Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
Государственное управление во Франции гораздо более децентрализовано, чем во многих странах Европы, и
местные власти пользуются большей самостоятельностью. Законы о децентрализации от 2 марта 1982 г., 7 января
1983 г. и, в
особенности, закон от 22 июля 1983 г.
предусматривают разделение
центральной властью, регионами, департаментами и муниципалитетами (коммунами) . Муниципалитет обладает
значительными политическими, экономическими, социальными и культурными полномочиями, контролируя
создание новых фирм, социальных, учебных и культурных учреждений. Он также ведает сбором местных налогов.
Государство осуществляет только остаточные функции в социальной помощи: берет под свою опеку лиц, ставших
инвалидами, размещает лиц, требующих ухода, в специальные центры и приюты, занимается их социальной
адаптацией и оказывает помощь людям, лишенным жилища, путем выплаты пособий.
Швеция примечательна тем, что эта страна достигла одного из самых высоких уровней жизни в мире.
Социальная политика направлена на уменьшение разницы в заработках, активную борьбу с безработицей с
помощью таких мер, как субсидии для найма рабочей силы и специальные программы создания рабочих мест,
переквалификация, усиление мобильности рабочей силы. Неотъемлемой частью “шведской модели” является
мощная система
социального обеспечения
пенсий, разнообразная помощь инвалидам и существенные материальные пособия семьям, имеющим детей.
Значительна роль профсоюзов, которые объединяют до 80% трудящихся, а в отдельных отраслях — до 95% (6, стр.
149-162) .
Изучение
зарубежного опыта социальной
работы предполагает
можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.) , так и более частные (опрос,
наблюдение, анализ документов и т.д.) методы.
Исторический
метод позволяет сравнить то,
как шел процесс становления
и развития
в тех или иных странах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.
Сравнительный
метод позволяет выделить
общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно (и нужно) выделять
страны капиталистические и некапиталистические (в последнем случае КНР, Вьетнам, КНДР, Кубу, а также
социалистический период развития в нашей стране и в других странах) .
Изучение
опыта социальной работы за
рубежом предполагает также
системам социальной работы, в частности, по роли государства в решении проблем социальной защиты населения.
Именно по этому
признаку ныне различают американскую
(с преобладанием
поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм
помощи и поддержки населения) .
Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или
плановых форм ведения хозяйства. И в этом случае особенно важен опыт как ныне существующих, так и бывших
социалистических стран, в которых весьма существенную роль в социальной поддержке населения играют (или
играли) общественные
фонды потребления, используемые для
обеспечения бесплатного
обслуживания, отдыха и т.д.
Системный
метод позволяет изучать
включающую в себя, такие элементы (компоненты) , как объекты и субъекты, содержание, средства, управление,
функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной
защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь
страноведческого и субъектно-объектного, функционального (т.е. по направлениям) подходов естественна и
неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач
изучения социальной работы.
Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы (и уже используются)
такие формы (и приемы) , как проведение международных конференций, коллоквиумов и семинаров, “круглых
столов” , командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран;
подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий и т.д. В связи с этим можно отметить
развивающиеся контакты ГАСБУ с рядом учебных заведений США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Финляндии, Мальты
и других стран.
Указанные
выше методологические и
понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах
мира. В любом случае этот опыт необходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут
иметь немалое значение для любой страны, в том числе, конечно, и для России (2, стр. 334-335) .
СОЦИАЛЬНАЯ
РАБОТА — профессиональная
социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты,
коррекции и реабилитации.
Термин
С. р. тесно связан с
эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки, то
обостряются проблемы в социальной сфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной
экономики на протяжении
десятилетий создавались и
поддержки людей.
Профессия “социальный
социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной
проблемой в области С. р. является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень
социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества (4, стр.
259) .
В последние
годы в России развертываются
исследования социальной
профессиональной
деятельности, что вызывает насущную
необходимость теоретико-
практики социальной
работы, которая невозможна без осмысления
теоретических проблем
целом; в третьих как научной теории, что выявить с одной стороны в научных кругах потребность в разработке в
сфере социальной работы целостной системы: практика-теория-образование.
Нам представляется
актуальным осуществление на
основе междисциплинарного
многоуровнего анализа социальной работы как общественного феномена, самостоятельной области социального
знания, деятельности и учебной дисциплины.
В этом
случае исходной
исследования, является системное представление об обществе, взаимодействии и взаимозависимости общества и
человека.
Социальная работа, возникнув как общественное явление превратившись затем в определенный социальный
институт, становится объектом познания, проявляющегося на разных уровнях – от обыденного до научно-
теоретического.
В настоящее
время наиболее отчетливо
(на разных
уровнях их проявления) в области
социальной работы. Первый связан
с эмоционально-
объяснением поведения индивида и групп, развитием прежде всего психодинамической модели практики
социальной работы; второй – с ростом влияния социальной работы социологических теорий и развитием
социолого-ориентированных моделей практики социальной работы.
К началу
90-х годов в научной
социальной работы. Они отразили не только результаты научных поисков и исследований крупных ученых разных
школ по проблемам социальной поддержки человека в современном обществе, но и его эволюцию, изменения в
самом содержании и формах социальной деятельности. Исследователи называют 12 таких моделей. Но среди
наиболее близких к социальной работе выделяют 3 основные группы теорий:
Система
социальной работы, в каком бы
аспекте ее ни рассматривать,
всегда представляет собой
систему, самым
тесным образом переплетающуюся
с другими социальными
правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы
социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий
уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной
жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.
Наглядно
взаимодействие социальной
примерно так:
Экономика
Политика
Другие общественные дисциплины
Право
Этика
Экология
Эстетика
Здравоохранение
Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для
познания, и для практической организации, и для повседневного управления социальной работой. Понимание ее
как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных ее
сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном
обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы (2, стр. 24) .
Ведущей
целью социально-
человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена
общества.