Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
“дабы не пойти по миру с семьей” .
Естественно,
деятельность Петра I заключалась
не только в борьбе с
император практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность
строительства и содержания больниц лежала на приказах, сначала Патриаршем, с 1701 г. — Монастырском, а с 1721
г. — относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе. Главный магистрат и воеводы
должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения
незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и домов прядильных для людей “праздношатающихся и им
подобных” . Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными
и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не
допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.
Некоторой
предтечей пенсионного
младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г. соответственно) . Предполагалось, что они должны были идти жить в
монастыри или богадельни, где офицерам даже полагалось жалованье.
Очень интересен указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь о том, что бродяги являются
социально опасным элементом. При этом делались очень убедительные ссылки на Библию.
Преемники Петра продолжили борьбу со “шляющимися” , думается, заботясь в основном о внешней
благопристойности государства. Хотя указ 1734 г. был очень интересным исключением: в связи с голодом было
решено нищих из Москвы не высылать до начала в деревнях “работной поры” и до первого мая не брать с них за
содержание на фабриках, мануфактурах и во всяких работах. Недолгое царствование Петра III было отмечено указом
1762 г. о том,
чтобы безумных не в монастыри
определять, а построить для них
особый дом (это было
признанием того, что безумие — болезнь) .
К эпохе
царствования Екатерины II относится
становление системы
ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под “председательством гражданских губернаторов особые
приказы Общественного
призрения” . На эти приказы были
возложены обязанности —
народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически
больных, работные и смирительные дома.
Нельзя сказать, что эта система была совершенна. Но попытки государства охватить все слои населения,
нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Вскоре же выяснилось, что в стране полно калек (что было
связано с войнами) и казенных средств на их содержание не хватает. В российском правительстве вызревала мысль
о том, чтобы попечение о нищих и калеках сделать общественным, а не только государственным, и что нет ничего
зазорного в привлечении милосердных людей к посильной помощи в решении данной проблемы. С большой
неохотой Екатерина согласилась с этой идеей, а усердное чиновничество “довело ее до кондиции” , в результате
чего призрение превратилось для общественности в добровольно-обязательное попечение, но под присмотром
государственных органов. Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда убедились, что призрение
для правительства — ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание
жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу
призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены
были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была
индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на
реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это “адресной помощью” ) .
Стремясь
не допускать пассивности
общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным
процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и
ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название “учреждений, на особых основаниях
управляемых” . Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная
система государственно-общественного
призрения, которая не только поражала
иностранцев своим
но часто служила
примером для других развитых стран.
Система эта постоянно
частично изменялась.
К концу XIX в. насчитывалось 14854 благотворительных учреждения (общества и заведения) , причем их
условно можно было разделить на две группы — учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам,
преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного
назначения. К числу первых относились: Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество
Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечительство о домах трудолюбия и работных
домах. Во вторую
группу входил целый ряд учреждений
— Ведомство православного
духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др.
Общая
сумма средств
— 404843798 рублей, из которых стоимость недвижимости составляла около 35%, остальное — денежные суммы.
Они складывались из процентов с капиталов, дохода от недвижимой собственности, членских взносов, случайных
поступлений от жертвователей, от концертов, лотерей и т.д.
Эта система,
опирающаяся на российское
были: неясность
определения тех категорий
том, из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению; степень родства людей,
обязанных содержать своих попавших в беду родственников.
В результате
реформ второй половины XIX в. в
России появились земства,
местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения. Но откуда могли
они взять денег, к примеру, для помощи здоровому человеку, оставшемуся без работы и имеющему семью, если в
законодательстве не было предусмотрено страхования на случай безработицы?
Для решения этих и целого ряда других вопросов в конце прошлого века была образована (по высочайшему
повелению) комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении бедных. Но войны, а затем и
революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.
В первые послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского правительства, помимо
восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.
Пока
еще отсутствовало понятие “
В 1918 г.
(впервые после установления
и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки
трудящихся в
отдельную систему
направленных
к улучшению дела снабжения населения
продовольствием и
социального страхования и социального обеспечения, жилищного строительства, здравоохранения, курортного
обслуживания трудящихся” .
В условиях нэпа, дорогу которому открыл Х съезд РКП(б) в 1921 г., обеспечение трудящихся приобретало все
новые направления. Так, широкое применение находила система социального страхования.
В год
образования СССР изменилось
само понятие “социальное
“государственная
система материального
полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет
государственных и общественных средств” .
Особое
внимание стало уделяться
пенсионных страховых фондов (негосударственных) . Под личным наблюдением Ленина, а затем министра
здравоохранения Семашко была налажена система организации правильного отдыха трудящихся (открыты первые
санатории, профилактории и дома отдыха) . В 1922 г. был издан указ СНК о защите рабочих на особенно вредных
производствах и их реабилитации в случае получения увечья или инвалидности вследствие этого. Тогда же стали
появляться первые
государственные страховые
В 1924 г.,
на II Съезде Советов СССР была
принята первая Конституция
систему социального обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального
страхования. Это звучало так: “Должно быть произведено полное социальное страхование рабочих: а) для всех
видов наемного труда; б) для всех видов потери трудоспособности.
Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и
сиротства, а также безработицы” .
К 1929 г.
Советская власть в
трудящихся, всех видов потери трудоспособности и впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и
государства, при помощи профессиональных союзов.
Все это,
а также бесплатная медицина
и образование приводило в
изумление иностранцев.
обеспечение населения на таком высоком уровне существовало только в нашей стране.
Естественно,
что решение социальных
социальные задачи традиционно включались в экономическую политику. И только с конца шестидесятых годов
социальная политика выделяется в особое направление деятельности партии, хотя и была тесно связана с