Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа
Тема данной курсовой работы является одной из ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации, поскольку именно с проверки кассовых операций целесообразно начинать аудиторскую проверку. Для осуществления производственной деятельности каждому предприятию необходимы денежные средства. Именно организация бухгалтерского учета кассовых операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации и улучшение ее финансового состояния.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Методология аудита в российских и международных стандартах 5
1.1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации 5
1.2. Международные стандарты аудита, проблемы их внедрения в российскую аудиторскую практику 8
1.3. Экономическая сущность учета денежных средств в кассе и основные проблемы по формированию отчетной информации о состоянии и движении денежных средств 13
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Кузнецовский комбинат» 19
2.1. Местоположение ЗАО «Кузнецовский комбинат» и организационная структура 19
2.2. Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности ЗАО «Кузнецовский комбинат» 24
2.3. Анализ состояния и использования денежных средств в кассе в ЗАО «Кузнецовский комбинат» 27
2.4. Организация учетной работы ЗАО «Кузнецовский комбинат» 31
Глава 3. Организация предплановых мероприятий 35
3.1. Существенность в аудите. Расчет уровня существенности 35
3.2.Система рисков аудита. Расчет уровней риска в аудите 38
3.3. Выборка в аудите. Расчет объема выборочных совокупностей 43
3.4. Составление плана аудита 47
3.5. Составление программы аудита 51
ГЛАВА 4. Аудит кассовых операций 54
4.1. Аудит системы внутреннего контроля 54
4.2. Аудиторские процедуры по существу 56
4.3. Влияние установленных ошибок при ведении бухгалтерского учета выбранного объекта на показатели финансовой отчетности 62
Выводы и предложения 68
Список использованной литературы 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Международные стандарты аудита существенно влияют на российскую аудиторскую практику. Развитие аудита в Российской Федерации и за рубежом показывает, что к аудиторам со стороны пользователей предъявляются весьма высокие требования. Связано это с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора и качеству его работы.
Аудиторские
организации России в достаточной
степени укрепили свои позиции. Однако
для повышения
Известно, что страны с достаточно высоким уровнем развития аудита - Канада, Великобритания, Ирландия, США - лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в число которых входят Австралия, Бразилия, Индия и Голландия, используют их для разработки национальных стандартов аудита. Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита, такие, как Малайзия, Нигерия и другие, применяют международные стандарты аудита в качестве национальных. Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.
В
октябре 2000г. при участии Международного
центра по реформе систем бухгалтерского
учета вышел в свет первый официальный
перевод международных
Следует обратить внимание на несколько необычное двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной стороны, это связано с тем, что документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в развитых странах либо принятых профессиональными международными.
Российская экономика нуждается в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.
Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном "подтверждении достоверности". К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы принять решение об инвестировании.[38]
Ключевой
проблемой при внедрении
В отличие от государственных органов общественные организации аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов. Решился бы и вопрос финансирования таких проверок, например, за счет членских взносов участников объединений. Квалифицированные специалисты, разбирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недостаточно строгими. В настоящее время в России существует большое количество профессиональных объединений, конкурирующих между собой за приток новых членов и поступление от них членских взносов и объективно не заинтересованных в том, чтобы отпугивать специалистов и аудиторские организации строгими требованиями. Кроме того, некоторые аудиторы опасаются, что пришедшие к ним с проверкой коллеги из другой аудиторской фирмы могут переманивать клиентов, заимствовать методические секреты и «ноу-хау», постараются убрать конкурента, ложно обвинив его в низком качестве аудита [34].
Н.А. Ремизов считает, что в нашей стране пока не сложилась стройная система контроля качества аудита. Им приведен интересный пример о результате проверки осенью 2000г. Московским представительством Всемирного банка нескольких десятков аудиторских фирм, пожелавших получить право аудировать проекты Всемирного банка России, на предмет соответствия их работы международным стандартам аудита. Проверку проводили независимые иностранные и аттестованные на западе российские специалисты. Проверке подлежали рабочие аудиторские файлы, внутренние инструкции и процедуры, соблюдение этих инструкций и процедур. Программу проверки и состав проверяемых документов до начала работы проверяемым не сообщали. ИТАР-ТАСС обнародовало 2 ноября 2000г. наименования фирм, которые прошли проверку. Это оказались пять российских фирм, входящих в "большую пятерку", и шесть российских чисто аудиторских фирм. Прошла проверку меньшая часть претендентов. Среди отсеянных организаций было много известных аудиторских фирм, которые на протяжении последних лет заявляли о полном соответствии своей работы МСА. Нетрудно предположить, что среди нескольких тысяч лицензированных российских фирм и индивидуалов очень мал процент тех, кто работает по стандартам [30].
Одна из проблем, связанных с внедрением международных стандартов аудита в российскую практику, заключается в том, что российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита; далеко не все российские аудиторы хорошо знакомы даже с отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, хотя они опубликованы на русском языке и не раз комментировались специалистами.
На
современном этапе развития аудита
в его результатах
В процессе хозяйственной деятельности организации вступают в хозяйственные связи с юридическими и физическими лицами (поставщиками материалов, покупателями продукции или потребителями услуг) и находятся с ними в отчетных отношениях. Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойное снабжение, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Четкая организация учета денежных средств способствует ускорению оборачиваемости денежных средств, обеспечению своевременности расчетов организации и исполнению договорной дисциплины, поэтому основными задачами учета денежных средств являются:
Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.[22]. Для осуществления расчетов наличными в организациях имеется касса.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней включая день получения денег в банке.
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.
Несмотря на многообразие кассовых операций их можно разделить на 2 группы:
Для
оформления кассовых операций используются
унифицированные формы
Приходным кассовым ордером оформляется поступление наличных денежных средств в кассу предприятия. Расходным кассовым ордером оформляют выдачу наличных денежных средств из кассы. К расходному кассовому ордеру должны быть приложены документы, подтверждающие законность и целесообразность расхода наличных денежных средств. В журнале регистрации и расходных кассовых документов кассовые документы регистрируются по их порядковым номерам в хронологическом порядке с начала года.
Кассовая книга применяется для учета поступления и выдачи наличных денежных средств из кассы. Записи ведутся в двух экземплярах. Второй служит отчетом кассира.
Таким образом, состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т. д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими. Документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, помимо выше перечисленных являются: журнал регистрации выданных доверенностей; журнал регистрации депонентов; журнал регистрации платежных ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.
Для учета наличия и движения денежных средств используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денежных средств в организации на начало месяца; оборот по дебету – поступившие наличными в кассу, а по кредиту – суммы, выданные наличными.
Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности: главная книга; журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства); регистры синтетического учета кассовых операций по счету 50 (при иных формах счетоводства); бухгалтерский баланс (ф. № 1); отчет о движении денежных средств (ф. № 4).