Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:56, дипломная работа
Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Введение 3
1 Экономическая характеристика ОАО «Молокозавод» 6
1.1 Организационно-правовой статус предприятия и структура управления 6
1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия 10
2. Теоретические основы исследования затрат на производство продукции 22
2.1 Сущность и методика анализа издержек предприятия 22
2.2 Классификация затрат на производство продукции предприятия 27
3. Анализ затрат на производство молочной продукции предприятия и пути ее снижения 38
3.1 Анализ себестоимости производимой продукции предприятия 38
3.2 Факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции 43
3.3 Определение резервов снижения себестоимости продукции ОАО «Молокозавод» 50
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы 63
Таблица 1.2. Анализ изменения основных экономических показателей ОАО «Молокозавод» за 2006 - 2008 гг.
Показатели |
2007/2006 гг. |
2008/2007 гг. |
2008/2006 гг. | |||
Абсол |
Относ. % |
Абсол |
Относ. % |
Абсол |
Относ. % | |
Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс.р. |
5660 |
141,5 |
2028 |
110,5 |
7688 |
156,3 |
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс.р. |
3564 |
128,1 |
2470 |
115,2 |
6034 |
147,5 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, коп. |
-9 |
90,3 |
4 |
104,8 |
-5 |
94,6 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
6 |
114,3 |
2 |
104,2 |
8 |
119,0 |
Производительность труда 1 работника, тыс.р. |
77,3 |
123,8 |
24,5 |
106,1 |
101,8 |
131,3 |
Фонд оплаты труда, тыс.р. |
596 |
230,4 |
382 |
136,3 |
978 |
314,0 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника,р. |
921 |
201,5 |
1564 |
130,9 |
2485 |
263,7 |
Остаточная стоимость основных фондов, тыс.р. |
219 |
122,0 |
234 |
119,3 |
453 |
145,6 |
Фондоотдача,р. |
4,44 |
146,1 |
-4,68 |
66,8 |
-0,24 |
97,5 |
Балансовая прибыль, тыс.р. |
1141 |
5333,3 |
-457 |
59,2 |
684 |
3157,1 |
Чистая прибыль, тыс.р. |
719 |
-257 |
64,3 |
462 |
||
Прибыль от реализации, тыс.р. |
1261 |
1485,7 |
-718 |
46,9 |
543 |
696,7 |
Рентабельность продаж,% |
6,34 |
1060,6 |
-4,03 |
42,4 |
2,31 |
450 |
Среднесписочная численность персонала ОАО «Молокозавод» в рассматриваемом периоде имела тенденцию к увеличению. За три года численность персонала увеличилась на 8 человек.
Среднегодовая производительность труда увеличилась, и в 2008 году рост данного показателя составил 101,8 тыс.р., рост составил 131,3%.
Стабильными темпами происходит увеличение фонда оплаты труда. Рост этого показателя в 2008 году составил 978 тыс.р. или 314% по сравнению с 2006 годом, а среднемесячная заработная плата на 1 работника увеличилась в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 2485р. или на 263,7%.
Среднегодовая стоимость основных средств имеет тенденцию к увеличению. Так в 2008 году среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась по сравнению с 2006 годом на 453 тыс.р. или на 145,6%.
Важный показатель использования основных средств - фондоотдача в 2007 году увеличился на 4,44 тыс.р. или на 146,1% по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году по сравнению с 2006 годом уменьшился на 0,24 тыс.р.
В изучаемом периоде наблюдаем повышение прибыли и рентабельности. Однако повышение этих показателей произошло в 2007 году и в 2008 году по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом показатели прибыли и рентабельности уменьшились.
На основе изученных
показателей можно сделать
Основной задачей
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеет анализ объема производства и реализации продукции.
ОАО «Молокозавод» специализируется на выпуске пищевых продуктов на основе молочной продукции.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.
Проведем анализ выпуска и реализации продукции ОАО «Молокозавод» в табл. 1.3. Из таблицы видно, что объем производства продукции в 2007 году увеличился на 178%, т.е. почти в два раза в сравнении с 2006 годом. А в 2008 году уменьшился на 25,4%.
Года |
Объем производства продукции, тыс. р. |
Темпы роста,% |
Объем реализации, тыс. р. |
Темпы роста,% | ||
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные | |||
2006 |
9584 |
100 |
100 |
9348 |
100 |
100 |
2007 |
17080 |
178,2 |
178,2 |
16705 |
178,7 |
178,7 |
2008 |
13620 |
142,1 |
79,7 |
13258 |
141,8 |
79,4 |
Также видно, что объем реализации продукции в 2008 году уменьшился на 26% в сравнении с 2007 годом, а в сравнении с 2006 годом увеличился на 41,8%.
Изобразим графически динамику производства и реализации продукции ОАО «Молокозавод» на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Динамика производства и реализации продукции ОАО «Молокозавод»
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает ассортимент выпускаемой продукции. Ассортимент на ОАО «Молокозавод» формируется с учетом потребностей потребителей. Проведем анализ реализации по ассортименту в табл. 1.4.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Выручка от реализации своей продукции всего, в том числе: |
9348 |
16705 |
13258 |
Молока |
1932 |
5928 |
3016 |
Масла фасованного |
5042 |
5977 |
6584 |
Творога |
69 |
664 |
998 |
Сметаны |
313,1 |
996,8 |
885 |
Кефира |
113,9 |
100,2 |
273 |
Масла монолит |
1878 |
3039 |
1502 |
Объем реализации молока за 2008 год увеличился в 3,4 раза в сравнении с 2006 годом. Также увеличился объем реализации сметаны - в 2,8 раза, кефира - в 2,4 раза, творога - в 14,5 раз.
Как видно из таблицы увеличение объема реализации по одним видам ведет к сокращению реализации по другим видам продукции.
В целом за анализируемый период видно, что выручка от реализации всей продукции в 2007 году увеличилась на 7357 тыс.р. в сравнении с 2006 годом. А в 2008 году уменьшилась в сравнении с 2007 годом на 3447 тыс.р.
Одним из важнейших факторов
повышения эффективности
Основными средствами называют ту часть капитала предприятия, которая переносит свою стоимость на стоимость продукции по частям, в течении нескольких производственных циклов.
Анализ начинают с изучения динамики стоимости основных средств, затем изучают динамику структуры и движения основных производственных фондов.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Изменения (+,-) | ||
2007/ 2006 гг. |
2008/ 2007 гг. |
2008/ 2006 гг. | ||||
Здания |
977 |
1014 |
1311 |
37 |
297 |
334 |
Сооружения |
239 |
239 |
239 |
- |
- |
- |
Машины и оборудование |
823 |
987 |
1038 |
164 |
51 |
215 |
Транспортные средства |
103 |
245 |
245 |
142 |
- |
142 |
Другие виды основных средств |
79 |
92 |
154 |
13 |
62 |
75 |
Итого |
2221 |
2577 |
2987 |
356 |
410 |
766 |
Как свидетельствуют данные табл. 1.5 наблюдается увеличение стоимости основных средств за трехлетний период на 766 тыс.р. или на 34%. Наибольший удельный вес в составе основных средств составляют здания и машины с оборудованием. В 2007 году было приобретено дополнительно оборудования на 164 тыс.р., в 2008 году - на 51 тыс.р., так как в связи с освоением выпуска новых видов молочной продукции, а также с износом старых основных средств, предприятие нуждалось в дополнительном оборудовании. В силу расширения производства и увеличение реализации произведенной скоропортящейся продукции возникла необходимость расширения сферы сбыта, диктуя тем самым необходимость в дополнительных транспортных средствах. За 2007 год их было приобретено на 142 тыс.р.
Большое значение имеет анализ движения и технического состояния основных производственных фондов. Для этого рассчитываются коэффициенты износа, выбытия и обновления основных фондов. Важнейшими показателями эффективного использования основных фондов являются фондоемкость и фондоотдача.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Исходные: |
|||
Стоимость основных средств, остаточная |
994 |
1213 |
1447 |
Стоимость основных средств, первоначальная |
2221 |
2577 |
2987 |
Стоимость активной части основных средств |
926 |
1232 |
1283 |
Начисленный износ |
1227 |
1364 |
1540 |
Начисленный износ активной части основных средств |
782 |
898 |
1031 |
Стоимость поступивших основных средств |
24 |
356 |
432 |
Стоимость основных средств на конец года |
2221 |
2577 |
2987 |
Стоимость выбывших основных средств |
2 |
- |
18 |
Стоимость основных средств на начало года |
2199 |
2221 |
2577 |
Объем продукции |
9584 |
17080 |
13620 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
42 |
48 |
50 |
Расчетные, % |
|||
Доля активной части основных средств, % |
41,7 |
47,8 |
42,9 |
Коэффициент износа всех основ. средств |
0,55 |
0,53 |
0,52 |
Коэффициент износа активной части основных средств |
0,84 |
0,73 |
0,80 |
Коэффициент обновления |
0,01 |
0,14 |
0,14 |
Коэффициент выбытия |
0,001 |
- |
0,006 |
Фондоотдача, р./р |
9,64 |
14,08 |
9,4 |
Фондовооруженность, тыс. р./чел. |
23,6 |
25,3 |
28,9 |
Информация о работе Анализ затрат на производство молочной продукции