Теория и практика антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:17, лекция

Описание

В настоящее время основным правовым документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 26 октября 2002 г. Согласно этому Закону «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица предусмотрел следующие процедуры:
• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение

Содержание

Характеристика и основные этапы антикризисного стратегического планирования.
Процедуры банкротства организации. Признаки банкротства организации.

Работа состоит из  1 файл

Теория и практика антикризисного управления.docx

— 210.16 Кб (Скачать документ)

 

  1. Мировое соглашение в отношениях несостоятельности (банкротства).

МС – проц-ра, прим-ая в деле о б-ве на любой стадии его рассм-ия в целях прекращения пр-ва по делу о б-ве путем достижения соглашения м/у должником и кредиторами.

Реш-ие о закл-ии МС со стороны кредиторов приним-ся собранием к-в (большинством голосов при условии, что проголосовали все кредиторы по об-вам, обеспеч-м залогом им-ва должника).

Реш-ие о закл-ии МС со стороны должника приним-ся должником-гр-ном или рук-лем должника ю.л., и.о. рук-ля должника, внеш.упр-м или конк-м упр-м.

Доп-ся участие в МС 3х лиц, к-рые принимают на себя права и обяз-ти, им предусм-ые. МС утв-ся а/с, оф-ся определением, односторонний отказ от исполнения вступившего в силу МС не допускается.

МС на этапе Н и ФО: реш-ие приним-ся должником, не подлежит согласованию с врем.(адм.)упр-м. При закл-ии МС, оно распространяется на треб-ия кредиторов, включ-х в реестр треб-ий к-в на дату пров-ия собрания, принявшего решение о закл-ии МС.

МС на этапе ВУ, КП: реш-ие приним-ся внеш.упр-м или конк.упр-м.

МС закл-ся в письм. форме. Подписи сторон – должник: должник или упр-ий, кредиторы: уполномоченный представитель собрания к-в. При наличии 3го лица, оно тоже подп-ет МС.

Содержание МС: 1. Положение о порядке и сроках исп-ия об-в должника в ден.форме. 2.Положения о прекращении об-в (с согласия к-ра) в случае предоставления обмена требования на долю в уставном капитале и т.д. 3.На сумму требований, подл-х погашению, нач-ся % в р-ре ставки реф-ия ЦБ на дату утв-ия МС. С согласия к-в м.б. уст-н иной размер % ставки или ее отмена.

Утверждение МС: Заявление об утв-ии МС предост-ся ва/с внеш.или конк.упр-м не ранее, чем ч/з 5 и не позднее, чем ч/з 10 дней с даты закл-ия МС. Утв-ся а/с только после погашения зад-ти по треб-м к-в 1 и 2 очереди. Утверждение МС а/с яв-ся основанием для прекращения пр-ва по делу о б-ве.

 

  1. Правовой статус кредитора в отношениях, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства).

В соответствии с положениями гражданского законодательства кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить  определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, т.е. лицо, наделенное правом требовать  от должника исполнения его обязанности (ст.307 ГК РФ). Однако участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов  могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

 В  качестве кредиторов по денежным  обязательствам могут выступать  российские и иностранные физические  и юридические лица, а также  Российская Федерация, субъекты  Российской Федерации, муниципальные  образования (п.1 ст.2 ГК РФ).

 Правом  же на подачу заявления кредитора  о признании должника банкротом  обладают только лица, признаваемые  в соответствии с Законом о  банкротстве конкурсными кредиторами.  Конкурсными кредиторами признаются  кредиторы по денежным обязательствам  В отличие от иных кредиторов, конкурсные наделены большим  объемом правомочий. Это выражается, во-первых, в том, что только  конкурсные кредиторы являются  лицами, участвующими в деле о  банкротстве (ст.34 Закона); во-вторых, только конкурсные кредиторы  имеют право обращаться в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом (ст.7); в-третьих,  участниками собрания кредиторов  с правом голоса являются только  конкурсные кредиторы (ст.12).

 Анализ  положений Закона о банкротстве  позволяет классифицировать кредиторов  по их статусу. Так, в зависимости  от суммы требований, признанной  обоснованной, можно выделить крупных  и мелких кредиторов.

. Крупными  являются кредиторы, в силу  объема своих требований имеющие  возможность реально влиять на  положение должника. Это, как правило,  юридические лица.. Мелкие же кредиторы,  несмотря на свою численность,  разобщены и неорганизованны, поэтому не могут в значительной степени воздействовать на положение дел" *(349).

 Еще  одним критерием классификации  может служить то обстоятельство, является или нет кредитор  инициатором процесса банкротства.  На этом основании различают:  кредиторов-заявителей и кредиторов, не инициирующих дело о несостоятельности.

 Кроме  того, в зависимости от порядка  удовлетворения требований различают  очередных и внеочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов  удовлетворяются в порядке установленной  Законом очередности (ст.134). В  свою очередь, внеочередные кредиторы  - это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника. Причем они делятся на внеочередные и послеочередные.

 К  первой группе (внеочередных) требований  относятся: судебные издержки; выплаты  арбитражным управляющим и реестродержателям;  текущие расходы, связанные с  функционированием должника; требования  по обязательствам должника, возникшим  после возбуждения производства  по делу о банкротстве и  до признания должника банкротом;  задолженность по заработной  плате, возникшая после принятия  арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом,  и по оплате труда работников  должника, начисленная за период  конкурсного производства, и т.д.

 Ко  второй группе (послеочередных) требований относятся требования, удовлетворяемые после погашения всех очередных требований. Послеочередными кредиторами являются учредители (участники) юридического лица, а также кредиторы третьей очереди, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов.

 Заявление  кредитора соответствует общим  требованиям, предъявляемым законодателем  к заявлению должника. Право на  обращение в арбитражный суд  возникает у конкурсного кредитора,  уполномоченного органа по истечении  тридцати дней с даты направления  (предъявления к исполнению) исполнительного  документа в службу судебных  приставов и его копии должнику  Интересен тот факт, что в законодательстве  ряда стран Западной Европы (к  примеру, в Великобритании) закреплены  положения, касающиеся классификации  заявлений кредиторов в зависимости  от степени их срочности. Правом  на обращение в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом помимо должника  и конкурсного кредитора обладают  также уполномоченные органы

 

  1. Правовой статус арбитражного управляющего.

Данное лицо должно беспристрастно влиять на процесс банкротства в  интересах как должника, так и  кредитора. Такое положение обеспечивается путем закрепления на законодательном  уровне ряда требований, предъявляемых  к кандидатуре арбитражного управляющего Законом о банкротстве.

 Арбитражным управляющим признается  гражданин РФ, утверждаемый арбитражным  судом для осуществления установленных  законом полномочий в целях  реализации различных процедур  банкротства и являющийся членом  одной из саморегулируемых организаций  (ст.2 Закона).

Арбитражный управляющий  вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

 По общему правилу, арбитражный  управляющий должен иметь высшее  образование, не иметь судимости  за преступления в сфере экономики,  а также за умышленные преступления (п.1 ст.20 Закона). Кроме этого, арбитражный  управляющий должен иметь стаж  руководящей работы не менее  чем 1 год, пройти стажировку  сроком не менее шести месяцев  в качестве помощника арбитражного управляющего, а также сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих.

 Арбитражный управляющий в  ходе всего процесса о банкротстве  должен занимать нейтральную  позицию в отношениях должника  и кредиторов, иными словами, он  не должен иметь заинтересованности  в разрешении дела в пользу  той или иной стороны 

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

 Своеобразным гарантом профессиональной  этики являются ассоциации (профессиональные) арбитражных управляющих, которые  в Законе о банкротстве именуются  саморегулируемыми организациями  арбитражных управляющих (ст.21

 Для осуществления своих  функций арбитражный управляющий  наделен определенными правами  и обязанностями. Он имеет право:  обращаться в арбитражный суд  в случаях, предусмотренных Законом  о банкротстве; привлекать на  договорной основе иных лиц  с оплатой их деятельности  из средств должника; созывать  собрание кредиторов и комитет  кредиторов; получать вознаграждение  и т.д.

 Так, Законом о банкротстве  закреплено право арбитражного  управляющего на вознаграждение  за выполнение им своих полномочий.

 Вознаграждение арбитражного  управляющего за каждый месяц  осуществления им своих полномочий  устанавливается в размере, определяемом  кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом,  и должно составлять не менее  чем десять тысяч рублей.

  К числу обязанностей арбитражного  управляющего Закон о банкротстве  относит, в частности, принятие  мер по защите должника; анализ  его финансовой, хозяйственной, инвестиционной  деятельности, его положения на  товарном рынке; рассмотрение  заявленных требований кредиторов  и т.д.

 Одной из важных обязанностей  арбитражного управляющего с  точки зрения защиты прав и  интересов должника и кредиторов  является ведение реестра требований  кредиторов (п.4 ст.24 Закона). В реестре  должны содержаться сведения  о каждом кредиторе, размере  его требований по денежным  обязательствам и обязательным  платежам, а также об очередности  удовлетворения каждого требования. От полноты, точности и объективности  этих сведений зависят два  важных обстоятельства: во-первых, определение  участников собрания кредиторов, количества голосов конкурсных  кредиторов и, во-вторых, порядок  и очередность удовлетворения  требований кредиторов.

 В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения арбитражным  управляющим своих обязанностей  Закон устанавливает для него  различные правовые последствия  в зависимости от наличия или  отсутствия убытков, причиненных  его действиями или бездействием  для должника или кредиторов.

 

  1. История развития института несостоятельности (банкротства) в России.

Первые  из дошедших до нас нормы, регулировавшие на Руси несостоятельность должника, относятся ко времени Русской Правды (XI век), в статьях 68 и 69 Карамзинского списка которой содержатся правила о персональной ответственности должника, продаже в долговое рабство виновного должника и реструктуризации задолженности в случае невиновного банкротства. 

До революции:

19 декабря 1800 года был принят «Устав о банкротах», фактически разделенный на две части: о купеческой несостоятельности и о вступления дворян в обязательства, а также несостоятельности этих лиц. Таким образом, впервые в российской практике законодатель ввел раздельное регулирование двух видов банкротства:

связанное с ведением предпринимательской деятельности

не связанное 

Банкротом по Уставу признавался тот, «кто не может сполна заплатить своих  долгов». Для признания несостоятельным  предусматривались следующие основания 

собственное признание в суде или  вне суда;

уклонение должника от явки в суд  по предъявленному к нему иску;

фактическая неспособность исполнения решения суда о взыскании задолженности  в месячный срок.

23 июня 1832 года был принят «Устав о торговой несостоятельности». Юридически этот документ заменил собой только первую часть Устава о банкротах 1800 года, то есть регулировал лишь несостоятельность купеческого и мещанского сословия. Должник мог содержаться под стражей до двух лет, а после заключения могло последовать лишение права заниматься торговой деятельностью. Долги взыскивались в течение всего последующей жизни должника.

В случае злонамеренного (умышленного) банкротства, кроме тюремного заключения и распродажи имущества в отношении  должника возбуждалось уголовное.

Вид банкротства определялся собранием  кредиторов. После объявления банкротства  к должнику могла быть применена  одна из двух процедур:

административное управление (опекунское управление) (при возможности покрытия не менее 50 % суммы долга);

конкурсное управление.

После отмены в России в 1917 году в результате социалистической революции частной собственности актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. Однако уже в период НЭПа законодатель возрождает институт. Так, судам, при рассмотрении дел о несостоятельности, приходилось использовать нормы из Устава 1832 года. Во избежание подобных недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 года было введено понятие несостоятельности. При этом, как отмечают специалисты, отсутствовал механизм применения данных норм, из-за чего и позитивных сдвигов особо не наблюдалось. Далее, свертывание НЭПа, реализация социалистических идей и начало в 1928 массовой коллективизации привело к утрате указанными нормами практического значения. За время существования Советского Союза новых норм о банкротстве не принималось.

Информация о работе Теория и практика антикризисного управления