Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства

должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального

размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и

пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий

социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

принципы Эльберфельдской  системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В 

середине XIX в. она  распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих

принципов: —  самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация 

общего направления  дел; — индивидуализация помощи при  детальном обследовании каждого  нуждающегося; — 

привлечение всех слоев общества к активному участию  в деле призрения бедных.

   Со временем  приемы и формы работы изменялись, но главным принципом социальной  работы остается 

оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника  и при 

непосредственном  участии клиента навыков к  самопомощи. Стратегией социального  работника являются действия,

направленные  на повышение степени самостоятельности  клиента, его способности контролировать свою жизнь и 

самому решать возникающие проблемы.

   Основой  для социальной работы является  также такой принцип социальной  политики, как субсидиарность.

Данный принцип  предполагает законодательное регулирование  взаимодействия в социальном секторе 

государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским 

(общественным) , частным инициативам в области  социальных программ и мероприятии  по сравнению с 

государственными  структурами. Государство “ищет” в  общественном секторе свободных  носителей по реализации

социальных программ и только при отсутствии таких  инициатив создает государственные  учреждения. При 

наличии нескольких общественных предложений или проектов государственные ведомства социальной защиты

проводят конкурс  программ и финансируют наиболее перспективные.

   Современный  тип социального государства  формируется непосредственно после  окончания второй мировой 

войны. К основателям  социального государства причисляют первого канцлера Федеративной Республики

Германии Конрада  Аденауэра (1876—1967) и экономиста, государственного деятеля Людвига Эрхарда (1897—1977)

.

   Людвиг  Эрхард признан как один из  основных теоретиков и практиков  в разработке социально 

ориентированной рыночной, экономики, сущность которой, по его мнению, только тогда можно  считать 

достигнутой, когда  соответственно с растущей производительностью  одновременно понижаются цены,

обеспечивая, таким, образом, подлинное повышение реальной заработной платы.

   Для характеристики  сущности и степени развитости  социального государства необходимо  учитывать 

следующие параметры: — налоговое государство, т.е. размер бюджетных ассигнований на социальную сферу,

внебюджетные  фонды и социальное страхование; — услуговое государство (или  бюрократическое — в веберовском 

понимании этого  термина) , т.е. степень развитости социальных служб. Так, социальная сфера является одной из

самых человекоемких  отраслей экономики. Например, доля занятых, труд которых имеет отношение  к данной сфере,

составляет в  Швеции — 35%, Нидерландах — 28%, США  — 26%, Франции и Великобритании —  по 25%, ФРГ — 

21% и лишь в  Японии только 13%; — правовое государство  с развитым социальным законодательством, 

предполагающим  также принцип разделения властей, реализацию функций законодательной, исполнительной и 

судебной властей  в социальной сфере, формирование нормативно-правовой базы социальной работы,

взаимодействие  органов и учреждений различного ведомственного подчинения в социальной сфере с различными

гражданскими  и частными инициативами. В этой связи социальное государство может  существовать лишь при 

наличии развитого  гражданского общества.

   Социальное  государство должно обеспечивать  права человека, достойный прожиточный  минимум, 

добиваться социального  равенства. гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее

уязвимых социальных групп и категорий населения.

   Социальное  государство создает как бы  многоуровневую рамочную конструкцию,  обеспечивающую 

социальную стабильность через такие механизмы, как социальная политика и социальная работа.

   Важнейшей  структурой европейского социального  взаимодействия является Совет  Европы — 

консультативная межпарламентская организация, созданная  в 1949 г. в целях содействия интеграционным

процессам. В  рамках Совета заключено около ста  различных конвенций и соглашений, которые, хотя и носят 

рекомендательный  характер, учитываются европейскими государствами при формировании социальной политики.

(Этим, в частности,  обусловлено принятие Указа Президента  Российской Федерации “О поэтапном  сокращении 

применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы” от 16 мая 1996 г. № 724, в котором 

также содержится требование приведения в соответствие российских норм с Минимальными стандартными

правилами обращения  с заключенными, принятыми Организацией Объединенных Наций.) Решения Совета наряду

со специализированными  органами ООН и другими международными организациями имеют важное значение для 

всего общеевропейского социального пространства. К важнейшим  для нас относятся Европейская  хартия о местном 

самоуправлении (15 мая 1985 г.) и Европейская социальная хартия (18 октября 1961 г.) , в которой  закреплен ряд 

обязательств: право  на труд и справедливое вознаграждение; право работающих женщин на защиту; право детей и 

подростков на защиту, право на профессиональную ориентацию и профессиональное обучение, на охрану здоровья,

социальное обеспечение, социальную и медицинскую помощь; право пользоваться услугами социального 

обеспечения; право  семьи на социальную, правовую и  экономическую защиту; право матерей  и детей на

социальную и  экономическую защиту; право физически  и умственно нетрудоспособных лиц  на профессиональную

подготовку, восстановление трудоспособности и возвращение  к общественной жизни; среди прочих прав — право 

рабочих-иммигрантов  и их семей на защиту и помощь.

   В соответствии  с Единым европейским актом,  вступившим в силу 1 июля 1987 г., 12 государств  — 

участников Европейского Сообщества: Великобритания, Дания, Франция, Португалия, Испания, Германия, Бельгия,

Греция, Ирландия, Люксембург, Италия, Нидерланды до 31 декабря 1992 г. создали территорию без внутренних

границ, на которой  обеспечивается свободное перемещение  товаров, лиц, услуг и капитала. Для 340 млн. граждан 

стран ЕС это  значит, что диплом о высшем образовании  признается во всех странах, любой человек 

соответствующей квалификации может работать по специальности  в любой из 12 стран наряду с  ее коренными 

жителями, пользоваться услугами социального обеспечения  и социальной защиты, хотя именно интеграция в 

социальной сфере  — по сравнению с финансовой и  экономической — связана с  наибольшими трудностями. Разный

уровень оплаты труда, бюджетных отчислений на социальную сферу, существенные различия в системе 

социального и  медицинского страхования и другие создают реальные проблемы в построении единого социального 

пространства.

   Социальное  устройство в развитых странах  с рыночной экономикой призвано  гарантировать минимальный 

набор услуг  в соответствии с прожиточным  минимумом, создать равенство “стартовых”  возможностей со стороны 

бюджетных средств, большинство же граждан через  систему социального и медицинского страхования сами

создают необходимый  фонд для социального обеспечения. Через прогрессивное налогообложение  реализуется 

принцип социальной солидарности, когда здоровые поддерживают больных, молодые — пожилых и  происходит

частичное перераспределение  доходов в пользу безработных  и других категорий малоимущих.

   Наиболее  острой социальной проблемой  является безработица — в странах  Западной Европы она составляет 

10,5% активной  рабочей силы. От безработицы  особенно страдает молодежь. Отсутствие  перспектив порождает у 

молодых людей  массовые акции насилия и проявления вандализма, дальнейшее распространение  получают

подростковая  преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Социальным бедствием  становится СПИД. В 

этих условиях основное внимание в социальной политике и социальной работе уделяется созданию новых рабочих 

мест, организации  разумного проведения свободного времени  юношей и девушек. Появляются и новые  методы

социальной работы — мобильная социальная работа и  стритверк (социальная работа на улице) . Данные методы

возникли в  США, а затем распространились в  Австрии, Германии, Франции и других странах Европы.

   В США  государственная поддержка осуществляется  только на уровне программ  для самых беднейших слоев 

населения, поэтому  здесь в большей степени развиты  благотворительные начала на уровне неправительственных 

структур. Налоговые  льготы способствуют активному привлечению  бизнеса для реализации социальных программ

и проведения социальной работы.

   В ФРГ  практически вся социальная сфера  регламентируется законом. Здесь  действует свод социального 

законодательства  — Социальный кодекс, объединяющий всю совокупность социальных законов  — от социальной

защиты молодежи до социальной помощи пожилым людям  и нетрудоспособным. Федеральное  законодательство

определяет своеобразную “рамочную” конструкцию, в то время  как конкретное наполнение осуществляется на

уровне земель.

   Разработчики  федеральных законов о социальной  помощи исходили из того, что  в своей жизни человек 

должен полагаться прежде всего на собственные силы. Если это по какой-либо причине не представляется

возможным, то граждане ФРГ, а также иммигранты, переселенцы  и лица, не имеющие гражданства, могут 

воспользоваться правом на получение социальной помощи. При этом в основе оказания социальной помощи лежит 

принцип субсидиарности, включающий среди прочих следующие  аспекты: — получатель социальной помощи в 

процессе его  реинтеграции в общество обязан сам  проявлять активность; — рычаги социальной помощи

включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности  оказания помощи нуждающимся в ней  в сфере 

законодательной, договорной или нравственной.

Информация о работе Социальная работа