Теория и практика антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:17, лекция

Описание

В настоящее время основным правовым документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 26 октября 2002 г. Согласно этому Закону «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица предусмотрел следующие процедуры:
• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение

Содержание

Характеристика и основные этапы антикризисного стратегического планирования.
Процедуры банкротства организации. Признаки банкротства организации.

Работа состоит из  1 файл

Теория и практика антикризисного управления.docx

— 210.16 Кб (Скачать документ)

 Участниками собрания кредиторов  без права голоса являются  представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника  имущества должника - унитарного  предприятия, которые вправе выступать  по вопросам повестки собрания  кредиторов.

 Организация и проведение  собрания кредиторов осуществляются  арбитражным управляющим.

 К исключительной компетенции  собрания кредиторов отнесены  важнейшие вопросы, возникающие  в процессе банкротства. В частности,  собрание кредиторов принимает  решение о целесообразности введения  внешнего управления имуществом  должника, о заключении мирового  соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов; о выборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д. (ст.12 Закона).

 

  1. Конкурсное производство как процедура несостоятельности (банкротства).

КП – проц-ра, прим-ая в деле о б-ве к должнику, признанному б-м, в целях соразмерного удовлетворения треб-ий к-в. Вводится на срок до 6 м-цев. Назначается конк-ный упр-ий.

Мероприятия, реал-мые в ходе КП: 1)публикация сообщ-ия о б-ве, 2) вся документация д.б.передана конк-му упр-му, 3)уведомление об увольнении всех раб-в (по ст.ликвидация со всеми компенсациями), 4)инв-ия и оценка им-ва должника, 5)ведение реестра треб-ий к-в, реестр закр-ся ч/з 2 м-ца после публикации, 6)д.б.один р/с должника (остальные закр-ся), 7)утв-ие на собрании к-в положения об органах, порядке и условиях реал-ии им-ва, 8)реал-ия им-ва должника, 9)расчеты с кредиторами согласно реестра (Вне очереди: треб-ия к-в по тек.платежам, к-рые возникли ДО принятия заявления о признании должника б-м; р-ды на проведение мероприятий по недопущению возн-ия техногенных и экологич-х катастроф. Очередность: 1 очередь - треб-ия по тек-м платежам, св-м с суд-ми р-ми, выплатой вознагр-ия арб-му упр-му, 2 очередь – треб-ия по оплате труда, 3 очередь – треб-ия по комм-м платежам, необх-м д/осущ-ия деят-ти, 4 очередь - иные тек.платежи), 10)отчет в а/с. Должник счит-ся ликв-м с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликв-ии по реш-ию суда. Если им-ва не хватило – треб-ия счит-ся удовлетворенными.

Сущность конк-го упр-го: яв-ся рук-лем должника

Ф-ии конк-го упр-го:1) принимает в ведение им-во должника, 2)проведение инв-ии им-ва, 3)привлечение оценщика для оценки им-ва должника, 4)меры по поиску выявлению и возврату им-ва должника, нах-ся у 3х лиц, 5)меры по обесп-ию сохр-ти им-ва должника, 6)уведомление работников должника о предст-м увольнении не позднее чем в теч. месяца с даты введения КП, 7)предъявление дебиторам требования о взыскании зад-ти, 8)заявлять возражения от-но треб-ий кред-в, предъявл-х должнику, 9) ведение реестратреб-ий к-в, 10)передача на хранение док-в должника, подл-х об-му хранению, 11) закл-ие сделок, в совершении к-рых и-ся заинт-ть  только с согласия собрания к-в или комитета к-в.

Полномочия конк-го упр-го: 1)распоряжение им-вом должника, 2)увольнение раб-ков должника, в т.ч. рук-ля должника, 3)заявлять отказ от исполнения д-ров, 4)подача в а/с требований от имени должника о призн-ии недейств-ми сделок.

 

  1. Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства).

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о б-ве к должнику в целях обеспечения сохранности его им-ва, проведения АФХД должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Н вводится по результатам рассм-ия а/судом обоснованности заявления о признании должника банкротом, и д.б. завершено с учетом сроков рассм-ия дела о б-ве.

Арбитражный управляющий – гр-н РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Для Н назначается временный управляющий.

Сущность, ф-ии и полномочия врем.управляющего – не яв-ся рук-лем, наблюдает, предпринимает меры по сохр-ти им-ва должника, проводит АФХД, составляет реестр требований кредиторов и проводит первое собрание кредиторов.

 Полномочия (права) врем.управляющего: 1. Предъявление в а/суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений + треб-ия о применении последствий признания недейств-ти ничтожных сделок. 2. Заявлять возражения отн-но треб-ий кредиторов. 3. Принимать участие в суд-х заседаниях а/с по проверке обоснованности предст-х возражений должника от-но треб-ий кредиторов. 4. Ходатайствовать в а/с о принятии доп.мер по обесп-ию сохр-ти им-ва должника, в т.ч. соверш-ии сделок. 5.Ход-ть в а/с об отстранении рук-ля должника от должности. 6.Получать любую инфу и доки, кас-ся деят-ти должника.   

Мероприятия, реал-ые в ходе Н:                                                                                                                             

1)Публикация  сообщ-ия о б-ве (в «Коммерсанте»), 2)Запрос доков у рук-ля для АФХД, 3)запрос в гос.исполн-ые органы с целью розыска им-ва должника, 4)уведомление всех изв-х кред-в о введении процедуры, 5)ведение реестра требований к-в должника: кредиторы вправе заявиться только через а/с, реестр подлежит закрытию ч/з 30 к.дней со дня публикации сообщения о введении проц-ры Н. Кредиторы, успевшие включиться в реестр до закрытия, и.право голоса на первом собрании к-в. 6) Принятие мер по сохр-ти им-ва должника, 7) АФХД, 8)Проведение первого собрания к-в, на к-ром в т.ч. приним-ся решение о введении след. проц-ры б-ва. 9)Отчет о проделанной работе в а/суд.

 

  1. Упрощенные процедуры банкротства.

Главным преимуществом упрощенной процедуры  банкротства - она начинается непосредственно  с конкурсного производства. Происходит значительное сокращение сроков по сравнению  с обычной процедурой, за счет отсутствия таких этапов как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление.

Упрощенные  процедуры банкротства предусмотрены  Законом о банкротстве для  двух категорий субъектов: ликвидируемого и отсутствующего должника.

Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица. До создания ликвидационной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть подано собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника. Рассмотрев заявление, арбитражный суд принимает решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия у него лицензии арбитражного управляющего. Предусмотрен сокращенный, месячный срок для предъявления требований кредиторами.

Должник считается отсутствующим, если не представляется возможным установить местонахождение должника-гражданина или руководителя должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым и иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые имеют право в месячный срок со дня получения уведомления предъявить свои требования. При обнаружении имущества отсутствующего должника арбитражный суд по ходатайству конкурсного управляющего может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры и о переходе к общим процедурам банкротства. Сумма, вырученная от продажи имущества, направляется на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсного управляющего. После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

Положения о банкротстве отсутствующего должника могут применяться также в  случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет  покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в  течение последних 12 месяцев не проводились  операции по счетам должника, а также  при наличии иных признаков, свидетельствующих  об отсутствии предпринимательской  или иной деятельности должника.

 

  1. Особенности банкротства градообразующих организаций.

Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта. А также организации, численность работников которого превышает 5 000 человек.                                            Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.                  По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том случае, если собрание кредиторов не принимает решение о введении внешнего управления. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами. Поручительство может быть дано Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в лице уполномоченных органов.                        В процессе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для, не менее, чем 50 процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников                    сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых, является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее семидесяти процентов общей суммы выручки. Особенности: 1. при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства.2. Особенностью анализа финн. Деятельности в процедуре наблюденияего является обязательный учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Должна также учитываться возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. 2. финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Но ФО не более 3 лет, а внешнего управления – 21 месяца. В случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.                  под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. В случае неплатежеспособности возникающие при этом отношения должны регулироваться, ФЗ о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. о банкротстве неплатежеспособного банка.                    Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.            Особенностью несостоятельности (банкротства) кредитных организаций является также ограничение процедур банкротства, применяемых к этой категории должников. Арбитражным судом может быть вынесено только решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства или об отказе в признании кредитной организации банкротом.                      Страховой организацией (страховщиком) признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. 1. В дополнение к основному перечню лиц при рассмотрении дела о банкротстве участвует Министерство финансов РФ. 2. продажа предприятия будет производиться только на закрытых торгах т.к. покупателем имущественного комплекса страховой организации должника в силу п.2 статьи 184 Закона о банковской деятельности может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществления соответствующего вида страхования и обладает достаточными активами для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования. При продаже предприятия с закрытых торгов в ходе внешнего управления к покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил. Принятие арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных страховой организацией договоров страхования, по которым не наступил страховой случай и, следовательно, не возникло обязательство по уплате суммы страхового возмещения.

  1. Особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций и субъектов естественных монополий.
  2. Правовой статус должника в отношениях, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства).

Закон о  банкротстве распространяется не на всех субъектов имущественного оборота. Несостоятельными (банкротами) могут  быть признаны:

 все  юридические лица (за исключением  казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных  организаций);

 граждане: а) зарегистрированные в качестве  индивидуального предпринимателя;  б) не зарегистрированные в  качестве индивидуального предпринимателя  (поскольку приведенная норма  противоречит ГК РФ, она будет  введена в действие только  с момента вступления в силу  федерального закона о внесении  соответствующих изменений в  ГК); в) главы крестьянских (фермерских) хозяйств (с 1 января 1995 г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем вследствие самого факта государственной регистрации своего хозяйства.

 Правом  на обращение в арбитражный  суд, как и по ранее действовавшему  закону, с заявлением о признании  должника банкротом наделяется  должник, конкурсные кредиторы,  а также уполномоченные органы (Пенсионный фонд РФ, Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования, Фонд социального  страхования РФ и т.д.). В качестве  кредиторов по денежным обязательствам могут выступать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, ликвидационная комиссия (ликвидатор).

Прежде  всего необходимо отметить, что заявление  о признании несостоятельным (банкротом) должно быть подписано руководителем  юридического лица, однако принятие решения  о ликвидации юридического лица не входит в его компетенцию (так, в  производственном кооперативе решение  этого вопроса относится к  исключительной компетенции общего собрания; государственные или муниципальные  унитарные предприятия могут  быть ликвидированы по решению собственника их имущества и т.д.). Обращению  должника в арбитражный суд должно предшествовать решение органа, уполномоченного  в соответствии с учредительными документами на принятие решения  о его ликвидации, либо решение  органа, уполномоченного собственником  имущества должника - унитарного предприятия, поэтому к заявлению должника необходимо приложить решение соответствующего органа и выписку из учредительного или иного документа, подтверждающую полномочия этого органа на принятие указанного решения. Исключения из общего правила составляют лишь случаи, когда  обращение в арбитражный суд  с заявлением о банкротстве должника - юридического лица является

Информация о работе Теория и практика антикризисного управления