
они считали своими. Все же и
такая благотворительность
стороны, ведь они могли потратить деньги и на свои личные нужды.
Начинания
Владимира продолжил его сын
Ярослав, который основал
было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением
первого письменного русского свода законов – “Русской Правды” . “Русская Правда” состоит из 37 глав и, кроме
статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычно для молодых
государств Европы.
Так, в
XXXI главе мы видим пример заботы
о подрастающем поколении.
Ярослав говорит: “Двор отцовский всегда без раздела принадлежит младшему сыну” , имея в виду, что младший
сын всегда более старших братьев не защищен в социальном плане. И если раньше, до написания и вступления в
силу “Русской Правды” , старшие братья могли решить спор силой, то теперь младшие сыновья были защищены
законом. Это было простое и мудрое решение. В тоже время в Западной Европе столь важный социальный вопрос
решен не был, в результате чего во многих европейских странах сформировался особый класс рыцарей-
разбойников, состоящий почти целиком из младших дворянских сыновей, которые в юном возрасте были изгнаны
из дома своими старшими братьями, забравшими себе все наследство.
Вообще,
законы Ярослава относительно
попечительства над детьми
заложены главнейшие по своей проблемности вопросы. Например, глава XXXII определяет отношения при разделе
наследства между детьми одного отца, но разных жен. Был также решен вопрос о наследстве детям в случаях, когда
нерадивая мать “проедала” это наследство. Здесь же едва ли не в первые проявляется забота и о самой женщине:
“Но дети не могут согнать вдовствующей матери со двора или отнять, что отдано ей супругом” .
Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав велел передавать детей ближайшим
родственникам, если мать выйдет замуж вторично. Конечно, это было не совсем справедливо по отношению к
матери, но, думается, являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми.
“Русская
Правда” явилась первым
О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком
посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов так или
иначе определила все дальнейшее законотворчество на Руси. Последующие своды законов во многом строились по
образцу и подобию “Русской Правды” , так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждали
основы социальной политики.
Внук
Ярослава Мудрого, правнук
нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианской
человечностью. “О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество
спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и
поручено вам только на время… Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить
слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны” .
Итак, мы
видим, что первые века
которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу
добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись
непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным.
На протяжении
веков средоточием социальной
помощи были церкви и
русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. При общественной неурядице, при
недостатке безопасности для слабого и защиты для обижаемого следование этой заповеди полагали прежде всего в
подвиге сострадания к страждущему, а ее первым требованием признавали личную милостыню. Идея этой
милостыни была положена в основание практического нравоучения; потребность в подвиге сострадания
воспитывалась всеми известными тогда средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего – это
прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Человеколюбие на деле
значило нищелюбие.
Благотворительность была не столько
вспомогательным средством
благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому
“нищелюбу” , чем нищему. Целительная сила милостыни заключалась в том, чтобы, смотря на слезы и страдания,
самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием.
Нищенство
на Руси считалось не
одним из главных
средств нравственного
при церкви.
Стоит ли удивляться тому, что при подобном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились
со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня.
Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было
выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб. Нищих было несколько категорий: “блаженные” —
раздавали все свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения “Христа ради” ; “юродивые” —
прорицатели, ясновидцы,
вразрез с нынешними
симулировали безумие; “немощные” — слепые, старые, “настоящие” душевнобольные, все те, кто не мог добывать
на пропитание иначе как “милостынькой” ; “гулящие” — те, кто бродяжничал в собственное удовольствие или
скрывался от властей.
Российское законодательство делило нищих на 4 категории (правда, это было уже много позже — в XIX в.,
но мы сразу скажем об этом, чтобы уже не возвращаться к этому вопросу) . Здесь были: 1) те, которые не могут
своим трудом добыть пропитание; 2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;
3) те, которые
могут трудиться, но
обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
Борьба с профессиональным нищенством могла пойти только во благо общества. Пожалуй, первым
российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество насильственными методами, был Петр I. В
именном указе Стрелецкому приказу от 30 ноября 1692 г., опубликованном еще от имени Ивана и Петра
Алексеевичей, он велел записать: “Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и
ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы” . Таких людей
царь велел ловить и отправлять по месту жительства, беглых крестьян отправляли к их помещикам. Повторно
уличенных в попрошайничестве били кнутом и ссылали в Сибирь. По указу 1712г. всех “ленивых прошаков” без
разбора били прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы. “Амнистии” не полагалось
никому — ни старым, ни больным, ни сумасшедшим (правда, позже Петр ввел “освидетельствование дураков” ) . С
1718 г. карали и дающих милостыню — первый штраф 5 рублей, второй — 10. Петр не запрещал милостыню
вообще. Хочешь — отдай деньги в богадельню, приют и т.д., благо их к тому времени было уже много. Такая
политика не могла, естественно, понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям
Руси.
Указ 1712
г. “О воспрещении нищенства”
не пересматривался
лет. Лишь дважды Сенат сделал исключение. В первый раз послужил тому страшный голод 1734 г. Второй раз —
частный случай: ослепшему киевскому гражданину дозволили собирать милостыню для уплаты долга в 200 рублей,