Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В
середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих
принципов: —
самостоятельность каждого
общего направления дел; — индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося; —
привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.
Со временем
приемы и формы работы
оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при
непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия,
направленные
на повышение степени
самому решать возникающие проблемы.
Основой
для социальной работы
Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе
государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским
(общественным)
, частным инициативам в области
социальных программ и
государственными структурами. Государство “ищет” в общественном секторе свободных носителей по реализации
социальных программ
и только при отсутствии таких
инициатив создает
наличии нескольких
общественных предложений или проектов
государственные ведомства
проводят конкурс программ и финансируют наиболее перспективные.
Современный
тип социального государства
формируется непосредственно
войны. К основателям
социального государства
Германии Конрада Аденауэра (1876—1967) и экономиста, государственного деятеля Людвига Эрхарда (1897—1977)
.
Людвиг
Эрхард признан как один из
основных теоретиков и
ориентированной рыночной, экономики, сущность которой, по его мнению, только тогда можно считать
достигнутой, когда соответственно с растущей производительностью одновременно понижаются цены,
обеспечивая, таким, образом, подлинное повышение реальной заработной платы.
Для характеристики
сущности и степени развитости
социального государства
следующие параметры: — налоговое государство, т.е. размер бюджетных ассигнований на социальную сферу,
внебюджетные
фонды и социальное страхование;
— услуговое государство (или
бюрократическое — в
понимании этого термина) , т.е. степень развитости социальных служб. Так, социальная сфера является одной из
самых человекоемких отраслей экономики. Например, доля занятых, труд которых имеет отношение к данной сфере,
составляет в Швеции — 35%, Нидерландах — 28%, США — 26%, Франции и Великобритании — по 25%, ФРГ —
21% и лишь в
Японии только 13%; — правовое государство
с развитым социальным
предполагающим также принцип разделения властей, реализацию функций законодательной, исполнительной и
судебной властей в социальной сфере, формирование нормативно-правовой базы социальной работы,
взаимодействие органов и учреждений различного ведомственного подчинения в социальной сфере с различными
гражданскими и частными инициативами. В этой связи социальное государство может существовать лишь при
наличии развитого гражданского общества.
Социальное
государство должно
добиваться социального равенства. гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее
уязвимых социальных групп и категорий населения.
Социальное
государство создает как бы
многоуровневую рамочную
социальную стабильность через такие механизмы, как социальная политика и социальная работа.
Важнейшей
структурой европейского
консультативная межпарламентская организация, созданная в 1949 г. в целях содействия интеграционным
процессам. В
рамках Совета заключено около ста
различных конвенций и
рекомендательный характер, учитываются европейскими государствами при формировании социальной политики.
(Этим, в частности,
обусловлено принятие Указа
применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы” от 16 мая 1996 г. № 724, в котором
также содержится требование приведения в соответствие российских норм с Минимальными стандартными
правилами обращения с заключенными, принятыми Организацией Объединенных Наций.) Решения Совета наряду
со специализированными органами ООН и другими международными организациями имеют важное значение для
всего общеевропейского социального пространства. К важнейшим для нас относятся Европейская хартия о местном
самоуправлении (15 мая 1985 г.) и Европейская социальная хартия (18 октября 1961 г.) , в которой закреплен ряд
обязательств: право на труд и справедливое вознаграждение; право работающих женщин на защиту; право детей и
подростков на защиту, право на профессиональную ориентацию и профессиональное обучение, на охрану здоровья,
социальное обеспечение, социальную и медицинскую помощь; право пользоваться услугами социального
обеспечения; право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту; право матерей и детей на
социальную и экономическую защиту; право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную
подготовку, восстановление трудоспособности и возвращение к общественной жизни; среди прочих прав — право
рабочих-иммигрантов и их семей на защиту и помощь.
В соответствии с Единым европейским актом, вступившим в силу 1 июля 1987 г., 12 государств —
участников Европейского Сообщества: Великобритания, Дания, Франция, Португалия, Испания, Германия, Бельгия,
Греция, Ирландия, Люксембург, Италия, Нидерланды до 31 декабря 1992 г. создали территорию без внутренних
границ, на которой обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала. Для 340 млн. граждан
стран ЕС это значит, что диплом о высшем образовании признается во всех странах, любой человек
соответствующей квалификации может работать по специальности в любой из 12 стран наряду с ее коренными
жителями, пользоваться услугами социального обеспечения и социальной защиты, хотя именно интеграция в
социальной сфере — по сравнению с финансовой и экономической — связана с наибольшими трудностями. Разный
уровень оплаты труда, бюджетных отчислений на социальную сферу, существенные различия в системе
социального и медицинского страхования и другие создают реальные проблемы в построении единого социального
пространства.
Социальное
устройство в развитых странах
с рыночной экономикой
набор услуг в соответствии с прожиточным минимумом, создать равенство “стартовых” возможностей со стороны
бюджетных средств,
большинство же граждан через
систему социального и
создают необходимый
фонд для социального обеспечения.
Через прогрессивное
принцип социальной солидарности, когда здоровые поддерживают больных, молодые — пожилых и происходит
частичное перераспределение доходов в пользу безработных и других категорий малоимущих.
Наиболее
острой социальной проблемой
является безработица — в
10,5% активной рабочей силы. От безработицы особенно страдает молодежь. Отсутствие перспектив порождает у
молодых людей массовые акции насилия и проявления вандализма, дальнейшее распространение получают
подростковая преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Социальным бедствием становится СПИД. В
этих условиях основное внимание в социальной политике и социальной работе уделяется созданию новых рабочих
мест, организации разумного проведения свободного времени юношей и девушек. Появляются и новые методы
социальной работы — мобильная социальная работа и стритверк (социальная работа на улице) . Данные методы
возникли в США, а затем распространились в Австрии, Германии, Франции и других странах Европы.
В США
государственная поддержка
населения, поэтому
здесь в большей степени
структур. Налоговые льготы способствуют активному привлечению бизнеса для реализации социальных программ
и проведения социальной работы.
В ФРГ
практически вся социальная
законодательства — Социальный кодекс, объединяющий всю совокупность социальных законов — от социальной
защиты молодежи до социальной помощи пожилым людям и нетрудоспособным. Федеральное законодательство
определяет своеобразную “рамочную” конструкцию, в то время как конкретное наполнение осуществляется на
уровне земель.
Разработчики
федеральных законов о
должен полагаться прежде всего на собственные силы. Если это по какой-либо причине не представляется
возможным, то граждане ФРГ, а также иммигранты, переселенцы и лица, не имеющие гражданства, могут
воспользоваться правом на получение социальной помощи. При этом в основе оказания социальной помощи лежит
принцип субсидиарности, включающий среди прочих следующие аспекты: — получатель социальной помощи в
процессе его реинтеграции в общество обязан сам проявлять активность; — рычаги социальной помощи
включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней в сфере
законодательной, договорной или нравственной.