Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства

должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального

размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и

пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий

социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

“дабы не пойти  по миру с семьей” .

   Естественно,  деятельность Петра I заключалась  не только в борьбе с нищенством. Первый русский 

император практически  подошел к созданию системы общественного  призрения. При нем обязанность 

строительства и содержания больниц лежала на приказах, сначала Патриаршем, с 1701 г. — Монастырском, а с 1721

г. — относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе. Главный магистрат  и воеводы 

должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов  для призрения 

незаконнорожденных  младенцев, домов смирительных и  домов прядильных для людей “праздношатающихся и им

подобных” . Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными 

и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не

допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.

   Некоторой  предтечей пенсионного законодательства  являются указы о призрении  “не имеющих чем жить” 

младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г. соответственно) . Предполагалось, что они должны были идти жить в 

монастыри или  богадельни, где офицерам даже полагалось жалованье.

   Очень  интересен указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь  о том, что бродяги являются 

социально опасным  элементом. При этом делались очень  убедительные ссылки на Библию.

   Преемники  Петра продолжили борьбу со  “шляющимися” , думается, заботясь  в основном о внешней 

благопристойности государства. Хотя указ 1734 г. был очень  интересным исключением: в связи  с голодом было

решено нищих  из Москвы не высылать до начала в деревнях “работной поры” и до первого  мая не брать с них за

содержание на фабриках, мануфактурах и во всяких работах. Недолгое царствование Петра III было отмечено указом

1762 г. о том,  чтобы безумных не в монастыри  определять, а построить для них  особый дом (это было официальным 

признанием того, что безумие — болезнь) .

   К эпохе  царствования Екатерины II относится  становление системы общественного  призрения. Так, указ от 7

ноября 1775 г. предписывал  в каждой губернии открыть под  “председательством гражданских губернаторов особые

приказы Общественного  призрения” . На эти приказы были возложены обязанности — устраивать и содержать 

народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для  психически

больных, работные и смирительные дома.

   Нельзя  сказать, что эта система была  совершенна. Но попытки государства  охватить все слои населения, 

нуждающиеся в  социальной защите, были налицо. Вскоре же выяснилось, что в стране полно  калек (что было

связано с войнами) и казенных средств на их содержание не хватает. В российском правительстве  вызревала мысль 

о том, чтобы  попечение о нищих и калеках  сделать общественным, а не только государственным, и что нет ничего

зазорного в  привлечении милосердных людей  к посильной помощи в решении  данной проблемы. С большой 

неохотой Екатерина  согласилась с этой идеей, а усердное чиновничество “довело ее до кондиции” , в результате

чего призрение  превратилось для общественности в  добровольно-обязательное попечение, но под присмотром

государственных органов. Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда  убедились, что призрение 

для правительства  — ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание

жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу

призрения были подключены члены императорской  семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены

были и пожелания  жертвователей, которые сводились  к тому, чтобы любая помощь с  их стороны была

индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись  на статью госбюджета, а направлялись на

реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это “адресной помощью” ) .

   Стремясь  не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение  в сферу 

общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным

процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение  в России передавалось организациям и 

ведомствам, разделенным  на несколько типов. Они получили название “учреждений, на особых основаниях

управляемых” . Таким образом, в России была создана  гибкая, дифференцированная и чрезвычайно  эффективная 

система государственно-общественного  призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством,

но часто служила  примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась,

частично изменялась.

   К концу  XIX в. насчитывалось 14854 благотворительных  учреждения (общества и заведения) , причем их 

условно можно  было разделить на две группы —  учреждения, которые относились к  министерствам и ведомствам,

преследующим  только благотворительные цели, и  ведомства, не имеющие специального благотворительного

назначения. К  числу первых относились: Ведомство  учреждений Императрицы Марии, Российское общество

Красного Креста, Императорское человеколюбивое  общество и попечительство о домах  трудолюбия и работных

домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений — Ведомство православного исповедания  и военного

духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования  и др.

   Общая  сумма средств благотворительных  учреждений к концу прошлого  века выражалась огромным числом 

— 404843798 рублей, из которых стоимость недвижимости составляла около 35%, остальное —  денежные суммы.

Они складывались из процентов с капиталов, дохода от недвижимой собственности, членских взносов, случайных 

поступлений от жертвователей, от концертов, лотерей  и т.д.

   Эта система,  опирающаяся на российское законодательство, не была лишена недостатков.  Главными из них 

были: неясность  определения тех категорий людей, которые имеют право на общественное призрение; вопрос о 

том, из каких  средств должны покрываться расходы  по общественному призрению; степень  родства людей,

обязанных содержать  своих попавших в беду родственников.

   В результате  реформ второй половины XIX в. в  России появились земства, которым  были переданы вопросы 

местного самоуправления и, естественно, решение некоторых  вопросов общественного призрения. Но откуда могли 

они взять денег, к примеру, для помощи здоровому  человеку, оставшемуся без работы и имеющему семью, если в 

законодательстве  не было предусмотрено страхования  на случай безработицы?

   Для решения  этих и целого ряда других  вопросов в конце прошлого  века была образована (по высочайшему 

повелению) комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении бедных. Но войны, а  затем и 

революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.

   В первые  послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского  правительства, помимо 

восстановления  хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.

   Пока  еще отсутствовало понятие “социальное  обеспечение” , но были сделаны  первые шаги к нему.

   В 1918 г. (впервые после установления Советской  власти) по личному указу В.  И. Ленина всем центральным 

и местным органам  управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки 

трудящихся в  отдельную систему исследования. “Оказать энергичную поддержку всех и всяких начинаний,

направленных  к улучшению дела снабжения населения  продовольствием и промышленными  товарами,

социального страхования  и социального обеспечения, жилищного  строительства, здравоохранения, курортного

обслуживания  трудящихся” .

   В условиях  нэпа, дорогу которому открыл  Х съезд РКП(б) в 1921 г., обеспечение  трудящихся приобретало все 

новые направления. Так, широкое применение находила система  социального страхования.

   В год  образования СССР изменилось  само понятие “социальное обеспечение” . Теперь оно звучало так — 

“государственная  система материального обеспечения  и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при 

полной или  частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет

государственных и общественных средств” .

   Особое  внимание стало уделяться пенсионному  обеспечению и пособиям. Было  создано несколько 

пенсионных страховых  фондов (негосударственных) . Под личным наблюдением Ленина, а затем министра

здравоохранения Семашко была налажена система организации  правильного отдыха трудящихся (открыты  первые

санатории, профилактории  и дома отдыха) . В 1922 г. был издан  указ СНК о защите рабочих на особенно вредных 

производствах и их реабилитации в случае получения  увечья или инвалидности вследствие этого. Тогда же стали 

появляться первые государственные страховые общества и компании.

   В 1924 г., на II Съезде Советов СССР была  принята первая Конституция СССР. Она внесла изменения в 

систему социального  обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального 

страхования. Это  звучало так: “Должно быть произведено  полное социальное страхование рабочих: а) для всех

видов наемного труда; б) для всех видов потери трудоспособности.

   Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и 

сиротства, а  также безработицы” .

   К 1929 г.  Советская власть в законодательном  порядке утвердила полное социальное  обеспечение всех 

трудящихся, всех видов потери трудоспособности и  впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и 

государства, при  помощи профессиональных союзов.

   Все это,  а также бесплатная медицина  и образование приводило в  изумление иностранцев. Социальное 

обеспечение населения  на таком высоком уровне существовало только в нашей стране.

   Естественно,  что решение социальных вопросов  зависит от экономики государства.  Поэтому в нашей стране 

социальные задачи традиционно включались в экономическую  политику. И только с конца шестидесятых годов 

социальная политика выделяется в особое направление  деятельности партии, хотя и была тесно  связана с 

Информация о работе Социальная работа