Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства

должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального

размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и

пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий

социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

   Государственное  управление во Франции гораздо  более децентрализовано, чем во  многих странах Европы, и 

местные власти пользуются большей самостоятельностью. Законы о децентрализации от 2 марта 1982 г., 7 января

1983 г. и, в  особенности, закон от 22 июля 1983 г.  предусматривают разделение ответственности  между 

центральной властью, регионами, департаментами и муниципалитетами (коммунами) . Муниципалитет обладает

значительными политическими, экономическими, социальными  и культурными полномочиями, контролируя 

создание новых  фирм, социальных, учебных и культурных учреждений. Он также ведает сбором местных налогов.

Государство осуществляет только остаточные функции в социальной помощи: берет под свою опеку лиц, ставших 

инвалидами, размещает  лиц, требующих ухода, в специальные  центры и приюты, занимается их социальной

адаптацией и  оказывает помощь людям, лишенным жилища, путем выплаты пособий.

   Швеция  примечательна тем, что эта  страна достигла одного из  самых высоких уровней жизни  в мире.

Социальная политика направлена на уменьшение разницы в  заработках, активную борьбу с безработицей с 

помощью таких  мер, как субсидии для найма рабочей  силы и специальные программы  создания рабочих мест,

переквалификация, усиление мобильности рабочей силы. Неотъемлемой частью “шведской модели”  является

мощная система  социального обеспечения населения; бесплатное образование, высокий уровень  здравоохранения и 

пенсий, разнообразная  помощь инвалидам и существенные материальные пособия семьям, имеющим  детей.

Значительна роль профсоюзов, которые объединяют до 80% трудящихся, а в отдельных отраслях — до 95% (6, стр.

149-162) .

   Изучение  зарубежного опыта социальной  работы предполагает использование  ряда методов. Среди них 

можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.) , так  и более частные (опрос,

наблюдение, анализ документов и т.д.) методы.

   Исторический  метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления  и развития благотворительности 

в тех или  иных странах, как зарождалась и  развивалась профессиональная социальная работа.

   Сравнительный  метод позволяет выделить объекты  сравнения, в том числе страны  с учетом их уровня 

общественно-политического  и социально-экономического развития. По этому признаку можно (и нужно) выделять

страны капиталистические  и некапиталистические (в последнем  случае КНР, Вьетнам, КНДР, Кубу, а также 

социалистический  период развития в нашей стране и  в других странах) .

   Изучение  опыта социальной работы за  рубежом предполагает также типологию  стран по сложившимся 

системам социальной работы, в частности, по роли государства  в решении проблем социальной защиты населения.

Именно по этому  признаку ныне различают американскую (с преобладанием негосударственных  форм помощи и 

поддержки социально  слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней  государственных форм

помощи и поддержки  населения) .

   Сравнение  социальной работы может быть  также осуществлено с учетом  преобладания рыночных или 

плановых форм ведения хозяйства. И в этом случае особенно важен опыт как ныне существующих, так и бывших

социалистических  стран, в которых весьма существенную роль в социальной поддержке населения  играют (или 

играли) общественные фонды потребления, используемые для  обеспечения бесплатного образования, медицинского

обслуживания, отдыха и т.д.

   Системный  метод позволяет изучать зарубежный  опыт социальной работы как  целостную систему, 

включающую в  себя, такие элементы (компоненты) , как объекты и субъекты, содержание, средства, управление,

функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как  систем социальной

защиты отдельных (или групп) стран в целом, так  и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь 

страноведческого  и субъектно-объектного, функционального (т.е. по направлениям) подходов естественна  и 

неизбежна. В  то же время каждый из них может  преобладать в зависимости от поставленных целей и задач 

изучения социальной работы.

   Практика  показывает, что при изучении  зарубежного опыта могут быть  использованы (и уже используются)

такие формы (и  приемы) , как проведение международных  конференций, коллоквиумов и семинаров, “круглых

столов” , командировки, работа и учеба в социальных учебных  заведениях и социальных службах  зарубежных стран;

подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных  пособий и т.д. В связи с этим можно отметить

развивающиеся контакты ГАСБУ с рядом учебных  заведений США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Финляндии, Мальты

и других стран.

   Указанные  выше методологические и методические  аспекты, на наш взгляд, очень  важны для правильного 

понимания того опыта социальной работы, который  накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах

мира. В любом  случае этот опыт необходимо знать, ибо  его изучение, осмысление и разумная адаптация могут 

иметь немалое  значение для любой страны, в том  числе, конечно, и для России (2, стр. 334-335) .

   СОЦИАЛЬНАЯ  РАБОТА — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, 

социальным группам  в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты,

коррекции и  реабилитации.

   Термин  С. р. тесно связан с функционированием  рыночной экономики, поскольку  достижение ее 

эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки, то

обостряются проблемы в социальной сфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной

экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты  социальной

поддержки людей. Профессия “социальный работник”  относится здесь к числу самых  распространенных, а 

социальные структуры  имеют как государственную, так  и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной

проблемой в  области С. р. является признание  ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень 

социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества (4, стр.

259) .

   В последние  годы в России развертываются  исследования социальной работы  во первых как 

профессиональной  деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического  анализа 

практики социальной работы, которая невозможна без осмысления теоретических проблем социальной работы в 

целом; в третьих  как научной теории, что выявить  с одной стороны в научных  кругах потребность в разработке в 

сфере социальной работы целостной системы: практика-теория-образование.

   Нам представляется  актуальным осуществление на  основе междисциплинарного подхода  многоаспектного, 

многоуровнего анализа социальной работы как общественного  феномена, самостоятельной области  социального 

знания, деятельности и учебной дисциплины.

   В этом  случае исходной методологической  основой которая определяет характер  и направленность 

исследования, является системное представление об обществе, взаимодействии и взаимозависимости  общества и 

человека.

   Социальная  работа, возникнув как общественное  явление превратившись затем  в определенный социальный 

институт, становится объектом познания, проявляющегося на разных уровнях – от обыденного до научно-

теоретического.

   В настоящее  время наиболее отчетливо наблюдаются  два основных аспекта в тенденции  развития знаний 

(на разных  уровнях их проявления) в области  социальной работы. Первый связан  с эмоционально-психологическим 

объяснением поведения  индивида и групп, развитием прежде всего психодинамической модели практики

социальной работы; второй – с ростом влияния социальной работы социологических теорий и  развитием 

социолого-ориентированных  моделей практики социальной работы.

   К началу 90-х годов в научной литературе  обозначилось несколько моделей  теоретического обоснования 

социальной работы. Они отразили не только результаты научных поисков и исследований крупных ученых разных

школ по проблемам  социальной поддержки человека в  современном обществе, но и его  эволюцию, изменения в 

самом содержании и формах социальной деятельности. Исследователи называют 12 таких  моделей. Но среди 

наиболее близких  к социальной работе выделяют 3 основные группы теорий:

   Система  социальной работы, в каком бы  аспекте ее ни рассматривать,  всегда представляет собой открытую 

систему, самым  тесным образом переплетающуюся  с другими социальными системами: экономикой, политикой,

правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием  и т.д. Понимание, видение связей системы 

социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий 

уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр  общественной

жизни, делает людей  людьми в самом высоком смысле этого слова.

   Наглядно  взаимодействие социальной работы  с другими общественными системами  можно представить 

примерно так:

   Экономика

   Политика

   Другие  общественные дисциплины 

   Право

   Этика

   Экология

   Эстетика

   Здравоохранение

   Представление  о социальной работе как о  системе имеет концептуальное, методологическое  значение и для 

познания, и для  практической организации, и для  повседневного управления социальной работой. Понимание ее

как системы  избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных ее

сторон, позволяет  своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном

обслуживании, поднимать  культуру и эффективность социальной работы (2, стр. 24) .

   Ведущей  целью социально-педагогической  работы является социализация  личности, т.е. усвоение 

человеком системы  знаний, норм и ценностей, позволяющих  ему действовать в качестве полноценного члена 

общества.

Информация о работе Социальная работа