Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п
1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87
Приложение Б
Таблица 1 – Механизм реализации программы «Срочная помощь»
№ п/п |
Основные направления |
Цели и задачи |
Формы и способы реализации |
Исполнители |
Психологический блок | ||||
1. |
Индивидуальная |
Определяется психологический статус ребенка |
Тест Векслера, опросник Кеттелла и др., метод социометрии, метод наблюдений |
Психолог воспитатели |
2. |
Разработка индивидуальных программ |
Коррекция эмоционально-волевой коммуникативной сфер несовершеннолетнего, снятие зависимости, расширение поведенческих возможностей, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности |
Тренинги личностного роста, иглотерапия, арттерапия, сказкотерапия, музтерапия, психогимнастика |
Психолог, специалист по социальной работе |
3. |
Профилактика |
Формирование навыков здорового образа жизни |
Проведение бесед, диспутов, знакомство с народными обычаями |
Психолог, воспитатели |
4. |
Работа с родителями |
Приобретение родителями
адекватного понимания особенностей формирование положительного отношения к детям |
Консультации, проведение групповых тренингов, беседы |
Психолог, воспитатели, специалист по социальной работе |
5. |
Работа с воспитателями |
Повышение профессиональных навыков |
Проведение семинаров, изучение специальной литературы |
Психолог, специалисты УСЗН г.-к. Анапа |
6. |
Профориентация |
Помочь несовершеннолетнему в профессиональном Самоопределении |
Методика «Карта интересов», арттерапия |
Психолог |
2. Социально-педагогический блок | ||||
7. |
Нравственное, эстетическое воспитание |
Помочь несовершеннолетнему осознать себя, свои поступки, отношение к окружающему миру. Воспитывать организованность, самодисциплину. Раскрыть творческий потенциал ребенка. Работа кружка «Умелые руки», эстетические беседы, просмотр кинофильмов, народные праздники, конкурсы, экскурсии |
Воспитатели совместно с ЦДТ | |
8. |
Физическое воспитание |
Прививать любовь к спорту |
Проведение спортивных соревнований, праздников, посещение детской спортивной школы, занятия на тренажерах |
Воспитатели |
9. |
Трудовая реабилитация |
Формирование уважения к своему труду и труду других, навыков трудового общения, самообслуживания, навыков труда в домашнем хозяйстве |
Инструктивные занятия по самообслуживанию, благоустройство территории, знакомство с профессиями необходимыми Анапскому району. Включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности в центре и за его пределами (научить девочек ведению мелких ремонтных работ по дому) |
Воспитатели, инструктор по труду |
10. |
Укрепление или восстановление связи со школой |
Создание оптимального режима для приготовления школьных уроков, оказание помощи в выполнении домашних заданий, контроль за посещением школы |
Практическая работа |
Специалист по социальной работе Специалисты УСЗН, РОВД, ОПДН |
11. |
Работа с родителями |
Поддержка воспитательного потенциала и развитие социализирующей функции семьи. Содействие реализации резервов и возможностей семьи, расширение самопомощи |
Социальный патронат неблагополучных семей, консультации психолога и педагогов, оформление информационного стенда, проведение родительских собраний, совместных мероприятий с детьми, организовать кружок «Семейное творчество» |
Воспитатели, психолог, социальный педагог |
12. |
Социально-правовая реабилитация |
Выявление семей «группы риска», Установление причин их неблагополучия, выявление случаев жестокого обращения с детьми, их пресечение, профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Социальный патронат семей, рейды по неблагополучным семьям, консультации родителей. Работа «телефона доверия» по вопросам защиты прав ребенка. Оказание социальной и другой помощи детям и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации |
Специалист по социальной работе Специалисты УСЗН, ОПДН, РОВД |
3. Социально-медицинский блок | ||||
13. |
Медицинская реабилитация |
Медицинское обследование детей
попавших в СРЦ «Радуга», правильная
организация питания, режим дня,
оптимальные санитарно- условия среды обитания. Формирование здорового образа жизни |
Направление на медицинское обследование, контроль за режимом дня и питания. Спортивные мероприятия. Организация отдыха детей в лагерях и санаториях |
Врач центра, Психолог/ воспитатели |
Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку